Сов падение - 0

                Всякий слышит лишь то, что понимает.
               
                Плавт
На эту статейку меня подтолкнуло нередкое в литературе (особенно в поэзии) явление сдвига. Ему посвящены изложения. И литераторов, особенно поэтов, и более узких специалистов по языку – лингвистов, филологов и др.
Сдвиг — акустико-фонетическое явление в художественной речи или в тексте, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы. Желающие узнать об этом более глубоко могут обратиться к первоисточникам. Там можно встретить примеры, в том числе и из русской классики. Написано не осознанно!
Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали? (А. Пушкин)
***
Прямым Онегин Чильд Гарольдом
Вдался в задумчивую лень:
Со сна [сосна] садится в ванну со льдом,
А после, дома целый день… (А. Пушкин)
***
С свинцом (с винцом) в груди лежал недвижим я. (М. Лермонтов)
***
О, север, север, чародей! 
Иль я (Илья) тобою околдован! (Ф. Тютчев)
***
Шуми, шуми волнами, Рона, (волна Мирона)
И жатвы орошай. (К. Батюшков)
***
И тут нежданный стих, неведомо с чего,
На ум (Наум) мой налетит и вцепится в него. (П. Вяземский).
***
А эти строки случайно попались в сборнике Александра Карпова "Везение":
Покуда истину искал,
Весь изошел тогда накал. (Или "на кал"?)
***
Совсем недавно и случайно встретил на ЛИТРЕ хорошие стихи Людмилы Станевой. А в них то, что я искал:
Фонарь слепой: он поражён
своим сияньем, как ударом! (каку даром!)
И тьму считает он загаром
небес, и что причина – он...
***
Русский поэт «король рифмы» Дмитрий Минаев был великим мастером эпиграмм, пародий и каламбуров.  Он специально писал, используя в своих стихах сдвиги. Это из Минаева:
Парик на лысину надев,
Не уповаю я на дев.
И ничего не жду от дам,
Хоть жизнь подчас за них отдам.
***
Для немца ведь чины
Вкуснее ветчины.
***
В девятнадцатом веке имело хождение популярное четверостишие:
Наполеон стоял и думал:
ко злу дорога широка.
На поле он стоял и думал:
козлу дорога широка.
***
Много лет назад явление «сдвига» мне бросилось в глаза и со страниц наших (тогда советских)газет и журналов. Постепенно в коллекции оказались десятки заголовков печатных статей, которые можно было выставлять за достойные образцы своего рода. Позднее в литературно-художественном альманахе «Кузнецкая крепость» (№ 1(13), г. Новокузнецк, 2008 г.) появилась обзорная статья на эту тему «За дачи мэра и за боты губернатора». Там я привел множество примеров литературных сдвигов.
Вот некоторые из них. «Колебались весы удачи», «Солдаты удачи в центре Лондона», «В полосе неудач», «Заботы капитана Таскаева», «Заводу сто лет», «И рак с клешней», «Силой смеха», «За кулисами матчей?», «Вам качели надоели?», «Кто не вернулся из боя», «Попали в десятку», «И он выходит на сцену», «Рис Кубани», «И наступил день», «Больше нормы», «Рецепт: сом летом», «Со всей страстью души», «ВУЗЫ Китая: что нового?», «Проба сил», «Показуха», «Про зрение», «За мужество», «Забуксовали»,  «На день мужчин разок в году»… И многие другие с указанием конкретных газет и журналов. Среди них были «Правда», «Социалистическая индустрия», «Советский спорт», «Советская культура», «Советская Россия», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «Строительная газета», «Учительская газета», «Экономическая газета», «Аргументы и факты», «Труд», «Известия», «Советские профсоюзы», «Гражданская авиация», «Смена», «Книжное обозрение» и множество областных и районных газет и многотиражек… Нынче при нашей маломощной газетно-журнальной индустрии и влиянии на  культуру феномена ЕГЭ количество сдвигов, наверное, не уменьшилось. Просто, находить их стало не столь интересным занятием... 
