О любви к врагам

А Я говорю вам: любите врагов ваших,
 благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас,
и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного,
ибо Он повелевает солнцу Своему
восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас,
какая вам награда? Не то же делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших,
что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники?
 Итак, будьте совершенны,
 как совершенен Отец ваш Небесный.
(Мф.;5:43-44).

                Преподобный Иоанн Синайский в своей книге «Лествица», которую можно назвать энциклопедией аскетики и душеспасительных советов, изобразил христианскую жизнь как восхождение по лестнице духовного совершенства – путь от оставления земных попечений, отрешения от мира, странничества, послушания, покаяния, памяти о смерти, безгневия и бесстрастности до союза трех святых добродетелей – веры, надежды и любви, из которых любовь – наивысшая и превосходнейшая, она есть уподобление Богу и упоение души, источник веры и бездна долготерпения, море смирения и подательница пророчеств, виновница чудотворений и бездна осияния, «источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждащего. Любовь – утверждение Ангелов, вечное преусеяние». Христос призвал нас любить врагов и быть к ним милосердными, от всего сердца прощать обидевших нас и благословлять проклинающих нас, молиться за них всей душой и делать для них добро, дабы вечная любовь как небесный луч, коснулась их окаменевших сердец, еще не познавших Бога. Если на двух заповедях – любви к Богу и любви к ближнему утверждаются весь Закон Моисеев и все пророки, то любовь к врагам – это новая заповедь, данная Спасителем миру, она – средоточие и сердце всей христианской жизни, драгоценная жемчужина Нового Завета, нравственная сила Евангелия и святая святых нашей веры. Каждое слово святого Евангелия – это небесный луч, исходящий от Солнца Правды – Иисуса Христа, озаряющий нашу жизнь светом истины и касающийся нашего сердца. Христос возвещает нам, что высочайшая из заповедей – это всеобемлющая, священная и всесовершенная любовь к Богу, ближним и даже врагам, а цель всей земной жизни человека – уподобление Богу и святость, претворение в жизнь Евангелия и достижение высшего совершенства. По проницательному суждению архимандрита Рафаила Карелина, заповедь о любви к врагам – это «самое сердце жизни христианской. Если сердце бьется, то человек жив, остановилось сердце, и уже нет человека, он превратился в труп. Некоторое время труп еще может сохранять сходство с живым человеком, но затем он начинает тлеть и разлагаться. Так и христианство без заповеди о любви к врагам превращается в труп. Труп в гробу можно украсить цветами, одеть в нарядные одежды, но все равно жизни в нем нет… Любовь к врагам – это ключ к пониманию тайны христианства. Это свет, озаряющий самые глубины Евангелия. Любовь к врагам – это дверь во Святая Святых христианской Церкви. Господь сказал, что на двух заповедях – любви к Богу и любви к человеку утверждается весь Закон и все пророки (Мф. 22:40). А в новой заповеди – любви к врагам – заключается дух Нового Завета. В этих словах как бы сконцентрирована нравственная сила Евангелия. Любовь к врагам, как и Крест Господень, казалась миру безумием – миру, поклоняющемуся своим идолам и кумирам». Если человек является христианином, то он стремиться всем сердцем, разумом и волей возлюбить Бога и посвятить Ему жизнь, возлюбить ближнего своего как самого себя, возлюбить врагов своих, прощая обидчиков и благословляя гонителей, отвечая добром на зло, благословением на проклятье, любовью на ненависть, и тем самым, продолжая святое дело Христа на земле и исполняясь Духом Христовым. Заповедь о любви к Богу и ближнему – это духовные крылья, поднимающие душу человека ввысь – к Богу и вечности, уподобляя его Ангелам – воинство Божиему, блаженным небожителям, бесплотным духам, священнослужителям и вестникам Господним, а заповедь о любви к врагам – это небесное знамя Церкви и добродетель христиан, святая воля нашего Небесного Отца, открытая миру через Христа Богочеловека, вечная истина веры и основа всей христианской жизни, она – наставница апостолов и подательница молитв, укротительница страстей и мать милосердия, венец совершенства и бездна всепрощения, подвиг мучеников и исповедников, знак всех верных Христу Спасителю, печать Святого Духа на сердца человеческих и немеркнущая в веках слава святых. Человек есть образ Божий и дух, облаченный в плоть, он призван к святой и духовной жизни, в основе которой лежит любовь – любящий Бога, ближнего и врага не согрешит, но достигнет святости и высот Богопознания, изумит Ангелов и обрадует небеса, прославит Церковь и поразит демонов, но если человек не имеет в себе любви, то он – жалкий сын праха и тлена, не имеющий могучих крыльев духа, беспомощно ползающий по земле и ищущий лишь земных благ и преходящих сокровищ, не взыскующий Царства Небесного и правды его.
