Комментарии к статьям по теме Русский мир
Анатолий Головкин 15.05.22 13:50
Несомненно, что жизнеспособность России определяется положением и самочувствием русского народа. Русская культура и русский язык являются фундаментом не только русского народа, а всех национальностей, проживающих в России. Судьба русского народа – это судьба России и всех народов в ней проживающих.
Во мне течет чистая карельская кровь, без каких-либо примесей. Но эту карельскую кровь с самого детства полностью растворили в русской среде – русская речь, русские книги, русская одежда, русский быт. От этого я не стал беднее, стал еще богаче. На своей малой родине и в Финляндии – я карел, но в любой другой области или в другой стране – я русский.
В приведенном автором понятии «русский» нужно исключить слова «не имеющий иных этнических предпочтений», так как это понятие противоречит смыслу многонационального государства, в котором единство народов является важнейшим скрепом.
Не приведет ли акцент на понятие «Русский мир» к ослаблению этого скрепа и распаду народов? Французский посол в России, в период с июля 1914 года по май 1917 года, М. Палеолог назвал психологию русского народа «самой загадочной, самой неустойчивой и самой непонятной во всём мире». Любая агитация, привнесённая извне, может в короткое время разрушить в русском народе те основы нравственности, которые цементируют его как нацию. Эту особенность русского характера наглядно показали события во время революций 1917 и 1991 годов.
Нельзя допустить, чтобы Россия, как и Советский Союз, распалась на части. Чтобы такого не случилось, необходимо укреплять и поддерживать все проживающие в стране национальности. Нации-этносы в России – это историческая реальность, они живут и думают о своём будущем. Если исторически Россия сложилась как многонациональное государство, то её благополучие зависит от состояния проживающих в ней наций-этносов, но прежде всего от состояния русского народа.
Анатолий Головкин 17.05.22 18:19
Но как можно определить, что тот или иной человек не русский, а другой национальности? Графы «национальность» в паспорте нет. Языки малых народов в школах не изучают, все общение проходит на русском языке. И как не причислять к русским другие нации, если идет самая активная ассимиляция малых народов с русским населением?.
В XXI веке особенно актуальным встает вопрос: куда пойдут малые народы при переходе от государственных национально-территориальных образований к негосударственным национально-культурным автономиям? Как построить правильный диалог при многообразии культур и цивилизаций?
Стоят ли такие ли проблемы перед русским населением? Конечно, нет. Русский язык является государственным языком, на нем идет обучение в детсадах, школах, училищах, вузах, выпускается множество книг, газет и журналов, как на федеральном уровне, так и на региональных уровнях. Все делопроизводство на всей территории России ведется на русском языке. Песни, стихи, спектакли, кинофильмы - все это также на русском языке.
Но если наша Конституция начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…», то надо создавать условия для сохранения языков и культур всех народов, проживающих на территории России. Это важное условие взаимообогащения, взаимной дружбы и избегания межнациональных проблем. Нельзя признавать одну культуру самой важной, финансировать только ее развитие, а другие национальные культуры признавать второстепенными. Иначе уже активно происходит проявление шовинизма – стремления распространения языка и культуры своего народа на другие этносы, искореняя у них национальную самобытность.
Анатолий Головкин 19.05.22 14:22
Я воспринимаю «Русский мир» в более широком смысле и значении, чем его предлагает автор статьи, доктор исторических наук С.В. Переверзев. Полагаю, что в основу «русского мира» надо положить знание русского языка и общение на нем не только в России, но и жителями других стран. Вопросов в отношении территории русских, о чем пишут здесь в комментариях, не должно быть – вся территория Россия является русской. Например, во всех финно-угорских регионах русского населения более половины, а в Карелии – 90 процентов.
При советской власти к «русскому миру» можно было отнести более 350 млн. человек в мире, хорошо знавших русский язык и говорящих на нем при международном общении. После развала Советского Союза «русский мир» резко сократился, бывшие страны социалистического лагеря и даже некоторые советские республики стали вдруг врагами России. Но там проживают миллионы соотечественников, а также людей, владеющих русским языком и по-доброму относящихся к России, яркий пример этому – события в Риге 9-10 мая этого года возле памятника воинам-освободителям.
Есть основания опасаться за будущее русского языка. С начала 1990-х годов и до этого времени число людей в мире, изучающих русский язык, сократилось более, чем в два раза. В странах Центральной и Восточной Европы русский язык исчез из учебных программ школ и высших и средних учебных заведений. Проблемы обучения русскому языку появились и на территории России.
