По страницам памяти - палыча

Щепинские рассказы, или Яшкины были.

- семейная хроника -

                = ПРОЕЗДОМ ПО СТРАНИЦАМ ПАМЯТИ =
                * быль *

" Народ, должен быть грамотен и образован, лишь в этом случае он способен понимать и воспринимать реформы преобразования государства. Государь, способный дать дворянам свободу нравственно мыслить, и  не на плахе, а  народу хорошее образование дающее цель восхождения, станет великим правителем..., ибо он живёт обращаясь к небесам..."    кн.Щепин-Ростовский Д.А. 1818г.

Мир Отечества слишком изменчив
В наших Душах проклятая мгла
Боги други! товарищи в склоках
Истребляют себя, как врага...
Кровь рекою, верёвки и плети
Видно скоро сраженья-война
Не желаю быть больше героем
Мать Россия...прости уж меня...

кн.Щепин-Ростовский Д.А. 1827г.

   Поезд резко дёрнуло, и он тронувшись начал  тихо набирать ход. Провожающие тревожно вскинув руки замахали в последнем прощании, а огни ленинградского вокзала Москвы, весело, не обращая никакого внимание на слёзы и грусть провожающих, нехотя замелькали за окошком вагона уходя в даль, а громкий перестук вагонных колёс, будоражил и волновал душу старика напоминая тому бурные годы молодости, то время, когда "товарняк увозил его батальон на западный фронт. Моложавый  шестидесяти летний сын Николая Андреевича, успевший сходить к проводнице за чаем, с улыбкой поставил  на стол сразу два полных стакана в красивых фирменных подстаканниках с  двуглавыми российскими орлами и символами РЖД. Отец уважительно  положил свою руку на ладонь сына, искренне поблагодарив его за чай с пакетиками сахара и  за бутерброды с колбаской.
- Спасибо сынок, знаешь что я люблю в дороге покушать.
- Папа, мы победим, если не будем стараться ублажать наши желания, как бюрократы чиновники. Кушай, дорога дальняя, почти девять часов. И постараемся  отец не летать быстрее своих добрых Ангелов Хранителей. Просто будем отдыхать и жить степенью разумности. Как когда-то сказал сам Апостол Павел: " - Прилепляйтесь к добру и отстраняйтесь от греха..." Мы же, вторим по своему иногда в гневе, хотя, если поразмыслить перед едой,  то придёшь к мысли, ни какой демократии перед едой.
- Ну-ну, не льсти, ни себе, ни мне. Нам в Раю с тобою арку Адриана не воздвигнут за болтологию.
Давайка лучше бутерброды Палыча употребим по назначению, и там по моему где-то ещё мои любимые песочники есть. Эх, сейчас-бы тортика ленинградского половинку. Нет сего ныне. Редкость.
- Батюшка! Что-то Вы расслабились вольнолюбивый Вы наш. Вам нельзя много сладкого, я  понимаю, но...
Будьте смелы  и дерзки, чтобы жить долго.
- Ладно, ладно, не дождётесь с Палычем. Вон ещё  в Боливию пригласили с Палычем, как ты относишься к этому Паш?
- А я что, я только за. Вы отец уже столько внесли шума и веры в исследования, что достойны отдыха и наверное награды. Вы молодцы, то на тучке, то под тучкой воюете, словно праотцы в давние времена. Стержень веры и  Древо жизни не сломано в Вас, сие как и у карелов древних культ дерева и рощи процветает, а это полные годы жизни и добра. Я что-то ваш чемоданчик еле поднял батюшка, что там, опять книги? Возите бумаги туда-сюда. Не тяжело, а то ведь Ваш возраст должен подарить вам передышку?