                Если мы сотворены по образу и подобию Божиему, а Бог есть совершенная Любовь, то наша высшая миссия – «быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный» (Мф.;5:48), во всем содействовать Богу, и научиться видеть во всех людях без исключения образ Божий, несмотря на их греховность, ибо нам надлежит ненавидеть грех и зло, но любить и прощать согрешающего, молясь за его душу, дабы он отвратился от пороков, раскаялся и вернулся к Богу, ведь святое Евангелие свидетельствует, что на небесах больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяносто девяти праведниках. Слеза искреннего и чистосердечного раскаяния – бесценное сокровище для Бога. Преподобный Нил Синайский поучал: «Перед каждой молитвой сначала от сердца помолись об обидевших тебя, а затем проси, чего хочешь, у Бога. Бог услышит тебя!»Бесконечность есть мера любви Божией, ибо сердце Господне исполнено жалости ко всем созданиям, которых Он с любовью сотворил и о судьбах которых промышляет от вечности до конца времен и Страшного Суда, и любит всех нас – даже грешных и падших, ибо Всевышний хочет всех спасти, призывает нас к покаянию и как отец из евангельской притчи, с надеждой ждущий своего блудного сына, ушедшего «на страну далече». Преподобный Исаак Сирин верно сказал, что любовь Божия не уменьшается оттого, что не встречает взаимности в человеческом сердце, ее неизменная мера – вечность и бесконечность. Господь справедлив и не приемлет зла, и когда Он дал нам заповедь – «любите врагов ваших», то явил Свое бесконечное милосердие к падшим и Божью надежду на их возрождение, Он повелел любить не их злодеяния и преступления, но, видеть нетленную и небесную красоту образа Божиего в человеке, несмотря на всю его греховность.  Эта величественная заповедь Христова – вершина евангельской этики, она требует немыслимого таду и самоотверженности, подвижничества и духовного делания, ее невозможно исполнить от всего сердца и всей души, от всего разумения и всей воли для падшего человека, но с благодатью Божией это возможно для каждого из нас, ибо Дух Святой научает нас любить врагов и жалеть каждое создание Господне, Он духовно возрождает нас – освящает и преображает, и мы становимся новыми людьми – царственным и священническим родом, христианами. Если мы научаемся любить Бога, ближних и врагов, то сердце наше становится как драгоценный камень – бесценный алмаз, переливающийся цветами всех добродетелей в лучах благодати Божией, отражающий свет Христов миру – незримый и невечерний свет Божественной Истины, которую ощущают духовно чутки сердца и видят люди, имеющие очи веры, вот почему вокруг великих подвижников Церкви – пустынников и отшельников, таких как преподобный Серафим Саровский, собирались люди, жаждущие согреться в лучах Божественной Любви и узреть чудо Божие – святых, верных Богу и несущих миру Его слово. Святитель Иоанн Златоуст призывал христиан не только каяться о грехах и благодарить Бога за Его дары, но и просить о даровании самого главного, без чего никто не может даже называться христианином – о пламенной, как огненные крылья и сердца Серафимов, и крепкой, как сама вечность, любви к Богу и ближнему, о даровании нам сил отречься от гордыни и научиться прощать обидчиков, об искоренении злопамятства и о любви к врагам, без которой мы не сможет исполнить волю Божию и праведно жить евангельской жизнью. Любовь к врагам есть высший дар Святого Духа, а человек может только приготовить свою душу к принятию этого бесценного Божьего дара, преображающего и одухотворяющего всю его личность. Уже в древних книгах Ветхого Завета есть увещевание быть милосердными и благотворительными