Так как язык – основа нации, акцент сейчас нужно делать не на раскол общества в России по национальному признаку, а на активную конкуренцию с английским языком, который стал языком-убийцей для других.
Анатолий Головкин 19.05.22 17:19
Представители других государств, проживающие в России, часто обижаются, когда их называют «Нацменами» (национальным меньшинством). По информации автора статьи, именно ученые-нацмены подготовили теоретическую базу для проведения государственных переворотов и ослабления России. И это происходит в Москве, под боком руководителей государства.
История имеет тенденцию повторяться, Октябрьскую революцию 1917 года тоже готовили представители национальных меньшинств: евреи, латыши, поляки, грузины на германские деньги. Потом они, присвоив себе псевдонимы, пришли к власти. Их имена известны, но для тех, кто не интересуется историей, напомню некоторые из этих имен:
И.В. Сталин (Джугашвили);
С.А. Лозовский (Дридзо);
Л.Д. Троцкий (Бронштейн);
Е.Ф. Трояновская (Розмирович);
Г.Е. Зиновьев (Радомысльский);
В.М. Володарский (Гольштейн);
Л.Б. Каменев (Розенфельд);
Г.Я.Сокольников (Бриллиант);
К.Б. Радек (Собельсон);
Я.С. Ганецкий (Фюрстенберг);
В.М. Молотов (Скрябин);
Г.И. Ломов (Оппоков);
Е.М. Ярославский (Губельман);
С.И. Гусев (Драбкин);
В.М. Загорский (Лубоцкий);
Л.Б. Красин (Винтер);
Ю.М. Стеклов (Нахамкис);
Р.С. Землячка (Залкинд);
Ю.А. Ларин (Лурье);
М.Н. Лядов (Мандельштам);
Д.Б. Рязанов (Гольдендах);
М.М. Литвинов (Валлах Макс).
Анатолий Головкин 23.05.22 14:11
Для того чтобы нам выйти на более высокий уровень цивилизации, о чем пишет автор статьи, действительно надо сделать очень многое. На мой взгляд, прежде всего, необходимо переосмыслить отношение граждан России к закону. Понятия «закона» в России и в Европе изначально разные.
В Европе слово «закон» до последнего времени означал порядок, который граждане устанавливают сами для себя на основе традиций и обычаев, практически речь шла об обычном праве. Поэтому там не допускали даже мысли, как обойти или не выполнить закон. Представление о беззаконной сфере жизни там не находила никакого отклика, так как законы люди устанавливали для самих себя.
Правда, идя на поводу преступных элементов из США, в последнее время в Европе началась тенденция нарушения законов: захват и национализация чужого имущества, неуплата денег за предоставленные товары и услуги, и другие нарушения.
У нас в России понятие «закон» - это предел, граница, за которую нельзя переступать. Происходит от слова «кон», то есть место привязи лошадей, за которое есть желание заглянуть. Но, как и все запретное, заграница закона так привлекательна и заманчива, что провоцирует большинство населения на неподчинение закону или на его обход любыми путями. Поэтому приходится сажать за решетку даже тех, кто просто обязан стоять на страже закона.
Изжить подобное представление способна самобытная национальная культура любого народа России, направленная на культурный рост каждого своего представителя. Тогда Россия сможет доказать Западу высокий уровень своей цивилизации.
Анатолий Головкин 2.06.22 11:16
Спасибо за статью. Нам всем пока и на Земле дел хватает. Остановлюсь на второй координате – Слово, родной язык. В это время, когда речь идет, по какому пути дальше пойдет Россия, нужно больше внимания уделять изучению русского языка и родного языка каждого народа, проживающего в России. Сейчас в российских школах и ВУЗах большое внимание уделяется изучение английского языка – этого языка-убийцы. До недавнего времени по нему был даже обязательный государственный экзамен, слава Богу, отменили. Кому нужен английский язык для дальнейшей жизни, может, кроме уроков английского языка, изучать его на факультативах и с репетиторами. Но зачем навязывать его каждому ученику и студенту, если он в дальнейшей жизни даже не пригодиться. Последние три десятилетия уже показали, что тупое следование западной цивилизации опасно.
Если в 1990 году на курсах русского языка в 90-х странах обучалось 600 тысяч человек, то в 2005 году в 39-ти странах русскому языку обучалось всего 6.5 тысяч человек, а сейчас стараются вообще не изучать его во всех европейских странах.
В Великобритании и США вообще не учат русский язык ни в одном учебном заведении и не используют его. У нас же в России на каждом углу и дверях самой захудалой фирмы висят вывески с английскими названиями.
