Пушкин. Сказки для взрослых

    
                Пушкинский кодекс счастливой жизни.

     «Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями». Адам Мицкевич
               
  Пушкин гениален. Он  всеобъемлющ, глубок, многосторонен.   
  «Пушкин – наше всё». В далёком 1859 году это смог понять русский писатель Аполлон Григорьев. Этот оригинальный мыслитель отмечал, что есть поэты, которые являются «глашатаями великих истин  и великих тайн жизни».

   В нашей стране от мала до велика знают и любят Пушкина.
   Школьный курс литературы далеко не полно и разносторонне знакомил нас с творчеством Пушкина. Теперь я думаю, что, может, это и правильно. У нас и во взрослой жизни есть возможность делать открытия, читая и перечитывая его произведения.
  Притягателен Пушкин обаянием стиха, непостижимым сочетанием простоты и сложности, глубины и лёгкости, свободы и силы, сказочного чуда  и реальной жизни…

    Как-то, читая сказки Пушкина детям, я поразилась тому, насколько сказки актуальны, сколько в них социальной правды  и насколько его художественная интуиция оказалась пророческой.
Вспомнила, что сказки  не писались специально для детей. А что хотел сказать великий поэт взрослым?

 «...Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», — писал К. И. Чуковский.
    Почему сказки полюбились детям, понятно. Простая мелодичность, напоминающие детские песенки, лёгкая рифма, простота и ясность языка. В сказочном пушкинском мире живут яркие герои; в этом мире много  приключений, волшебства. В сказках  большой мир человеческих чувств, мыслей, переживаний.  Сказки Пушкина добры; не ожесточают и не пугают детей.

   Нам, взрослым, далеко не просто разобраться в мире, в котором мы живём. А представьте, каково ребёнку входить в этот мир… Как ему архисложно, архитрудно… Но есть влиятельные  и умные  помощники – сказки. С них начинается знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Маленькие детки не различают, что есть добро и что есть зло. Именно сказка в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо. Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет. Заметим, что  поучения взрослых не дают такого воспитательного эффекта. Именно сказка-игра  позволяет ребёнку в наиболее доступной для детского понимания форме получить нужную информацию.
   Дети учатся на сказках. В сказочной пушкинской школе происходит творческое и интеллектуальное детское развитие.
«Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, — лучший воспитатель чувств». (И.И. Тихомирова)
М. Цветаева подметила:  «Что знаешь в детстве, знаешь на всю жизнь…».
Отсутствие сказок в своём детстве Пушкин считал «недостатками проклятого своего воспитания».

   Современники отнеслись к сказкам Пушкина весьма прохладно; посчитали, что они являются наименее значимой  частью творчества. А некоторые даже пожалели поэта: опустился, мол, Александр Сергеевич с высот своих поэм до простонародной сказки. Со временем поняли, что не опустился поэт, а взрастил сказку, поднял её из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него,  до небывалых высот.
 «Большое видится на расстоянье», - заметил Сергей Есенин.
   Известно, что Пушкин сюжеты для своих сказок заимствовал. Но природный драгоценный камушек (народная сказка)  в руках великого поэта превратился в великолепное произведение искусства –  огранённый чистый магический кристалл, сверкающий всеми цветами радуги. Поэт  придал необыкновенную глубину и волшебную силу своему творению.

    К чему стремится человечество, к какому идеалу? Я уверена, что вы скажите – к гармонично сформулированной личности, к счастью.  Ах, как приятно чувствовать себя счастливым человеком, согласитесь!
Ведь «Счастье – есть лучший университет! Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному!»   (А.С. Пушкин)
 «Людям надо жить. А для того, чтобы жить, им надо знать, как жить». (Л. Н. Толстой)

   В помощь нам, людям, заповеди мудрых наших предков.
Христианские заповеди - это очень старые и очень устоявшиеся формы человеческой духовности. Они существуют на протяжении всей истории цивилизации.
   Даже атеистическое советское общество старалось жить по ним, христианским заповедям.  Правда, назвали их по-другому -  Моральный кодекс строителей коммунизма.
   Сегодня сотни  людей, жаждущих познать смысл бытия, ежедневно едут в одно из самых почитаемых и намоленных мест православной Руси – Оптина Пустынь. Мудрые наставления Оптинских старцев до сих пор популярны в самых широких кругах. 
Примеров хватает, советов изрядно. Надо учиться  нам не пропускать их мимо себя, вслушиваться, вдумываться.

