Художник Аркадий Антосяк и его город

 Заметки с выставки


В Русском Доме молдавской столицы открылась персональная выставка молдавского художника Аркадия Антосяка.

Аркадий Антосяк принадлежит к тому поколению художников, творчество которых представляет ценный фонд молдавского искусства.
В бытность Советского Союза художник закончил во Львове полиграфический институт имени первопечатника Ивана Фёдорова, где обучался на графическом факультете. А это - школа.

Антосяк более известен как график. Он иллюстрировал «Сказки братьев Гримм», «Бусуйок» и другие произведения, занимался экслибрисом, работал со станковой графикой.

На сегодняшней выставке художник предстал в ипостаси живописца.  Большую часть экспозиции занимают городские пейзажи.

В наше время, когда на пике разного толка концептуальные направления (и это нормально, поскольку жизнь сверкает многими гранями, а искусство их отражает) - тем не менее, есть приверженцы традиционного пейзажного жанра в духе реалистического искусства. Более популярен сельский пейзаж, но есть художники, которые отдают дань городскому.

Городской пейзаж – это улочки и улицы, старые и новые здания, или их соседство, которое создаёт диссонанс – это интересно и наталкивает на определённые мысли; бегущая толпа или её отсутствие –и всё это не просто среда обитания, но создаёт образ.

 На полотнах Антосяка – образ старого уходящего Кишинёва.
 У автора -  своя живописная пластика, своё лицо. Из ряда выставленных пейзажей нескольких художников можно сразу выделить те, которые принадлежат Аркадию Антосяку.

Его композиция -  может быть неожиданной – то есть несколько сдвинута (по-сезанновски) или приобретает интересный ракурс. Или наплывает кадром. И это работает.

Палитра ненавязчивая, сдержанная: охристые тона, пробела, которые сродни средневековой фреске, энергичной лепки мазок.

 Особый элемент -  орнамент, какие-то детали. Эта исподволь возникающая орнаментика несёт определённую знаковость.

И конечно, никакого сравнения с открытками, где и здание примэрии и исторический вокзал, и памятник Штефану  - всё эффектно и вполне годится  для туристического проспекта, но нет того, что можно назвать внутренним состоянием. А это – другое.  Это - живопись.

И невольно задумываешься, что же будет с архитектурным обликом на фоне нашего прагматичного холодного века, когда бизнес не знает покоя ни днём ни ночью.
Останутся ли здания от Бернардацци и Чуприна, созданные из природного камня, с использованием элементов бессарабской архитектуры или наступит полное царство бездушных банковских фасадов из бетона, металла и стекла.

Так, ненавязчиво и откровенно художник выплескивает на суд зрителя то, что у него на душе и в его мыслях.

И зритель не остаётся равнодушным.  Вступает в диалог, становится сопричастным.

 И это ценно.


Рецензии
неожиданно про Аркадия)))

Стэф Садовников   13.02.2023 19:25     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.