Пушкин. Сказки для взрослых

    
                Пушкинский кодекс счастливой жизни.

     «Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями». Адам Мицкевич
               
  Пушкин гениален. Он  всеобъемлющ, глубок, многосторонен.   
  «Пушкин – наше всё». В далёком 1859 году это смог понять русский писатель Аполлон Григорьев. Этот оригинальный мыслитель отмечал, что есть поэты, которые являются «глашатаями великих истин  и великих тайн жизни».
   Школьный курс литературы далеко не полно и разносторонне знакомил нас с творчеством Пушкина. И, возможно, это правильно, ведь оставляет нам, повзрослевшим, шанс на собственные открытия, на новые встречи с уже знакомыми строками.
Пушкин притягивает нас своим обаянием стиха, непостижимым сочетанием простоты и сложности, глубины и лёгкости, свободы и силы. В его творчестве сказочное чудо органично переплетается с реальной жизнью.
Однажды, читая сказки Пушкина детям, я была поражена их актуальностью, глубиной социальной правды и пророческой силой его художественной интуиции. Вспомнилось, что эти сказки не были изначально написаны для детей. Что же хотел сказать великий поэт взрослым, облекая свои мысли в сказочную форму?

«...Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», — писал К. И. Чуковский.
Почему сказки так полюбились детям, вполне понятно. Их мелодичность, напоминающая детские песенки, лёгкая рифма, простота и ясность языка – все это создает особую атмосферу. В сказочном мире Пушкина живут яркие герои, полные приключений и волшебства. Но главное – в этих сказках отражен огромный мир человеческих чувств, мыслей и переживаний. Сказки Пушкина добры, они не ожесточают и не пугают детей.
Нам, взрослым, и так непросто разобраться в сложном мире, в котором мы живем. А представьте, каково ребенку входить в этот мир! Это архисложно, архитрудно. Но на помощь приходят влиятельные и умные помощники – сказки.
«Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, — лучший воспитатель чувств», — утверждала И. И. Тихомирова.
А М. Цветаева мудро подметила: «Что знаешь в детстве, знаешь на всю жизнь…».
 Сам Пушкин отсутствие сказок в своем детстве считал «недостатками проклятого своего воспитания».

   Современники Пушкина отнеслись к его сказкам весьма прохладно, посчитав их наименее значимой частью творчества. Некоторые даже пожалели поэта, полагая, что он «опустился» с высот своих поэм до простонародной сказки. Однако со временем стало ясно: поэт не опустился, а, наоборот, возвысил сказку, поднял ее из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него, до небывалых высот.
 «Большое видится на расстоянье», — пророчески заметил Сергей Есенин.
Народные сказки, словно природные драгоценные камни, служили Пушкину источником вдохновения. Но в руках великого поэта эти простые сюжеты преображались в настоящие произведения искусства – ограненные, сияющие магические кристаллы, переливающиеся всеми цветами радуги. Пушкин наполнял свои творения необыкновенной глубиной и волшебной силой.

К чему же стремится человечество, к какому идеалу? Уверена, вы ответите – к гармонично развитой личности, к ощущению счастья.
Александр Сергеевич Пушкин сам говорил: «Счастье – есть лучший университет! Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному!»
Лев Николаевич Толстой вторил ему: «Людям надо жить. А для того, чтобы жить, им надо знать, как жить».
И в помощь нам, людям, - мудрые заповеди, оставленные нашими предками: христианские заповеди, мудрые наставления оптинских старцев… Примеров предостаточно, советов – не счесть. Надо только научиться не проходить мимо них, вслушиваться, вдумываться.
Так что же хотел сказать нам, взрослым, Александр Сергеевич Пушкин? Как же все-таки стать счастливым?

   Все свои сказки Пушкин написал в селе Болдино Нижегородской губернии, хотя и в разное время (1830-1834 гг.). Последняя из них, «Сказка о золотом петушке», была создана в период глубоких размышлений поэта о судьбе своей родины. Она завершается знакомыми строками:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».

