Художник Аркадий Антосяк и его город
В Русском Доме молдавской столицы открылась персональная выставка молдавского художника Аркадия Антосяка.
Аркадий Антосяк принадлежит к тому поколению художников, творчество которых представляет ценный фонд молдавского искусства.
В бытность Советского Союза художник закончил во Львове полиграфический институт имени первопечатника Ивана Фёдорова, где обучался на графическом факультете. А это - школа.
Антосяк более известен как график. Он иллюстрировал «Сказки братьев Гримм», «Бусуйок» и другие произведения, занимался экслибрисом, работал со станковой графикой.
На сегодняшней выставке художник предстал в ипостаси живописца. Большую часть экспозиции занимают городские пейзажи.
В наше время, когда на пике разного толка концептуальные направления (и это нормально, поскольку жизнь сверкает многими гранями, а искусство их отражает) - тем не менее, есть приверженцы традиционного пейзажного жанра в духе реалистического искусства. Более популярен сельский пейзаж, но есть художники, которые отдают дань городскому.
Городской пейзаж – это улочки и улицы, старые и новые здания, или их соседство, которое создаёт диссонанс – это интересно и наталкивает на определённые мысли; бегущая толпа или её отсутствие –и всё это не просто среда обитания, но создаёт образ.
На полотнах Антосяка – образ старого уходящего Кишинёва.
У автора - своя живописная пластика, своё лицо. Из ряда выставленных пейзажей нескольких художников можно сразу выделить те, которые принадлежат Аркадию Антосяку.
Его композиция - может быть неожиданной – то есть несколько сдвинута (по-сезанновски) или приобретает интересный ракурс. Или наплывает кадром. И это работает.
Палитра ненавязчивая, сдержанная: охристые тона, пробела, которые сродни средневековой фреске, энергичной лепки мазок.
Особый элемент - орнамент, какие-то детали. Эта исподволь возникающая орнаментика несёт определённую знаковость.
И конечно, никакого сравнения с открытками, где и здание примэрии и исторический вокзал, и памятник Штефану - всё эффектно и вполне годится для туристического проспекта, но нет того, что можно назвать внутренним состоянием. А это – другое. Это - живопись.
И невольно задумываешься, что же будет с архитектурным обликом на фоне нашего прагматичного холодного века, когда бизнес не знает покоя ни днём ни ночью.
Останутся ли здания от Бернардацци и Чуприна, созданные из природного камня, с использованием элементов бессарабской архитектуры или наступит полное царство бездушных банковских фасадов из бетона, металла и стекла.
Так, ненавязчиво и откровенно художник выплескивает на суд зрителя то, что у него на душе и в его мыслях.
И зритель не остаётся равнодушным. Вступает в диалог, становится сопричастным.
И это ценно.
Свидетельство о публикации №222052301267