***
Как то племянник моего мужа, а он помощник пастыря в еврейской православной общине, пригласил меня в поездку вместе со своими прихожанами в Финляндию. Что ж, подумала я, пожалуй, съезжу - зимой делать нечего – посмотрю людей, развеюсь. До Ленинграда я добиралась на поезде, а на Московском вокзале нас встречал финский автобус. Группа из 15 человек разместилась в двухэтажном кирпичном доме за городом. Меня заселили в комнату вдвоем с бабушкой старше меня, мамой одного из сотрудников. Она водит машину сама – на ней и приехала. Движение у них по дорогам, тем более за городом – дай бог в час одна машина пройдет. Так что она на девятом десятке спокойно за рулем себя чувствует. Вся группа собиралась в полуподвальном помещении: читали псалмы, дочка пастыря аккомпанировала на синтезаторе, пели. Было интересно: все ново, все впервые. Обедали в зале за длинным столом. Самообслуживание. Из больших кастрюль раскладывали еду по тарелкам, пили чай, молоко, кто что пожелает. Благодарили господа Бога за пищу. Иногда собирались, убрав столы в этом зале, пели песни под гитару. Мне было все ново и главное не скучно. Я вообще- то к религии отношусь ровно: в церковь хожу редко, если только поставить иногда свечки за здравие или упокой родных или близких. Раньше нас воспитывали атеистами. Если ты комсомолец, а уж если партийный – ни шагу ногой в церковь. Меня все-таки свекровь с мамой уговорили окрестить дочку. И я пошла, но в церкви заартачилась, когда батюшка попросил встать на колени всех мамаш (нас было четверо). Когда он подошел ко мне надеть крестик на шею, тихонько сказал: Понятно почему дочка кричала, когда ее в купель окунали – потому что мама непокорная.
В Финляндии мы несколько человек посетили ближайшую лютеранскую церковь. Я посетила эту церковь из-за любопытства. Местных прихожан было немного, человек пять, все они приехали на финках. Финки – это такие железные санки на полозьях, на которых бабушки стояли и держались за изогнутые дугой ручки, соединенные друг с другом с крючком для подвешивания сумки. На санках сделано сиденье для отдыха старушек.
Возвращаясь из церкви, я пошла не по шоссе, а по обочине. Утопая в свежевыпавшем снегу, я зашла на территорию частного владения ( у нас в то время было все государственное), вышедший хозяин объяснил мне . В свободное время мы гуляли по близлежащим владениям, интересовались их бытом. На одном из них мне понравилась банька, вся облепленная чагой. Я фотографировалась около нее.
В один из дней нас повезли в город по магазинам. Обратила внимание, что на площади была организована зимой стоянка велосипедов, на цепочках, вероятно на долгое время, до весны.
Меня это удивило. У нас такое невозможно. Так вот магазины. Приличного в них ничего
не обнаружили: все серое, неприглядное. Заглянули в магазин, куда местные приносят ненужные им вещи, а магазин распродает их за символическую плату. Мне ничего не приглянулось.
В воскресный день нас привезли в аквапарк. Он мне понравился, народу было много, но и развлечений тоже много: бассейн, длиною в 25 метров с несколькими дорожками, высокая извилистая горка со спуском в другой бассейн глубиной не больше 70 сантиметров. Было две сауны: одна сухая со скамейками, на которых сидели, грелись и дышали сухим воздухом. Я пошла в сауну с влажным паром. Когда я вошла в нее, пар стоял такой, что видны были только очертания фигур. Сев на лавочку, я присмотрелась: по одну руку от меня сидела женщина, а по другую мужчина за какой-то полупрозрачной перегородкой, потому что каменка была одной половиной в женской, а другой в мужской сауне. Для меня это было непривычно, но я не убежала. Ходили на ближайшие поселения, которые отстояли друг от друга на приличные расстояния. Однажды увидели частную усадьбу с замерзшим прудом и мостиком, ведущим к нему, сарай, отделанный лепешками чаги, о котором я рассказала выше.
Домой до Ленинграда опять возвращались на этом же автобусе, за рулем сидел тот же шофер. Мне он показался каким то неуравновешенным, потому что, когда один из экскурсантов попросил остановиться у магазина посмотреть какую-то деталь к автомашине, он на него цыкнул и не остановился. Потом позже на другой год я увидела его у себя в подъезде, он шел с моей соседкой.
Но об этом в другом рассказе.
Свидетельство о публикации №222052201163