Особый Корпус ЖДВ. Глава II. Боевая подготовка

ГЛАВА 2.

СЛУЖБА ВОЙСК, ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

Генерал-майор технических войск Терюхов Д.А. 1968 г.

     Вся служба войск в Особом Корпусе железнодорожных войск строилась на основе действующих в РККА уставов, наставлений и приказов Наркомвоенмора.
     Согласно «Положению об Особом Корпусе железнодорожных войск» к несению гарнизонных нарядов части Корпуса не привлекались.
     Караульная служба внутри частей неслась комендантскими взводами. Службу суточного наряда в подразделениях частей несли младшие командиры и рядовой состав.
     Все мероприятия, проводимые как в служебное, так и во внеслужебное время в частях предусматривались месячными календарными планами.
     Состояние воинской дисциплины среди личного состава Корпуса было высокое. И это не смотря на то, что все условия, вся обстановка жизни и деятельности Корпуса могли в значительной степени способствовать возникновению правонарушений.
     Так, например: городки, лагеря и другие объекты частей и подразделений никогда не огораживались, и не имели КПП. В этих условиях, совершать самовольные отлучки не было никакого труда. Легко было уйти и с мест производства работ, из-за многолюдности подразделений ( в ротах было до 300 человек). Но при этих условиях в частях Корпуса совсем не было самовольных отлучек.
     Не было в Корпусе и главной причины, обычно вызывающей подавляющее большинство чрезвычайных происшествий, - пьянства.
     Происшествия в Корпусе сводились, как правило, к отдельным несчастным случаям с людьми на производственных работах при нарушении правил техники безопасности. Имели место нарушения внутреннего распорядка, формы одежды и правил содержания оружия, противогазов и инструмента.
     Всякое правонарушение всегда являлось предметом обсуждения на собраниях и совещаниях начальствующего состава.
     Каждый красноармеец глубоко понимал, что строя и реконструируя ж.д. объекты, он своим трудом укрепляет народное хозяйство и обороноспособность своей Родины. Трудовой энтузиазм личного состава был основой укрепления воинской дисциплины.
     С началом формирования частей Корпуса встала задача – подготовить прибывающий из запаса командный состав к тому, чтобы он был способен установить в подразделения должный воинский порядок и дисциплину, успешно справлялся с обучением подчиненных.
     В это время действенную помощь командирам и штабам бригад в организации боевой подготовки оказал начальник штаба Корпуса – ветеран Гражданской войны – комбриг Николай Иустинович Трубецкой и начальник отдела боевой подготовки штаба – ветеран Гражданской войны – соратник М.В, Фрунзе, бывший начальник Полтавской пехотной школы комсостава РРКА, а затем начальник школы Военных Сообщений им. М.В. Фрунзе – Иван Петрович Сальников.
     Занятия с начсоставом, по его подготовке к приему и обучению прибывающего рядового состава и младшего командного состава, заключалось в изучении уставов, наставлений, материальной части оружия, методических указаний и примерных план-конспектов занятий по общевойсковой и специальной подготовке, разработанных и изданных в печатном виде штабом Корпуса. При этом в некоторых частях, в частности в 3-й бригаде, эти занятия проводились в порядке сборов в два – три потока, с размещением начсостава на казарменном положении. В качестве руководителей этих занятий привлекался кадровый командный состав.
     Для производства систематического специального обучения личного состава в местах формирования некоторых частей были организованы небольшие учебные полигоны с устройством на них ж.д. путей, стрелочных переводов, образцов и моделей малых искусственных сооружений и т.д. Такие полигоны были организованы в 1932 – 1933 г.г. в 14 осждп 3-й бригады в районе строившейся станции Могилев III, а в 13 осждп той же бригады , в районе ж.д. узла Сухиничи.
     По сформированию Корпуса, боевая подготовка всех звеньев личного состава строилась ежегодно и планомерно на основе приказов Наркомвоенмора. Организационно – методические указания разрабатывались штабом Корпуса и конкретизировались на местах штабами бригад, исходя из местных условий и выполнения задач по ж.д. строительству.
