Марк Белодубровский - композитор, педагог

Марк Ефимович Белодубровский (23 июня 1941, Брянск) — советский и российский композитор, скрипач, педагог, искусствовед. Создатель и руководитель Фестиваля современного искусства имени Николая Рославца и Наума Габо (Брянск; с 1986). Популяризатор творчества Николая Рославца.


Содержание
1 Биография
2 Творчество
3 Скрипичный репертуар
4 Основные сочинения
5 Участие в творческих и общественных организациях
6 Библиография
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки


Биография

Марк Белодубровский родился в семье музыкантов в городе Брянске Орловской области 23 июня 1941 года — на следующий день после начала Второй мировой войны на территории СССР[1].

В 1947 году в шестилетнем возрасте начал обучение игре на скрипке у своей матери Александры Васильевны Белодубровской. В 1960 году окончил специальную музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории (в которой обучался с 1954 года) по классу скрипки профессора Вениамина Шера и, впоследствии, по классу композиции Сергея Вольфензона. С 1960 года учился и в 1965 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу скрипки профессора Вениамина Шера и Марка Комиссарова, в 1966 году завершил обучение по классу композиции профессора Ореста Евлахова[1].

С 1965 года — солист Брянской областной филармонии (скрипка), руководитель и участник струнного квартета (Марк Белодубровский — первая скрипка; Александр Симонов — вторая скрипка; Игорь Дубинин — альт; Николай Ковальчук — виолончель) и фортепианного трио (Людмила Северина — фортепиано; Марк Белодубровский — скрипка; Юрий Кравченко — виолончель). В том же году начал преподавать в Брянском областном музыкальном училище по классу скрипки, камерного ансамбля и теоретических дисциплин[1].

В 1972 году организовал брянский городской клуб искусств «Аподион», президентом которого является по сей день[1].

В 1986 году Белодубровский стал организатором и художественным руководителем ежегодного Фестиваля современного искусства имени Николая Рославца и Наума Габо (Брянск)[1].

В 1988—1989 годах активно популяризовал творчество Николая Рославца, организовав концерты его музыки в Москве и опубликовав несколько статей о жизни и творчестве Рославца в журналах «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь»[1].

В 1991—1999 годах как композитор и скрипач принимал участие в фестивалях современной музыки «Помощь Петербургу» (Финляндия), «Московская осень», «Альтернатива» (Москва), «От авангарда до наших дней», «Сергей Осколков и его друзья» (Санкт-Петербург; ежегодно участвует с 1997 года), «Неделя музыки Габриэля Форе» (Санкт-Петербург), «Концерты новой музыки» (Нью-Йорк)[1].

В 1998 году Белодубровский был назначен полномочным представителем Союза композиторов России — руководителем Представительства в Брянске[1].

В 1997—1999 годах выступал как композитор и скрипач в Германии и Швейцарии. В 1998 году Белодубровский стал составителем и одним из авторов книги «Русский авангард и Брянщина»[1].

В 2001 году в Нью-Йорке прошла премьера «4 стихотворений И. Эйхендорфа» для скрипки соло авторства Марка Белодубровского. В том же году в городе Винтертур (Швейцария) состоялся концерт Белодубровского, в программе которого присутствовала «Поэма» Николая Рославца[1].

В 2002 году на Фестивале современного искусства имени Николая Рославца и Наума Габо состоялась премьера Второй камерной симфонии Николая Рославца, найденной Белодубровским[1].

Творчество
Как композитор занимается камерно-инструментальной и вокальной музыкой, совмещая в своих сочинениях традиционный музыкальный язык и современные техники письма[2].

Скрипичный репертуар
Сонаты и скрипичные миниатюры Баха, Генделя, Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Люлли и Боккерини, Мендельсона, Вагнера, Брамса, Чайковского, Мусоргского, Свенсена, Данкля, Годовского, Фибиха, Форе, Дебюсси, Крейслера, Сарасате, Монти, Гершвина, Понсе, Онеггера, Мийо, Пуленка, Копленда, Хиндемита, Бартока, Веберна, Прокофьева, Шостаковича, Рославца, Лурье, Пендерецкого, Ксенакиса, Шнитке, Фиртича, Осколкова, Белодубровского[1].

Основные сочинения
Скрипичный концерт[1]
Камерная опера «Николай»[2]
Кантаты «Ты в сердце, Отчизна», «Ты гори, невидимое пламя» (стихи Ольги Седаковой)[1][2]
Хоровые сюиты и хоры на стихи Фёдора Тютчева, Эдуардаса Межелайтиса, Поля Верлена, Даниила Андреева, Виктории Андреевой[1]
Романсы и песни на народные тексты, на стихи Гавриила Державина, Александра Пушкина, Фёдора Тютчева, Петефи, Велимира Хлебникова, Ильи Сельвинского[1]
10 фресок для квартета электронных баянов[1][2]
«15 песен и танцев» (сюита для струнного квартета на народные темы)[1][2]
«Звери св. Антония» для квартета мессиановского состава[2]
«In memoriam» для квинтета[2]
Концерт для двух фортепиано[1][2]
Две сонаты для скрипки и фортепиано[1]
4 трансформации (посвящение Михаилу Шемякину)[1]
«4 стихотворения Й. Эйхендорфа»[1]
Прелюдия и токката для скрипки соло[1][2]
Музыка для театра кукол и музыкально-драматических постановок[1]
Участие в творческих и общественных организациях
Член Союза композиторов России (с 1972)[1]
Заслуженный работник культуры РСФСР (1984)[1]

Библиография
Книги
Статьи
Интервью
Примечания
 Белодубровский Марк Ефимович. Брянский край: Краеведческий информационно-справочный портал. Дата обращения: 7 ноября 2015.
 Марк Ефимович Белодубровский. Союз московских композиторов. Дата обращения: 8 ноября 2015.

