Аэросани и первый поход
Ходили мы, как-то далеко и несколько раз в заповедные, почти непуганые места с боровой дичью. Расстояние всего тридцать километров, от последнего населенного пункта, ходили в общей сложности, дней на семь-десять.
Груз, который несли на себе и глубокий снег, заставлял этот путь - в одну сторону пройти, только за два дня. И была в те годы мечта, чтобы иметь всепогодный транспорт и за один день без мук - добираться, до нужного места.
Снегоходов тогда еще не было, и мы в журнале – «Юный конструктор» выбирали подходящий - проект аэросаней. Проблем много: три человека, груз, снег – где найти по тем временам подходящей мощности двигатель.
И вот волею судьбы нам в руки попадает двигатель, с когда-то двух местного маленького самолета – По - 2, и мощностью сто двадцать лошадиных сил. Достался он нам по сходной, по тем временам цене, в двести сорок рублей и к нему не доделанный с алюминиевых листов - корпус аэросаней.
И мы счастливые в отгулах и отпусках приступили к осуществлению своей мечты. Работа кипела, но в этот сезон… мы были еще не готовы к «полетам» и только к следующему сезону – у нас стояла наша модель аэросаней.
Легкий алюминиевый корпус, днище метал –нержавейка, сзади на стойках наш авиа - двигатель с огромным винтом - не регулируемого шага. Стеклянный фонарь, как у самолета закрывал – помещение нашей амфибии.
Доводка нашего детища до нужного состояния и испытания продолжались, сразу, когда снег даже не закрыл еще совсем, речные ледяные торосы, которые остались после ледохода. И вот только в начале марта … был принят нами в эксплуатацию. А эта зима, нам назло, была - малоснежной.
Три человека без груза, и полной заправки бензином… аэросани сносно бежали, хотя торосы не давали разогнаться на полную мощность. И мы стали ждать, когда снег полностью закроет речные торосы, чтобы пуститься в наше путешествие.
К марту месяцу, несмотря ни на что - терпеть уже не было сил, назначили дату выезду. Но к нашему сожалению, к назначенному числу, как никогда разыгралась -двух дневная пурга, да еще какой силы.
После двухдневной метели, на реке стояли снежные барханы - занесенных ледяных торосов (стоящие льдины после осеннего ледохода). Отец моей жены сходив на реку и оценив обстановку предложил – Перенести выезд.
Но мы, уже были не в состоянии выдержать это напряжение выезда, с вечера грузимся и на завтра с утра - в шестидесяти километровый путь, по реке и там неизвестно сколько по малой реке - неимоверной извилистости.
Видимо на такую нагрузку и на такие условия - наша амфибия была не рассчитана: Продукты, одежда, ружья, инструменты… почти двести литров бензина и наш «поплавок» - утонул в сугробах.
На реке свежий, не уплотнившийся снег - раскачав корпус аэросаней в снегу, начав движение –ребята запрыгивали уже на ходу во внутрь. Двигатель ревел во все свои … сто двадцать лошадиных сил, начинался разгон… на «взлет», но торосы начинали - перебегать перед нами нашу дорогу.
Мощные удары корпуса о льдины, сотрясал наше маленькое «суденышко», приходилось сбавлять обороты, скорость падала… пытались разгонятся снова и снова - двигатель «выскакивал» из себя, «пережёвывая» такое количество бензина.
А мы еле, еле двигались вперед. Двигатель перегревался и переставал выдавать мощность… мы останавливались в ожидании, когда он остынет. А затем все повторялось снова.
Надо было вернуться, но, какое-то состояние, уже не упорства, а какой-то непонятной упертости - не позволяло с этим согласится.
В результате ударов о торосы, потекли – бортовые дополнительные баки с бензином, в результате мы лишились – половины своих запасов.
Ближе ехать… только вперед. По ходу движения стояло село, это одно из отделений большого совхоза. Там, председателем этого отделения – отец, моего второго помощника, работающего со мной на теплоходе.
День нам обошелся дорого, мы истратили и лишились в общей сложности… двухсот литров бензина. Иду на поклон к председателю.
Мы хорошо знакомы…быстро решаются все вопросы. Дана команда… и наш основной - сто пятидесяти литровый бак… заправлен бензином, предоставлено до утра жилье. - Рано утром продолжили путь.
По реке движемся уже с каким-то приобретенным опытом. Да и санная – лошадиная дорога, идущая в нужную сторону, облегчила наш путь. На малую речку - залетаем в надежде, что наши мучения кончились. Но не тут-то было!