Какие же уроки таит в себе «Сказка о золотом петушке»?
   В этой сказке Пушкин вновь касается темы внешней и внутренней красоты, над которой он размышлял в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Красота, воплощённая в шамаханской царице, не несет добра; ослепляющая красота несет безумие и гибель. Дадон оказался не в силах противостоять её коварству. И за свою страсть он расплатился не только собственной жизнью, но и жизнью своих детей, своих близких.
Царский долг, заключающийся в обеспечении безопасности и благополучия своих подданных, Дадоном не был исполнен.
Во главе государства должен стоять разумный и нравственный человек. Увы, большинство правителей в современном мире далеки от здравомыслия и порядочности. Как бы вы охарактеризовали нынешних глав государств? Можно не сомневаться, что немного найдётся добрых слов для большинства из них.
Родительские чувства у Дадона полностью отсутствуют.
Дадон – нарушитель как человеческих, так и высших законов, за что и был наказан.
Если предстоит борьба, сражайся честно и справедливо, не наноси подлых ударов. Справедливость рано или поздно восторжествует.
В этой сказке, как и в первой, «Сказке о попе и работнике его Балде», поднимается тема договорных отношений.
Недальновидный мудрец заключил сделку с неблаговидным Дадоном.
Урок первый. Не позволяйте страсти овладеть собой.
Урок второй. Будьте справедливы. Иначе за несправедливость можно поплатиться даже жизнью.
Урок третий. Одни лишь технические блага (в сказке – золотой петушок) не могут принести людям благо.

Сказка о попе и о работнике его Балде.
Эта сказка была написана всего за один день, 13 сентября 1830 года, в период первой Болдинской осени.
Это забавная и насмешливая история, полная юмора.
На первый взгляд, Балда предстает перед нами как исполнительный, неприхотливый в быту, заботливый и находчивый работник. Однако, несмотря на эти качества, он почему-то не вызывает симпатии. Его отношение к нечистым силам, лукавство, граничащее с хитростью, и жестокость по отношению к своему работодателю настораживают. Балда, прекрасно осознавая силу своего удара, тем не менее, потребовал от попа плату.
У Пушкина все детали имеют значение, включая имена героев.

   Не менее неприятен и другой герой сказки – хитрый и жадный до выгоды поп. Его главная забота – получить рабочую силу как можно дешевле и выжать из нее максимум пользы.
Некоторые служители церкви негативно отнеслись к этой сказке Пушкина. Однако, при внимательном прочтении, становится ясно, что сказка не является антипоповской.
Служители церкви несут особую миссию на Земле. Какими мы хотим видеть их в храме или при встрече на улице? Священник должен обладать определенными человеческими качествами: быть честным, милосердным, добродетельным. Он должен отличаться от нас уровнем образования и культуры.
А каков поп в пушкинской сказке? Весьма неприятный тип.
Несимпатичен, к примеру, жадный купец, а вот жадный поп…  Вдвойне, втройне неприятен.
Может быть, поэтому автор так строг к нему?

Какие уроки мы можем извлечь?
• Договорные отношения между заказчиками и работниками должны быть честными и справедливыми.
• "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".
• Не стоит полагаться на "русский авось".
• Важно понимать разницу между скупостью и рачительностью.
На мой взгляд, это самая недетская сказка.

Сказка о рыбаке и рыбке.
Погоня за богатством – это погоня за иллюзией, за мифом о счастье.
Нынешняя "пандемия" всеобщего потребительства представляет серьезный риск для развития современного общества, где экономика агрессивно наступает на культуру. Сегодня мы активно боремся с пандемией коронавирусной инфекции, тратя огромные силы и ресурсы. Но что мы делаем с "пандемией" потребительства?
   Несколько десятков баснословно богатых людей, владеющих 90% мировых богатств, стремятся к ещё большему обогащению и контролю над миром. Не напоминают ли они нам образ старухи, пожелавшей стать "владычицей морскою"?
Мы, остальные семь миллиардов человек, позволяем этим немногим баснословно обогащаться. В сказке старик исполняет все желания разбушевавшейся старухи. Перспективы как сверхбогатых, так и остального населения Земли невеселы. "Пандемия" потребительства действует руками своих жертв, заставляя их разрушать себя и свою жизнь. Не стоит обманывать себя, думая, что это не так. И старуха, и старик остались у разбитого корыта. «Поделом тебе!»
Человеческие пороки неизбежно влекут за собой наказание. К ним относятся слабость, безропотное терпение, безволие и рабская покорность. Вспомним сказку: старуха, унижая старика, посылала его на конюшню, била по щеке, а слуги выталкивали его прочь, едва не убив топорами. Народ же просто смеялся над ним. В итоге, как и старуха, старик тоже понес наказание.
Другой разрушительный порок – безумное властолюбие. Стремление к власти любой ценой, даже ценой растления и развращения личности, ведёт к падению. Власть может быть безграничной, даже если она распространяется лишь на одного человека, например, на мужа.

