Ажирныхва
В жертву Шашвы приносят белого козла, под ольхой режут петухов – по числу участников ритуала, чтобы отвести болезни и напасти, чтобы род множился и благоденствовал. Молящиеся зажигают семь свечей и смотрят вверх. Обряд совершают мужчины во главе с самым старым и уважаемым членом семьи, женщин не допускают.
В кузне «закаляют» детей, окуная в воду, в которую перед этим опустили раскалённый металл. Считается, что таким образом ребёнка уберегут от сглаза, а в будущем он сам сможет стать всесильным кузнецом, чьи молитвы ближе к богу.
Традиция пошла от схожей у абхазов и адыгов легенды о нарте, родившемся из камня и не знавшем вкуса материнского молока: его кормили углями и горячими камнями. Приёмная мать попросила бога-кузнеца закалить младенца в волшебной печи. Бог закалял его, держа щипцами за бёдра, поэтому все тело мальчика стало булатным, за исключением бёдер. Выросший герой принял смерть от ранения в бедро.
Во время шествия к кузне и обратно нельзя оборачиваться: плохая примета.
Солнце теряется за ольхой.
Свёкор уносит моё дитя.
Ждёт на отшибе кузнец лихой,
Искры от молота вверх летят –
Прямо до Шашвы, в чернины гор,
И наковальня звучит-поёт
Оду закатную.
Торс нагой
Пёклым кропилом окрашен в йод,
Рыжие пряди на мокрый лоб
Падают. Люто красив кузнец.
К богу мужчине путь – напролом,
Я, по традиции, – в стороне.
В горне металл нагрет по уму.
У кузнеца виноватый взгляд.
Сына щипцами сейчас возьмут,
В чане дымящемся закалят.
Молятся дружно муж и родня.
В кузне поставлено семь свечей.
Вижу – ребёнка кузнец отнял.
Он же нас выдаст! Зачем? Зачем?!
Над зыбунком онемел отец,
Рыжие кудри у них сплелись.
Знаю, он в жёны меня хотел:
Мы одинаково смотрим ввысь.
Солнце расплавилось за ольхой.
Свёкор младенца несёт легко.
Я обернулась:
– Кузнец лихой,
Снова увидимся через год.
Свидетельство о публикации №222052301159