История Далматово Елена Буторина

Запись сообщества
Подслушано в Далматово.
Подслушано в Далматово
вчера в 15:02
Волнения крестьян
В начале 1762 года в монастырскую вотчину пришло известие, что правительством Петра III начат перевод монастырских крестьян в разряд экономических, что все земельные владения переводятся в пользу крестьян. Как божью благодать восприняли крестьяне данную реформу, она вселяла надежду на улучшение жизни. Но пришедшая к власти Екатерина II своим указом в том же году возвратила земли монастырям и упразднила Коллегию Экономии. По этому указу разрешалось также собирать с крестьян «рублевый оклад» на усмотрение властей, а по надобности они могли крестьян « употреблять к нужным работам».
Когда Екатерининский Указ был объявлен (как гласит архивный документ) крестьяне «с великим буйством» говорили «что в послушании быть своей обители не хотят, кроме отдачи рублевых денег». Монахов не устраивало непослушание крестьян, и 30 марта был собран мирской совет, что бы договориться о возобновлении работ. На совет прибыли старосты, сотники, десятники из многих деревень, человек 400. Мирской совет не признал ставленника монастыря Лобова и отверг все требования монастыря.
Крестьяне отказываются выполнять барщину, платить оброк, посылают ходоков к Тобольскому митрополиту с жалобами на монахов.
Возмущение крестьян переходило в прямое неподчинение. Не пошли ловить рыбу для монахов Нижнеярские крестьяне. «Злой монастырских крестьян возмутитель» Андрей Коуров говорил своим, что ежели они будут пахать, то он их «из ружья ушибет. Пускай сам архимандрит приедет сеять. Я с него колпак сшибу». Крестьяне отказываются выполнять барщину, платить оброк, посылают ходоков к Тобольскому митрополиту с жалобами на монахов.
В Притыченской деревне, куда поехал Битюков для наряда, десятник, он же и каменщик Максим Черемных ему заявил так: «Я не иду в каменную работу и других прочих никого не дадим. А знаем один рублевый оклад платить за себя и за умерших и за рекрутские души.»
Ездил и отставной солдат Варлам Пенкин и он не добился ничего: «Я их три дня увещевал, чтоб они отстали от упрямства своего и своевольства. Только они увещеваний не принимают и близ домов с нарядами ходить не велят!»- сказал обескураженный солдат Иоакинфу.
В апреле 1763 года в монастырь прибывает архимандрит Иоакинф. Он организует карательный отряд, засевает крестьянские земли монастырским зерном, уводит лошадей и т. д. Крестьяне не признают власть Архимандрита, организуют повстанческие отряды. 13 июня было собрано около 500 человек, крестьяне пришли с дубинами. Когда капрал Дмитриев объявил Указ Исетской провинциальной канцелярии, требующей повиновения монастырю, крестьяне «с привеликим шумом» заявили, что «из провинции указа не слушаем и воевода с товарищами нам не командир, и мы ему не подсудны», и что «всех кнутом не перестягать». Они окружили Далматовский монастырь, перерезали дорогу на Шадринск, перекрыли все пути на Челябинск. На помощь монахам приходят правительственные войска.
В конце июня 1763 года в Далматовский монастырь прибывает карательный отряд Азовского драгунского полка в количестве 60 человек под руководством подпоручика Телепнева, который приступил к усмирению крестьян. Главные возмутители, в том числе Андрей Коуров из села Нижнеярского, были схвачены и жестоко наказаны плетьми у ограды монастырской. Руководил расправой архимандрит Иоакинф через иеромонаха Виктора, который «стегал не на живот, но на смерть». Попадавшихся в его руки крестьян избивал кнутом, выдирал волосы из бороды и усов, сажал в подвал без воды и пищи, заставлял давать подписку о подчинении монастырю.
Несмотря на зверства Телепнева, большинство крестьян остались в своем «бунтарстве», отказывались давать подписку о подчинении монастырю. В ответ крестьяне объединились в отряды и 02,08,1763 года разбили команду Телепнева. Драгуны и монастырские служки бежали «елико у лошадей сила могла, через мокрые и топкие места безудержно».
Повстанческие отряды снова окружили монастырь, перерезали дороги на Шадринск, Челябинск, Оренбург. В ноябре Иоакинф и Телепнев пытались снять осаду, но безуспешно. С наступлением морозов крестьяне сами ушли на зимние квартиры, установив на подступах к деревням засады. По весне в марте монастырь снова осажден крестьянами.
В конце марта в помощь осажденному монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Началась дикая расправа над крестьянами. Производились массовые порки кнутом и розгами 167 человек главных «крамольников» казнены, 198 человек наказаны плетью и кнутом.
Крестьянское волнение 1762-1763 годов назвали «Дубинщина».
В последствие, когда монастырская вотчина перешла в управление Коллегии Эконимии, во всех официальных бумагах, села и деревни, бывшие в составе Далматовской вотчины, именовались бунтовскими и обязаны были доставлять из Приисетских магазинов провиант в крепости: Оренбургскую, Усть-Уйскую, Верхне-Яицкую, Троицкую, Петропавловскую, Каракульскую, Куртамышскую и Каменский завод. Во всех квитанциях за доставку провизии писалось: «принять от…бунтарской деревни Далматовского монастыря» или же: «честь имеем представить… пуд сухарей, ….пуд муки, полученных от вощиков бунтарских селений Далматовского монастыря».

