Реформа образования России 2022 года

Данная программа была представлена на форуме "Национальная социальная инициатива"

На мой взгляд оптимальный вариант - это ГОСЗАКАЗ в образовании. Т.е. цели и задачи воспитания и обучения ориентируются на то, какой гражданин будет ценен для страны (не имеет ничего общего с существующим понятием ГОСЗАКАЗА и тендерами).

Сейчас существуют "целевые ориентиры", но к сожалению некоторые родители стараются внести свои коррективы в образование. Это недопустимо. Родители могут вносить свои коррективы, но это должно быть организованно по принципу данной площадки.

А именно:

1) Иметь высокий уровень умственной деятельности и гибкий ум (а не натасканный на ЕГЭ и другие виды тестирования)

2) Иметь хорошо развитые память, воображение, мышление, конструктивные и изобретательские способности

3) Талантливый (поддержка природных талантов)

4) Патриот до мозга костей (прошу прощения, но другой фразой сложно передать, что я имею ввиду)



5) Физически развитый, здоровый и активный

6) Трудолюбивый и умеющий доводить дела до конца

7) С чёткой жизненной позицией и поставленной речью

Мои предложения:

1) Урок теории + урок практики (чем больше практики, тем лучше, при этом у каждого ребёнка должен быть свой темп).

- проектная деятельность - хорошая идея, но часто проекты делаются родителями без участия детей, тут нужно менять эту тенденцию. И дать распоряжение конструктивной критики проектов. Не должно быть ситуаций, когда ребенку говорят "У тебя не получилось". Необходимо указать что получилось, а что требует доработки.

- конкурсы, в которых участвуют дети, так же должны быть свободны от активной помощи взрослых. Если вся семья работает над проектами, то и конкурс должен называться семейным и иметь отдельную оценку.

2) Отмена ЕГЭ и ОГЭ

Ввод новых государственных экзаменов для школ, лицеев и гимназий (с соответствующим уровнем) с гибкой системой оценки.

- если ребенок набирает мало баллов (меньше 30 из 100), это не подвергается критике и осуждению, никто не лишает аттестата. Даётся второй шанс в течении лета сдать с лучшим результатом. Если все таки не получилось ребенок отправляется получать профессию, где нужен физический труд. Не устраивает и это, тогда в следующем году можешь попытаться снова. Если уж и в третий раз не получилось, тогда все таки ручной труд.

- если ребенок набирает высокий балл (более 80), то может вступить в соревнование за государственные гранты и получить бонус: например, первоочередность при поступлении в ВУЗ.

- если ребенок набрал максимум баллов (100 из 100), то он может рассчитывать на государственную службу с большой заработной платой
3) Гуманная педагогика. Педагогика в России должна основываться на трех постулатах: любовь к детям, взаимное уважение и поощрение инициатив (данное направление можно развивать на основе, например, педагогики Шалвы Амонашвили).

4) Кружки и секции для развития науки в России (изобретательские, компьютерные и кружки моделирования бесплатно)

5) Технологии ТРИЗ и им подобные (меньше готовых знаний, больше креативных задач и нестандартных решений)

6) Поддержка талантов каждого ребенка. На мой взгляд это можно реализовать с помощью психологов, которые ориентируясь на государственные методики будут определять задатки ребёнка. Каждый ребенок приходит на Землю со своей миссией, если ориентироваться на его способности и задатки (а они есть абсолютно у всех), то мы получим и новых Энштейнов и новых Гагариных.

В новом ФГОС 2021 года есть ориентиры на развитие тех навыков, которые у ребенка в задатках и учет особенностей развития (т.е. если в детском саду воспитатель понимает после беседы с родителями или после собственных наблюдений, что воспитанник любит конструировать, то он должен делать на этом акцент в образовательной работе). Но это совсем не значит, что ребёнок должен только, например, днями и ночами рисовать или строить из конструктора. Если ребёнок хорошо рисует, дайте ему дополнительный листок на занятии, пусть развивает фантазию и нарисует то, что хочет. И уж точно нельзя детям позволять нарушать режимные процессы. Например: идёт занятие по развитию речи, а малыш требует дать ему пластилин, это лучше отложить до удобного момента.