     Основными требованиями, предъявляемыми к боевой подготовке частей Корпуса, было: готовность подразделений и частей для высококачественного выполнения работ по строительству ж.д. объектов и умения в охране и обороне их от наземного и воздушного противника.
     Учебные занятия с начальствующим составом в частях проводились, как правило, один день в неделю в составе должностных групп или по служебным специальностям. Предметами обучения были: марксистко-ленинская подготовка; теоретические занятия по специальной подготовке; инструкторско-методические занятия по отдельным темам с младшими командирами и рядовым составом; курс стрельб из винтовки и револьвера. В зимнее время проводилась лыжная подготовка. В утренние часы со всем начальствующим составом, как правило, проводилась физзарядка и стрелковые тренировки.
     С командирами частей, их помощниками и начальниками штабов, учебные занятия проводились при управлении бригад. От всего командного состава принимались зачеты в знании уставов, наставлений, правил эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации и связи и техники безопасности при производстве работ на ж.д.
     Повседневная производственная деятельность частей и подразделений требовала от командного и инженерно-технического состава высокой теоретической инженерно-технической подготовки. Такая подготовка достигалась самостоятельной работой этих лиц над собой.
     Вместе с тем, в обучении и воспитании кадров командного состава, имелись и существенные недостатки. С начальствующим составом, в том числе штабов частей и бригад, недостаточно проводилось практических (групповых упражнений, задач-летучек, военных игр и т.д.), а также и теоретических занятий по тактико-специальной и оперативно-специальной подготовке для деятельности по восстановлению и заграждению железных дорог. Слабые знания и практические навыки по организации восстановления и особенно заграждения ( в частях не было штатных минно-подрывных подразделений Прим. ИМЗ), непосредственного охранения и обороны ж.д. объектов отрицательно сказались в начальный период Отечественной войны.
     Командные кадры для ОКЖДВ готовило Московское военно-железнодорожное училище, за период своего семилетнего существования, оно сделало шесть выпусков командиров взводов и четыре выпуска слушателей, прошедших на Курсах усовершенствования начсостава  годичный период обучения. Воспитанники училища и Курсов получили хорошую, на уровне требований того времени, военную и специальную подготовку. Училище, возглавляемое деятельным и энергичным начальником комбригом Федором Николаевичем Зеленцовым, по материально-техническому обеспечению учебного процесса являлось в то время одним из передовых военно-учебных заведений РККА, и было укомплектовано высококвалифицированными кадрами преподавателей.
     Однако командного состава, имеющего хорошую специальную и общевойсковую подготовку, особенно в первые годы, не доставало. Многие лица начсостава совсем не имели военной подготовки.
     Для устранения этого недостатка в 1938 г. при Корпусном ж.д. парке были открыты Курсы по общевойсковой подготовке среднего начсостава, имеющие законченное средне-техническое образование. На этих курсах, в течении восьми месяцев прошло подготовку 120 человек. Все они успешно сдали выпускные экзамены за нормальное военное училище, принимала экзамены комиссия, назначенная Генеральным Штабом РККА.
     В 1938-1939 г.г. в Корпусе были организованы Курсы младших лейтенантов. В течении шестимесячного обучения, эти курсы подготовили и выпустили 140 младших лейтенантов из младших командиров сверхсрочной службы, имевших необходимую техническую и общевойсковую подготовку.
     За период своего, почти десятилетнего (1932-1941 г.г.) существования, Корпус вырастил многочисленные опытные кадры командного состава. Эти кадры и после расформирования Корпуса в январе 1942 г. успешно выполняли свой долг перед Родиной в железнодорожных войсках.
     Подготовка младшего командного состава проводилась для полков и отдельных мостовых батальонов в полковых и батальонных школах, а с 1937 г. для отдельных строительно-путевых батальонов – в учебных батальонах бригад, а для мостовых батальонов – в учебных ротах этих батальонов.
     Подготовка младших командиров – механиков для технических подразделений всех частей Корпуса, проводилась сначала в нештатной школе 2-го отдельного батальона механизации ж.д. работ в с. Петровка, а затем в Корпусном ж.д. парке в г. Никольск Уссурийский.
