Капитальный ремонт

 Прошу прощения за стыренное название, но как иначе назвать то, о чем я пишу? К ремонту Соболева мой ремонт отношения не имеет. Этот мой рассказ повествует про голимый ремонт в квартире, затянувшийся на... Впрочем, по порядку.

 Всё началось не с трещины в стене или обрушившемся потолке после землетрясения. Но землетрясения в этой истории сыграли свою яркую роль. Дело в том, что Тбилиси стоит в сейсмоактивной зоне, а наш дом, соответственно, на особо аномальной территории. Какие у меня основания для подобных утверждений? Еще в 19 веке Русское географическое общество зафиксировало факт практически ежедневных подземных толчков  на территории Закавказья и, в частности, в Восточной Грузии. Это по поводу сейсмоопасности. Впрочем, в 21 веке эти толчки, можно сказать, не ощущаются. Наши дома трясутся от бесконечного потока машин. И этот поток около нашего, конкретно, дома делает своеобразный финт - еженедельно какой-нибудь лихой джигит врезается в фонарный столб около нашего балкона или "целует" в зад такую же потрепанную иномарку такого же лихого джигита. Это происходит столь часто, что мы уже не реагируем за звон разбитого стекла и скрежет тормозов.

 Но не эти патологические условия существования нашего дома вызвали у меня сильнейшую потребность в срочном капитальном ремонте квартиры. Помимо них в нашей жизни случилось еще несколько вполне экстремальных событий.

 Во-первых, нашему соседу сверху понадобилось использовать школьные познания в физике для облегчения своих счетов за электроэнергию. Он поступил просто. Вставил в свой электросчетчик провода и заземлил прибор в арматуру бетонного блока, разделяющего наши квартиры. Вечером того же дня у меня взорвалась люстра. Хорошо, обошлось без жертв. Но, кроме люстры, мы лишились половины потолка в гостиной.  Через несколько дней другой умелец, из квартиры ниже, решил заменить водопроводные трубы и, реализуя свой проект, пробил наши полы в кухне, ванной и туалете. Ну, ему же надо было соединить свои новые трубы со старыми коммуникациями. Поинтересоваться нашим мнением по этому поводу он забыл. Это, так сказать, внешние факторы.

 Во-вторых, внутри нашей квартиры живет маленький мальчик. Мальчику в то время исполнилось пять лет. Его очень умные родители решили, что мальчик уже достаточно вырос и больше не будет рисовать свои ладошки на стенах квартиры. Поэтому в его комнате поспела необходимость заменить обои. Собственно говоря, обдирать разрисованные обои мы стали за неделю до взрыва люстры, но так как у нас довольно насыщенный рабочий график, мы подрастянули во времени это удовольствие и последние квадратные метры старых обоев сняли ровно за один день до упомянутого взрыва.

 В-третьих, зиму на Кавказе никто не отменял, а центральное отопление и горячее водоснабжение в Тбилиси скончались в год кончины СССР. Довольно долгое время мы обходились иранской керосинкой, потом обзавелись камином и именно в тот год мы поняли, что нам необходим бойлер. Рабочие внесли батареи и сам агрегат ровно в тот день, когда случился все тот же взрыв.

 Короче, к началу февраля наша квартира имела вид послевоенной бомбардировки - потолок обрушен, полы разобраны, обоев нет, из потолка точат оборванные провода и погнутые прутья арматуры, а посреди гостиной сложены коробки, коробочки, трубы и батареи.

 Биться в истерике я не стала ни по какому из этих обстоятельств. Но, вы же понимаете, если я рассчитывала установить систему отопления и заменить обои, то я рассчитывала только на это. А тут такое...

   Самым актуальным было восстановление электросети в квартире.

 Позвали электрика.

 Он долго цокал языком и вломил нам цену своей работы ровно в том объеме, на какой я рассчитывала установить бойлер.

 Прощай, цивилизация! Привет, старый друг-камин!

 Электрик трудился в поте лица всю рабочую неделю. Благо контролировать его усилия было некому - все на работе, в школе или у няни - и он - сам себе хозяин. В пятницу вечером он торжественно нажал на выключатель, демонстрируя нам своё детище.

 Люстра (новая) печально моргнула и тускло осветила одной лампочкой (из пяти) скудость окружающей обстановки. Наш сын зааплодировал с криком: "Шуки мовида!", что означает: "Свет пришел!" Мой муж хмыкнул. Электрик вытер руки засаленной тряпкой и негромко выругался по-русски. Я молча вышла в детскую комнату и стала там громко ржать, в смысле истерически смеяться, а не изображать ломовую лошадь.