Например, учительница начальных классов моей старшей дочери говорила на собрании "Теперь у нас новые требования в образовании. И если ребенок слушает меня стоя на одной ноге и лежа головой на парте, я должна продолжить объяснение, значит он так воспринимает информацию". Но, я считаю, это недопустимо. Дети без должной дисциплины рисуют очень мрачные картины будущего. Я сторонник гуманной педагогики и, уверяю вас, для меня дисциплина не является насилием (в книге М.Маршала "Дисциплина без стресса" описывается четкая модель организации дисциплины в образовательном учреждении).

7) Патриотизм должен стать не навязанной любовью, а гордостью и истинной любовью к своей Родине. Для этого не нужно заставлять детей петь гимны, целовать флаг или любить президента. Нужно начать с истории и знакомить детей с фактами, от которых появляются мурашки по телу и гордость за предков. Смотреть на уроках истории фильмы о ВОВ. И чем дети старше, тем можно показывать более страшные реалии войны. Чтобы помнили, чтили подвиг предков и противостоянии попыткам развязывать новые войны.

Для малышей можно выпустить детский прообраз России-медведя и сделать его самой желанной игрушкой. Снять про него мультфильм, где он защищает маленьких и незаслуженно обиженных.

ПРИМЕЧАНИЕ: в соцсети тик ток есть блог "История от первого лица", есть одноимённый проект А. Кончаловского с интервью очевидцев исторических событий. Их и подобные проекты нужно объединить и внедрять в школы и адаптировано в детские сады.

Военные зарницы должны готовить детские военные педагоги (военруки).

8) Физическое развитие и ЗОЖ так же должны ориентироваться на патриотизм. Эталоном могут стать русский богатырь и русская красавица (только не нужно старых "засмотренных до дыр" мультиков, создайте новые мультфильмы, основанные на исторических событиях, снимите новые сказки РОУ, ведь литературных произведений, которые еще не были экранизированы, хватает). Наши предки ориентировались на натуральность питания. Богатыри были небывалой силы, а девушки славились красотой и преданностью мужу. Проще говоря, нужно убедить детей и население в целом: "Модно быть русским" (соответствующий проект есть у меня в новой соцсети ЯРУС)

9) Трудовое воспитание. Трудолюбие следует развивать не только в школах и детских садах, но и вести просветительскую деятельность среди родителей на тему "Каким образом и как правильно приучать ребёнка к труду"

10) Грамотность и красноречие. Как ребенок, имеющий гениальные идеи, донесет их до общества? Я считаю необходимо вернуть уроки чистописания, а русский язык должен иметь не только письменные формы уроков, но и практику в языке. Такие занятия можно назвать Культура речи.

11) Особая программа для детей с ОВЗ. Доступная среда хорошо, но инклюзивное образование требует таких вложений и такой подготовки кадров, которую в России мы достигнем ещё не скоро, если вообще достигнем. На мой взгляд нельзя в одной группе или в одном классе соединять и деток с особенностями развития, и без них. Почему? Потому что это ещё больше усугубляет мысли особенных ребят о том, что они не такие как все. Педагогу приходиться отдельно обучаться обращению и обучению таких малышей. Есть на это время и средства? Не уверена.

Например: в детском саду дети набираются в группу к воспитателю на 4-5 лет. В списке есть 1 глухонемой ребенок, 1 ребенок с ДЦП и 2 ребенка с СДВГ(хотя последний случай не относятся к ОВЗ, но тоже требует особого подхода), а так же 25 детей без особенностей развития. Значит ли это, что педагог летом до набора группы в срочном порядке будет проходить курсы повышения квалификации по каждому случаю. Нет. Скорее всего будут проводиться общие занятия, на которых особенный ребенок может чувствовать себя ущербно. Не надо экономить на специалистах.

Выход есть: создание малых инклюзивных групп (5-6 человек), проведение совместных мероприятий и праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей без особенностей. Запуск передач и новостей про таких деток. До людей нужно доносить, что человек с особенностями развития такой же как они, его внешность, голос, манера передвигаться не важна вообще. Нельзя у детей провоцировать жалость или отвращение, делать акцент на негативных особенностях. А вот давать подсказки по взаимному времяпрепровождению и играм необходимо.