На этот раз вспомню о так называемой пантограмме или, по другим определениям, об омограмме, равнобуквице, равнорифмице и даже «заикалочке» – о произведении комбинаторной поэзии, в котором буквенный состав стихотворных строк попарно идентичен, а различно лишь расположение словоразделов.
В ряде источников пантограмма называется гетерограммой, несмотря на то, что этот термин был ранее закреплён за другой формой комбинаторной поэзии. Пантограмму иногда квалифицируют как визуальную панторифму: в отличие от собственно панторифмы. В пантограмме могут различаться места расположения ударений, зато в панторифме могут употребляться слова одинакового звучания, но разного написания.
Зачатки русской пантограммы относятся к середине 19-го века. Многие знают об изящных каламбурах авторов того времени. В них сознательно использован поэтический сдвиг. Хотя неосознанно многие авторы во все времена и в разных вариациях доводили их до наших ушей и глаз. И со страниц журналов, и со сценических площадок.
Новый интерес к ним пробудился в первой четверти 20-го века. Это были литературные забавы В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Крученых, Г. Золотухина и др. Эпоха социалистического реализма и идейного аскетизма временно предала забвению страсть к литературным фокусам. Но к концу прошлого века использование рифм-омонимов снова охватило ярким пламенем нашу (особенно юмористическую) поэзию.  Кто-то, возможно, помнит Якова Козловского? Его стихи пестрят рифмами-омонимами.
Снег сказал: "Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечёт, качая стаю
Отражённых голубей."
***
Говорят, у сов есть совесть.
Никогда не буду сов есть!
***
И путём особых курсов
Превращу потом я в кур сов
Смейся, филин, а сове ты
Дай разумные советы.
***
Или, например, любопытное стихотворение Тимофея Бондаренко:
Я хотел бы, как встарь, полюбить
Сердцем вдрызг, а словами попроще,
Вставши утром, челом Полю бить,
А молитвы читать, как поп, - роще.
В ступе божьего блёкл дара свет
И окраска у лика лам бура.
Пусть придут ветерок да рассвет!
Не хотите ли каламбура?
***
И уж многие знают классические строки, написанные поэтом Юрием Энтиным:
«Ох, рано встаёт охрана!».
***
А вот эпиграмма безымянного автора на Б. Пастернака:
Хоть ваш словарь невыносимо нов,
Властитель дум не вы, но Симонов.
***
В довесок к этому каламбуры Леонида Гончарова из Белоруссии:
Хватит, девочка, грустить,
Ощутишь и ты груз тить!
***
Возле бара - баня,
Возле бара банщик.
Ходит, барабаня,
Словно барабанщик.
***
Пойду за тобою за пешим, за конным,
Чтоб стал ты супругом моим бы законным,
***
Каламбуры Дмитрия Штепы:
Плясала смело
вокруг костра ты.
Плясала смело:
вокруг кастраты.
***
Он бизнес начинал с лотка
и жизнь его теперь сладка.
***
Хотелось петь ля,
нарушать табу редко.
На шее петля,
под ногой табуретка...
***
Развел пораженщину…
Раз вол, пора женщину.
***
Каламбуры Алексея Данилова:
Нашел я промежуток,
пописал промеж уток.
***
Девушку, что с талией осиной,
Я любить не смог бы под осиной.
Страшненькую - мог бы, а такую
Я уже давно не атакую.
***
Каламбуры Сергея Мельникова:
Попадья вола ласкала -
Попа дьявола «Ла Скала».
***
Я лекции по этике
Предпочитал поэтике,
А к дамам поэтическим
Не рвался по этическим...
***
Шел по дорожкам по лицейским,
Но был задержан полицейским.
***
Я шоу бизнесом попсовым
Разбит, как лодочка о скалы,
И по чертам его, по псовым,
Бульдожьи узнаю оскалы.
***
А еще великолепное стихотворение безымянного поэта.