Литература
Ривкинд Т. «Аподион» — клуб для всех // ОНМЦ НТ и КПР. — Брянск, 1981. — С. 1-12.
«Аподион» // Брянский рабочий. — 1983. — 18 июля (№ 142).
Кудрявцев С. С уважением и любовью к слушателю // Российская музыкальная газета. — 1992. — № 1. — С. 1.
Иванова И. Московская осень сквозь призму исполнительства // Музыкальная академия. — 2002. — № 2. — С. 20.
Северина И. От авангарда до постмодерна // Музыка и время. — 2003. — № 6. — С. 20.
Зайцева Г. Без предубеждения // Нижегородские новости. — 2003. — 25 июня. — С. 28.
Зайцева Г. Без предубеждения // Нижегородские новости. — 2003. — 30 июня. — С. 28.
Рудницкая А. Приезжайте, поиграем // Московские новости. — 2002. — № 4. — С. 31. Архивировано 4 марта 2016 года.
Брянский авангард // Российская музыкальная газета. — 2001. — № 1.
Северина И. Новая симфония Рославца // Российская музыкальная газета. — 2002. — № 2. — С. 8.
Овсянкина Г. Современная музыка в Ораниенбауме // Российская музыкальная газета. — 2001. — № 7—8.
Ривкинд Т. Марк и музы КА // Российская музыкальная газета. — 2001. — № 10. — С. 12.
Ривкинд Т. Марк и музыка // Брянское время. — 2001, 28 июня — 4 июля. — С. 12.
Райскин И. Организатор звуков // Российская музыкальная газета. — 1994. — № 3—4. — С. 3.
Ривкинд Т. Наши в Питере и окрестностях // Брянское время. — 2001. — 21—27 06. — С. 12.
Ривкинд Т. Брянские звёзды белых ночей // Брянское время. — 2000. — 20 июня.
Бемоль А. Сенсация, покрытая пылью // Брянский рабочий. — 2002. — № 47—48. — С. 1, 4.
Ривкинд Т. Мировая премьера // Российский музыкант. — 2002. — № 2. — С. 1.
Ривкинд Т. Видеть звук и слышать цвет // Брянское время. — 2002. — 24—30 04. — С. 4.
Сигитов С. Фестивали-побратимы // Невское время. — 1994. — 6 апреля. — С. 5.
Фрумкина Е. Музыкант — это человек с проблемами // Брянское время. — 1998. — 7—8 10. — С. 13.
Софронов Ф. Жёлтый звук по мотивам Кандинского // Культура. — 2003. — № 17—18.
Ривкинд Т. Прозрачные вариации на сферическую тему // Культура. — 2003. — № 17—18.
Ривкинд Т. Этот живучий авангард // Российская музыкальная газета. — 2001. — № 5.
Ровнер Т. Фестиваль в Брянске // Российская музыкальная газета. — 2003. — № 4. — С. 1, 6.
Найдена симфония Рославца // Российская музыкальная газета. — 2002. — № 2.
Кожевникова Н. Раскрыляются крылья // Невское время. — 1993. — 21 октября.
Райскин И. Сто лет одиночества // Мариинский театр. — 1994. — № 4. — С. 2.
Третьякова Е. Уходя, товарищ Ленин авангард нам завещал // Культура. — 1994. — 2 апреля.
Ривкинд Т. Пять дней, которые потрясли Брянск // Брянское время. — 2001, 29 марта ; 4 апреля. — С. 12.
Ривкинд Т. Дело Рославца живет и побеждает // Брянское время. — 2002, 28 марта — 31 апреля. — С. 1, 11.
Бемоль А. Импровизация как смысл жизни // Брянский рабочий. — 2000. — 7 апреля. — С. 6.
Ривкинд Т. Отцы и внуки брянского авангарда // Культура. — 2001. — 13—19 09. — С. 4.
Hartling Ute. Weihnachtslieder vereinten Orchester und Gemeinde (нем.) // Mitteldeutsch Zeitung. — 1997. — 18 Dezember.
Северина И. Имени Рославца и Габо // Музыкальная академия. — 2002. — № 4. — С. 21—25.
Лукьянова Н. [Х Международный фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья» {{{заглавие}}}] // Музыка и время. — 2006. — № 11. — С. 36.

Ссылки
Марк Ефимович Белодубровский. Союз московских композиторов. Дата обращения: 8 ноября 2015.
Белодубровский Марк Ефимович. Брянский край: Краеведческий информационно-справочный портал. Дата обращения: 7 ноября 2015.

(Материал из Википедии)


Рецензии