 В субботу электрик не явился исправлять свой труд, удовлетворившись авансом. Всё, что он не сделал, сделал мой муж за выходные. Наш сын ему усердно помогал, подавая инструменты и усиленно сопя.

 Вечером в воскресенье, на радостях решения первой проблемы, я подала моим мужчинам праздничный ужин. При свечах. Потому что свет отключили, что было в те времена явлением обычным.

 Потолок оставался разодранным в клочья, но это уже не пугало. Важнее было обеспечить тепло в квартире. И мы пригласили теплотехника. Во всяком случае, он так представился на бирже. (И, да, в Тбилиси имеется биржа. Это такое место на набережной, где кучкуются мужчины чаще потрепанного вида разного возраста и разных национальностей с разными инструментами или без оных).

 "Теплотехник" пришел через несколько дней с двумя помощниками. Один из них был тщедушный парнишка лет пятнадцати. Другой - пожилой дядечка, страдающий утробным кашлем, одышкой и перемежающейся хромотой. Запрошенная ими цена их работы составляла мою зарплату за три месяца. А что делать? Февраль в Тбилиси самый холодный месяц года, а у нас маленький ребенок и дрова для камина на исходе.

 Для контроля за деятельностью этих работников мой муж отпросился с работы на два дня, в уверенности, что этих двух дней трём рабочим хватит для установки трёх батарей, трёх труб и одного бойлера.

 И им хватило этого срока. Только работали двое. "Теплотехник" и мой муж. Подросток иногда подавал инструменты. Пожилой работник с утра выходил на балкон и там курил, глядя на проезжающие машины и сплевывая сигарету за сигаретой на головы прохожим.

 Рассчитывался мой муж с ними по окончании работы, убедившись в исправности системы. Все деньги, причитавшиеся за труд, забрал старик.

 Через три дня после этих событий я обнаружила пропажу некоторых мелких вещей из своей шкатулки, где я храню разные брюлики-побрякушки, которые мне регулярно дарят родители и муж и которые я никогда не ношу, а потому в шкатулку не заглядываю месяцами. Кто из работничков обнёс, установить не представлялось возможным. На том и успокоились. А между тем, на фоне возникших проблем с ремонтом квартиры на эти брюлики была особая надежда. Я планировала их сдать в скупку для того, чтобы на вырученные деньги сделать потолок в гостиной. Увы, план прогорел. Пришлось взять кредит.

 Вы когда-нибудь брали потребительский кредит? Это совершенно отдельная эпопея. Когда денег не хватает, их лучше не брать взаймы. Нигде. Особенно в банке. Особенно, если денег надо больше, чем позволяют Ваши постоянные доходы. Но мы тогда понадеялись на свои возможности и на близкого родственника, работавшего управляющим одного из филиалов одного из крупнейших банков страны.

 Люблю родственников. Во время застолий в праздники. В иные дни иные из них забывают о родственных чувствах и заботятся о своем личном кармане более, нежели о благополучии рода. Наш родственник позаботился о нас после того, как позаботился о себе и своем банке. Кредитные проценты мы выплачивали несколько лет, а тело кредита погасили только недавно. Благодаря другим родственникам. Теперь мы должны им. Утешает, что сумма по нынешним временам уже не выглядит критичной.

 Итак, мы взяли кредит и наняли через знакомых работника, обещавшего сделать натяжной потолок за один день, если мы снимем люстру.

 Муж снял люстру.

 Мастер не пришел на следующий день. И на следующий тоже. И через три дня.

 Муж отправился на биржу и нанял рабочего там.

 На следующий день пришел работник, нанятый через знакомых. А через полчаса и тот, с кем мой муж договорился на бирже.

 В подъезде долго стоял мат.

 Соседи сбежались на драку. Драки не было. Рабочие обматерили друг друга и ушли. Оба.

 Приближались мартовские праздники. Родственники приготовились нести нам торты для традиционных застолий, собиравших все годы нашего брака всех родных, друзей, друзей родных и родственников друзей. У нас большая квартира, вмещающая большое число гостей, а потому все эти близкие нам люди собираются всегда у нас на все праздники. К тому же у нас, начиная с третьего марта и по самые мартовские иды, праздник за праздником - День матери, день рождения бабушки, Восьмое Марта, день рождения нашей дочери, день рождения моего мужа, день рождения отца моего мужа и мои именины, а потому все родственники почитают своим долгом нас посещать в эти дни. И тот год не был исключением. А у нас - полный разгром.