   Так что же хотел сказать нам, взрослым, Александр Сергеевич Пушкин? Как же стать счастливым?
   Все сказки А. С.  Пушкин написал в одном месте,  с. Болдино Нижегородской губернии,  правда, в разное время  (1830-1834гг.). Последняя  «Сказка о золотом петушке» создавалась в период серьёзных раздумий поэта о судьбе своей родины.  Она заканчивается словами:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Итак, какие  уроки  содержит  «Сказка о золотом петушке»?

   В этой сказке Пушкин опять касается темы внешней и внутренней красоты, над которой он размышлял в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». Красота, воплощённая в шамаханской царице, несёт не добро; ослепляющая красота несёт безумие и гибель. Дадон оказался не в силах противостоять коварству женщины. За свою страсть он расплатился не только собственной жизнью, но и жизнью своих детей, своих близких.                Урок первый.  Не позволяйте страсти овладеть собой.
Урок второй.  Будьте справедливы. Иначе можно за несправедливость поплатиться даже собственной жизнью.
Урок третий. Только технические блага (В сказке - золотой петушок) не могут принести людям благо.

Царский долг, который заключается в создании безопасности и благополучия верноподанных,  Дадоном не исполнен.
Родительские чувства у Дадона отсутствуют.
Дадон – нарушитель как человеческих, так и высших законов, за что был наказан.

   Владыкой  государства должен быть разумный и нравственный человек. Большинство глав государств  в современном мире очень далеки от здравомыслия и порядочности. Как вы можете охарактеризовать   нынешних правителей? Можно не сомневаться в том, что  мало хороших слов вы найдёте для большинства глав государств.

Если предстоит борьба, сражайся честно и справедливо, но не наноси подло обиды. Справедливость, рано или поздно, восторжествует.
В этой последней сказке, так же и в первой «Сказке о попе и работнике его Балде» поднимается тема договорных отношений.
Недальновидный мудрец заключил сделку с неблаговидным Дадоном.

Сказка о попе и о работнике его Балде.

   Первая сказка, написанная за один день, 13 сентября1830г.,  в период первой Болдинской осени,– «Сказка о попе и работнике Балде». 
Это произведение -  забавная, насмешливая  история, наполненная  юмором.

   Вроде бы, на первый взгляд, Балда  – исполнительный трудяга, непритязательный в быту, заботливый и  находчивый  работник.  Но вот симпатии он почему-то не вызывает. Настораживает его отношение к нечистым силам, его лукавство, граничащее  с хитростью, его жестокость к своему работодателю. Балда, зная силу своего удара, тем не менее, плату от попа потребовал.
У Пушкина всё не случайно, в т.ч. и имена.

   Малоприятен и другой герой сказки – хитрый, всюду ищущий выгоду человек. Главная забота попа  - как можно дешевле заплатить за рабочую силу и как можно больше из неё выжать.
   Некоторые служители церкви негативно отнеслись к этой сказке Пушкина. Но, если внимательно вчитаться в сказку, то понимаешь, что сказка – не антипоповская.
   У служителей церкви – особая миссия на Земле. Кого мы хотим увидеть в храме, или встречая служителя церкви на улице?  Священник должен обладать определённым набором человеческих качеств (быть честным, милосердным, добродетельным);  должен отличаться от нас уровнем образования и культуры.

   А каков поп в пушкинской сказке?  Очень пренеприятный тип.
Не симпатичен, к примеру, жадный купец, а вот жадный поп… Вдвойне, втройне неприятен.
Может, поэтому так строг к нему автор сказки?
Какие  уроки  нам?
Договорные отношения между заказчиками и работниками должны быть честными и справедливыми.
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.
 Не надо надеяться на «русский авось».
 Понимать разницу между скупостью и рачительностью.
На мой взгляд, самая недетская сказка.

Сказка о рыбаке и рыбке.

   Погоня за богатством – это погоня за  иллюзией, за  мифом  о счастье.
Нынешняя пандемия всеобщего  потребительства – серьёзный риск для развития современного общества, в котором идёт мощное наступление экономики на культуру.
Сегодня с пандемией коронавирусной  инфекции пытаются бороться, тратят огромные силы, ресурсы.
А с пандемией потребительства?

   Несколько десятков баснословно богатых людей, которые владеют 90% земных богатств,  мечтают разбогатеть ещё больше, мечтают  управлять миром. Не напоминают ли нам они образ старухи, пожелавшей стать «владычицей морскою»?