В феврале 1764 года Екатерина II все же подписала Указ о передаче монастырских крестьян Коллегии экономии, и они стали называться экономическими. Освободившись от монастырской зависимости, они попали в зависимость экономических казначеев. Вместо разного рода работ и поставок продуктов на монастырь, крестьяне стали выплачивать денежный оброк (налог), который собирал казначей. Он также следил за отбыванием рекрутской и дорожной повинности, за состоянием крестьянского хозяйства, промыслами, вмешивался в дела мирского управления, осуществлял суд и расправу.
Настоятель монастыря архимандрит Иокинф, пользуясь попустительством казначея Нестерова, захватил у крестьян многие пашенные и сенокосные угодья и продолжал притеснять крестьян. Не удивительно, что через 10 лет во время Пугачевского бунта многие крестьяне примкнули к восставшим отрядам.
На рассвете 11 февраля 1774 года к стенам монастыря подошло трехтысячное войско мятежников под командованием есаула Прохора Пестерева. Среди них был сотник Федот Мокрушников. Пугачевцы требовали сдать монастырь без боя, но получили отказ. Утром 13 февраля начался штурм, на монастырь обрушился сильный артиллерийский и ружейный огонь. Однако крепость оборонялась умело. Приступ пугачевцев был отбит.
Крестьяне окрестных деревень снабжали пугачёвцев продовольствием. Сотник деревни Нижнеярской Андрей Коуров организовал обмолот монастырского хлеба, который доставлялся в лагерь повстанцев. Не раз пугачевцы пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена. Но стоило им подойти ближе, как защитники поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали наступающих пулями и камнями. К концу месяца, у стен Далматова монастыря собралось уже более пяти тысяч повстанцев против 400 защитников крепости. Неизвестно, чем бы закончилась осада, если бы не стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга.
Деколонг проявил воинскую хитрость, он распространил слухи и направил письма ближайшим уездным и волостным начальникам о том, что якобы он с войском не мене 3 тыс. человек движется через деревню Коротково, Далматово и др. населенные пункты и что представители власти этих населенных пунктов обязаны предоставить войску фураж и провиант. Не разобравшись в чем дело, пугачевцы испугались и отступили от Далматова монастыря. Воспользовавшись паникой и неразберихой среди восставших, генерал Деколонг сделал боевую вылазку из Шадринска и у Уксянской слободы разбил отряд мятежников, а захваченных в плен предал суду.
Осаждавшие монастырь башкиры ускакали в деревню Нижнеярскую. Есаул Тараканов в кибитке устремился вниз по реке Исети к деревне Притыке. Там его выследили и, опасаясь попасть в руки преследователей он, с проводником Василием Марченковым поскакал в деревню Нижнеярскую, пуская в преследователей стрелы. От плена его спас быстрый бег лошади. Там он рассказал о том, что в Притыке «оградные бьют, режут, колют» жителей. Этот рассказ всполошил народ и нижнеярцы кто с пешней, кто с топором, кто с косой, кто с вилами поспешно отправились на защиту притычан. Толпу возглавили Иван Коуров, Андрей Коуров-Шаргач с сыном Иваном, Иван Седунов с Егором Седуновым.
После 20 дневной осады отряды мятежников отступили от села Никольского к Уксянской слободе, возле которой 9 марта были наголову разбиты.
Осажденные стали выходить из монастыря и в свою очередь стали наказывать крестьян, которые поддерживали мятежников. Более активных участников заковывали в колодки и железа и передавали законной власти. Решением Шадринской управительной канцелярии и генерала Деколонга 18 марта 1774 г. было повешено 26 повстанцев и 44 публично наказаны кнутом.
Мятежников выводили на крыльцо при верхнем жилье северного корпуса. После допроса в военном суде их на этом же крыльце секли кнутом и, кого бездыханного, кого едва дышащего, сбрасывали со стены в овраг. Кто оставался живым после битья кнутом, тот умирал в снегу после падения в овраг, к погребению родные выносили изувеченные труппы. Как активные участники Пугачевского бунта были казнены Максим Черемных из деревни Притыка, Филипп Коуров, Иван Коуров, Андрей Коуров-Шаргач, Осип Иванович Коуров из деревни Нижнеярской.
Ходит предание, что вожаки восстания были повешены на каменных зубцах далматовских кремлевских стен и долго висели снаружи «святой обители» на страх всем, кто бы еще раз осмелился подняться против власти.
Убыток от бунта составил 1026руб 21 коп, т.е. по 52 копейки с каждого бунтовщика. Деревня Притыка уплатила 37 руб 7,75 коп.