«Себя от холода страхуя,
Купил доху я на меху я.
Но, признаюсь, дал маху я – 
Доха не греет…».
***
Народные умельцы словесного творчества оставили миру свое неповторимое наследство.
Патриотическое:
«Впереди нас рать, позади нас рать.
И битвою мать-Россия спасена!».
***
Или из жизни следователей. Весьма скромненько.
«Запер дело в сундуке».
***
И даже простое выраженьице:
" Трудовые будни" в смысле "Трудо... и далее по тексту".
***
Вот именно поэтому пишущему (а, может быть, в первую очередь говорящему) человеку всегда надо быть начеку. Чтобы в текст не вкрались обороты двусмысленного содержания. Мало того, что это не благозвучно. Так еще выклиниваются слова и целые фразы, которые запрещены для открытой публикации. У меня накопилось почти 400 таких "не винных" словосочетаний. Нет смысла перечислять их, отмечу самые простенькие. Без мата.
А Я ЕДУ
на Херсон.
На хер сон!
***
А Я БУДУ
с сурепкой.
Ссу репкой!
***
ТЫ БОГОМ НЕ
ссужена.
Ссу, жена!
***
НА КОНЦЕРТЕ
зал упился,
Залупился!
***
ВСЕХ ИХ
ужо пытали
у жопы тали.
***
В ДЕРЕВНЕ
пронесу-ка я
Проне. Сука я.
***
ВНИМАНИЕ: 
Алло, бок!
Ал лобок!
***
И так далее, и тому подобное. Я здесь ни в чем не виноват. Как видится, так и слышится... Не нравится - не люби, красавица! Просто надо следить за своим текстом и за своей речью. Я уже сказал, что в моей коллекции накопилось почти полтыщи таких перлов. Вот невинная фраза "слеза ласкала". Её можно услышать как "слеза "Ла Скала", а также и: "слезала с кала". Это я к тому, что пишущему, а также говорящему надо тщательней подбирать слова, чтобы от тебя вдруг не шарахнулись. Чтобы "Сталина лётчики" не "стали налётчики"...
 
А вообще перлы поэтического сдвига наше ухо улавливает почти каждый день и на каждом шагу.
"... и бьются аборт корабля...", «Каку вижу, каку слышу, все во мне заговорит…», «Мы же лаем: счастья вам…», «Ах, верни Саш, мой, верни Саш…» и дальше.
Кстати, совсем недавно получил не очень лестную рецензию на свой опубликованный опус "СОВ ПАДЕНИЕ-134". Приведу свеженький текст полностью.
"Рецензия на «Сов падение - 134» (Александр Савченко 4)
ОБДЕЛАЛИСЬ
США калом
с шакалом!
***
ЭТО ВПОРУ ВАМ ОБЪЕДАТЬСЯ И ОБДЕЛЫВАТЬСЯ КАЛОМ! ВАМ МАЛО УКРАИНЫ! НУЖНО ЦЕПЛЯТЬ ОТ НЕХРЕН ДЕЛАТЬ ЕЩЕ И США? СТЫД И ПОЗОР!
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЗА БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ УДАЧНЫХ "ШЕДЕВРОВ", БЛАГОДАРНОСТЬ ВАМ И ПР.
ДЛДФ. МАРИУПОЛЬ - ДОНЕЦК - ОДЕССА. 13 МАЯ 2022. ЗЕЛЕНАЯ! СК.
Даниил Кравченко 3   23.05.2022 23:52".
Пришлось автору сих слов втолковывать, что мы находимся не на политическом  форуме, а на литературном сайте. Я только показывал, что фраза " с шакалом" может слышаться по-иному. А выводы пусть делает читатель. Относительно любви к американским штатам тоже высказал свое мнение. Если, коротко, то сообщил коротко: "отвали, моя черешня!" 
... В современной российской комбинаторной поэзии широко прославились Дмитрий Авалиани, Сергей Федин, Борис Горобец. Двое последних в 2007 г. стали авторами интересной «Новой антологии палиндрома», где затронуты вопросы создания пантограмм.