   Мы, остальное население - семь миллиардов человек!  -  позволяем  этим нескольким десяткам людей баснословно обогащаться. В сказке старик исполняет все желания взбесившейся старухи.  Перспективы и нескольких сверхбогатых, и остального семимиллиардного населения  земли невесёлые.  Пандемия потребительства действует руками собственных жертв, заставляя их разрушать себя и свою жизнь. Не будем тешить себя мыслью, что это не так. И старуха,  и старик остались у разбитого корыта.  «Поделом тебе!»
   Человеческие пороки наказуемы. В т. ч. слабость, безропотное терпение, безволие, рабская покорность.  (На конюшню старика старуха посылала, по щеке ударяла; слуги взашеи затолкали, топорами чуть не изрубили; народ над ним смеётся). Старик, как и старуха, тоже наказан.

   Безумное властолюбие. Любой ценой, но достичь высоты положения. Не важно, что это грозит растлением и развращением личности. Не ограниченной может быть власть даже над одним человеком, например, мужем.

   Я могу привести примеры из своей жизни, когда, после перестройки, некоторые знакомые поднялись «из грязи в князи» и «торгашеская психология» превратила их в жадных, завистливых и недобрых людей. Я уверена, что у вас тоже есть такие вот некоторые  знакомые.

Уроки.
Для счастливой  жизни человеку необходимо согласие между умом и своими желаниями.
 Не подчиняться полностью чужой воле.
Надо знать меру и границу своих возможностей.
Никакая халява еще ни разу не принесла человеку благо.
Рыбка в сети больше не попадётся. Сумеют ли старик со старухой сделать выводы. А мы умеем ли делать выводы из жизненной неудачи или опять наступим на те же грабли? Тогда и счастья нам не будет…

     «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».


   Сказки писались в пору высшего расцвета творчества поэта. Темы, поднятые в сказках, серьёзны и значительны.
«Сказка о царе Салтане» - написана почти сразу после женитьбы на Наталье Гончаровой. В это время Александра Сергеевича занимала тема дома, проблема любви и семьи, проблема власти, проблема жизненных ценностей.
Вот о них, жизненных ценностях, и поговорим сейчас.

В последние годы Запад усиленно и довольно агрессивно навязывает и нам, и всему миру свою систему ценностей.
   В западной шкале ценностей на первом месте стоит он, «золотой божок», о котором  так упоённо  говорил в своё время Колумб в письме королю Испании: «Золото — это совершенство. Золото создаёт сокровища, и тот, кто владеет им, может совершить всё, что пожелает, и способен даже вводить души человеческие в рай».

   Личное богатство – единственное, к чему достойно стремиться, единственное, чему достойно посвятить свою жизнь -  так считают на Западе. Семейные ценности вообще сведены к нулю. Сомневаетесь? А вы посмотрите на кадры с гей-парадов или защиту педофилов. А вы знаете, кто такой родитель №1? А родитель №2? Может припомнить про развязанную на Западе сексуальную революцию?

   Не стоит забывать, что европейская цивилизация добилась беспрецедентного накопления богатств, грабя американский и африканский континенты, депортируя и порабощая миллионы людей, на геноциде и пытках.  Колонии теряли свои природные ресурсы, этническую самобытность, население насильственно уничтожалось.

   Европейские колонизаторы, белые поселенцы и нацисты, как отмечают специалисты, имеют одни и те же идейные корни. И как видим, эта идеология остаётся живой и сегодня.
 Те, кто ругают Петра I за чрезмерное перенесение европейских порядков  в жизнь российскую, забывают два момента:

1.Превыше всего для Петра были интересы России. При нём наша страна стала превращаться в великую и могущественную державу. В.О. Ключевский писал: «Итак, сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью».
     2.«Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней      должны повернуться задом», – сказал Пётр своему близкому сотруднику, дипломату, графу Андрею Остерману.

Да, конечно, западная цивилизация сделала много хороших вещей;  не об этом сейчас речь. Речь о слепом поклонении Западу некоторой части населения.

   Может, пушкинские идеалы женственности (мягкость, доброта)  и мужественности (забота о близких, разумность решений и решительность действий)  устарели? Может, счастье ни в гармонии, ни в верности, ни в справедливости?
   Законы природы или всевышние силы дали людям влюблённость, снабдили её силой. Мощной силой, которая даже застилает глаза пеленой, скрывая все недостатки партнёра. Вот так серьёзно позаботились о сохранении рода человеческого.

   Многих людей занимает вопрос, почему погибла развитая древнегреческая цивилизация? Только ли войны виноваты?  Часть учёных склоняется к мысли, что одной из нескольких причин гибели был и гомосексуализм.

Средневековье вернуло женщину мужчине.