 Делать нечего. Отправился мой муж за новым мастером на биржу. Привел какого-то пацана. Пацан посмотрел на то, что было раньше потолком, поцокал языком и сказал, что тут работы на неделю. Я его поблагодарила и отправила восвояси, а сама засела за телефон, обзванивать всех, чьи номера каким бы то ни было образом оказались в памяти телефона, в записной книжке и в записных книжках тех, кого я уже обзвонила со своей проблемой. Мне нужен был мастер, способный не впечатлиться фронтом работ, а просто прилепить мне потолок и к потолку люстру.

 Через два часа нужный номер у меня появился. Я вручила его мужу и настоятельно порекомендовала разговаривать с потенциальным мастером уверенным тоном хозяина жизни.

 Еще через час мастер стоял посреди нашей гостиной. Он оказался нашим соседом. Из соседнего подъезда. Другом детства моего мужа. Посмеялись. И они вдвоем, мой муж и Мириан, закатали дыру в потолке. К вечеру гостиная сияла всеми лампочками, отражающимися от глянцевого потолка. А на мартовских застольях у нас появился новый гость с семьей.

 Впрочем, радость была недолгой. Одиннадцатого апреля случилось довольно сильное землетрясение и новый потолок обрушился вместе с люстрой, а по стене квартиры зазмеилась трещина в палец шириной, сквозь которую можно было наблюдать, как в щелку, за движением на улице.

 Утешило меня только то, что обои мы еще не переклеили. Да и полы в кухне и санузле не отремонтировали.

 Примерно полгода я собиралась с духом для продолжения истории ремонта. Из них три месяца летних каникул, уговорив директора школы отпустить меня на подольше, я провела у бабушки в России, а когда вернулась к началу учебного года, открыла двери в квартиру и поняла, что ремонт, капитальный, неизбежен.

 Это понимание подкрепилось еще и тем открытием, что душевая кабинка оказалась с проваленным поддоном, а кран не работал от слова совсем. Принять душ с дороги я отправилась к золовке.

 Следующие четыре месяца мы тратили деньги на погашение кредита, заливание цементом полов и восстановление душа. К новому году мы наклеили виниловые обои в гостиной, закрыв обоями щель, в комнатах детей, к их радости, и на потолок в гостиной. Звать Мириана для восстановления натяжного потолка мы не стали. Винил приклеился довольно симпатично. Люстру повесили, заменив разбитые плафоны на лампочки-свечки. Установили огромную, под потолок, ёлку, украсили её и пострадавшую люстру мишурой и шарами. И удовлетворенные своим подвигом приготовились встречать гостей.

 Тридцать первое декабря в школе - день тяжелый. Не потому что уроки надо проводить, а потому что надо сдать все документы, которые еще надо быстренько оформить, так как в процессе обучения делать это некогда. А еще в этот день в нашей школе устраивается банкет для сотрудников. И надо быть веселой и красивой.

 Насчет красивой гарантировать не могу, но веселье я изображала очень старательно. Вернулась я домой только к пяти часам вечера. Очень радостно приготовившись жарить-парить-куховарить оливье, сациви, гозинаки, пхали, хачапури, утку с яблоками, карпа по-генеральски и наполеон. Остающиеся четыре обязательных на новогоднем столе блюда должна была к моему приходу приготовить дочь. В свои четырнадцать лет она с удовольствием возилась на кухне. Ей надо было сделать винегрет, крабовый салат, салат из тунца и фаршированные яйца. Муж обещал ей всяческую помощь.

 Они это сделали.

 В ущерб внимания к нашему сыну.

 Он это внимание компенсировал.

 Вся гостиная была разрисована его ладошками.

 Нет, вы только вообразите, парню седьмой год, он уже в школу пошел, а нарисовать что-то лучше ста ладошек черного, синего, зеленого и фиолетового цвета в подарок родителям на Новый год он оказался не способен. Впрочем, в середине каждой ладошки он нарисовал зубной пастой снежинки.

 Смывать его шедевр было некогда. Сделали вид, что обрадовались.

 К десяти вечера начали стекаться гости. Я изображала счастье, гостеприимство, восторг сообразительностью сына и поминутно убегала в кухню, доделывать сациви, оливье и далее по списку. Муж расслабленно принимал поздравления и подарки. Дочь в своей комнате наводила марафет на своей конопатой мордашке. Сын громко смеялся, довольный произведенным его творчеством эффектом и массой сладостей, вручаемых ему в качестве подарков.

