Возвращение красного коня

        Правая  рука  гроссмейстера  с  конем застыла  в  воздухе,  как бы  готовясь  к  рывку  поводьев  и   в   атаку!
Левая  рука  зависла  над  часами,  и  деревянный  глаз  коня,  раздувающего  ноздри  от  напряжения ,  косился на  нее  в  ожидании  нажатия  кнопки.
    Секунды  казались  минутами  и  часами.  Застыли  ручки  и  карандаши  в  руках  зрителей.
Человек,  стоящий у шахматной  доски  на  стене,  тоже  застыл  с  конем  в  руке.
Гроссмейстер  поставил  коня  на  прежнее  место.  Резко  встал,  и  положил  королеву  у  ног  ферзя  партнера.
Толстой Л. Н., Война и мир. Том первый, 1873
«Что же это? я не подвигаюсь? – Я упал, я убит...» – в одно мгновение спросил и ответил Ростов. Он был уже один посреди поля. Вместо двигавшихся лошадей и гусарских спин он видел вокруг себя неподвижную землю и жнивье. Теплая кровь была под ним. «Нет, я ранен, и лошадь убита». Грачик поднялся было на передние ноги, но упал, придавив седоку ногу. Из головы лошади текла кровь. Лошадь билась и не могла встать. Ростов хотел подняться и упал тоже: ташка зацепилась за седло. Где были наши, где были французы – он не знал. Никого не было кругом.
          Петр Николаевич  перевернулся  на  другой  бок  и  уронил  книгу.  Эта  не завершенная шахматная партия  сводила  его  с  ума.  Она  возникала  в  бессонные  ночи,  особенно  при  молодой  луне.  Она  изнуряла  его  как  и  чтение  " Войны  и  мира" Л.Н. Толстого. 
         Он   рано потерял  жену,  а  семья дочери  жила  в  Италии  и  постоянно  звала к  себе  жить. А  вчера  приехал  на  каникулы  внук,  и  завязалась  беседа  о  "  Войне  и  мире"  Л.Н. Толстого. 
           Ему  было  уже  за  50  лет,  а  он,   почему  то к  своему  стыду,  не  мог  осилить  роман.  В  юные школьные   годы  это  был  протест  против  " обязаловки"  программной  оценки  "положительных"  и  "  отрицательных"  героев,  картин  природы  и  сражений.  Первый бал  Наташи  Ростовой... и т.д.
            Описание  военных  действий  было  занудным  и  растянутым. Казалось,  что  Толстой  вместе  с  кинорежиссером    Сергеем Бондарчуком  зависал  на  вертолете  над полем  сражения,  и  делал  записи,  ломая  карандаши и  перья.  Режиссер  оканчивал  съемку  и  сражение,  а Толстой  все  писал   при  свече!
          Казалось, сам  писатель    отлично  понимал,  что  углубляясь  в  подробное  описание   событий,  изнуряет  внимание    читателя.  Себя  же  он  вводил  в  состояние  оргазма,  наслаждаясь  своим  величием  и  умением  изматывать  читателя.
          Психопатические  черты  характера  часто  встречались  в  роду  Толстых.   Бабушка была «особа ненормальная и, по-видимому, более ненормальная, чем дед». Тётка считалась умственно отсталой, почти юродивой, впала в старческое слабоумие.
               Отец Толстого был человек недалёкий. В 16 лет заболел какой-то нервной или душевной болезнью, так что его пришлось «соединить в незаконный брак» с дворовой девушкой.
 Из всех братьев Льва Николаевича один, Дмитрий, был определённо психически больной, другой брат Толстого, Сергей, отличался эксцентричностью и болезненными  странностями психики.   Из троих братьев Толстых Лев считался самым глупым. Говорили : "«Сергей хочет и может; Дмитрий хочет и не может; Лев не хочет и не может».
          Юность Толстой провел в самом разнузданном веселье, кутежах и карточных играх, причем, проигрывал огромные суммы
          Периоды бурного наслаждения жизнью сменялись религиозным смирением. В 1851 г., осознав бесцельность своего существования и, презирая самого себя, отправился юнкером в действующую армию.
         Известный психиатр Чезаре Ломброзо,  приехавший  в  Россию  на  всемирный  съезд  психиатров, встречался с писателем  в 1897 г., видел образец почерка Толстого и пришел к выводу, что он принадлежит женщине легкого поведения с психопатическими наклонностями.
