Одна очень строгая египетская мама

«А что до меня, то я – намхи («сирота») из страны фараона» – так начала свою речь на суде в Сед-Маат ветхая годами, но авантажная дама по имени Наунахт. В её словах есть гордость за свою родину, где закон о защите чести один как для мужчин, так и для женщин. Уж она не даст себя в обиду! В прошлом у неё был почти век, а смерть, уже стоящая на пороге, дала ей время лишь на то, чтобы объявить семье свою последнюю волю. В то время роль нотариата играл суд («кенбет»). Там и было оглашено завещание, а чуть позже – все с ним связанные постскриптумы. Дело было открыто в 3 год правления фараона Рамсеса V, в 10 день 3-го месяца сезона Ахет, т.е. осенью. А его итог был изложен на огромном (192 см. в длину и 43 см. в ширину) свитке .

В наше время он хранится в музее Эшмола (P.Ashmolean 1945.97.) и является бесценным памятником познания права мира фараонов. Он приоткрыл завесу и над личной судьбой Наунахт. В свой первый брак она вступила, быть может, ещё подростком (по нашим меркам). А её мужу, главному писцу Сед-Маат, было уже за 50. Но крупный чиновник, да ещё и с солидным капиталом, полученным им в наследство от его приёмных родителей – партия завидная если не для отроковицы, то для её родителей. О нём, правда, говорили, что он не в чести у визиря, но и в опале он тоже не был. А звали этого бюрократа Кенхихопшеф. «Шефу» этому желал смерти весь городок при Некрополе, тот самый Сед-Маат, а ныне Дейр эль-Медина.

Его реноме, впрочем, не могло бы запятнать юную жену. Гадкий старик, угнетатель царских художников и ваятелей, «синьор Мандрагор» скоро умер, а вдова получила полное право на новый брак, теперь уж с избранником своего сердца – мастером Хаэмнуном. У них было 8 детей: четыре сына – Кенхихопшеф, Мааинахтэф, Амоннахт и Неферхотеп и четыре дочери – Уоснахт, Манаэнахт, Хеншене и Хануб. И всё же недаром первенец носит имя в честь первого супруга. В Египте, к слову, редко нарекали детей в честь родителей. По всему видать, хам и хапуга на службе, грешный Кенхихопшеф в семье был образцовым отцом! И такое бывает. У вдовы, кроме того, на память о нём остался сонник (папирус Честер-Битти III, Брит. муз. EA10683,3).

Она могла и не верить в сны, но она явно родилась под счастливой звездой. Не потеряв ни одного из своих детей, некоторые из которых оставили потом свои автографы в соннике, она их всех подняла и вывела в люди. Со временем те разошлись в поисках дел по плечу да по сердцу: сыновья нашли место в царской мастерской, а дочери свили свои семейные гнёздышки. Даже известны внуки Наунахт от старшего сына и его жены Танофри: пять сыновей (Амоннахт, Каэмпиптах, Небсоте, Птахпехапи, Аменемхаб) и одна дочка, названная в честь бабушки – Наунахт. Казалось бы: какая идиллия! Но на склоне лет мать-героиня говорит с горечью судьям, что дочери и один сын-свин совсем о ней забыли, не хотят и знать «старуху». В совещательной палате не часто слышали о том, что кто-то не чтит свою мать..

В суд явился и Хаэмнун, который был вынужден краснеть за своих потомков. А разгневанная мать решила наказать их, лишив наследства. В Египте такое право было лишь у матерей. При основании супругами особого капитала – наследственного фонда, муж вносил в него две трети имущества, а жена – треть. Доля отца была больше по той причине, что была единственной «страховкой» для детей, лишившихся милости матери. Закон жалел «блудных сыновей», но на их долю всё равно выпадали крохи. Наунахт заявила: "кто не подал мне руки, и от меня ничего не увидит!". А любимый сын-первенец получил от неё, сверх своей доли, роскошный дар – бронзовый умывальник. Он выручил когда-то матушку, прислав ей 10 мешков эммера..

В отношении одной из опальных дочерей, Маненахт, мать всё же смягчила кару и лишь вычла из её доли право на паёк в ойп (ок. 20 л.) эммера и хин (0,5 л.) жира – то, что ей в своё время исправно давали как содержание старшие сыновья и Уоснахт. Через год после первых слушаний по делу строгой матери недостойного сына Неферхотепа вызвали в суд для особой процедуры. Он был должен дать клятву в том, что в жизни никогда не посмеет оспорить «духовную», в противном случае его ждёт экзекуция – сто батогов и разорение. В трёх списках под текстом завещания Наунахт идёт долгий перечень разных ценных предметов, которые следует раздать детям по смерти матери. В отсутствие денежной системы опись имущества была особенно важна.