   Гомосексуальность — сложное явление, природа которого в сочетании биологических, генетических, гормональных, анатомических, психологических и социальных факторов. Это - разновидность ориентации.  Гомосексуальность занимает свою нишу. До 3% населения, считают учёные. Так и пусть занимают свою нишу, и пусть не навязывают свою позицию громадному большинству. Эволюция этому явлению явно не благоволит – тупиковый путь.

   А каким ценностям благоприятствует эволюция?  Природа стремится сохранить род людской. Нужны на Земле мужчина и женщина, мама и папа, дети.

   Семья, по мысли А.С. Пушкина, - это высшая форма, которая способна людей объединять, так как в ее основе лежат общечеловеческие ценности.

Актуальны пушкинские идеалы и по сей день. Ради жизни на Земле.

   В сказке поднята и тема прощения. Не очень-то благовидно поступил царь Салтан  со своей женой и со своим сыном. Хотя он не отдавал приказ так жестоко  расправиться со своей семьей, вина его, всё равно,  велика. Как муж семейства, а тем более, как глава государства, он должен был разобраться в случившемся.
 
   Примирение – дело рук обеих сторон. Обоюдную работу видим мы в сказке. Князь Гвидон и его мать сохранили добрые чувства к царю Салтану. Не ожесточились. Царь Салтан,  хотя и не принимает  активных действий по поиску своего семейства, не предпринимает попыток разобраться, почему же пропали его жена и сын, тем не менее, не забыл жену  и сына. Повторно он не женился, грустил по царице и сыну.   В конце концов, не поддаётся на уговоры ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи побыть дома и отправляется на остров Буян к князю Гвидону. Несомненно, сын, увидев печаль и тоску отца, проявил сыновнюю преданность и прощает его.

Ну, а нам очередной урок. Если мы хотим, чтобы нас простили за неблаговидный поступок, надо добиваться прощения.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

   Прежде чем подумать об уроках, которые содержит эта сказка, вспомним жену Пушкина, Наталью Николаевну. Не спешите характеризовать её ходкими фразами. Предоставим слово Александру Сергеевичу.

   После венчания поэт  писал теще: «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил пред Богом».
Своему другу и первому помощнику в его литературных делах: «…Женка моя прелесть не по одной наружности».
Своей жене: «…душу твою люблю я ещё более твоего лица».
После дуэли:
«Жена моя ангел. Она, бедная, безвинно терпит и может ещё потерпеть во мнении людском».

   Александр Сергеевич Пушкин написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» осенью 1833 года.  (Венчание  А.С. Пушкина с Натальей Гончаровой  состоялось в феврале 1831 года).

   Молодая царевна – это пушкинский идеал женщины, соединение красоты духовной  (простота, добро, верность, правда, забота) и  внешней. Так  было двести лет назад. В представлении Пушкина и народа.

Итак, какова же царевна?
   «Нраву кроткого такого», милая, трудолюбивая красавица;  оказавшись в тереме у семи богатырей «всё  порядком убрала», «приберёт и приготовит», «пряла, сидя под окном».

   Задумаемся о своём поведении в гостях. Особенно, о поведении власть имущих.
   Царевна от рождения наделена властью, силой управлять, подчинять себе, приказывать другим.
   Вспомним, как ведёт она себя в гостях -  в тереме  у семи богатырей?  Как  нормальный, уважающий себя и других, человек. Не кичится своим происхождением, своей властью. Поведение её естественно и органично, просто и скромно.

В терем пришла с добром. И богатыри ответили ей тем же.

Царевна не придавала своей внешности особенного значения и просто отвечала: «Красота – от Бога».
   В наши  дни – красота не от Бога. Наше общество слишком озабочено своей внешностью.

    Сейчас в мире создана гигантская индустрия, производящая женскую красоту. Небольшая кучка богатых людей  придумала искусственно сконструированные стандарты красоты.
   Женская красота превращена в товар. Товар, который продаётся и покупается.

   Елена Гапова, социолог и  журналист, заметила про конкурсы красоты:  “Эти женщины могут стать видимыми, только раздевшись: одетыми их никто не увидит”.
   Вы не задумывались, чьими жёнами обычно становятся эти мисс Вселенная, мисс страна, мисс края, мисс города?  Счастливы ли эти красавицы в браке, зная, что их просто в части  случаях купили, а в части случаях мужчины удовлетворили свою похоть? Да, конечно, это их выбор. И нам было бы всё равно, если бы этим конкурсам не придавалось такого большого значения,  и так не коверкали и ранили бы эти конкурсы детскую и девичью психику.