Уроки:
Для счастливой жизни человеку необходимо:
• Гармония внутреннего мира: Согласие между разумом и желаниями.
• Независимость: Не подчиняться слепо чужой воле.
• Самопознание: Знать меру и границы своих возможностей.
• Трудолюбие: Никакая "халява" не приносит истинного блага.
Смогут ли герои сказки извлечь уроки из своих ошибок? А мы умеем ли учиться на жизненных неудачах, или снова наступим на те же грабли? Если мы не научимся, счастье останется недостижимым.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Сказки Александра Сергеевича Пушкина, написанные в период расцвета его творчества, затрагивают глубокие и значимые темы.
 «Сказка о царе Салтане» написана вскоре после женитьбы на Наталье Гончаровой. В это время поэта волновали темы дома, любви, семьи, власти и жизненных ценностей.
Вот о жизненных ценностях и поговорим.

   В последние годы Запад настойчиво и агрессивно навязывает миру свою систему ценностей.
В западной шкале на первом месте – «золотой телец», о котором Колумб писал королю Испании: «Золото — это совершенство. Золото создаёт сокровища, и тот, кто владеет им, может совершить всё, что пожелает, и способен даже вводить души человеческие в рай».
Личное богатство считается единственной достойной целью жизни. Семейные ценности обесцениваются. Сомнения развеются, если взглянуть на кадры с гей-парадов, на защиту педофилов, на понятие "родитель №1" и "родитель №2", или вспомнить сексуальную революцию на Западе.
Не стоит забывать, что европейская цивилизация накопила свои несметные богатства, грабя Америку и Африку, депортируя и порабощая миллионы людей, прибегая к геноциду и пыткам. Колонии теряли свои природные ресурсы, этническую самобытность, их население истреблялось.
Как отмечают эксперты, европейские колонизаторы, белые поселенцы и нацисты имеют общие идейные корни. И эта идеология, к сожалению, живее всех живых и сегодня.

Те, кто критикует Петра I за чрезмерное заимствование европейских порядков, упускают из виду два важных момента:
1. Приоритет интересов России: Для Петра I главным были интересы страны. При нем Россия превратилась в великую державу. Как писал В.О. Ключевский: «Итак, сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью».
2. Временный характер заимствований: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом», – сказал Пётр своему ближайшему соратнику, дипломату графу Андрею Остерману.
   Несомненно, западная цивилизация подарила миру множество достижений. Однако сегодня речь пойдет не о них, а о слепом поклонении Западу, которое демонстрирует часть нашего общества.

Неужели пушкинские идеалы женственности (мягкость, доброта) и мужественности (забота о близких, разумность решений и решительность действий) устарели? Неужели счастье не в гармонии, не в верности, не в справедливости?
Природа, или, быть может, высшие силы, наделили человека влюбленностью, придав ей огромную силу. Силу, способную ослеплять, скрывая недостатки партнера. Так, с заботой о сохранении рода человеческого, природа позаботилась о продолжении жизни.
Многих волнует вопрос о причинах гибели развитой древнегреческой цивилизации. Были ли виной только войны? Некоторые ученые полагают, что одной из причин упадка мог стать и гомосексуализм.

Средневековье вернуло женщину мужчине.
Гомосексуальность – сложное явление, обусловленное сочетанием биологических, генетических, гормональных, анатомических, психологических и социальных факторов. Это – один из видов сексуальной ориентации. По мнению учёных, гомосексуальность занимает свою нишу, примерно 3% населения. Пусть занимает, но пусть не навязывает свою позицию подавляющему большинству. Эволюция явно не благоволит этому явлению – это тупиковый путь.
А каким ценностям благоволит эволюция? Природа стремится сохранить человеческий род. Нужны мужчина и женщина, мама и папа, дети.
Семья, по мнению А.С. Пушкина, – высшая форма объединения людей, основанная на общечеловеческих ценностях.