Река узкая и сразу в крутых изгибах, где ветер дул поперек – начались встречаться полностью переметенные снегом - места, в которых наша амфибия зарывалась полностью. Мы кое-как выбирались наружу, откапывались из снега – вытаптывали дорожку для разгона… аэросани начинали движение, а ребята должны были на ходу запрыгнуть во внутрь. Главное надо успеть, чтобы огромный винт… не успел "зацепить"- члена команды.
Снега здесь столько, что без разгона - груженые аэросани с места не стронуть.
Страха, глядя на этот мелькающий на неимоверно бешенных оборотах винт, было много, но как-то обошлось без эксцессов и травм.
К вечеру к нашему несчастью… аэросани провалились, проломили лед и легли на бок. Выгрузили весь груз, приподняли вагами корпус, подложили бревнышки и выехали. - Сколько еще ехать до избы?
Я, прошелся на лыжах за первый поворот… оказывается уже приехали – изба на берегу. Но огромного ощущения радости - почему-то нет. Мы поняли, что мучений на порядок меньше - идти на лыжах – чем пытаться ехать на такой технике, по такому сложному бездорожью.
Переносим вещи в избу… обустраиваемся. Неделя не забываемых охот, закончилась – довольно быстро и уже надо собираться в обратный путь. А погода, испортилась, в эти дни потеплело - до плюс двух градусов - днем.
Надо готовить технику в дорогу. Пришли на реку, а там уже сплошные полыньи. Река берет начало с болот, и теплая вода сделала свое дело, лед на реке начал таять на глазах. Все - возможностей ехать домой на аэросанях практически нет… решаем загнать и оставить их на высоком месте, до следующего сезона.
На следующий день – перед дорогой… отдых и сборы. А мы с Александром – идем немного прогуляться по лесу, а Владимир - наш бортмеханик, остается подготовить технику к стоянке на целое лето.
Приходим к обеду, Владимира дома нет… спускаемся на реку – аэросаней, на месте тоже нет. Идем домой - готовим обед. Через час, почти по колено мокрый приходит - Владимир.
- Рассказывает: - Осмотрел и подготовил двигатель к запуску – чтобы потом его завести, и аэросани выгнать на высокий берег, подальше от весенней воды.
Двигатель, запускался, как в старых фильмах… один человек руками, держась за лопасть винта – рывком тянет его сверху – вниз со словами – Контакт… ответ, -есть контакт и второй крутит магнето зажигания и двигатель запускается.
А в этот раз, поставив канистру бензина в салон, (аэросани, были полностью, разгружены, когда провалились) он подкачал бензин, провернул несколько раз винт и подготовил к запуску.
Винт «толкнуть» некому, и он, включив зажигание - просто крутанул ручку магнето, а винт качнувшись… двигатель выпустив облачко дыма - завелся.
Аэросани, стояли уже на голом льду, легкие, пустые - и они даже на малых оборотах двигателя - побежали вперед… Владимир еле успел запрыгнуть в кабину, взяться за рычаги управления. И аэросани, маневрируя между полыньями - поехали в нужную сторону.
Проехал Владимир километров пять, а там уже чистый лед - без промоин во льду. - Решаем нести туда наши вещи, груз. Груза набирается немало. Даже оставив часть его - мы, за один раз все не унесем.
По лесу, идти на лыжах - по такому снегу, с грузом, просто невозможно, а на реке уже на льду сантиметров десять воды.
И мы на лыжах по воде с грузом, в валенках - отправились в путь. Туда и обратно получается более трех часов.
Приходим: топим печку, кушаем, сушимся, греемся… ложимся отдыхать - завтра с утра в дорогу. Утром завтракаем, грузимся своими вещами и в путь… на лыжах и по воде.
На реку мы выехали очень удачно – остались последние литры бензина, а впереди - по реке, идет санный «поезд» … по дороге идут лошади и тащат возы с копнами - нагруженного сена, в сторону знакомого нам совхоза.
Мы договариваемся и нас зацепив на буксир - тащат за собой. Через два с лишним часа мы, в деревне - опять знакомый председатель… договариваемся и нас заправляют бензином.
Снег за эту неделю - превратился в наст, «айсберги - торосы» растаяли, и поверхность реки стала ровной, как стол и мы менее чем за два часа – уже дома…
Аэросани, стоят на месте нашего старта …в огороде, возле дома - родителей жены. Мои напарники, забирают часть вещей и расходятся по домам.
Два дня отдыха, а потом будем строить дальнейшие планы. Опыт, довольно тяжелым трудом – приобретен… в дальнейшим наверно будет легче.
.
Свидетельство о публикации №222052301094