по отношению к нуждающимся – «хлеб свой давай голодном и нагого покрывай одеждой» (Иез.18:7), и обещается великая награда от Бога тому, кто будет милосердным к бедным до самопожертвования – до того, чтобы отдать за них свою жизнь – «И отдашь голодному душу твою, и напитаешь  душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58:10). В книге Притчей Соломоновых возвещается, что милосердие должно простираться и на врагов: «если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Притч.;25:21). В Новом Завете Христос ясно заповедует нам любить врагов и прощать их, дабы мы были сынами Божиими и стали совершенны как Отец наш Небесный: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.;5:43-44). Апостол Павел убеждал христиан любить друг друга и использовать Божьи дары во благо ближним, защищать, утешать и исцелять больных, бедных и страждущих, воздавать добром на зло, примирять враждующих, молиться и благословлять, уподобляясь Христу Богочеловеку, Который пришел с небес свершит великое и достойное дело Божественной Любви – искупить наши грехи и создать прекрасный мир, непокорных сделать послушными, злых – добрыми, грешных – святыми, врагов – друзьями, чтобы между Богом и людьми установился вечный союз – Завет, и была явлена любовь Божия ко всему миру: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.;5:8). Апостол Иоанн Богослов особенно акцентировал внимание на то, что любовь Божия вечная, совершенна и беспредельна, по благости Всевышнего она простирается на всех – на добрых и злых, на праведных и грешных, ибо всеблагой и милосердный Господь хочет, чтобы все спаслись и жили в мире и согласии, Он от вечности возлюбил всех нас и ниспослал Своего Единородного Сына на крестную смерть ради нашего спасения: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1). В Новом Завете – в Апокалипсисе и послании апостола Петра – Христос называется Агнцем Божиим, закланным от сотворения мира, Он – единственный Спаситель рода человеческого, добровольно идущий на Голгофу, чтобы спасти нас, ибо Он возлюбил людей, когда они были грешниками и врагами Божиими – явил величайший подвиг любви к врагам и стал величайшим образцом милосердия и всепрощения. Если бы Господь не возлюбил нас, то Христос Искупитель не пришел бы на землю и не была бы принесена крестная жертва, без которой нельзя спастись и стать сыном Божиим, но Бог благ и от любви Его ничто не может отлучить нас, если мы сами не отлучим себя от Бога грехами и нераскаянностью сердца: «кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Все сие преодолеваем силою возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь, не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.;8:32–39). По вдохновенному слову апостола Павла, жизнь и смерть Христа Спасителя – весь Его путь от Вифлеема до Гефсимании и Голгофы, а вслед за этим – сошествие во Ад, Воскресение и Вознесение – все это тайна и чудо Божественной Любви к нам, ибо если бы всемогущий Господь нас не любил, не победил смерть и Ад и не воскрес из мертвых, то мы были бы самими несчастными созданиями во всех мирах и во всех веках, потерпели бы кораблекрушение веры и впали бы в бездну отчаяния, но Христос есть Бог воплощенный, Он искупил грехи мира и воскрес, Он – основа наших надежд и упований, Избавитель от смерти и Победитель Ада, наш Спаситель и Вестник вечной жизни, а потому все «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.;8:18), ибо для всех подлинных христиан жизнь есть Христос, а смерть – приобретение, потому что ничто не может устрашить любящего Бога, только одного страшится верующий – предать Иисуса Христа и навеки разлучиться с Ним.