Ох и морока же была с той самой бронзовой раковиной, новым хозяином которой стал ликующий Кенхихопшеф. Он не раз упрашивал мать то тут, то там оговорить самые твёрдые условия его права собственности на вот это сокровище – умывальник. Нам-то смешно, что все они так носились с этой шайкой, но в бронзовый век такое изделие стоило очень дорого, оно было признаком роскоши в доме! В конце концов, отец на «торжественной линейке» в зале кенбета вручил сей «мойдодыр» сыну в полное его владение и с особым указанием на его право отписать этот дар своим потомкам, внукам Наунахт. А вот Неферхотеп, которого, видать, заели гордыня и величие, «с носом» остался – так-то вот маму не чтить! Так и закончилась история этой умной и властной женщины.

А она ведь не была из знатного рода. У неё было чисто «бюргергское» звание «анхет эн-ниут» («горожанка»). А сама себя перед лицом суда она назвала, как мы помним,  «намхи» («сирота»). Так говорили о выходцах из среднего сословия, где все обладали личной волей, но разным уровнем достатка. В эту страту входили и простые работяги-вольняшки, не скованные ни кабалой, ни рабством, и бойкие стряпчие, и утончённые дети «полусвета». Из их сообществ иной раз возникали сами или по велению властей целые анклавы вроде Сед-Маат, где обитали «слушающие зов» царя творцы шедевров. В орбите их обязанностей был Некрополь, что само по себе означало для них и особое положение, и привилегии. И когда Наунахт называет своих детей «рабами царя» – это не более чем дань этикету.

Такое и у нас бывало и до сих пор есть: «ваш покорный слуга». Тем не менее, «слушающие зов» были по временам очень строптивы. Не только за личные, но и за общие свои права они были готовы биться до последнего. Не велика доблесть тайно малевать карикатуры на сильных мира сего, разбрасывая о улицам черепки, как листовки, а вот устроить стачку, требуя жалование, это весьма смело. На открытые репрессии, как известно, при этом власти не шли, зная свою вину и понимая ценность людей искусства, но время от времени они «тихой сапой» устраивали разжалования мастеров в чернорабочие, что означало рабство и каторжный труд. У холопов и батраков всех мастей в сравнении с горожанами не было вовсе шанса выиграть суд у соперника более высокого звания.

Но и у «бюргеров», даже нуворишей был свой «потолок» притязаний. И скачок за него – риск потерять своё место. В полузамкнутом мирке Сед-Маат для дел частного характера всегда был открыт свой местный суд, весьма похожий на жюри присяжных. Его состав на примере дела Наунахт очень показателен: 2 начальника отряда ремесленников, 2 писца Некрополя, 2 художника, 2 мелких чиновника (квартальные) и 6 рядовых ремесленников. И велеречивая Наунахт ни разу не смотрит на кого-либо из этих «судей» свысока. Да, она во много раз богаче многих из них, даже если учесть, что её капитал нужно делить на большую семью, но по сословному рангу они ей ровня. У Наунахт не было ни основания, ни желания возомнить себя титулованной особой. Такой ход вёл не в «королевы», а к разбитому корыту.

Источники:

Черны, Ярослав. «Завещание Наунахте и связанные с ним документы»/;ern;, Jaroslav. "The Will of Naunakhte and the Related Documents." Journal of Egyptian Archaeology 31 (1945): 29-53.

Джонсон, Джанет Х. Правовой статус женщин в Древнем Египте. Из сборника «Госпожа дома, владычица небес: женщины в Древнем Египте» под редакцией Энн К. Капел и Гленна Э. Маркоу/Johnson, Janet H. The Legal Status of Women in Ancient Egypt. In Mistress of the House, Mistress of Heaven: Women in Ancient Egypt, edited by Anne K. Capel and Glenn E. Markoe, pp. 175–186. New York, 1996

Гай Робинс. Женщины в Древнем Египте/Robins, Gay. Women In Ancient Egypt. Cambridge: Harvard University Press, 1993.

Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права XVI – X вв. до н.э. Издательство: Ленинград: Издательство Государственного Эрмитажа 1960 г.

Ерёмин А.В. Харитонов Л.А. История государства и права зарубежных стран. Хрестоматия. Ч.1. Древний Восток. Академия генпрокуратуры РФ, филиал Санкт-Петербургского института. 2017 г.

Бернадетт Меню. Рамсес II. Царь царей.; пер. с франц. Е. Кононенко. Издательство: АСТ, 2006 г.

Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. Издательско-торговый дом «ЛЕТНИЙ САД» Журнал «НЕВА» Санкт-Петербург, 2000 г.

Прусаков Д.Б. Природа и человек в Древнем Египте. М.: Изд-во "Московский лицей", 1999 г. Институт востоковедения Российской Академии Наук, сектор теоретических проблем истории.

Фойшт Эрика: статья «Семья» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 501 – 504/Erika Feucht: “Family”  in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 501 – 50


Рецензии