К сожалению, указанная книга не лишена некоторых недостатков. В частности, в ней понятие «пантограммы» ошибочно заменено на «гетерограмму». Ввиду различных причин представительная часть раздела «гетерограмм» оказалась весьма бедной и мало интересной.
Составлением пантограмм занимаюсь, пожалуй, более сорока лет. Первые опыты относятся к годам моего студенчества, когда я «бился» за звание инженера-гидротехника… В те годы факультетская стенгазета опубликовала мою поэтическую конструкцию:
РЕШИЛ
мелиоратор:
«Мели, оратор!».
В дальнейшем приведенную фразу (пантограмму) видел напечатанной и подписанной разными авторами. Так что многие подобные конструкции не так уж новы и не нуждаются в соблюдении их авторства.
В основном это омонимические обороты, которых в русском языке тысячи… Как говорится, наливай и пей. На базе отдельных из них мной выполнены самостоятельные стихотворные построения. В книгу «СОВ ПАДЕНИЕ» (2011 г.) я включил некоторые под рубрикой «КОНСТРУКЦИИ».
Вспомнил, что сегодняшняя тема не так уж и нова. В детских рассказах, рассчитанных на сообразительность, проскальзывают и такие. Надо, например, найти в тексте запрятанные имена или названия каких-либо предметов. И вот одна из отгадок: "Было лето. В сеЛЕ Все были на луГУ. С ТАВро ходил один деревенский бык.ТишиНА. ИНАче и не могло быть..." И так далее. Здесь запрятаны имена Лев, Густав, Наина... Дерзайте, уважаемые авторы!
Стоит напомнить, что омонимы – это слова, сочетания или формы слов, одинаковые по звучанию, но имеющие разное значение. Омонимы включают в себя омофоны и омографы. Омофоны - это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Например, «от дам – отдам». Омографы – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении). Например, «Атлас» и «атлАс».
Сначала мне было любопытно находить забавные случаи пантограмм в нашей поэтической кладовой. Потом появилось желание составит их самому. В результате накопилась некая закономерность образования пантограмм, отдельные способы, секреты, уловки, хитрости и прочее, что сопутствует любому творчеству.
Вообще-то ни одного слова при составлении пантограмм не приходится выдумывать. Весь словесный ресурс находится в наших орфографических и прочих словарях. Просто требуется набить глаз таким образом, чтобы вычленить из сотен и тысяч несколько рядом стоящих слов (два, три и более), которые интересуют составителя пантограмм… 
В какое-то время пришла мысль объединить слова пантограммы единым или близким по ситуации смыслом. Для этого самым простым оказался заголовок.
ОГРЕЛ
зама шиной
за машиной.
***
ЕДА:
икра, юшка
и краюшка.
***
ЗМЕЯ
вползала
в пол зала.
***
ВСПОМНИЛИ
Сталина с Турцией.
Стали настурцией…
***
Иногда заголовок оказывается излишним, так как две строки могут сами по себе находиться в смысловой увязке.
Пока лечится седой –
покалечится с едой.
***
Не Веста
невеста.
***
Осени лавина
осенила вина…
***
Трусы ночек
тру, сыночек!
***
Нарком Анка –
наркоманка.
***
У некоторых авторов в погоне за рекордами при составлении «увесистых» пантограмм получается вычурная белиберда, после чтения которой остается только каторжный осадок. Это не две-три строки, а порой целые страницы…
"Утро.
На столе тигра лапы, ткали цапле
в Комнате Белого Воина череп.
Ей никто не мил и не трогателен.
Камнем указана весть мысли. Внемлет нимбу демонов омут. 
Резво нить поранена живая…" И т. д.
А вот следующие строки из тех же букв и в той же последовательности. 
"У трона сто лет играла пытка лица плевком.
На тебе логово – иначе репейник.
(Тонем или нет?)
Рога телёнка мне мука, занавес тьмы.