     Во всех учебных подразделениях и частях Корпуса главное внимание обращалось на специальную подготовку курсантов – будущих младших командиров. Специальная подготовка проводилась преимущественно практически на соответствующих объектах работ, и на машинах и механизмах. Вместе с тем, обращалось серьезное внимание и на общевойсковую и физическую подготовку.
     После окончания учебы в полковых и батальонных школах выпускники по некоторым специальностям, наряду с экзаменами по всем видам подвергались испытаниям в квалификационных комиссиях ж.д. и получали от них соответствующие удостоверения. В дальнейшем, с 1937 г. в учебных батальонах квалификацией экзаменов занимались комиссии назначенные командованием.
     В процессе прохождения службы младшими командирами в частях, для их подготовки, в том числе и инструкторско-методической, отводилось три дня в месяц. Помимо этого они постоянно пополняли и совершенствовали свои знания, умения и навыки в ходе учебных занятий с подчиненными, выполнении производственных работ.
      Образцом выполнения своего служебного долга младшего командира является Герой Советского Союза сержант 76 оспждб 1-й бригады Виктор Петрович Мирошниченко, не пожалевшей своей жизни в октябре 1941 г. при подрыве железнодорожного моста.
     Прохождение службы рядовым составом и его боевая подготовка в течении первых трех месяцев службы имели в Корпусе следующие особенности.
     До 1939 г. молодое пополнение принимались, а затем в течении трех месяцев обучались в пунктах формирования частей в Европейской части страны и Сибири.  Делалось это потому, что в этих пунктах имелись военные городки и все условия, необходимые для размещения людей и их обучения. На Дальнем Востоке, за исключением 1-й бригады, этого не было.
     Для приема новобранцев в   пунктах формирования частей, создавались по временным штатам, сроком на три месяца, нештатные учебные полки, один на каждую бригаду. Обычно такой полк принимал до двух – трех тысяч человек молодых солдат. Командный состав всех категорий, и некоторые материальные средства выделялись частями и присылались с Дальнего Востока.
     Трехмесячный курс обучения в таких полках состоял из политической и общевойсковых предметов. В это же время выявлялись лица с ж.д. и другими нужными специальностями и намечались кандидаты в полковые и батальонные школы, учебные батальоны и роты. С начальствующим составом и младшими командирами этих нештатных полков проводились только инструкторско-методические занятия.
     После окончания обучения, учебные полки расформировывались, а подготовленное молодое пополнение перевозилось в назначенные части на Дальний Восток. Поэтому части Корпуса получали неплохо подготовленный в общевойсковом отношении рядовой состав.
     С 1939 г., когда части Корпуса уже достаточно обустроились, новобранцев стали принимать и обучать непосредственно в своих частях.
     На боевую подготовку рядового состава – одиночную и в составе подразделений – отводилось три дня в месяц (иногда в течении месяца – раздельно, но в большинстве случаев – подряд). В основу обучения было сколачивание команд специалистов, соревнование и совершенствование общевойсковой подготовки.
     В ходе специальной подготовки, практически изучалось выполнение основных видов восстановительных работ по установленным нормативам. В ходе ежегодных проверок штабом Корпуса, уровень подготовки оценивался по степени выполнения этих нормативов.
     Для обеспечения выполнения задач по строительству и реконструкции ж.д., в ходе специальной подготовки изучались технические требования, предъявляемые при производстве различных работ, после чего, каждый красноармеец сдавал установленные испытания. Для повышения технической квалификации солдат, в частях создавались различные технические кружки, а с 1937 г. и стахановские школы. Занятия в школах и кружках проводились во внеурочное время.
     Для подготовки специалистов использовались и другие возможности, например, подготовка их вне частей Корпуса. В частности, в 1938 г. при Инженерном управлении Тихоокеанского ВМФ были подготовлены инструктора стахановских методов труда ( каменщики, штукатуры, печники, кровельщики), успешно обучавшие затем личный состав частей Корпуса.
