достоинство христианина
Достоинство христианина, христианские достоинства – подобные выражения мы встречаем как
в Библии, так и в существующей жизни.
Есть ли достоинства у христианина, и есть ли достоинство христианина? Что говорит на это Слово
Божие?
Что такое достоинство? Словари толкуют, что это – совокупность положительных качеств у человека.
Поступать достойно – значит соответствовать чему-то или кому-то. Если говорят, что достойный
праведник, значит соответствующий праведнику. А если Иоанн Креститель говорил, что «недостоин
понести обувь Его» (Мф. 3:11), или – «недостоин развязать ремень на обуви Его» (Мк. 1:7, Лк. 3:16,
Ин. 1:27), то он считал себя по своим качествам ниже даже этого предела – нести обувь или
развязать ремень на ней.
Иаков говорил сыну: «Рувим, первенец мой! ты крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства
и верх могущества» (Быт. 49:3-4). Так пророчески благословлял Иаков своих сыновей перед смертью,
называл Рувима верхом своего достоинства. То есть, совокупностью всех своих лучших качеств
перед Богом, переданных сыну. Но это его, Иакова, достоинства, а сын их не мог понести, о чём
сказано в этих же стихах.
У каждого человека своя совокупность достоинств перед Богом, ему принадлежащая, и фактически
даваемая ему Господом. Человек приобретает, но может и потерять. Давид так просил Господа
о нечестивых: «Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмёт другой» (Пс. 108:8, Деян. 1:20).
Каждый верующий человек имеет совокупность качеств, составляющих достоинство его перед
Богом, и любовью к Господу и к братьям он сохраняет это достоинство. Не желающий сохранять
теряет всё: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает
в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). Теряют не только те, кто обитает в прахе
(Иов 4:17-21), но и ангелы!
Потому Павел и писал о достойном хождении в Духе Святом: «Итак я, узник в Господе, умоляю
вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1).
И главная суть достоинства христианина – соответствовать по вере и по делам веры учению Христа.
«Только живите достойно благовествования Христова…» (Филип. 1:27).
«Чтобы поступали достойно Бога, во всём угождая Ему, принося плод во всяком деле благом
и возрастая в познании Бога» (Колос. 1:10).
«Мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Своё царство
и славу» (1 Фес. 2:12).
После уверования – «Сотворите же достойные плоды покаяния…» (Лк. 3:8) – Господь будет Сам
определять, кто достоин Его, а кто – нет: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин
Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего
и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38).
Когда верующий сознательно не исполняет Слово Божие, когда отступает, то последствия неотвратимы:
«Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (Рим. 1:32).
И молиться, и просить надо у Господа: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш сделал
вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе» (« Фес. 1:11).
«Старайся представить себя Богу достойным…» (2 Тим. 2:15).
А как соотносятся достоинство христианина с достоинством неверующего? Мы знаем такую мирскую
формулу мирской жизни – «чувство собственного достоинства». Мы слышим призывы о сохранении
гордости и чувства собственного достоинства у каждого человека. В неверующем мире убеждают,
что так и должно быть, что это – нормально, что каждый человек должен быть гордым индивидуумом
и с собственным достоинством.
Слово Божие признаёт за каждым человеком своё, или собственное, достоинство, но оно не должно
приводить к гордости одного перед другим, к самовозвышению, ибо всё дано в этом мире только Богом,
и ничего не создано человеком.
«…по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Филип. 2:3).
Достоинства неверующего и достоинства верующего – диаметрально противоположные достоинства.
«Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор. 10:18).
Когда христианин отвечает требованиям Божиим, то он поступает достойно Бога; когда не отвечает,
тогда грешит перед Богом в чём-то, сомневается, маловер. Отсюда и предатели, и малодушные,
горюющие, живущие со страхом.
И выход один – покаяние, просьбы Христу о прощении, и жизнь в радости с Господом. Радость в
Господе не только в случае прибытка, но и в испытании, искушении, в страдании.
Депрессия – от сатаны, радость – от Господа!
Верующий должен помнить не о чувстве собственного достоинства, а о том, чтобы быть достойным
Бога, бодрствовать, ожидая прихода Иисуса Христа, чтобы не было так, как Сам Иисус поведал
в притче о брачном пире: «Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были
достойны» (Мф. 22:8).
Чтобы было так, чтобы каждый верующий был достоин Христа, как сотник – Лк. 7:4 («Услышав об
Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. 4 И
они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это»),
хотя сам сотник себя достойным не считал, но Иисус посчитал его достойным по вере его (Лк. 7:9).
Истинные верующие, смиренные перед Богом, исполняющие заповеди Христовы, находящиеся
в любви Его – достойны Его, а их недостоин весь мир – Евр. 11:36-38 : «36 другие испытали поругания
и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в
милотях и козьих кожах, терпя
недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям
земли».
И проповедовал Иисус Христос в Нагорной проповеди, как иногда пишут, не чувство собственного
достоинства, а достоинство в Боге, выраженное в смирении перед Ним и братьями, в любви к Богу
и к ближним.
Да исполнится достоинством Божиим каждый христианин!
Геннадий Шильверст. Март – 2015.
Свидетельство о публикации №222052300363