Пушкинские идеалы актуальны и сегодня. Ради жизни на Земле.
В сказке "Сказка о царе Салтане" поднимается и тема прощения. Поступок царя Салтана по отношению к жене и сыну был, мягко говоря, неблаговидным. Хотя он и не отдавал прямого приказа о жестокой расправе, его вина велика. Как глава семьи и государства, он обязан был разобраться в произошедшем.
Примирение – это всегда обоюдный процесс. В сказке мы видим именно такую картину. Князь Гвидон и его мать сохранили добрые чувства к царю Салтану, не озлобились. Царь Салтан, хоть и не предпринимал активных действий по поиску своей семьи и не пытался выяснить причины их исчезновения, тем не менее, не забыл их. Он не женился повторно, грустил по царице и сыну. В итоге, не поддавшись уговорам ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи остаться дома, он отправляется на остров Буян к князю Гвидону. Несомненно, увидев печаль и тоску отца, сын проявил преданность и простил его.
Ну, а нам – очередной урок. Если мы хотим, чтобы нас простили, нужно стремиться к прощению.

"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Прежде чем говорить об уроках этой сказки, вспомним жену Пушкина, Наталью Николаевну. Не спешите навешивать на неё ярлыки. Предоставим слово Александру Сергеевичу.
   После венчания поэт  писал тёще: «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил пред Богом».
Своему другу и первому помощнику в его литературных делах: «…Женка моя прелесть не по одной наружности».
Своей жене: «…душу твою люблю я ещё более твоего лица».
После дуэли:
«Жена моя ангел. Она, бедная, безвинно терпит и может ещё потерпеть во мнении людском».

Александр Сергеевич Пушкин написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» осенью 1833 года. (Венчание А.С. Пушкина с Натальей Гончаровой состоялось в феврале 1831 года).
   Молодая царевна – это пушкинский идеал женщины. Молодая царевна - это гармоничное сочетание духовной красоты – простоты, доброты, верности, правдивости и заботливости – с внешней привлекательностью. Так  было двести лет назад. В представлении Пушкина и народа.
Какова же царевна?
Пушкин описывает её как "нраву кроткого такого", милую и трудолюбивую красавицу. Оказавшись в тереме у семи богатырей, она  наводит порядок: "всё порядком убрала", "приберёт и приготовит", а вечерами "пряла, сидя под окном".
Задумаемся о своём поведении в гостях. Особенно о поведении власть имущих.
Царевна от рождения наделена властью, силой управлять, подчинять себе, приказывать другим.
Вспомним, как ведёт она себя в гостях – в тереме у семи богатырей? Как нормальный, уважающий себя и других человек. Не кичится своим происхождением, своей властью. Её поведение естественно, органично, просто и скромно.
Придя в терем, она принесла с собой добро, и богатыри ответили ей тем же. Сама же царевна не придавала своей внешности особого значения, просто отвечая: "Красота – от Бога".

   В наши дни красота часто воспринимается иначе. Наше общество одержимо внешностью, породив гигантскую индустрию, призванную "производить" женскую красоту. Небольшая группа влиятельных людей диктует искусственно сконструированные стандарты, превращая женскую красоту в товар, который продаётся и покупается.
Социолог и журналист Елена Гапова метко заметила о конкурсах красоты: "Эти женщины могут стать видимыми, только раздевшись: одетыми их никто не увидит".
Вы не задумывались, чьими жёнами обычно становятся эти мисс Вселенная, мисс страна, мисс край, мисс город? Счастливы ли эти красавицы в браке, зная, что их просто купили, или мужчины удовлетворили свою похоть? Да, это их выбор. И нам было бы всё равно, если бы этим конкурсам не придавалось такого значения, и если бы они не калечили детскую и девичью психику.
Многие звёзды шоу-бизнеса прибегают к пластическим операциям, "скульптурируют" лицо и тело с помощью различных наполнителей. Нередко это приводит к тому, что они превращаются в карикатуру или становятся неузнаваемыми. "Фарфорово-восковые" образы, неестественные и карикатурные, отталкивают. Похоже, в погоне за привлекательностью наш мир перемудрил и перегнул палку.