     Система специальной подготовки способствовала успешному выполнению планов работ по строительству и реконструкции ж.д. и подготовку кадров для ЖДВ в военное время. Эти обученные и имеющие твердые практические навыки кадры Корпуса, при увольнении в запас способствовали укреплению народного хозяйства нашей страны.
     В Корпусе хорошо была поставлена физкультурная работа. Начиная с 1934 г., ежегодно проводились соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, легкой атлетике, гимнастике на снарядах, стрельбе из винтовок и револьверов, лыжных соревнований и скоростных маршах взводов с боевой стрельбой. Почти весь личный состав частей принимал участие в сдаче норм на значки «ГТО I ступени» и «Ворошиловский стрелок».  На многие спортивные соревнования, проводившиеся на Дальнем Востоке среди всех родов войск, Корпус посылал свои команды, которые занимали нередко призовые места.
     В связи с выполнением напряженных – по объемам и срокам – планов строительства и реконструкции ж.д., в Корпусе не имелось возможности для проведения отдельных систематических тактико-специальных учений с подразделениями и частями. Но когда ТСУ обеспечивало выполнение планов работ, учения проводились.
     Из наиболее крупных ТСУ, было проведено учение в июне 1934 г. на  ж.д. линии Смоляниново – Дунай с участием авиации. На учение был выделен сводный батальон 14-го полка 3-й бригады численностью 1900 человек. Командиром сводного батальона был назначен командир 2-го батальона 14 осждп Гаврилов Н.Ф., а заместителем слушатель Военно-транспортной академии Максимов М.А. ( будущий командир 7-й ождбр,  и зам. нач. ГУВВР Прим. ИМЗ). На учениях присутствовал командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии (ОКДВА) Блюхер В.К.
     Учения проходило четыре дня:
- 1-й день – налет авиации на ж.д. участок и идущий по нему состав, с условным применением отравляющих веществ и бомбометанием. Задача – дегазация л. с. и техники, восстановление разрушенного ж.д. пути и искусственных сооружений, уборка разрушенного подвижного состава.
- 2-й день – эвакуация 5 км пути и укладка с применением роликового транспортера в условиях воздушного нападения.
- 3-й день – восстановление сожженного деревянного ж.д. моста диверсантами.
- 4-й день – подрывание 4-х км пути в стыках и восстановление этого пути.
     На разборе результатов учения командующий ОКДВА Блюхер В,К. дал положительную оценку действий военных железнодорожников, указал на необходимость усовершенствования технических средств для разрушения и восстановления ж.д. объектов, уборки подвижного состава.
    Из других крупных учебных мероприятий, проведенных в Корпусе с войсками, было участие в октябре 1935 г. в многодневных маневрах Тихоокеанского ВМФ, стрелкового полка временно сформированного на период маневров из личного состава 12 и 13 –го осждп 3-й бригады ( формировал и командовал сводный полк командир 12 осждп Д.А. Терюхов). Из всех положенных по штату для стрелкового полка подразделений, только артбатарея комплектовалась из артиллеристов.
     Весь личный состав этого стрелкового полка на маневрах получил отличную оценку проверяющих, показав высокую выносливость и моральную подготовку, в условиях холодной и дождливой осени, в труднодоступной горно-таёжной местности. ( Что не удивительно для закаленного в тяжелых условиях работы личного состава Корпуса Прим. ИМЗ).
    С 1940 г. в целях дальнейшего повышения тактико-специальной подготовки, части стали выводиться на все работы с оружием, в полном походном снаряжении и с организацией непосредственного охранения (все это очень помогло при выполнении задач в Западной Украине Прим. ИМЗ). Все чаще в частях стали проводиться тактические занятия и учения, скоростные переходы (марш-броски) с боевыми стрельбами.
     Свою высокую организованность, дисциплинированность и тактико-специальную подготовленность части Корпуса показали в тяжелые для нашей Родины начальный период Великой Отечественной войны.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ.
Май 2022 г. В. Петропавловский.

    
    
    


Рецензии
ЦЕННЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ О СЛУЖБЕ ВОЙСК, ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ И ЕЁ УКРЕПЛЕНИИ, БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЧАСТЕЙ ОКЖДВ. ОЧЕНЬ МНОГОЕ, ЕСЛИ НЕ ВСЁ НА ЭТУ ТЕМУ, Я ЛИЧНО, К ПРИМЕРУ, НИГДЕ НЕ ЧИТАЛ.

Сергей Лелеко   27.05.2022 19:25     Заявить о нарушении