В 1842-43 годах в Зауралье проходят массовые выступления крестьян против картофеля. Картофель в то время только разводился в нашем крае. Крестьян заставляли сажать его в принудительном порядке, и они всячески сопротивлялись, называя картофель «чертовым яблоком».
Недовольства также были вызваны злоупотреблением чиновников и писарей волостных, уездных. Неграмотные крестьяне не понимали до конца, зачем нужны общественные запасы продовольствия в уездах, противились посадке картофеля, а с писарями у них были свои счеты. Одетые в форменные кафтаны со светлыми металлическими пуговицами и шитьем, волостные и сельские чиновники стали заносчивыми и дерзкими. Они возвысились над крестьянами и стали безнаказанно обирать и унижать их, стали жить лучше всех, сытно и в довольстве, имели большое хозяйство, экипажи. Для ведения своего хозяйства использовали крестьян, а те все больше нищали.
А причиной волнений послужили слухи о «грамотах», в которых якобы по Указу императора говорилось о продаже крестьян какому-то барину, о сборе с них зерна и о насильной посадке картофеля. Все смешалось в одну кучу. Крестьяне, не видя этих грамот, думали, что это местные чиновники опять измываются над ними и стали избивать сельских чиновников, самовольно переизбирать их, уничтожать картофельные посевы и даже нападали на военные команды. Бунты вспыхнули в Шадринском, Ирбитском и Камышловском уездах.
На монастырских землях сначала возмутились крестьяне села Широковское. Уже 24.04.1842 года широковцы собрались у сельской управы и стали требовать от сельского старшины Дехтярева и писаря Терехова документы о продаже их барину. Чувствуя неладное тот послал гонца к волостному голове Иванчикову Игнатию за подмогой. Прибывший Иванчиков пытался вместе с местным священником Дмитрием Поповым объяснить крестьянам, что нет бумаги о продаже, а только о создании государственного запаса зерна и разведении картофеля. Толпа волновалась, не веря ему, тогда Иванчиков сказал, что раз не верите мне, поезжайте в уезд и там все узнаете, а сам отбыл в Далматово.
К широковцам уже присоединились тропинцы и нижнеярцы. Они решили послать гонца не в уезд, а в Тамакул, где крестьяне бунтовали. Видимо вести из Тамакула были такие, что все-таки бумага есть, т.к. нищие Камышловского уезда разносили по деревням слухи о наличии каких-то официальных бумаг о передаче барину и дополнительном налоге, и тогда широковцы решили идти в Долматово. А там 25 апреля сами долматовцы уже собрались перед волостной управой и ждали разъяснений по этим же вопросам.
В 2 часа дня в Далматово прибыли широковцы, тропинцы, нижнеярцы и стали требовать от Волостного Головы Иванчикова Игнатия и писаря Ивана Качалкова документы о передаче крестьян барину, о взыскании с мужчин по 90 рублей и 6 пудов зерна дополнительного налога, а с женщин по 70 аршин холста, о разведении картофеля.