Я ни разу не видел, чтобы на официальных переговорах или приёмах в Москве кто-то из числа иностранных делегаций говорил на русском языке. Нет, они говорят на своём языке с переводом. В то же время всё больше и больше российских чиновников, выехав за рубеж, стараются везде и всюду говорить на английском языке, без переводчика.
Не заботятся о чистоте русского языка некоторые современные писатели, используя в книгах сложный язык с применением технических, профессиональных, научных, жаргонных терминов, а порою – бранных слов. В книги всё больше и больше вкрапливают иностранные слова вместо русской речи.
Анатолий Головкин 9.06.22 10:49
В 1988-1994 годах в средней школе №1 города Конаково Тверской области мы проводили эксперимент «Воспитатель-педагог», когда вместо классных руководителей в классах с учащимися работали воспитатели. Эксперимент проводился под началом известного тогда специалиста в вопросах воспитания Олега Семеновича Газмана, руководителя одной из лабораторий Российской академии педагогических наук.
За годы проведения эксперимента число учащихся в школе увеличилось в 1,5 раза за счет учеников, перешедших из других школ города и стоящих на различных видах учета, как правонарушители. До проведения эксперимента учащимися школы ежегодно совершалось до 10-11 преступлений, а за все экспериментальные годы не было совершено ни одного преступления.
В 2001 году по итогам эксперимента средняя школа № 1 города Конаково Министерством образования Российской Федерации была признана «Школой века». Но после моего ухода из школы на службу в область, из-за низкого финансирования, эксперимент был закрыт.
Полагаю, что мы опередили время на 40-50 лет, так как образование в школе всегда подразумевало как обучение, так и воспитание школьника, и воспитание в школу обязательно вернется.
Анатолий Головкин 20.06.22 14:55
Как я понимаю, речь идет об учете опыта образовательной системы царской России, исходя из нынешних реалий по грамотности населения, а не тех, которые были тогда. Прежде всего, при царизме сложился неплохой опыт воспитательной работы в школах и других учебных заведениях.
Первые должности воспитателей в России были введены Уставом гимназий и прогимназий 1864 года. В параграфе 10 Устава записано: «При гимназии состоят следующие должностные лица: директор, инспектор, преподаватели, воспитатели, врач, письмоводитель».
В каждой гимназии полагалось по два воспитателя: один для низших и другой для высших классов. Воспитатели определялись на одинаковых основаниях с учителями наук и языков. Это были люди основательно образованные, имеющие одобрительные аттестаты об окончании полного университетского курса и свидетельство о том, что ими прослушан особый педагогический курс. Кроме ближайшего надзора за воспитанниками в рекреационное время, на воспитателях лежала обязанность помогать начальству гимназии в наблюдении за успехами и нравственностью учащихся.
Устав гимназий и прогимназий 1871 года уже использовал понятие не воспитателей, а классных наставников. Помимо перечисленных выше функций, классному наставнику вменялось внимательно следить за развитием каждого ребенка и в точности знать его способности, прилежание, успехи и склонности. Следя за воспитанниками, классный наставник должен был воспользоваться каждым случаем для возбуждения и развития в них чувств: правды, чести, уважения к закону и его исполнителям, привязанности к своему Отечеству.
Нынешнее низко нравственное устройство жизни и образования детей и учащихся в школах, в средних и высших учебных заведениях, просто требует переноса всего лучшего из прошлого, в том числе и опыта царской России.
Анатолий Головкин 23.06.22 16:34
Виталию Малькову. Неужели Вы считаете, что нельзя во всех современных школах определить цели воспитания, которые ставились в дореволюционной царской школе?
Что же является общечеловеческими ценностями?
Первая их ступень определяется эгоистическими мотивами и называется благоразумие. Видами благоразумия являются деятельность, бережливость и воздержание, все они доступны нашему пониманию и развивают либеральное, то есть эгоистичное начало.
Вторая ступень определяет сочетание эгоистических и социальных мотивов и называется справедливость. Чувство справедливости живет в каждом из нас, оно как будто впитано с молоком матери.
Третьей ступенью общечеловеческих ценностей является доброта во всех ее проявлениях: самопожертвование, чистосердечная услужливость, сожаление, сострадание, благотворительность, любовь к людям. Доброта определяется только социальными мотивами.
Я просто не имею возможности здесь подробно описать содержание всех этих трех направлений, но они важны не только для детей современной элиты, как Вы полагаете, а для всех подрастающих поколений.