                Христос пришел в мир, чтобы спасти всех людей от проклятия и смерти, дабы искупить их грехи и соделать всех нас членами единой и святой Церкви. Распятый на Кресте, Он полился за убийц Своих и молил Отца Небесного простить их злодеяние, показав величайший пример христианской любви к врагам и непобедимую силу любви к тем окаянным душам, которые ненавидели Его и отвернулись от Бога. Христос пришел не судить мир, а спасти погибающих и воззвать к заблудшим, дабы они покаялись и вернулись к Богу – познали Истину и стали вести безгрешную жизнь, Он пришел спасти грешников – врагов Божиих, и принес Себя в жертву ради всех нас – умер за грехи наши на Кресте и искупил их «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Своею Кровью» (1 Петр. 1:18-19), дабы все уверовавшие в Него могли спастись и стать сынами Божиими. Исторический факт воплощения Сына Божиего и вся Его святая жизнь, совершенные Им чудеса и изреченные проповеди, поучения и притчи, Его крестная жертва на Голгофе и чудо Воскресения – самое лучшее и грандиозное доказательство великой любви всей Святой Троицы к каждому из нас и ко всему миру. До пришествия Христа Спасителя на землю, явившего совершенную любовь к Богу – Отцу Своему Небесному и Духу Святому, к ближним – друзьям и врагам, на свете жили древние пророки Ветхого Завета, великие мудрецы Востока и античные философы – Сократ, Аристотель и Платон, но никто из них не возвысился до евангельского понимания триединой любви к Богу, ближним и врагам как высочайшей добродетели и основы всей духовно-нравственной жизни, ибо именно Христос в притче о Самарянине, проявившем милосердие и облагодетельствовавшем ограбленного и израненного разбойниками иудея, провозгласил, что наши ближние суть все люди, не исключая и тех, которые принадлежат к враждебным народам, а бескорыстная и самоотверженная любовь к врагам делает людей сынами Всевышнего и возводит их к духовному совершенству и святости – уподобляет Богу, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных». Христос заповедовал до семи раз в день прощать обиду брату, который кается в ней, и сказал апостолу Петру, что обиду нужно прощать не до семи,  но «до седмижды семидесяти раз» (Мф.;18:22), иначе говоря, прощать без конца, являя христианский подвиг безмерной и всеобъемлющей любви.  «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своею единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.;3:16) . Бог есть Любовь, Он – Свет и в Нем нет никакой тьмы; Христос пришел в ми и воссиял как светоч Божественной Любви, тьма не могла объять Его – ничто не ожесточило Его сердце – ни скорби, ни скитания, ни ненависть и уловки окружающих людей – книжников и фарисеев, ни козни и искушения дьявольские, ни мученическая смерть – ничто не угасило и не ослабело пламени Его безграничной и неописуемой любви – не с отвращением, а с жалостью и состраданием Он взирал на грешников, скорбел об ожесточении сердец иудеев и плакал об Иерусалиме – плакал за весь мир и за все человечество: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.;23:37).  Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный человек, вся Его земная жизнь была святой и проникнутой идеальной, небесной, чудесной, непостижимой и возвышенной любовью – необъятной по силе, неописуемой по красоте и беспредельной любовью. С пришествием Христа на землю миру открылось, что Бог есть Любовь, эта высочайшая и священная истина стала явной для всего мира через апостольскую проповедь Церкви и эта Божественная Любовь – огонь, нисходящий с неба, получил доступ к сердцам людей – через стяжение благодати Святого Духа люди могут исполнить заповедь о любви к Богу, ближним и врагам, быть совершенными и верными Христу, сказавшему: «Я возлюбил вас, так и вы да любит друг друга (Ин.;13:34).  Святое Евангелие – это житие Иисуса Христа, претерпевшего за нас гонения и поругание, страдания и смерть, и все это Он совершил добровольно из любви к Небесному Отцу и к нам – Он искупил нас от вечной смерти и открыл дверь в прекраснейший мир вечных блаженств – Царство Небесное, но если действительно мы веруем во Христа Богочеловека и любим Его, то соблюдаем Его заповеди – научаемся любить всем сердцем, разумением и волей, всей душой Бога и ближних – друзей и врагов, прощать обидчиков и благословлять проклинающих и гонителей, молиться за обидящих нас, отвечать добром на зло, милосердием на жестокость, правдой на ложь, молитвой на клевету и проклятия, ибо христиане любят бескорыстной и жертвенной любовью, «подражая Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1). Любовь Христа осталась неизменной к падшим людям и когда они с насмешкой отвергли проповедь Его, и когда в страшную ночь в саду Гефсиманском Иуда предал Его за тридцать серебряников, и когда на Голгофе, окруженный злобой и всячески поругаемый, Он молился Отцу Своему: «Отче! Протси им, ибо не ведают, что делают» (Лк.23:34). Святой первомученик Стефан, побиваемый камнями и стекая кровью, самозабвенно молился за убийц своих: «Преклонив колени, воскликнул громким голосом: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7:60).
