На опере-буффа обычно смеются Итальянка в Алжире,

 На опере-буффа обычно смеются

"Итальянка в Алжире", опера Россини,  концертный зал Мариинского театра,  22 мая 2022 года, 12 часов.

Дирижер – Арман Тигранян,
Изабелла – Екатерина Сергеева,
Линдоро – Борис Степанов,
Мустафа – Яков Стрижак,
Таддео – Владимир Мороз,
Али – Мирослав Молчанов,
Эльвира – Екатерина Савинкова,
Зульма – Светлана Карпова.
Яна Гранквист (клавесин).

Вчера, 22 мая 2022 года, на "Итальянке в Алжире" стало совершенно очевидно, насколько сложный жанр опера-буффа, особенно у Россини, с его уникальной легкостью, искристостью и зажигательностью музыки. Это не просто бельканто, где все серьёзно, что само по себе сложнейшая задача для певцов, здесь еще должно быть смешно и весело! Сам строй музыки у Россини несет веселье и юмор, она наполнена шутками, забавными музыкальными фразами, веселыми музыкальными сценами, уморительным звукоподражанием, гротескным обыгрыванием торжественных мелодий, в том числе маршей. Не зря Стендаль считал оперу "Итальянка в Алжире" "высшим достижением жанра буффа". И тут дело не в словах либретто, хотя фразы в нем тоже смешные, тут дело в строе мелодий, использовании рулад и пассажей, в звуковой графичности музыки. Нет легкости, нет веселья, нет игривости, нет четких дуэтов и ансамблей, нет филигранных динамичных пассажей, нет быстрого темпа, нет скорострельных скороговорок, но главное, если нет внутреннего огня, то нет и Россини. Есть ноты, написанные Россини, но сам он исчезает. Пропадает чарующая магия его летящих мелодий, зажигательных ритмов, головокружительных темпов, жизнерадостных вокальных номеров. И получается что-то долгое и несмешное, даже когда голоса певцов, в общем, подбираются вполне достойные! Я бы в это не поверила, если бы вчера этого не услышала.
Ни разу не захотелось посмеяться на спектакле, на котором в пятницу, 20 мая 2022 года зал умирал от смеха! Все время приходилось сдерживаться, чтобы не смеяться в голос!
И все, вроде, было на месте, и музыка звучала та же, но искрящегося блеска и веселья не возникало! Казалось, действу не хватало внутренней энергии, воодушевляющей искры, искрометного изящества! А это то, что могут привнести в спектакль только сами исполнители! Каждый в отдельности. И это не просто вокальное мастерство, это увлеченность исполняемой музыкой, ее знание и понимание, проникновение в образ, эстетический вкус, и, наконец, то, что раньше называли "искрой божьей".
Но были вчера для меня и приятные открытия, которые случаются, когда музыка становится узнаваемой, например, отчетливо прозучал стилизованный турецкий марш, а в ариях Изабеллы угадывались итальянские песни.
И все-таки "Итальянка в Алжире" в Мариинском театре начала свой уверенный путь к публике. И будем надеяться, что она, в конце концов, будет исполнена полностью, без купюр, и всегда будет звучать во всем своем жизнерадостном блеске!


Рецензии