- Ну Павлуша, опять умничать собрался? Тебе уже сколько, поболе шестидесяти - рассмеялся старик отирая рукою разболевшуюся грудь - Пора-бы вырасти. Да ты не обижайся, я же твой отец всё таки. Учти, жизнь, это ты сам понимаешь, в первую  очередь это много знаний и лишь чуток дерзости, при этом  мало репутации. Не пытайся и не ищи неведомого пути к Истине, не ищи смерть, она сама нас по графику богов находит, как-бы по расписанию и доносу, если преждевременно. На небесах, те же правила и те же чиновники сидят. Такие же бюрократы и мздоимцы, это знаешь  как-бы неубиваемая каста, божественная и бессмертная, ибо её создатель - сам Бог. Думаю, не время ещё все карты жизни вам дети сдавать. Помни, сегодня карты сдаёт он, а потом их сдавать тебе. Смотри не просядь в прорубь, захолодит и утонешь. Ты бутерброды-то кушай, на меня не смотри, я лучше в начале пирожные  съем.
Знаешь, как про государя Романова один матрос Рязанцев, когда его схватили по по доносу и приказу офицера за возмутительные речи на судне - фрегат " РОССИЯ ", (1820 г.) высказался только за то, что Семёновцев на каторгу в Сибирь отправили. Как потом говорили, там был среди них его батюшка Николай Семёнович (Глыба?). Он, сей дерзкий окрик выкрикнул прямо в лицо своему капитану фрегата - капитан-лейтенанту Титову:
" - Вы, ваш бродь, и Государи, понимаете народ только тогда, когда вам кулаком в морду." Чрезвычайно дерзко по тем временам и чревато, но верно день тот "чёрная пятница" повлиял, а скорее наверное страх и отчаянье.
И хотя командир-капитан Титов служил не первый год во флоте и знал распорядки и законы, он решил скрыть сей факт. Сам-то он был благородный служака, из дворян,и заслуженный среди моряков капитан. Он чрезвычайно оберегал своих сослуживцев от чванства начальства и несправедливых оговоров,чаще от наказаний. Но, здесь, уже шила не утаишь. Забили шомполами..в тот же вечер. Помер служивый. Да уж сынок. И зажили, как говорится, они лучше прежнего, не зная печали и горестей.
Война, бунт, дорогой  сынок, это головная боль  любого суверенитета. При желании, одна рота сможет разгрести весь этот буйный муравейник власти, да пожалуй и цивилизаций   Европы. Это как богатеи, они же несчастны. Их свобода в окружении холопов, страха потерять всё. Они понимают, ведь с собою, они ничего туда в поднебесье не утащат. Представляешь, как им тяжко умирать. Вспомни хотя-бы Сороса, он сдохнет в скорости как собака, и ему от всего этого невыносимо больно. Чрезвычайно трудно смериться. Ему даже крошки-бактерии вырабатывающие антибиотик у Ежей не помогут. Ладно сынок, дай спокойно  чаю попить, а лучше ещё стаканчик принеси, вкусен чертяга, и явно без соды.О чемоданчике же скажу. В нём Палыча, Сергеича, моя и твоя  Павел Николаевич жизнь. История рода во всём щекотливая, перемешанная каша событий. Разобраться очень трудно, но необходимо. Время меня торопит, помру я скоро сын, а тебе одному не понять то время и события, хотя и тайны семейные, личные, нет надобности обсуждать в суе пред холопами, такое возможно публикуют только мерзавцы и поклонники псевдо сенсаций, продажные публицисты и псевдо историки.
  Константинопольскому императору Юлиану II, в жестокой пытке, шакалы басурмане вырвали язык и отрубили владыке голову за его стойкость и преданность Великой Вере православной. Ладно, хватит на сегодня печали. Бог покарал их. Вот ты например живя в Ленинграде, знаешь ли, где жил наш декабрист?
- Дмитрий Александрович? Конечно ведаю о том - несколько оскорблённый допросом отца, сын Павел - На Средней Подъяческой дом 7. Да! он помнится написал стихотворение " Мышонок" ,с которым дружил в Петро-Павловской тюрьме.  Хотя есть и стихотворение Бернста, стишок "  К полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом.  И было это, если мне не изменяет память, в 1785 году. Это что батя, экзамен по истории Вы мне устроили? Прошу, не глумитесь надо мною. Это жестоко с вашей стороны. Что  батюшка, решили размежеваться по принципу: "- Я не дышу и ты попробуй прорваться к жизни?".
