Воскресение как обретение нового тела, ума и бытия

            Душа мертва, а тело живо,
            Когда цель у души — одна нажива,
            Когда душа не видит Свет в своей темнице,
            И Вавилонской поклоняется блуднице.

            В Платоновой пещере души видят только тени.
            Свет Знанья этим зомби умершим — до фени.
            Душ мёртвых в граде обреченном очень много,
            И незавидна умерших при жизни душ дорога.

            Но есть развилка на пути, ведущем в бездну,
            Как в сказке: дураком умру, царевичем воскресну!
            Свет Знания дарует Пробуждение
            И души обретают Воскресение!             


В чём подлинная суть религиозного процесса воскресения? Свой философский взгляд на этот непростой вопрос изложил 15 лет назад доктор философских наук Евгений Алексеевич Торчинов в своём замечательном исследовании «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного»:

«Осуществлённый Иисусом Христом переход из смерти в жизнь открывает его ученикам мистериальный путь обретения нового, нетленного тела и сакрального бытия. Вот подлинная суть религиозного процесса смерти и возрождения (воскресения). Через инициацию происходит кардинальная перестройка всего бытия неофита, и духовная, и телесная, и ментальная (метанойя). Вместе с радикальной перестройкой тела и ума (то есть аппаратного и программного обеспечения, следуя метафорам Уилсона), возникает и новый сакральный мир. Рождение свыше, вхождение в священный коллектив, в число избранных, святых — вот результат смерти для профанного мира. "Прижизненная" инициация — необходимое звено в трансцендировании в Сакральное, в переходе от "ветхой твари" к "новой". При этом меняется не только психологический статус посвящаемого (как мы отмечали выше), но и онтологический (на всех стадиях). Новое бытие подразумевает то, что рамки прежних воспринимающих способностей ("априорные перцепции") и прежняя категориальная "сетка" разрушаются, уступая место трансцендентному восприятию и уму. Радикально меняется и тело. Вместо посюстороннего тела в результате трансформации (порой в результате ряда трансформаций) появляется "мистическое тело"» [1].
 
Как известно, книга Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) рассматривает целых 2 «воскресения к вечной жизни»: «первое воскресение», которому надлежит быть «вскоре», и второе, всеобщее воскресение «в конце времён». Что характерно для «первого воскресения»?

                «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:5).

Во-первых, «воскресшие» не только обретают бессмертие («над ними смерть вторая не имеет власти» (Откр. 20:6)), но и удостаиваются «тысячелетнего» Царства Христова:

              «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:4)

Во-вторых, оно коснётся лишь сакрального числа «званых и избранных», мистических и условных 144 тысяч «запечатлённых» — по 12 000 из 12 колен «сынов Израилевых»:

              «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7:4).

Чуть далее Откровение отождествляет этих избранников Спасителя «в белых одеждах» со множеством людей из ВСЕХ земных народов:

               «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть,
                из всех племён и колен, и народов и языков стояло пред Агнцем в белых одеждах
                и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9).

Число 144 — символическое. Это есть математический квадрат священного числа 12, которое присутствует в описании земного Древа Жизни. Сколько эти избранных будет на самом деле — известно лишь Спасителю.

«Рождение свыше, вхождение в священный коллектив, в число избранных, святых — вот результат смерти для профанного мира», — утверждает д.ф.н. Е.А. Торчинов. Этот «священный коллектив» и есть 144 тысячи избранных, которые удостаиваются чуда «первого воскресения».

              **********

Как утверждает Е.А. Торчинов, «через инициацию происходит кардинальная перестройка всего бытия неофита, и духовная, и телесная, и ментальная (метанойя)».

Вот что об этой радикальной «перестройке» тела и ума, неведомой Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачёву, говорит Библия:
               
                «пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор. 6:13).

В результате этой «перестройки» появляется не разруха государства, общества, моральных устоев, а некое новое, неведомое "мистическое тело" в некоем неведомом совершенном бытии,  духовном царстве, полном Любви и Вечной Жизни, в котором нет нужды в размножении и сексе:

                «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж,
                но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30).

                **********

Е.А. Торчинов:

                «"Прижизненная" инициация — необходимое звено в трансцендировании в Сакральное, в переходе от "ветхой твари" к "новой"» [1].