                Святитель Тихон Задонский говорил, что любить врагов – высокая добродетель, примиряющая вражду, она есть угождение Богу и дает дерзновение в молитве, наполняет сердце состраданием и делает нрав кротким, свидетельствует о силе духа верующего и глубине его смирения, искореняет гнев и водворяет мир в душу, радует Ангелов  и Самого Христа, взирающего на нас с неба и приуготовляющего для всех верных неувядаемый венец славы, а погрешающий против этой заповеди не может именоваться христианином. Но как человек может научиться любить врагов прощать обидчиков и благословлять проклинателей,  как он может исполнить эту заповедь, если легче немощному человеку дотянуться до созвездий и сорвать звезду с неба, чем возлюбить врага своего? Падший и многогрешный человек не в силах исполнить эту святейшую заповедь, но если человек уверует во Христа Спасителя и через таинства крещения и миропомазания пойдет в Церковь, будет жить ее литургической жизнью и бороться со страстями, изучать Слово Божие и плакать о грехах своих, если он обретет сердце милующее и будет молиться за весь мир, научится различать достойный ненависти грех от самого грешника – падшее Божье создание, увидит в нем сияющий образ Божий, который подобен драгоценной жемчужине и прекрасной иконе, брошенной в грязь и пыль низких страстей и согрешений, если он научится не осуждать ближних и осознает как дорого сердцу Божиему каждое Его творение, ощутит особое благодатное состояние – почувствует любовь Господню, простирающуюся на всех людей – праведных и грешных, и узрит страшную бездну собственного духовного и нравственного падения и неисследимую бездну Божьего милосердия, то он обретет бесценный дар Святого Духа – любовь к врагам. Архимандрит Рафаил Карелин писал, что три добродетели дают нам возлюбить врагов: 1) смирение – осознание своих личных грехов, бесчисленных, как песок морской, неосуждение и благодарность Бога за все – за радости и скорби; 2) милосердие – милость к падшим и страждущим, в основе которой лежит любовь к Богу, милость явная, порой вознаграждающаяся на земле, и тайная, сокровенная, бескорыстная; 3) воздержание – укрощение плоти и торжество духа, сопряженная с памятью о смерти и Страшном Суде. Когда в нашем сердце бушует непримиримая вражда к человеку – нашему заклятому врагу, то нам надлежит вспомнить, что каждый человек – произведение любви и премудрости Создателя, а его душа – великая и неизреченная тайна и в ней есть не только зло, но и добро, что насколько бы низко он не пал, в нем есть образ Божий с его духовной и сияющей красотой. Надо помнить, что Христос пришел на землю и принял мученическую смерть на Голгофе и ради этого человека – пусть он даже самый окаянный из всех  грешников, и ради него основана Новозаветная Церковь с ее вероучением, богослужениями и таинствами, и у его души есть Ангел-хранитель, и о его спасении молится Пресвятая Богородица и все Ангелы и святые на небесах. Когда мы прощаем обидчиков и молимся за врагов своих, то нездешний мир и покой воцаряются в нашей душе и нас осеняет небесная радость, ибо мы пребываем с Богом, а когда мы не желаем прощать и становимся мстительны и злопамятны, то затворяем сердца свои для Божьей благодати и оставляем Всевышнего, поступаем как язычники. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Господь любит каждого человека сильнее, чем весь видимый мир, ибо душа его – более дорога сердцу Вседержителя, чем вся красота сияющих звезд, солнца и луны, бескрайних морей и необъятных пустынь, заснеженных гор, вершины которых сверкают как грани алмазов, цветущих и благоухающих  садов и полей, а значит и душа нашего врага – для Бога ценнее всего видимого мира и столь же любима, как и все человечество, а вечная погибель его души есть невосполнимая утрата. Если мы не имеем духовных сил, чтобы искренне простить нашего врага от всей души, то нам надо вспомнить о Божественной Любви, распростертой над каждым творением, о крестной жертве Христа, принесенной за всех нас, о наших собственных грехах, ставших причиной мучения Сына Божиего, о том, что мы сами будем с трепетом ожидать прощения и милости Спасителя в день Страшного Суда. Если мы научимся нелицемерно прощать врагов и сердечно молиться за них, то свершится великое и несказанное чудо и наше сердце станет величественным и таинственным храмом, обитающего в нем Бога, Которого не могут вместить небо и земля.


Рецензии