Перлы русской Души гл. 3
Дорогой и заочно уважаемый Читатель! Мы с Вами сейчас читаем... Что? Эти вот короткие песенки, называемые в городе частушками. Но сие - неестественно! Эти народные песенки ведь надобно слушать. И слушать, находясь в том самом кругу, на который выходят... "А ну! Выходи на круг! Кто смялОй?!" А "смялые" здесь все. Потому как трусить - это стыдоба. Ты тоже выйдешь на круг - спляшешь и споёшь, а если нет - тебя перестанут уважать, "заплюют", сочтут за чужого или затюканного или за "попихнЯ"... Таким не место было на деревенском праздничном кругу. А выступить ты должен бойко, резво, ярко. Так ныне только Кавказцы пляшут! А тогда - до 1917-го - и русские были не хуже. Ещё не был забит и забыт Народ...
Короткая песенка (всего в четыре строчки) должна была удивить публику, захватить её, вызвать восторг. Исполнитель и исполнительница, приняв гордые (грудь колесом), удалые осанки, состязались между собой. Споёт и отдробит каблуками она (девица-краса), ей в ответ выйдет и, дав дроби, задорно ответит он (удалой молодец), но и она не сдастся, выдаст ему такую песенку, что хоть стой, хоть падай. К диалогу двоих подсоединялись со стороны - подружки и друзья. Шло боевое состязание в удальстве, острословии, выправке, способности к экспромту... Да, многое сочинялось тут же на гулянке - экспромтом, само собой... Такое народное буйное состязательство... надо видеть и слышать, а ещё лучше самому поучаствовать.
Но ныне гулянок уж нет. Народ русский угас. Деревни стоят мёртвые. И только кладбищенские погосты с веящими запустением развалинами некогда закрытых или убитых церквей на просторах заросшей бурьяном и кустами России - полны-полнёхоньки.
И вы, современные россияне, уже никогда не поучаствуете на настоящей деревенской русской гулянке. Жаль... Остаётся - читать, напрягая воображение... А в дальнейшем и этого не будет.
Эту главу, впрочем, начнёт тема труда. ТРУД был, пожалуй. определяющей "темой" в помыслах и делах русского крестьянина. Да и крестьянки. Ведь слово "крестьяне" означает "христиане". Чтобы жить и выживать честно, не нарушая Закона, данного Богом, человек должен был много трудиться - работать на земле, не покладая рук, не разгибая спины, пОтом своим окропляя родные нивы...
- 11 -
Из-за леса вышел я.
Там стояночки* стоят.
Аккуратные снопочки**
вяжет милочка моя!
- 12 -
Я на горке борновала*
под зелёненький ленОк.**
ИшОл*** миленький дорОгуй**** -
просидели весь денёк!
- 13 -
В Новоржеве* дом красивый.
Посидишь там - будешь сивый**.
Выйдешь сивый и худой***
и с огромнуй бородой!
______________________
Комментарии от автора
№ 11 (П Д)
Из-за леса вышел... Вариант: "из-за леса, из-за гор" - типичное зачало мужских, часто грубо-эротичных частушек. В этой же всё пристойно и даже освещено нежным чувством настоящей любви...
* СтоЯночки, стоЯнки - группа снопов, составленных вместе для просушки прямо в поле.
**СнопОчки - снопы в уменьшительно-ласкательном варианте.
Уверен: данная песенка построена на "подвохе": после зачина "из-за леса вышел я!" слушатели, а точнее собравшиеся на гулянье, ожидают, что дальше будет, как и положено, похабщина, "картинка" (а "картинкой" называли либо очень жёсткую эротику, либо, что есть - то есть, настоящую порнографию); но, вопреки ожиданиям публики далее следует благопристойнейшая пасторалька.
№ 12 (Н Я)
* БорновАть - тягать борону по пашне с целью рыхления земли; делается после посева. Тяжёлую борону тянул запряженный конь, но на малых участках или крутых склонах эту работу выполнял крестьянин - собственноручно.
**ЛенОк - лён (уменьшительно-ласкательная форма слова).
ИшОл - шёл (так говорили в старые годы).
***Ишол дорОгуй - т. е. проходил мимо по дороге.
Смысл частушки: важная работа отложена, борнование не состоялось, борона лежит в стороне, конь мирно щиплет траву, солнце клонится за лес и за горы, а влюблённые заняты важным для них разговором ("по душАм")...
№ 13 (П Д)
* Новоржев - город восточнее Опочки ("воспет", как известно, А. С. Пушкиным - в стихотворении "Есть на свете город Луга...").
**Сивый - седой.
*** Худой - худощавый, тощий.
В Новоржеве в ту пору (начало ХХ века) была тюрьма.
Обозначения: Н Я - записано от Натальи Яковлевны Николаевой (Яковлевой), П Д - от Петра Дмитриевича Дмитриева.
_______________________
На снимке - "в родном краю" (пустырь на месте, где была большая деревня Покровское) у дороги на Козино (которое тоже, судя по всему, тоже скоро исчезнет с лица земли).
Свидетельство о публикации №222052300018