Новый Завет:

                «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе;
                ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
                Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:51–53).

                **********

Е.А. Торчинов:

             «Осуществленный Иисусом Христом переход из смерти в жизнь открывает его ученикам
             мистериальный путь обретения нового, нетленного тела и сакрального бытия» [1].

Вот что о «кардинальной перестройке всего бытия неофита» говорит книга Откровения Иоанна Богослова:

            «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

            **********

В фазовом переходе «воскресения» от неизбежной смерти тела к «вечной жизни» в Духе, «свЯтосфера» Земли, священный коллектив «званых и избранных» преодолевает материальное царство необходимости и оказывается в духовном царстве свободы.

            «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8).

            **********

Е.А. Торчинов: «Новое бытие подразумевает то, что рамки прежних воспринимающих способностей ("априорные перцепции") и прежняя категориальная "сетка" разрушаются, уступая место трансцендентному восприятию и уму» [1].

Евангелие от Иоанна:  «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

            **********

Этот День Победы над смертью, невежеством, сравнимым с пребыванием в Платоновой пещере теней, и несвободой великий французский учёный, философ и теолог Пьер Тейяр де Шарден, основоположник синтетической теории «христианского эволюционизма», назвал Парусией*, точкой Омега, знаменующей конец физической Вселенной и начало Царства Духа.

            «Конец света — переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства,
            от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге-Омеге» [2].

           * Парусия, или Первое воскресение к Вечной Жизни: http://www.proza.ru/2016/06/02/1819

              **********

Представления прошлого века о «конце свете» (по Тейяру де Шардену) неожиданно получили подтверждения со стороны истории и математики. Расчёты ведущего научного сотрудника НИИЯФ МГУ, доктора физико-математических наук  А.Д. Панова показали некую математическую закономерность ускорения процессов эволюции на основе синергетики. Периоды между качественно новыми ступенями эволюции (фазовыми переходами) сокращается с коэффициентом примерно 2,7.

В свою очередь, последние 4,4 миллиона лет, начиная с возникновения гоминид, семейства приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян, исторический процесс также идёт с ускорением. Длительность исторических эпох неуклонно сокращается, периоды между очередными судьбоносными кризисами/революциями сокращаются с коэффициентом 2,42. На графике это выглядит как гипербола.

Расчёты показывают, что в ближайшее время, в 2027 году (плюс-минус 20-30 лет), наступит точка бифуркации, в которой гипербола эволюции превращается в откровенную вертикаль. Не власти, а жизни (или смерти?). А может, воскресения?
 
Гипотеза Панова о грядущей вертикали эволюции утверждает, что впереди нас ждут колоссальные качественные изменения жизни:

«...характер эволюции человечества неизбежно должен глубочайшим образом измениться, история должна пройти через точку сингулярности и пойти по совершенно новому руслу. Важно отметить, что проход через точку сингулярности вовсе не означает неминуемую катастрофу для человечества. Это означает только, что характер эволюции человеческого общества обязан радикально измениться. Цивилизация входит в новый рукав истории. Скорее всего, точка кризиса глобального аттрактора истории является и точкой бифуркации — возможны разные результаты преодоления точки сингулярности и возможны разные траектории развития в постсингулярной стадии. От деталей поведения цивилизации зависит, что это будет за траектория. Глобальная катастрофа, к сожалению, является одной из возможностей. <…>

Поэтому переживаемые сейчас события означают переход на совершенно новую эволюционную траекторию в масштабе от исторического до галактического, что и определяет драматизм современного исторического момента» [3].
 
Ему вторит доктор философских наук А.П. Назаретян:

«Расчёт исторических событий на протяжении миллиардов лет показывает, что история развивалась с ускорением. В последние века она на грани мощного рывка. Эту формулу независимо друг от друга вывели австралийский биолог Джейрд Снукс и российский физик Александр Панов. Они утверждают, что в ближайшие десятилетие-два эта гипербола резко заворачивает в некую вертикаль. Что это значит? Снукс утверждает: история приблизится к бесконечной скорости, культурно-экономический разрыв между народами и континентами сотрётся, люди адаптируются к новой динамике. Панов, доказывая то же самое, соглашается со Снуксом, но допускает, что нарастающий темп развития сменится горизонталью — своеобразным концом истории. То есть к середине XXI века нас ждёт либо планетарный обвал, либо фазовый переход, который по своей значимости должен превзойти такие вещи, как появление жизни на Земле. Может произойти космизация человеческой деятельности — выход людей в Галактику».

