Концерт к воскресению Христову

(опубликовано в Культуре.уз 15.05.2022 г.)

15 мая 2022 г. в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви состоялся концерт, посвящённый Воскресению Христову, Жёнам-мироносицам и Дню Великой Победы. Автор проекта и композиции, режиссёр и ведущий – заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. Музыкальный руководитель и концертмейстер – Людмила Слоним. Исполнители: солисты Государственного Академического Большого театра им. А. Навои. С поэтическим приношением выступила поэт Адель Чилякова, автор этих строк.
Зрителей давно привлекает удивительная способность режиссёра и автора проекта Андрея Евсеевича Слонима создавать в композиции одного сценического действа цельный образ из истории и современности русской культуры, умение вдохнуть в зрителя веру в то, что жизнь через скорби и страдания проложит путь к познанию, очищению и победе. Не случайно концерт открыли произведения Митрополита Серафима (Чичагова), «учителя благочестия», который в 30-х годах, будучи гоним за веру, утверждал, что христианство и православие восторжествуют. Митрополит Серафим был в 1937 г. расстрелян на полигоне НКВД, в 1988 году реабилитирован, а в 1997 г. причислен к лику святых. Из музыкальных и поэтических произведений, которые он оставил нам, прозвучали композиции в ярком исполнении Елены Шавердовой и Лятифе Абиевой.
Под поэтическим псевдонимом «К.Р.» писал и публиковал свои стихи Великий князь Константин Романов. Романс русского композитора  Калинникова на его стихи «Колокола» подарила с блестящим артистизмом заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова.

Дважды зазвучала гениальная музыка Сергея Рахманинова, воплощённая в романсах «Опять встрепенулось ты, сердце…» на стихи Н.Грекова, «Апрель! Вешний праздничный день…» на стихи Э.Пайерона в утончённом исполнении Елены Шавердовой. Музыка Рахманинова с его сложной символикой, смысловой полифонией и глубоким философским подтекстом в композиционной ткани концерта не случайна. В выбранных для концерта произведениях уже предугадывается своеобразный, неподражаемый стиль композитора, выросший из позднего романтизма, но вышедший далеко за пределы постромантизма в духе полистилистики, сочетающей модерн с импрессионизмом, неоклассицизмом, с древнерусской церковной традицией и напевностью, с виртуозным стилем XIX века. При этом  хочется отметить виртуозное исполнительское мастерство Людмилы Слоним, которая традиционно является не только концертмейстером, но также фортепианным исполнителем концертных проектов своего супруга. С удивительной лёгкостью Людмила Слоним владеет сложной техникой как в рахманиновских композициях,  так и в другом разноплановом обширном репертуаре вечера-концерта. Она сочетает содержательность исполнения с интонационным богатством его музыки, добиваясь как «пения на фортепиано», так и высоко профессионального вокального звучания у солисток оперы ГАБТа с их разнообразием индивидуальных черт. Особенно хочу отметить дуэты в исполнении Анастасии Юдиной и Рады Смирных:  «Эхо любви» композитора Е.Птичкина на стихи Р.Рождественского и «Сирень» В.Бибергана на стихи А.Блока. Возгласами «Браво!» зрители отметили не просто согласный дуэт певиц и фортепиано: это был новый мелодийный художественный образ; отдельные фразы фортепиано и солисток перемежались, взаимодействуя друг с другом и с репликами фортепиано, в единой гармонии тонов, тембра и звука передавая всю гамму переживаний и вместе создавая нежную и прозрачную вокальную акварель. При этом Людмила Слоним – не только  высокопрофессиональный пианист, тонкий ансамблист, но и талантливый композитор: она создала ряд романсов на стихи великих российских поэтов Александра Блока, Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко, Сергея Есенина, выдающихся чешских поэтов Йозефа Горы, Ярослава Сейферта и других, а также полную иронии комическую камерную оперу «Драма» на сюжет известного рассказа А.П.Чехова – в котором незадачливая «писательница» буквально истязает чтением своей объёмистой драмы известного литератора….

 Супружеский и творческий союз Людмилы и Андрея Слоним, одного из талантливейших режиссёров и поэтов Узбекистана, оказался на редкость плодотворным, создавая философскую гармонию музыки, поэзии и сценического действа. И весенний концерт 15 мая совершенно логически продолжался столь необходимой в наше тревожное время вдохновляющей верой, что в нашей жизни сохранится и «Внутренняя музыка» ( А.Варламов, стихи И.Огарёва), и изящно-обаятельный концертный вальс «Поцелуй» итальянского композитора Луиджи Ардити, прекрасно исполненный Лятифе Абиевой, и «Горные вершины» (А.Рубинштейн, стихи Ю.Лермонтова, в исполнении Е.Шавердовой и Р.Смирных), и «Счастье моё…» (Е.Розенфельд, стихи Г.Намлегина) в исполнении  О. Александровой)… И дай Бог, чтобы никогда и нигде не повторялась бы больше горькая весть о том, что «Враги сожгли родную хату…» (М.Блантер на стихи М.Исаковского) , и чтобы «Журавли» (Я.Френкель на стихи Р.Гамзатова), исполненные Александром Полонским, были бы лишь данью светлой и вечной Памяти, а за «Смуглянкой» (А,Новиков на стихи Я.Шведова) не пришлось идти в партизанский отряд. И чтобы светлая грусть замечательного творения Г.Свиридова «Ой, снова я сердцем широким бедую…» (на стихи А.Прокофьева), вдохновенно, как и предыдущий номер, воплощённая Бекзодом Садыковым, оставалась данью вечной любви и преданности… И чтобы мы все вместе пели «Катюшу» в полной силе светлой надежды и веры в радость и гармонию именно так, как и в заключающем концерт романсе Р.Глиэра на стихи Г. Галиной: «Жить! Будем жить!», который в исполнении Лятифе Абиевой стал апофеозом надежды и любви…

Пожалуй, главным гостем вечера была устремлённость к свету, Добру и гармонии, к вере в победу здравого смысла и разума над горькими перипетиями современного мира, и вдохновлённые ею благодарные зрители щедро одаривали всех исполнителей горячими аплодисментами и восклицанием «Браво!».
Музыка и слово в тесном и прекрасном союзе сопровождали нас в течение всего концерта. В смысл и послание незабываемого вечера органично вписались стихи Андрея Слонима «Он мог явиться в блеске славы…», «Ретро», «Вечер в сером плаще…», «Карусель», «Над пропастью во ржи…» и стихи автора этих строк: «Млечная дорога» и «Осанна». 


Рецензии