   Немало звёзд шоу-бизнеса сейчас увлекается пластическими операциями, скульптурированием лица и тела всяческими наполнителями. И нередко превращаются в карикатуру или в другого человека.  Фарфоро-восковые бабушки-прабабушки – непривлекательны своей неестественностью, карикатурностью. Похоже, в погоне за привлекательностью в нашем мире сильно перемудрили и перегнули палку.

Счастлива ли самая красивая женщина в сказке?
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И  вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.

Да, была счастлива, пока не подросла молодая царевна.

У царицы внешняя красота  -  смысл  жизни. Но такая красота не вечна.
   Настало время, и царица стала терять смысл жизни. А поскольку добрых жизненных опор царица не имела, то разрушающие личность черты характера: зависть, ревность, себялюбие, тщеславие и  гордыня привели её к печальному концу:

Тут её тоска взяла,
И царица умерла.   
   

А кто счастлив в сказке? Счастливы те, кто добр, кто умеет хранить верность.

   Молодая царевна, в глуши, не ведая,  хранит ли Елисей  верность после её исчезновения, не зная своей дальнейшей судьбы, тем не менее, не воспользовалась моментом – предложением руки и сердца семи богатырей, а осталась порядочной и  верной  своему жениху, королевичу Елисею.

   Счастье в любви достаётся Елисею, а не одному из семи богатырей. Заметим, что богатыри  тоже любили молодую девушку,  и каждый из них мечтал взять её в жёны. Но, видимо, недостаточно сильно любили, раз не смогли её спасти.

   Любовное счастье  не преподносится Елисею на блюдечке. Чтобы стать счастливым,  молодому человеку надо проявить отвагу, настойчивость, пройти испытания. Сила любви, сила чувств (в данном случае – отчаяние, страдание) Елисея настолько сильны, что позволяют разрушить хрустальный гроб и воскресить свою невесту, пробудить её от сна.

   Отметим, что добрым людям содействуют земные и небесные силы, природные стихии.
   Сказки писались не только ради развлечения читателя, а Пушкин пытался донести некую мораль, смысл, идею.
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».

   В сказках множество смыслов скрыто, они не лежат на поверхности. И читая их, и взрослые, и дети находят каждый своё, сокровенное. Ведь в сказочной форме – несказочные проблемы, преходящие и вечные.

   Наверное, ни у одного автора в произведениях  так мощно не воспевалась русская красота и сила.

«Там русский дух, там Русью пахнет»!

   «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человека с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал». – из письма А.С. Пушкина (19 октября 1836 года) П.Я. Чаадаеву.

   Сегодня мы читаем сказки, и восстанавливается связь времён.
«Я имею честь быть русской.  Я этим горжусь. Я буду защищать мою Родину и языком, и пером, и мечом — пока у меня хватит жизни...» - таков был ответ Екатерины II в 1770 году аббату  Шаппа д'Отроша.
«Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. А.  Есенин. (1914 год)
«Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории»  Г. В. Свиридов ( из тетради 1981-1982 гг.)   

   Общечеловеческие, вневременые ценности, актуальны были и во времена жизни  Пушкина, актуальны и сейчас. И если следовать пушкинским советам, то можно приблизиться к гармонии – с самим собой и с внешним миром. И сделать нашу жизнь счастливой…Мы так этого желаем…

Пушкинский кодекс счастливой жизни.

Будьте справедливы. Иначе можно за несправедливость поплатиться даже собственной жизнью.
Не позволяйте страсти овладеть собой.
Своё счастье не покупается ценой несчастия других.
Если предстоит борьба, сражайся честно и справедливо, но не наноси подло обиды
Договорные отношения между заказчиками и работниками должны быть честными и справедливыми.
Жадность до добра не доводит. « Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.
 Не надо надеяться на «русский авось».
Для счастливой  жизни человеку необходимо согласие между умом и своими желаниями.
 Не подчиняться полностью чужой воле.
Надо знать меру и границу своих возможностей.
Никакая халява еще ни разу не принесла человеку благо.
Всегда есть возможность нравственного выбора.
Внутренние добрые опоры помогают выстоять,  выжить при неудачах.
Зависть, тщеславие, ревность, себялюбие,  гордыня, жадность -  разрушают личность.
Делать правильные выводы из жизненной неудачи.
Примирение – дело рук обеих сторон.
Истинно красив только тот, кто совершает хорошие и добрые поступки.
Только технические блага не могут принести людям благо.
Владыкой  государства должен быть разумный и нравственный человек.
Береги честь смолоду


Рецензии