 Без трёх минут двенадцать я скинула передник и встрепанная кинулась чокаться с гостями за уходящий год. Не успели допить, зазвенели куранты. Ровно в двенадцать мы сдвинули наши бокалы. Мой бокал звонко разлетелся на мелкие осколки, залив шампанским всех вокруг. Все радостно засмеялись с криками: "Это на счастье!", а я подумала, что это был предпоследний бокал из нашего свадебного сервиза. Последний пускал пузыри в руках моего мужа.  Муж сжалился надо мной и дал отпить из него под всеобщие восторги. Я отпила глоток, включила ёлочную гирлянду, выключила люстру и побежала в кухню, поджигать утку, чтобы всем было еще веселее.

 Торжественный выход утки ознаменовался криками радости гостей и воплем нашего сына, обжегшего руку при попытке затушить кулинарное чудо. Он вопил еще около десяти минут. Все суетились вокруг него и пропустили момент начала запуска фейерверков. Сын заметил эти взрывы первым и бросился на балкон. Следом за ним побежали все остальные. Стали поджигать свои петарды и кто-то из наших гостей запалил прямо в окно в доме напротив. Зазвенели разбитые стекла. В соседнем окне мелькнула седая голова вреднейшей старушки, с которой у меня были контры с прошлого года из-за поломанной якобы моим сыном розы, которую посадила якобы эта старушка.

 Короче, на следующий день, первого января, мой муж рыскал по городу в поисках стекол и стекольщика, а потом вставлял этой старушке стекла в разбитом окне. А кто разбил окно в нашей кухне своей петардой, никто из нас не заметил. Это окно я заклеила полиэтиленом. Так оно и простояло с бельмом до февраля. Денег на ремонт окна не было.

 Итак, прошел первый год нашего капитального ремонта.

 Второй год ремонта осчастливил нас. Землетрясений не было. Трещина не разрасталась. Бойлер работал исправно. Потолок в гостиной выглядел вполне прилично. Творчество сына отмылось почти бесследно. Кажется, разбитый бокал работал на нашу удачу. И всё было бы отлично. Оставалось доделать полы и душевую. Мы закупили плитку. Испанскую. Чтобы всё было идеально. Приглашенный кафельщик долго и многословно хвалил наш выбор.  А потом...

 Потом этот кафельщик каким-то образом умудрился расколотить половину плиток. Он клялся, что ни при чем, что это не он, что это наш сын взялся помогать ему и испортил плитку... Пришлось проститься с этим мастером. И с мыслью иметь идеальный ремонт в этом году.

 Следующий год оказался тоже не последним в этой саге. Нам пришлось заменять все трубы и платить за ремонт слетевшей в Сурб Саркис крыши. Денег катастрофически не хватало. Либо крыша и трубы, либо эстетика быта.

 Четвертый год капитального ремонта обещал стать итоговым. Мы сделали кафельные полы везде, где может ступить нога гостя. Позвали Мириана снова натянуть потолок в гостиной и в спальне, там проползла не хилая трещина. Я дышала полной грудью в предвкушении окончания трудных времен. Оставалось совсем чуть-чуть и идеальный ремонт будет радовать нас столько же лет, сколько он тянулся...

 И тут выяснилось, что нашей дочери уже восемнадцать лет и она решила выйти замуж. Надо было делать выбор - окончание ремонта или свадьба.

 Против свадьбы единственной дочери не попрёшь.

 Эта свадьба отложила окончание нашего ремонта на два года. Потому что после свадьбы, через девять положенных месяцев, последовало рождение нашей внучки, а до него наша дочь почти весь этот срок лежала на сохранении в своей комнате и тихо плакала в подушку, потому что её муж, столь же юный, стеснялся жить в нашем доме, а наша дочь боялась в своем сложном положении жить в доме свекрови.

 Слава Богу! это испытание закончилось.

 А после рождения малышки они остались жить с нами. Зять перестал стесняться нас.

 Теперь мы могли продолжить ремонт квартиры. Пора было менять обои. И окна. Начали с окон. Заменили на немецкие стеклопакеты и уехали в отпуск до пятнадцатого сентября.

 Море. Горы. Солнце. Муж и дети рядом. Внучка учится ходить. Счастье...

 Отпуск закончился.

 Продолжился ремонт.

 Остался последний штрих. Обои. Самое простое и самое заметное в любом ремонте.

 Ну, Вы понимаете.

 Внучке нашей ровно год. И у неё чешутся ладошки...

 

   

 

   

 


Рецензии