Гази-хаджжи - последователь шайха Мухаммада ал-Йар

Гази-хаджжи — последователь шайха Мухаммада ал-Йараги


Гази-хаджжи Зандакский (1808–ок. 1866/67) — известный чеченский накшбандийский шайх, духовный лидер повстанцев в период Кавказской войны. Видный религиозный и политический деятель Северного Кавказа в XIX веке. Ученик и последователь шайха накшбандийского тариката Мухаммада ал-Йараги (1772/73–1838).

Гази-хаджжи родился в 1808 г. в старинном горном чеченском селении Зандак (ныне в Ножай-Юртовском районе Чеченской Республики) в семье уважаемого горца «Арзу сына Гази-Махмы из тайпа Зандакъой». Гази с раннего детства отличался тягой к религиозным знаниям. В 1821 году, отец решает отдать его на воспитание и обучение известному южнодагестанскому шайху Мухаммаду ал-Йараги. Несколько лет Гази обучается у ал-Йараги различным религиозным и правовым тонкостям шариата. Именно здесь завязалось его раннее знакомство с будущими имамами Гази-Мухаммадом ал-Гимрави (1794 или 1795–1832) и Шамилем ал-Гимрави (1797–1871), и выдающимся религиозно-политическим деятелем Чечни и Дагестана первой половины XIX в. шайхом Ташав-хаджжи ал-Андирави ас-Сисани (ум. 1845/46), который стал его вторым духовным наставником. Знакомство Гази-хаджжи с Ташав-хаджжи завязалось в мадраса у Мухаммада ал-Йараги. В 1825 году, на собрание духовных деятелей и мусульманских учёных, состоявшееся в Йараге, присутствовал и Гази-хаджжи. В 1834 году Гази-хаджжи становится муридом шайха Ташав-хаджжи, который вместе со своим учеником переселяется в Ичкерию.

«…искренние чувства преданности, дружбы и любви в вере испытывал Гази-хаджжи Зандакский к своим духовным наставникам — Мухаммаду ал-Йараги и Ташав-Хаджи, под руководством которого углубил свои знания по шариату и тарикату и после его благословения начал их практическое воплощение».

К слову, идеи и проповеди Мухаммада ал-Йараги были настолько популярны среди чеченцев, что нисба лезгинского шайха «ал-Йараги», у чеченцев со временем стала распространённым мужским именем — «Яраги».

Чеченские исследователи, в частности А.А. Саламов, С.Ц. Умаров, в своих публикациях отмечают наличие двух линий Накшбандийа, проникших из Дагестана в Чечню. Первая линия связана с деятельностью наиба имама Шамиля — Ташав-хаджжи из кумыкского селения Эндери, принявшего тарикат Накшбандийа у первого муршида Дагестана Мухаммада ал-Йараги. В цепи передатчиков (силсила) Накшбандийа в Чечне после Ташав-хаджжи следует Гази-хаджжи Зандакский. В начале 60-х гг. ХХ в. А.А. Саламов устанавливал следующую силсила, т. е. цепь передатчиков тариката Накшбандийа в Чечне: Ташав-хаджжи — Умал-Ахад — Махамад-хаджжи Каратаев — Гази-хаджжи.

Однако, Гази-хаджжи был не просто духовным проповедником, но и известным идеологом Северо-Кавказского имамата. На определённом этапе освободительного движения горцев он выполнял функции мухтасиба, исламского инспектора, который следил за выполнением норм шариата различными должностными лицами Имамата (мудирами, наибами, кадиями и др.). Также в 1840–е гг. Гази-хаджжи выступил в качестве исламского миссионера на Северо-Западном Кавказе среди адыгов, после этого он выполнял роль духовного наставника в Малой Чечне, о котором наиб этой области Саадула Гехинский отмечал:

«Мы при помощи Божией идём по истинному пути, указанному нам пророком и остаёмся напутствуемы добрыми советами известного всем Шайха Гази».

После пленения имама Шамиля ал-Гимрави в августе 1859 года, шайх Гази-хаджжи продолжил свою проповедническую деятельность. Во время восстания в горной Чечне (в 1860–1861 гг.) стал активным участником и духовным лидером повстанцев. После подавления восстания власти переселяют его вместе с семьей на равнину в Надтеречный округ. Пробыв продолжительное время в ссылке, лишенный права возвращения в родные горы, Гази-хаджжи принимает решение выполнить свое давнее желание — отправиться в святую Мекку и совершить обряд хаджжа, где приблизительно в 1866–1867 г. он умирает. Гази-хаджжи Зандакский был похоронен в Мекке недалеко от самой главной святыни исламского мира — «Масджид ал-Харам» («Заповедной мечети»).

Автор: ‘Али Албанви

На фото: Гази-хаджжи Зандакский.


Литература

1. Мусхаджиев Саид-Хасан. Гази-Хаджи Зандакский: пространство и время героя [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/anSoC, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.01.2022). — Яз. рус.

2. Шихсаидов А.Р. Каталог арабских рукописей и старопечатных книг: коллекция Дийа’аддина Йусуф-хаджжи ал-Курихи / А.Р. Шихсаидов, А.Р. Наврузов, З.Ш. Закарияев, Н.Г. Мамед-заде; отв. ред. А.Р. Шихсаидов; Дагестанский гос. университет; Ин-т истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. — М.: Вост. лит., 2011. С. 42.


Рецензии