Напрасно Иванчиков Игнатий и Терехов объясняли крестьянам, что нет такой бумаги о продаже крестьян барину, они не верили. Толпа зашумела, заволновалась, и в это время ударил колокол Николаевской церкви. Священник Николаевской церкви пытался скрыть в церкви Иванчикова, Терехова, Дехтярева, но толпа успела перехватить их, считая виноватыми во всем, стала избивать своих волостных и сельских начальников, рвать на них форменную одежду с белыми железными пуговицами. Иван Качалков успел спрятаться от толпы в монастыре, а Иванчикова и Терюхова толпа потащила пытать холодной водой к проруби на реке Исеть. В толпе раздавались возгласы о том, что «морозить надо их, окунуть в прорубь или обливать водой из проруби». Другие предлагали привязать начальство к бревну и пусть плавают в Исети.
На стенах появились пушки и раздались выстрелы. Толпа, испугавшись расстрела, хлынула к волостной управе, где посадила Иванчикова и Терюхова под караул. Вечером из монастыря начался крестный ход с иконами и молебнами Божьей Матери заступнице. Мятежники приумолкли, и когда крестный ход подошел к волостной управе, расступились. Воспользовавшись этим, кто-то убрал караульных в управе и освободил Голову и писаря.
Бунтовали мужики несколько дней, пока из Шадринска не прибыла воинская команда, разогнала толпу, арестовав зачинщиков. Вот что поведал на суде свидетель Далматовский дьякон Матвей Кирпищиков: «Сего 1842 года, апреля 25 числа, я видел с монастырской ограды сотню людей в расстроенном порядке, шедших с берега реки Исеть против монастырской башни, посреди которых находился Далматовского волостного управления старшина Игнатий Иванчиков, без рубашки, нагой и писарь Терехов без верхнего платья в разорванной куртке…».
В эти же дни бунты проходили и в других селах Далматовской волости. Так в селе Верхтеченское крестьяне протаскивали сельского старшину веревками из одной проруби подо льдом в другую. В селе Затеченском крестьяне собрались у сельского правления требовали у писаря Ивана Добрынина указ о взыскании денег с каждой души. Разгромили сельскую управу, водили писаря домой, били, приговаривая: «Вы, писаря, разбойники, обирали, обдирали нас, да мало вам этого показалось, так вы нас еще продали под барина». Волновались крестьяне в д. Тропино и д. Смирново.
Шадринское начальство узнав, о бунтующих селах, выслали солдат. Те вместе с монахами и священнослужителями в мае усмирило мятежников. Военный суд приговорил 700 человек к различным наказаниям шпицрутенами и ссылкой на каторжные работы.
В своей работе «Крестьянское движение в Шадринском уезде Пермской губернии в 1843 году» А.Н. Зырянов приводит рассказ крестьянина: «Слез пролито видимо-невидимо. Жалости не было тогда ни в солдатах, ни в начальниках: терзали и мучили они наших мужиков без всякой милости, как лютые звери». За все заплатили крестьяне, даже за изорванную одежду волостного писаря.
Есть сведения, что царь Николай I помиловал некоторых из них, оставив жить по прежнему месту жительства.
(Продолжение следует) Буторина Е В