Анатолий Головкин 27.06.22 15:20
Поддерживая автора по вопросам сохранения и развития русского языка, хочу заметить, что председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов предложил больше внимания уделять изучению русского языка и родных языков, сократив в школах часы на изучение английского языка, а не исключать его полностью из школьных программ. Он предложил также разные рекламные вывески писать на русском языке, а не на английском языке. Автор статьи прав в том, что важно не метаться из крайности в крайность в совершенствовании русского языка, чтобы совершать при этом меньше ошибок.
Анатолий Головкин 29.06.22 11:10
Очень хорошо и аргументированно о поднятых проблемах написала Надежда Мирошниченко с предложением создать Русский отдел в Миннаце. Но не учла только одного, что Министерство по делам национальностей было ликвидировано в нашей стране к 2004 году. Мы, представители финно-угорских народов, на самом высоком уровне, как у себя в стране, так и в международных организациях, выступая на конференциях Консультативного комитета финно-угорских народов, в Правительстве РФ, Государственной Думе, в Женевском отделении ООН, просили и требовали о воссоздании Миннаца в такой многонациональной стране, как наша, но его нет вот уже 20 лет. Спасибо за поддержку.
Анатолий Головкин 29.06.22 21:34
Надежда, Вам для сведения. После ликвидации Министерства по национальной политике, этими вопросами с 2004 по 2014 годы ведало Министерство регионального развития. В связи с его ликвидацией вопросы национальной политики в 2014 году были переданы Министерству культуры. В 2015 году было создано Федеральное агентство по делам национальностей, что по статусу значительно ниже Миннаца, работа агентства мало кому заметна.
Что касается равноправия языков в РФ, привожу текст статьи второй Закона РФ от 25. 10. 1991 года "О языках народов РФ" в редакции от 11.06. 2021 года: "Статья 2. Государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации
1. Равноправие языков народов Российской Федерации - совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
2. Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
3. Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
4. Равноправие языков народов Российской Федерации охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Нормы, устанавливаемые настоящим Законом, распространяются на граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации".
Если в национальных республиках положение этого закона выполняется, то другие малые народы России практически не имеют возможности для изучения родного языка в школах. Русские дети в этом плане не обижены, все обучение ведется на русском языке, и это правильно. Только русский язык нужно оберегать от влияния других языков, и расширять его применение территориально.
Анатолий Головкин 7.07.22 12:53
На вопрос автора: «Осознаёт ли руководство России подлинный масштаб постигшего его экзистенциального краха?»
Крах России мог наступить в 1993 году, вслед за развалом Советского Союза. Мы же помним, как в июле 1993 года депутаты Свердловского областного совета приняли решение об образовании на территории области Уральской республики.
В сентябре 1993 года 14 краев и областей Сибири приняли решение о создании Сибирской республики, и началась активная агитация за эту идею. А с юга шла активная попытка включения наших территорий в великую Османскую империю. Но тогда все обошлось, и Россия с годами укрепилась, как федеративное государство.
Сейчас некоторые личности, возомнив себя знаменитостями и сбежав за границу, называют нашу страну агрессором, забыв уроки истории.
Через прошедшие века спокойно воспринимается военный поход Святого Владимира в Херсонес, назвавшего его Корсунью. С гордостью говорим и пишем о походах Московского князя Ивана Третьего Васильевича, который мечом, кровью и жертвами покорял народы и княжества, расширяя границы своего княжества, и создавая Русское государство. Не называем агрессивной политику Екатерины Второй, присоединившей к Российской империи Крым и Польшу. Как само собой разумеющееся, заявляем о присоединении к России Александром Первым Финляндского княжества.
Сейчас рано делать далеко идущие выводы по событиям на Украине, время рассудит, может, случится так, что через десятилетия будут с гордостью говорить о Владимире – собирателе земель русских в условиях жесточайшей борьбы с агрессивным Западом и США.
Анатолий Головкин 8.07.22 10:22
Направленность мыслей у автора повернута в сторону, скорее всего, Евросоюза, а не России.
«Но печаль в том, что для этого требуется наличие собственного смысла. Просто отвергать и отрицать чужой, не предъявляя своего – нонсенс», - пишет автор. Исходя из этого утверждения, автор полагает, что у России за века не наработано собственных смыслов. Как говорят в народе, автор тут несет чушь несусветную. Для опровержения его слов можно привести доводов на уровне докторской диссертации.
«С нашей стороны предлагается патриотизм. Проще говоря – верность текущему вождю. Причем безоговорочная и нерассуждающая». Это утверждение автор пишет со своей «колокольни», и, судя по статье, она у него очень низкая, как сорняк на пшеничном поле.
Но некоторые комментаторы поддались на уловки автора, как Иваны, не помнящие родства, истории, богатства нашей страны и не верящие ей.
Свидетельство о публикации №222052200769