И все же, счастлива ли самая красивая женщина в сказке?
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И  вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.
Внешняя красота царицы, некогда бывшая смыслом её жизни, оказалась мимолётной. Время неумолимо, и вместе с уходящей молодостью царица стала терять ориентиры. Лишённая внутренних опор, она поддалась разрушительным чертам характера: зависти, ревности, себялюбию, тщеславию и гордыне. Эти пороки привели ее к печальному концу:
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.   
 
А кто же обретает счастье в этой сказке? Те, чьи сердца чисты, кто хранит верность и преданность.
Молодая царевна, оказавшись вдали от дома, не знала, хранит ли её жених, королевич Елисей, верность. Несмотря на неопределенность своей судьбы и заманчивое предложение руки и сердца от семи богатырей, она осталась порядочной и верной своему возлюбленному.

Именно Елисею, а не кому-то из могучих богатырей, суждено обрести счастье в любви. Хотя и богатыри питали нежные чувства к прекрасной деве и мечтали о браке с ней, видимо, их любовь оказалась недостаточно сильной, чтобы спасти её.
Любовное счастье не дается Елисею легко. Чтобы обрести его, молодому человеку пришлось проявить отвагу, настойчивость и пройти через суровые испытания. Сила его любви, его отчаяние и страдание оказались настолько велики, что позволили ему разрушить хрустальный гроб и пробудить царевну от вечного сна.
Важно отметить, что добрым людям всегда сопутствуют как земные, так и небесные силы, а также сама природа.

Сказки, созданные Пушкиным, не просто развлекают. Они несут в себе глубокий смысл и мораль, как гласит известная строка:
«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок».

   В сказках скрыто множество смыслов, которые не всегда лежат на поверхности. Читая их, и взрослые, и дети находят что-то своё, сокровенное. Ведь за сказочной формой часто скрываются вполне реальные, преходящие и вечные проблемы человеческой жизни.
Пушкин с особой силой воспевал русскую красоту и дух:
«Там русский дух, там Русью пахнет!»

Его слова о любви к Родине, даже несмотря на недостатки, перекликаются с мыслями великих людей разных эпох. Как писал сам Пушкин:
   «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человека с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал». (Из письма А.С. Пушкина П.Я.Чаадаеву, 19 октября 1836 года)

  Сегодня, читая сказки, мы восстанавливаем связь времён.
«Я имею честь быть русской.  Я этим горжусь. Я буду защищать мою Родину и языком, и пером, и мечом — пока у меня хватит жизни...» -   такой ответ дала Екатерина II в 1770 году аббату Шаппа д'Отроша.
«Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» - восклицал Сергей Есенин в 1914 году.
«Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории» - размышлял Г.В.Свиридов.

Общечеловеческие ценности были актуальны во времена Пушкина и остаются таковыми и сегодня. Следуя его заветам, мы можем приблизиться к гармонии с собой и окружающим миром, обрести счастье, к которому так стремимся.

Пушкинский кодекс счастливой жизни:

• Будьте справедливы, ибо за несправедливость можно поплатиться жизнью.
• Не позволяйте страстям овладеть вами.
• Счастье не должно быть построено на несчастье других.
• Если предстоит борьба, сражайтесь честно и справедливо, избегая подлых
        ударов.
• Договорные отношения должны быть честными и справедливыми.
• Жадность не приводит к добру. "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".
• Не полагайтесь на "русский авось".
• Для счастья необходимы согласие между разумом и желаниями.
• Не подчиняйтесь слепо чужой воле.
• Знайте меру и границы своих возможностей.
• Не надейтесь на халяву.
• Всегда есть возможность сделать нравственный выбор.
• Внутренние добрые опоры помогут выстоять при неудачах.
• Зависть, тщеславие, ревность, себялюбие, гордыня и жадность разрушают
        личность.
• Делайте правильные выводы из жизненных неудач.
• Примирение требует усилий обеих сторон.
• Истинно красивым является тот, кто совершает добрые поступки.
• Технические блага сами по себе не приносят счастья.
• Во главе государства должен стоять разумный и нравственный человек.
• Берегите честь смолоду.


   


Рецензии