#История

Далматово
Елена Буторина


Из книги «Деревня Притыкина над рекою Исетью»

Судьбы, ставшие историей.

Земли Заволочья по реке Вага называется Важской землей. Она находится на севере европейской части России, занимая большую территорию от истоков реки Вага, до ее впадения в Северную Двину. Весь уезд представляет сплошное лесное пространство. Уже к 1462 году Важеская земля относилась к Московии. В 1552 году уезд получил право самоуправления.

В 17 веке Важская земля стала центром производства и торговли смолой и пеком. Население занималось извозом, рубкой леса, дублением кожи, изготовлением глиняной и деревянной посуды, охотой.

Бутора- тот, кто быстро, громко, бестолково говорит, тараторит, буторит. Фамилия Буториных одна из самых частых в Пинежском, Мезенском уездах. Там местное слово «бутора» имело значение метель, сильное ненастье.

Примерно в 1650 году в Тотминской волости Важеского уезда в семье Семена Буторина родился сын Назар. Рос и мужал, и может быть остался там, в лесном царстве, да только прослышал о богатстве за Каменным поясом. По лесным тропам или по водному пути пришел он в Далматовскую вотчину, да и основал деревню Притыка в 1678 году, что на правом берегу Исети, к юго-востоку, в 6 верстах от монастыря. В 1711 году в деревне уже было 5 дворов.

В переписи 1719 года отмечено, что в возрасте 72 лет он жил в деревне Притыка своим двором, платил государевы денежные подати за исключением банных денег, пахал полдесятины монастырской пашни и ставил по 30 копен сена в год.

Все Буторины выходцы из села Красноисетского (Притыка) считают себя потомками Буторина Назара Семеновича.

Семья моего мужа Буторина Александра Михайловича идет от Семена Даниловича который является правнуком основателя деревни Притыка Назара Семеновича Буторина. Прадед мужа Иван Игнатьевич 1877 г.р. венчался 9,02,1897г в Николаевской церкви с Натальей Матвеевной (Ножковой) 1880 г.р. и растили они 7-х детей: Андрей 1898 г р, Артемий 1903гр, Александр 1905гр, Анна 1908гр, Евдокия 1911гр, Анна 1913гр, Таисья 1915гр. ( на фото)

Андрей Иванович Буторин был женат на Агрофене Ивановне Ворсиной 1897 г.р. Венчание проходило 6,11,1916г в Николаевской церкви. Жили с родителями не богато, но зажиточно. В хозяйстве имелись 2 коровы, 1 лошадь, свинья с поросятами, овцы, гуси, куры, пчелы.
Во время Гражданской войны Андрей Иванович воевал в составе Красной Армии, был легко ранен в руку, демобилизовали по болезни, застудил ноги.
Во время образования колхозов работал продавцом, т.к. считался грамотным (окончил 2 класса). В 1933 году всей семьей вступили в колхоз «Смычка». Агрофена Ивановна (на фото)работала в колхозе поваром. Она была не грамотной, поэтому, когда в 1937 году открылся ликбез, пошла учиться. Андрей Иванович работал звеновожатым на посеве и уборке. В 1937 году бригадир рыболовной бригады. С 1933 года по 1942 год был выбран председателем ревизионной комиссии.
16,12,1942 года Андрей Иванович (на фото) был призван в РККА и направлен в 2 строевую бригаду, которая формировалась в городе Чебаркуль. Был ранен, а так как еще в Гражданскую войну были застужены ноги, в Отечественную войну они дали о себе знать, был демобилизован.
В колхозе работал бригадиром рыболовной бригады. Вновь был выбран председателем ревизионной комиссии. Умер в возрасте 60 лет в 1948 году.