"      Как и всякий замечательный человек, он знает себе цену. В его доме нет такого уголка, где бы не было его статуи, бюста или портретов, изображающих его то сидящим за столом, то верхом на лошади, то пишущим. Так же высоко ценит он и проповедуемые им идеи, и казался весьма недовольным, что я не знал ни одного из его произведений, опубликованных в Турине на итальянском языке у моего же издателя. "
".......... это сумасшедший, который гораздо умнее многих глупцов, обладающих властью....."
ЛОМБРОЗО
           В  молодости  Петра  Николаевича  раздражали  все  женщины,  впрочем  как  и  самого  писателя  при  жизни,  но  по  разному.
          Толстой  был человеком " с повышенным либидо" , или, как говорят теперь, сексуально озабоченным.  Бедная  жена Софья была так напугана "  физическими  проявлениями  любви",   что  родив 13 детей, категорически отказалась заниматься с Толстым сексом.
В сугубо мужских компаниях он отзывался о женщинах с грубой бранью. «Женщины большей частью столь дурны, что едва ли существует разница между хорошей и дурной женщиной» - заявлял   Л.Н. Толстой.
        Лев Николаевич трудился над написанием своего романа в первые годы семейной жизни. и  создал модели семейного поведения для себя и своей супруги.Удел женщины, по мнению автора, состоит в создании семьи и домашнего очага. 
         Отказ  от  выполнения  его истерических требований был  не допустим!     Систематические  просьбы  о  лечении  Софьи,       известным  психиатром  Корсаковым   отклонялись,  что  приводило к  приступам  недовольства  и  жалобам,  отражающим  профессиональную  несостоятельность  врача.
.Современные психиатры склонны уточнять психиатрический диагноз Толстого и говорят об «аффект-эпилепсия Братца» (М.Е. Бурно). При этом типе эпилепсии, который представляет, по выражению немецкого психиатра Э. Крепелина, «запутанный клубок истерии и эпилепсии», приступы вызываются внешними психогенными причинами.
   -------   Так  вот,что  послужило   моим не  принятием
              романа!  Оно     было  погружено в будущие     жизненные  ощущения,  и  уже  генетически  не  воспринималось  и  предчувствовались  причины    отношения  автора  к  женщинам, к  мужчинам  и  вообще  к семье!
          Толстой   не  описывал  жизнь.  Он  вскрывал  все  и  всех  как  патологоанатом,  в  поисках  болезни  или  причин  смерти.
Вскрытию  подвергались  и  сцены  военных  действий, природа  и  даже  будущее  страны!   В  лаптях  или  босиком  он добирался  до  души  человека,  трактуя  реальность своего  пути,  свою  Веру!!
    Сергей  Бондарчук  был  не  просто  артистом  и  режиссером.  Он  был  художником  Истории  России.   Он  не  спорил  с  Л.Н. Толстым.  Он  зрительно    реализовывал  будущим  поколениям картины  Истории  России,  события  сильных  духом  русских  настоящих  людей.  Палитра  его  была  многокрасочна,  ярка,  уверена!
         Петр  Николаевич,  подняв  шахматного  коня,  вдруг  увидел  картину  Кузьмы  Петрова-Водкина  " Купание  красного  коня".
         Ему  показалось,что  этот  конь  стоит  с  ним  рядом,  и  дышит  шумно,  довольно  пофыркивая.  Конь  красного  цвета,  который  в  иконописи  является  символом  величия  жизни,  символ Воскресения.С другой стороны, это цвет жертвы и искупления. Поза наездника и золотистый цвет его тела характерен для изображений мучеников и святых.
 В этом  громадном  и  мощном  коне  воплотились чаяния глобальных перемен, которыми жило общество в России накануне и сразу после революции.
Глобальные  перемены  стояли и  перед  Петром  Николаевичем  и  ждали  ответа. С  одной  стороны  стояла  Италия,  а  с  другой  его  студентка  с  изумрудными  глазами,  в  которых  он  утонул  с  первого  взгляда.   
   Наташе  было  30  лет  и  она  тоже  любила  живопись  и  шахматы.  Их  роман  был  не  нов  для  студентки  и  преподавателя,  и  по  началу  казался  флиртом,  но  однажды  он  ,  глядя  на  нее,  во  время  занятия,  вдруг  прочитал  стихи  А. Саджая в пер. Е. Евтушенко   :
Твои глаза подобны морю.
Я ни о чем с тобой не говорю,
Я в них гляжу с надеждою и болью,
Пытаясь угадать судьбу свою.