Могут ли эти дети участвовать в ГОСЗАКАЗЕ? Да, могут и должны. Ребенок не видит и не слышит, но он умеет работать руками и в ловкости ему может позавидовать рядовой школьник. Развиваем. Или ребенок колясочник и он не желает быть "паралимпийцем", но ум у него работает на 150%. Входит такой ребенок в ГОСЗАКАЗ. Да!

Просто необходимы адаптированные программы и тесное общение с рядовыми школьниками и воспитанниками детских садов, а не совмещение. Не надо экономить на специалистах для ребят с ОВЗ.
12) Упрощение системы документации (одна из основных проблем, для которой у меня есть конкретные предложения и решения). Я работаю в дошкольной организации ,а значит могу говорить только за воспитателей (но думаю в школьном секторе похожие проблемы и задачи): планирование, заполнение педагогических, психологических карт и другой документации отнимают слишком много времени.

За время написания плана я бы смогла освоить новую методику или повысить свой уровень педагогического мастерства, изучив новые идеи и системы работы с детьми.

Ведь по планированию есть литература с готовыми планами. Может быть их сделать общими для всей страны, разработанные и утвержденные департаментом образования РФ, чтобы педагог мог только подставлять даты, а остальное время тратил на работу с детьми, родителями, самообразование и подготовку к мероприятиям (в том числе по обмену практическим опытом).

Родителей сейчас необходимо обучать общению с детьми, давать советы, как учить ребёнка учиться, как с ним играть, как проводить время, как выражать любовь, как вести себя при ребенке. Иначе мы скоро столкнёмся с сильным распространением псевдоаутизма у детей и полной отстраненностью родителей. Как следствие неуправляемым обществом людей, готовых на любые аморальные действия. Именно поэтому необходимо освободить время педагогу.
Можно перевести планы в электронный формат. Создать портал для воспитателей детских садов и, возможно, школ, который позволит пользоваться готовыми планами сразу с сайта даже с помощью телефона.

Вместо огромного объема документации по планам-конспектам - готовые методички с чётким проведением занятия и вариативной частью.
В прикрепленной презентации вы можете ознакомиться подробнее с этой идеей.

Есть ещё одна методика написания планов, освещенная Галиной Бревде. Планирование на карточках. Т.е. воспитатель пишет кратко план одного дня на одной карточке. Эту карточку он может взять и на прогулку, и положить на стол, и повесить на доску, чтобы ничего не упустить. И любая проверяющая комиссия сможет наглядно увидеть, чем занимается педагог с детьми в течении дня.

В самом конце моей идеи хочу уточнить, я не собираюсь полностью менять современные образовательные стандарты. Многое было улучшено и работает хорошо. Например, в дошкольной педагогике ориентиры были передвинуты на игру и это здорово.

Еще раз повторюсь, главное сохранять здравый смысл в образовании и не допускать перехода ко вседозволенности, без рамок морали и достойного поведения. Тогда мы сможем создать общество основанное на добре, взаимопомощи и интеллекте.

Если многие мои идеи будут реализованы, педагогика РФ приобретёт новый виток, где учитель-ученик-родители полноправные участники педагогического процесса, у которых есть права и обязанности.

Дети получат уважение учителей, воспитателей и интерес к их идеям.

Педагоги получат продуктивное взаимодействие с родителями и уважительное отношение детей.

Родители научатся доверять педагогам и вести с ними конструктивные взаимодействия по повышению образовательного уровня российских учебных и воспитательных учреждений.

А Россия станет сильной страной, состоящей из талантливых учёных, трудолюбивых рабочих и специалистов высокого уровня, которые будут улучшать свою сферу с каждым годом все больше.

1) Реформа образования без ориентировки на западные упрощённые системы. Мы должны собрать все самое лучшее с советских времен и адаптировать толковые мировые идеи в педагогике. Если говорить о мировых тенденциях, например, от еврейской педагогики мы бы могли взять идею положительной оценки деятельности ребенка и концентрации на достижениях, а не на том ,что он сделал не так.

2) Организация взаимодействия с узкими специалистами

3) Просветительская деятельность для участников педагогического процесса и освещение в СМИ.


Рецензии