У Андрея Ивановича и Агрофены Ивановны было 2-е детей. Старший Михаил 14,07,1926 г.р. и Тамара 5,04,1929 г.р.
Михаил Андреевич окончив 4 класса, работал в колхозе, а когда открылись курсы трактористов при Красноисетской МТС, закончив их, работал токарем.
В октябре 1943 года был призван в ряды РККА, присягу принимал 10,11,1943г в 11 окружной школе снайперов и был направлен в 51 запасной стрелковый полк (фото). Узнав, что он тракторист, его в сентябре 1945 г перевели в 45 учебно-танковый полк, после учебы был направлен в воинскую часть 55216 командиром танка Т34. Воинское звание старший сержант. Уволен в запас 7,10,1950г на основании Постановления СМ СССР от 1950 года.
Демобилизовавшись, остался в родном колхозе, продолжил работать токарем в МТС. Поехав, в село Нижний Яр навестить тетушку Дарью Ивановну Никитину, познакомился с Анной Павловной Шестаковой 7,11,1928 г.р. (фото) Сыграв свадьбу, остались жить и работать в деревне Красноисетское. На центральной улице построили большой дом. Воспитывали сына Александра 30,09,1953 г.р. и дочь Валентину 6,02,1960г.р. После ликвидации Красноисетской МТС Михаил Андреевич продолжил работать в колхозе сначала токарем, затем слесарем на ферме, в строительной бригаде. Когда в селе Красноисетское провели водопровод, он переходит работать слесарем по водопроводным колонкам и насосной башне. На протяжении всей жизни увлекался рыболовством. Умер на 62-ом году жизни. Имеет свидетельство участника ВСХВ за №364276 и награжден малой бронзовой медалью ВДНХ, так же награжден орденом Отечественной войны 2 степени.

Анна Павловна была из бедной семьи и понимала, чтоб из бедности выбраться, надо учиться. Окончив 7 классов, работала в яслях няней, когда перевели детский дом из города Далматово, перешла работать туда и поступила в Шадринский финансовый техникум. Встретив Михаила Андреевича, вышла замуж и бросила техникум. Работала в деревне Красноисетское в детском саду, подрастали дети, строился дом, денег не хватало, и она ушла работать на ферму. Вели большое домашнее хозяйство: две коровы, несколько телят, поросята, гуси, куры, овцы. Держали два больших огорода. Анна Павловна заболела и ушла из жизни рано в возрасте 48 лет в августе 1977 года.

В семью вошла Бажукова Валентина Алексеевна. Родилась Валентина Алексеевна 22,06,1927 года в селе Красноисетское в семье Курочкина Алексея Семеновича и Ульяны Гавриловны. Родители ее работали в коммуне «Красный Борец», а Валентина Алексеевна пятнадцатилетней девчонкой 17,10,1942 года зачислена на курсы трактористов Красноисетской МТС, за что ей начислили 30 трудодней в месяц. Учителем у нее был Кунгурцев Александр Григорьевич. После окончания курсов она работала трактористкой на колесном тракторе, который был закреплен за коммуной «Красный Борец». В 1946 году Валентина Алексеевна уже старший тракторист, за ней закреплен трактор под № 14.
28 июня 1949 года Валентина Алексеевна вышла замуж за Бажукова Анатолия Александровича, да только семейное счастье не было долгим, и осталась она с двумя маленькими дочерьми (Гале исполнилось 2 года, а Любе 2 месяца) и старенькой больной матерью. Но рук не опустила, не тот характер, чтобы унывать. Перешла работать на ферму дояркой, затем свинаркой.
В 1968 году работает бригадиром овощеводческой бригады, а это 37 гектар «владения», работали с утра до вечера, план перевыполнялся за счет того что умело организовала сдачу овощей государству.
В 1970 году заведующая свинофермой. Вот что говорит о ней свинарка Т. Жернакова: «Валентина Алексеевна новичкам, которые только пришли на ферму, уделяет большое внимание, она пестует каждую свинарку, никогда не повысит голос, к каждой подойдет, поинтересуется как дела, ободрит, подскажет». На мой вопрос: «Каким она была руководителем?» Валентина Васильевна Курочкина (орденоносец) ответила: «Когда заведующей свинофермой была Валентина, порядок и чистота были на ферме, а потом...» и махнула рукой.
Общественная работа тоже не обошла ее стороной, участвовала в художественной самодеятельности села, входила в комиссию на выборах по Красноисетскому избирательному округу. С 1959 года кандидат в члены, а позднее член бюро РК КПСС.
Вырастила прекрасных дочерей. Галя окончила институт и работала в К-Уральском на заводе, Люба после окончания Шадринского кооперативного техникума работала в РайПО тавароведом. У Валентины Алексеевны 3 внучки и один внук.
С Михаилом Андреевичем после нескольких совместных лет жизни решили зарегистрировать брак только 9 января 1984 года. Умерла Валентина Алексеевна 30,08,2001 года, пережив Михаила Андреевича на четырнадцать лет.
Награждена медалью «Ветеран труда» и юбилейными медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», почетными грамотами и благодарственными письмами, ценными подарками.