В них движутся лучи и тени.
Чем глубже в них - тем тише и темней.
В них силуэты зыбкие растений
И мачты затонувших кораблей.

Я знаю все, я не обманут,
Я ничего хорошего не жду.
Пусть мой корабль туда еще не втянут,
Я сам его на камни поведу.

И все страдания и муки
Благословлю я в свой последний час.
И я умру, умру, раскинув руки,
На темном дне твоих зеленых глаз.
  Когда  он  опомнился,  то  понял,  что  надо  уезжать  в  Италию.
    Петр  Николаевич   отодвинул  в  сторону  тренера  и  врача,  которые  что то  спрашивали,  явно  волнуясь .    Он  подошел  к  телефону-автомату,  и  набрал номер,  а  затем    спокойно  и  уверенно  сказал:
   --------   Прости  меня--дурака,  любовь  моя!  Я  остаюсь!
              Не хочу эмигрировать, как это сделали. Константин       Коровин, Александр Бенуа, Василий Кандинский и другие представители богемы.    Я    хочу прожить  с  тобой  до  конца   своих  дней  на  Родине  !!!!
                Выходи  за  меня  замуж!!!
        В  ответ  он  услышал:
-------     Не  звони  мне  больше.  Я  сидела  в  зале,  а  теперь
            стою  рядом,  и  согласна  стать  твоей  женой!!
       Они  вышли  из  шахматного  клуба  и  сели  в   машину.
Петр  Николаевич  сказал:
-----   А  теперь  в  Третьяковскую галерею!!!         Туда  вернули  из  Швеции  мою любимую  картину  Петрова-Водкина  "  Купание  красного  коня".  Я  расскажу  тебе  о  ней.
        Пока  они  ехали  Петр  Николаевич  говорил   и  говорил. Наташе  ,казалось, что  она чувствует  биение  его  сердца,  и   волны  их  счастья  сливались  в  ожидании водопада ощущений  от  встречи   с картиной. 
   Петр  продолжал:
  --------          В 1914 году работа была отправлена на выставку            
         в Швецию. Но из-за Первой мировой войны и   революционных событий в России полотно долго не могло вернуться на родину. Только в 1950 году после длительных и непростых переговоров художественное наследие Кузьмы Сергеевича возвратилось к его семье. В 1961 году знаменитая картина была передана в Третьяковскую галерею.
          В       нашей  литературе неукротимый конь   это образ могучей стихии родной земли, русского духа.
          Прототипом коня стала реальная лошадь, старая, с     разбитыми ногами, но с удивительно красивой мордой.         Очень  похожа  на  меня!.
  Они  рассмеялись.

2922 год                Вера  Ольгина


Рецензии