- Ай, да Молодец ! Поразительно, а я-то старый, хотел вроде как подшутить над тобою. Тогда так. А кому из княгинь, была дана царственная жалованная Грамота
Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича? Вот и не знаешь!
- Ведаю батюшка и об этом, ведь ваша школа и наказания за не изучение родословной Ростовских. Ремни помню крепкие, страсть, кожаные, мочёные, запомнил на всю жизнь. И так, это были Княгини Екатерина Щепин-Ростовская и Княгиня Мария Щепин-Ростовская. Сами грамоты им были даны в 1622 году в июле месяце, десятого дня. Об этом писали Ярославские Губернские ведомости в 1850 году, за номером 50.
- Ладно, это легко. А вот кто были должниками и просрочили оплату векселей?
- Рапортую отец Вам, ибо это необходимо знать каждому банкиру и финансисту. Оплата и долг вещи необходимые в мире бизнеса и торговли. Просрочил платежи по долгам за свою землю-вотчину Князь Щепин-Ростовский Борис Владимирович в 1660 году весной, точнее в марте, 29 дня.С княжичами, своими сыновьями Яковом Борисовичем и Иваном Борисовичем Щепин-Ростовскими. Было это в Московской уезде. Уточнить?
- Да нет , вижу что знаешь.
- Нет уж отец, продолжу далее. Потеряли свои земли , это деревню МАЛАХОВО, ныне там в Малаховке, Дом отдыха, а во время войны там в 1941-44 годах был военный госпиталь. Что удивительно семья Щепиных-Ростовских были там в 2010 году и отдыхали в нём со своей многочисленной семьёй.
- Что? Были там и отдыхали? Невероятно!
- Да батюшка. Такие совпадения в истории не с проста, это рок, но счастливый. Да, ещё что. Тогда в долгах были ещё с. "Обарничев стан", Никонова пустошь и Халина Скалнево... и прочее и прочее.
- Хорошо. А вот известно ли Вам "молодой историк", сколько мученических смертей претерпели ростовские князья за ближайшие века?
- Точно отец я конечно не знаю. Тема труднейшая и трагическая, вечная... Подскажешь, если что.
Вот например вспомним для начала наиболее близкого для семьи родственника,  Князя Ростовского Василия Константиновича причисленного за подвиги Русской Православной Церковью к лику Святых. Его как говорили свидетели казни, после пыток и издевательств, замучив казнили басурмане в 1238 году. Погиб за Веру православную и Русское Отечество отказавшись принять басурманскую батыевскую  веру, хотя за её принятие ему хан обещел сохранить жизнь. Всего же в битве на Клязьме у града Владимира, пали в сражении Князья Ростовские: Всеволод, Мстислав и Владимир Юрьевичи Ростовские. Но есть и дамы казнённые:
была такая княгиня Ефимия Васильевна Ростовская, умершая 6 апреля 1613 года, сия дама, если не ошибаюсь, дочь благородного князя Василия Борисовича Щепин-Ростовского. Так вот она, защищая честь батюшки от наветов и оскорблений царских приспешников, приняла яд, чтобы доказать, что он не был причастен к заговору. А родные, и очень близкие роду и одного семени князь Янов Иван Васильевич, был казнён по доносу завистников в 1572 годе, так и не признав обвинений в измене царю батюшке. Так же был казнён по приказу Великого Царя Иоанна Грозного, Князь наших кровей Василий Иванович и отпрыск его же Семён Васильевич в 1567 году, а Княгиня Мария Андреевна Бычкова, ея супруг Матвей Васильевич Бычков, казнена в 1572 годе, как и наша кровинушка Катырёв Андрей Иванович в 1567 годе, а он был как никак Боярином десять лет. И этот список можно продолжить:
Князь Бычков Афанасий Феодорович- задушен в 1567, как и княгиня Бычкова Феодосия Никитична-30 сентября 1630 года, муж её был Телятинский Феодор Андреевич, не надолго переживший её и умерший с тоски в 1635 году. От наветов и заговоров многие пострадали, так что никогда не верь глазам своим, верь сердцу и добру, из-за наветов князь Андрей Бычков-Ростовский убил в гневе свою дочь Ульяну Андреевну, за то, что она отказала выполнить волю отцовскую и выйти за муж за представителя рода убийц князей ростовских. А  Князья Приимковы-Ростовские, Князь Василий Наумович, с ними та же история, доносы на них, обвинения в заговоре, но тактика была изменена по причине его достоинств в служении Отечеству, и он был безжалостно утоплен. Так что сын, не имей сто друзей, иначе сгублена будет жизнь твоя. Жестокость к "друзьям" ради карьеры, занимания главенства и наследий, неизбежна.
Так что, если будешь в Храме, поставь свечи в память о невинно убиенных князьях Ростовских. Помяни род  Ростовских Князей, истинных  потомках Рюрика Великого и владетелей Земель русских, всех в своих молитвах. Воля и желания делала род наш  сильным. Святой Михаил, единственный покровитель и защитник рода нашего в веках. Князья Ростовские всегда были и жили по своему, их Дух всегда был неукротим и не подвластен никому, кроме Бога и Отечества. Недозволительно и неприемлемо императору возвыситься над Рюриковичами и духовной властью, подавлять лики дворян кровавыми делами. Не должно немецкой овце в короне,  направлять дворян по своему пути угрозой плахи и мечом. Ответ будет незамедлителен...Как говорил князь Дмитрий Александрович своему духовнику Колосову:
" Сколько в домовине не крутись, всё равно мы на пути в Ад господа. Мы, "повзрослеем" лишь после смерти, что чрезвычайно  отрадно, да и большое преимущество пред судьями, ибо никогда не станем седыми стариками..."
Ныне же время другое пришло, время тёмное и раздорное для  нашей Земли Русской. Никогда не верь в демократию, ибо она из других Земель на нас наброшена удавкою для Отечества. Вот ты например, купил кинжал на блошином рынке вчера, как ты говоришь из деревни "Черво-Cervo", а ты знаешь что это означает в переводе на русский. Нет? Тогда я тебе скажу...Это означает - ОЛЕНЬ !!! Представляешь? Зайдя на случайный переплёт торговцев, купить то, что неразрывно связано с семьёй и нашим родом, ибо в Гербе нашем ОЛЕНЬ, как и в гербе Великого Ростова. Одни, скажут случайность, я же скажу судьба, или рок, как хочешь назови, но это не совпадение, это Судьба, божественный путь!
Поезд отмерял свои километры стальных дорог, перестуки колёс на стыках и стрелках пути, словно молили заблудших путников: "- Услышь смиренные просьбы предков, ибо это не минует и тебя друг...". Время тянулось медленно, словно разделяя жизнь родных на до и после. Вскоре утомлённые разговорами, замыслами и воспоминаниями прошлого, а иногда и возникающими спорами, наши пассажиры заснули. Мимо мелькали поселения и станции, города и городки и посёлки, но никто из них этого не заметил, ибо так крепок был их сон. Когда в четвёртом часу начал брезжить на востоке рассвет, а спустя  всего  лишь нескольких минут, озорное  солнце ворвалось в окно вагона скорого поезда, шаловливо играя на лицах спящих путешественников, но они лишь перевернулись на другой бок и вновь задремали. Им предстоял длинный весенний день, со своими обычными заботами и радостями общения с друзьями...