С ливнем летним будем о новом утре звонить…" И тоже т. д.
Красиво, вычурно, но здорово не затрагивает. Причин для этого много и здесь о них нет надобности говорить. Все ж-таки пишу не критическую статью. Причем у тех авторов имеются собственные вкусы и предпочтения…
Я, например, с должным почтением и почитанием отношусь не ко всем омонимам. Омофоны и близкие к ним обороты, которые можно воспринять, как омофоны, считаю более комфортными для слуха и понимания.   
ПАПА ВЫПИЛ
папазол.
Папа зол!
***
ВСЕХ
за то негр убил.
Зато не грубил!
***
ВЕЧЕРКОМ
и, душу чуя,
иду, шучу я!
***
ПОД ЛУНОЙ
я в ночи стою
явно чистою…
***
ЭТО
от чего веет?
— Отче говеет…
***
А вот примеры созвучий, близких к омофонам. Говорят, что это панторифма. Узкие знатоки слова (литературоведы, лингвисты, филологи и др.) пусть простят меня за некоторые нестыковки. Так уж получилось, что при отсутствии сапожников за дело берутся пирожники…
ОН
утром б овал
утрамбовал!
***
ПРИЛАБУНИЛСЯ
на стекляшке
Насте к ляжке…
***
НЕ ХВАТАЙТЕ,
заливчики,
за лифчики!
***
НОЧЬЮ
Коле снится
колесница...
***
ПРЕПОДНЕСЛИ РОЗЫ
Насте к ляжке
на стекляшке.
***
Несколько слов про не любимые мной омографы. Тот же набор букв и слов, но иное восприятие от по-другому расставленных ударений…
НАС РАЗДЕЛЯЛ,
словно рОв,
слов нОров.
***
ПОДАТЬ
пас кудА,
паскУда?
***
ЗАЧЕМ
упАла ты
у палАты?
***
ДАТЬ
за ушИбы
за Уши бы…
***
БУДУ
дОма я
до мАя…
***
ОН
не грАбил…
Негра бИл.
***
НАД БЕРЕГОМ
свис козОй
с вискОзой...
***
ТЕПЕРЬ
у ЖенЕвы
уже не вЫ?
***
ЗАЛЕЗ У
бАра на
барАна.
***
ЖИЛ
радИст АрИны
рАди старинЫ.
***
Недавно на сайте "СТИХИ.РУ" получил сообщение от интересного человека Олега Марьина. Не буду пересказывать все, что он пишет мне, часть его текста приведу для понимания.
"Я несколько лет занимаюсь сбором текстов различных
комбинаторных форм - палиндромы, анаграммы и их слоговые аналоги, омограммы, разнобуквицы и др.
Омограмм зафиксировано около 16700, как коротких так и относительно длинных. Вашу страничку я раньше не видел, поэтому Ваши тексты еще
не успел включить в БД. Я вижу среди них как новые, так и уже
опубликованные ранее.
Информацию о базах данных комбинаторных текстов можно посмотреть здесь:
marinol . livejournal . com www . combipoet . ru".
Если кто-то заинтересуется, можете глянуть. Думаю, что не будет лишним...
Некоторые любят, даже коллекционируют и составляют такие словосочетания. Я, прошу прощения, терплю не все и около многих прохожу мимо.
Кто-то спросит «а какова, товарисч, практическая нужда в твоих пантограммах и в прочих штучках-дрючках?». И, верно, какая? Думаю, что ответ прост: подсказать пишущему человеку две вещи: как не надо писать и, наоборот, как иногда надо писать… Ну, а дальше думайте сами (как в песне, решайте сами). Не для себя выложил (теперь уже тысячи) заготовок. Можете читать их и, при необходимости, пристроить в виде рифм в свои стихи. А можете и не читать. С моей стороны никаких обид.
Одним словом, СОВПАДЕНИЕ… Или СОВ ПАДЕНИЕ? Но это уже два слова.


Рецензии