Вывод, который он делает, следующий:

«Расчёты показывают, что к концу века человечество, каким мы его знаем, не сохранится. А если выживет, то за счёт сосуществования со всё более совершенными технологиями».

По поводу того, что «к концу века человечество, каким мы его знаем, не сохранится», книга Откровения, в которой описывается «то, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 22:6), пожалуй, согласится.

А вот с его научно-техническими фантазиями относительно «сосуществования со всё более совершенными технологиями» навряд ли. Есть иной, нетехнологический путь «фазового перехода» от смерти к бессмертию. В христианстве он называется «первое воскресение к вечной жизни».


Примечания:


1. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного»
2. Пьер Тейяр де Шарден «Феномен человека»
3. А.Д. ПАНОВ «КРИЗИС ПЛАНЕТАРНОГО ЦИКЛА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИСТОРИИ»



         23 мая 2022 года


Рецензии
Все замечательно и убедительно изложено
Однако, как быть: Ждать или действовать?

Алеф Нун   23.05.2022 10:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Алеф!
Думаю, что одно другому не мешает:

«В настоящее время серьёзным ученым всё яснее становится тупиковость так называемого «магистрального пути развития мировой цивилизации», то есть американской и западноевропейской модели постиндустриального общества и всего «духа капитализма», стимулирующего всё новое и новое потребление и формирующего новые, и большие, потребности и привязанности во имя расширения производства, приносящего новые прибыли, вновь и вновь повышая уровень спирали потребления (потребности — их удовлетворение — потребности' — удовлетворение'...). Этот путь не может быть императивным для всего человечества хотя бы потому, что если вдруг по мановению волшебника народы Индии, Китая и всего «третьего мира» обрели бы возможность жить на уровне среднего американца, то ресурсы планеты и её биосфера этого просто не выдержали бы и вместо рая либерального «конца истории» по Фукуяме мы получили бы ужасы Апокалипсиса. Но и нынешний, всё более возрастающий и неизбежный разрыв между Севером и Югом, неизбежный при постиндустриальной модели, чреват всё большими опасностями, катастрофами и потрясениями, не говоря уж о его безнравственности.

И может быть, ценностные установки буддийского монаха, даосского отшельника, конфуцианского «благородного мужа», мусульманского суфия и православного исихаста с их приоритетом духовного делания над круговертью материальных интересов, удовлетворения старых потребностей и расширенного формирования новых, их призыв к преодолению влечений и аффектов, их преданность супраиндивидуалистическим ценностям в большей степени гармонируют с путём выхода из тупиков современной цивилизации и движением к обществу будущего, чем этика накопления и приумножения и «дух предпринимательства» (Е.А.Торчинов, «Религии мира: опыт запредельного»).

С уважением,

Сергей Горский Москва   23.05.2022 11:41   Заявить о нарушении
АБСОЛЮТНО СОГЛАСЕН с ПРИОРЕТЕТОМ ДУХОВНОГО!
Об этом говорится и в таких учениях, как Агни -йога и Каббала
Но, если действовать, то как?

Алеф Нун   24.05.2022 23:29   Заявить о нарушении
Да, действительно есть много замечательных духовный учений.
Осмелюсь посоветовать на эту тему книгу уже упомянутого мною Евгения Торчинова РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО
ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm
Что касается меня, то мне ближе всего благородный срединный восьмеричный путь: http://proza.ru/2020/02/15/471?

Сергей Горский Москва   25.05.2022 08:18   Заявить о нарушении
Благодарю за ссылки
Погружаюсь и загружаюсь!

Алеф Нун   25.05.2022 09:53   Заявить о нарушении
Вот только не понятно зачем искать то , что уже найдено в таких формах организации населения, как мошав, где социалистические формы ведения хозяйства сочетаются с капиталистическими, а соблюдение моральных принципов регулируется религиозными установками

Алеф Нун   26.05.2022 00:04   Заявить о нарушении