P.S.

За час до завершения путешествия, уже пред самым Ленинградом, Николаю Андреевичу дозвонился Пал Палыч и поинтересовался дорогой и как доехали. Старики были рады, что всё обошлось и дорога оказалась не особо трудной и довольно удобной. Но лишь одно беспокоило Князя, это то, что к нему пришло письмо из архива и в нём была заметка о том, что песня "Колокольчик-Динь-Динь-Динь"  не нашла своего хозяина, точно подтверждено, что музыка принадлежит Юрьеву Евгению Дмитриевичу, который был чрезвычайно популярен в начале ХХ века и его романсы на его же музыку исполняли по всей России. Это огорчило Пал Палыча из-за ошибки и он просил дать справку с его текстом. Что Николай Андреевич и сделал...
Устали оправдывать и напоминать каждому издателю, что стихотворение декабриста Князя Дмитрия Александровича " Сибирский тракт ", или " Колокольчики...звон по тракту" ныне прозвание "Динь-Динь-Динь и прочие, было написано в 1835 году будучи гос. преступником на каторге в Сибири.(как и стихотворение " Крутится Шарф голубой", услышавшего песню на базаре от спившегося русского моряка высаженного за проступок с фрегата и переписанного им на своё усмотрение почти полностью изменив её содержание. Но оставив слова Крутится вертится ) написанное в Испании в 1818 году в г.Кадис) Тема . как он писал матушке кн.Ольге Мироновне, случилась случайно, когда по дороге на каторгу в рудники, конвой с заключёнными обгоняли почтовые курьеры-фельд-егеря доставлявшие срочные донесения и даже заключённых на поселение. При этом почтовики имели при лошадях колокольчики. Их-то мелодия - отголоски звона-колокольцев раздававшаяся в ночной морозной тиши на большие расстояния и привели поэта к созданию стихотворения. Переписка с поэтом А.С. Пушкина, которому декабрист однажды направил свои стихи и рассказы, не произвели на великого столичного поэта особого впечатления. Он раскритиковал сии произведения написанные князем и по этой причине их знакомство, кроме трёх писем, не состоялось, а переписка оборвалась по сути так и не начавшись... Декабрист , через Муравьёвых отправил стихи в Англию своим товарищам и знакомым семьи, но и там их не удалось напечатать и более декабрист не пытался издать свои мемуары..
========================================
Это Юрьевские стихи...не песни, по крайней мере их не слышали...
;
Уходят плети, век пощад
Нет больше тюрем и чинов
Народ, крестьяне, все молчат
Покров Свободы надо мной...
1911 год.
В который раз терзает сердце
В раздумьях матушка, отец
Мне не хватило дней для детства
И Сил ...бессмертным ныне стать...
1911г.
Эти стихи боль и страх...но, думается не о себе родном, а о матушке России и её несчастном народе, о любимой Серафиме,  народе который находится в преддверии большой трагедии и беды. Любовь Юрьева к  Серафиме Юрьевне Гончаровой ( никакого отношения к  роду Н.Гончаровой не имеет-автор) окончилась трагедией, девушка бросившаяся к попала под копыта мчавшейся кареты и погибла.(в  С.Петербурге) Было ей девятнадцать лет. Сама она из приюта, родители её умерли от чахотки в  1900 году. Поэт был очень опечален и страдал отошёл от сего мира.  Трагедия спровоцировала и ускорила и его болезнь, а  начавшиеся страшные боли и нездоровье окончательно сгубило талантливейшего поэта и композитора, музыканта. Сохранились письма поэта к Серафиме. В 1960 году их передала  семья в литературный музей Пушкина ?, или что-то в этом роде, не помню. Поэт перестал встречаться не только с друзьями, но и с родными.ил почти в одиночестве, не выходя в свет.
Думается, что это выражено и в поэзии Юрьева, и в его музыке и романсах, то есть обращение-завещание своему народу и Отечеству-России. Это прощание исповедь, трагический реквием о своей жизни, яркой и безжизненно одинокой...

фото Кн.Щепин-Ростовской. 2015г. Ленинград


Рецензии