Артемий Иванович Буторин 1903 года рождения (фото). Был грамотным. Член ВКП(б). Работал бригадиром огородной бригады. В 1930-е годы был направлен в г Реж на механический завод. Прошел путь от рабочего до начальника литейного цеха.

Александр Иванович Буторин 1905 года рождения. (фото) Был грамотным. В тяжелые годы после Гражданской войны работал председателем сельского Совета деревни Красноисетское. Член ВКП(б). В 1929 году на него было совершено нападение кулаков. Вскоре после этого его направляют в город Березовск, на восстановление Березовского золотого рудника. Александр Иванович сначала работал в шахте бригадиром проходчиков, а после был избран секретарем партийной ячейки на шахте.

1. Назар Семенович Буторин 1650-1740г
жена Наталья 1660-?
дети Михайло 1707-?
Федор 1712-?
2. Михайло 1707г
дети Карп умер в 19 лет
Данило 1734г
3. Данило 1734-?
дети Андрей 1751-1812гг его жена Ефимия Степановна 1751г
Семен 1755-? его жена Агриппина Спиридоновна 1755г
Василий 1764г его жена Федора Феоктистовна 1765г
4. Семен 1755-?
дети Егор 1781-1845 1-я жена Пелагея Ивановна, 2-я жена Федора Андреевна
Федор 1792г-? рекрут его жена Наталья 1790г
дочери Акулина 1786г, Матрона 1789г
5. Егор 1781-1845
дети Анна 1803г
Устинья 1806г
Филипп 1806
Семен 1830-1892гг его жена Харитинья Сергеевна 1830-1904гг
Иван 1837г его жена Елизавета Егоровна 1837г
6. Семен 1830-19,04,1892г
дети Самуил 26,10,1852-23,05,1904г его жена Соломея Ивановна
Игнатий 1855-7,11,1887г солдат его жена Федора Григорьевна
Степан 1859-19,12,1897 1-я жена Харитинья Абрамовна, 2-я Александра Федоровна
Илья его жена Ефросинья Архиповна
дочери Наталья, Ирина, Анастасия
7. Игнатий 1855-1887гг
дети Николай 1873-1904гг запасной солдат его жена Анна Павловна1874
Иван 1878 его жена Наталья Матвеевна 1880
8. Иван 1878
дети Андрей 1898 -1948гг его жена Агриппина Ивановна 1897
Артемий 1903г
Александр 1906г
дочери Анна 1908г,Евдокия 1911г, Анна 1913г, Таисья 1915г
9. Андрей 1898 -1948гг
дети Михаил 1926-1989гг
Тамара 1929-2020гг
10. Михаил 1926-1989гг его 1-я жена Анна Павловна 1928-1977гг, 2-я Валентина Алексеевна 1927 -2001гг.
дети Александр 1953г
Валентина 1960г
11. Александр 1953г его жена Елена Владимировна 1958г
дети Оксана 1976г, Анна 1984г

Буторина Е.В.


Рецензии