Большой джаз - 2 сезон, 4 выпуск

     Какие бы сложные времена мы не переживали, закрывать искусство ни коим образом нельзя. Певцы и музыканты должны выступать, зарабатывать на жизнь и получать удовлетворение от профессии. Поэтому займусь описанием казалось бы очень легкомысленного конкурса, которым является  «Большой джаз» на канале «Культура» по субботам с 20 часов вечера.
     Что касается джаза, то, не будучи фанатом, я за свою долгую жизнь кое-что об этом направлении знаю. Джаз, как известно, пришел из Соединенных штатов. Таким образом, это американское изобретение, а точнее, негритянское. Как известно даже плантаторы поощряли занятия работников и работниц музыкой и танцами и отводили на это выходной день.  В итоге сформировалось уникальное направление, в которое внесли свой вклад не только негры, которые превалировали, а и не совсем негры - Гершвин, Бернстайн, например. В сороковые годы появились очаровательные фильмы типа «Серенады Солнечеой долины» и многие другие, которые захватывали и нашу аудиторию и приносили наслаждение зрителям. В советские времена отношение к джазу было разное, по большей части плохое. Считалось, что музыка буржуазная, безыдейная и не соответствующая образу правильного советского человека. Леониду Утёсову в своё время основательно досталось за это своё увлечение. Но отрицательной точке зрения активно возражали другие наши идеологи. Они справедливо указывали, что музыка эта в основном негритянская, а негров в Штатах как было принято считать, угнетают. И это в значительной степени соответствовало действительности. Значит, афроамериканцы против капиталистов и от этого они наши союзники, и музыка их должна приветствоваться. Эти идеологические качели привели к тому, что в итоге и у нас появились джазовые группы и, когда они в поздние 80-е годы поехали в Штаты, то приятно удивили своим мастерством законодателей этого направления. Но вернемся к конкурсу «Большой джаз».
      Узнал об этом конкурсе на днях. Посмотрел четвёртый выпуск в записи. Представление в этот раз ведётся на  канале «Культура». Ведущие  Сергей Епишев и Теона Катридзе. Они молодцы, но на них забавно смотреть. Епишев кажется трёхметровым по сравнению с Теоной. Судьи все наши. Держат себя очень величественно.
Были объявлены следующие члены жюри:
Вадим Эйленкриг (труба),
Филипп Новик (контрабас и вокал),
Валерий Гроховский (фортепиано),
Алексей Кузнецов  (композитор и аранжировщик). Он к тому же народный и заметно  старше остальных по возрасту. 
Время диктует составы жюри и исполнителей. Конкурсанты тоже, вроде как, все наши (точнее, из СНГ).
          Идея четвертого  выпуска была посвящена памяти великих ушедших джазовых композиторов и исполнителей, то есть классиков направления (как бы легенды джаза).  Это шоу как фестиваль выступлений мне, определенно, нравится, но сама деловая цель  конкурса исполнителей кажется весьма сомнительной.  Как можно смешать в одну кучу ударника, певицу, саксофониста, пианиста, контрабасиста и мерить их разнородной командой жюри по одной восьмибалльной шкале !? Критерием как бы выступает способность полноценной имитации джазовых композиций прошлых мастеров. Критерий очень зыбкий и субъективный. Не очень понятно, нужно ли добиваться полного сходства с великими предшественниками, и в какой степени участникам можно показывать собственное «Я»?
         Представление украшает джаз-группа Петра Востокова. Очень слаженно и мощно исполняют. А, когда кто-либо из команды встаёт и выдаёт соло, то участники конкурса в сравнении с ними кажутся начинающими учениками.
            Обсуждение каждого выступления на конкурсе идет по одному лекалу. Очень старается Теона. Епишев отпускает короткие реплики. Всегда высказываются члены жюри. Говорят витиевато и красиво. В споры друг с другом не вступают.  Если кому-то их мэтров, к примеру, чудится недостаточная эмоциональная окраска выступления, то и другие, как правило, соглашаются и  находят её недостаточной. Оценки, как я заметил, тоже ставятся с оглядкой на соседей.
       Поскольку я не музыкант, то исполнительскому мастерству я не судья. Мне почти все выступающие нравятся. Могу высказывать только свои впечатления  и мнение по организации процесса.
         Первоначальные участники перечислены ниже.
Труба: Даниел Мелконян и Тигран Арутюнян
Ударные: Михаил Фотченков и Омар Саидов
Саксофон: Андрей Баталеев и Матвей Михеев
Тромбон: Алексей Карпенко и Анастасия Иванова
Гитара: Николай Тер-Оганесян и Родион Грищенко
Контрабас: Михаил Дмитриев и Ярослав Константинов
Фортепиано: Михаил Марышев и Даниэль Адиянц
Вокал: София Ацбеха Негга и Варвара Ревнюк

          К моменту моего вступления в ряды зрителей осталась половина.
          Даниель Адиянц  на фортепьяно исполнил композицию Телониуса   Монка под названием «Reflections (Отражения)» Это имя мне как техническому специалисту позволительно не знать, а любому пианисту знать надо обязательно. Монка я всё же знаю, но это другой Монк - художник.  Играл Арутюнянц хорошо, даже мне это очевидно. Ему на паркете помогала изящная танцовщица, как потом сказали хореограф Светлана Хоружина. Получил две семерки и две восьмерки. При этом семерку от Гороховского, который до этого его назвал своим фаворитом.
          Андрей Баталеев, как я понял саксофонист и ученик какого-то очень известного этому кругу мастера. Исполнил  сольную композицию под названием  «What is this thing called love -Что за вещь – любовь?» Чарли Паркера.  Оркестр активно участвовал в его выступлении   Жюри сказало, что он виртуоз. Значит, так и есть. Получил много : три восьмерки и семёрку. 
           Контрабасист Михаил Дмитриев на своём громадном инструменте тоже исполнил классическую композицию Рея Брауна «One bass hit». Получил столько же : три восьмерки и семёрку.  Я ничего не почувствовал, так как слабо разбираюсь в секретах игры на этом инструменте, но контрабасистов всегда жалел и жалею, когда вижу этих несчастных в транспорте с их громоздкими тяжеленными инструментами. Теперь редко. Машины почти у всех.
          Тигран    Арутюнян   играет на трубе. Композиция «I remember Clifford – Я помню Клиффорд» Мне его выступление понравилось. Звучно и с красивыми переходами. А жюри не очень.  Нашли недостатки и выдали ему три семерки и одну восьмерку. Он кивал, соглашался с претензиями, но когда его ведущая спросила, доволен ли выступлением, сообщил, что доволен.   
          София Ацбеха Негга, симпатичная женщина, полукровка, папа которой эфиоп по имени Ацбеха, а мама, видимо, русская, очень приятно и проникновенно  исполнила песню «Сентиментальное путешествие» знаменитой американской джазовой певицы Дорис Дей. Тембр у неё приятнейший. Получила, на мой взгляд, заслуженно максимальные баллы. Эту композицию впоследствии переделал под себя великий Френк Синатра. София затмевает всех или почти всех. Полагаю, её ждёт блестящее будущее.
           Ударник Михаил Фотченков исполнил вестсаййдскую историю «West Side story medley» по Бадди Ричу. Он быстро и ритмично  колотил палочками по множеству медных тарелок и барабанов. Я знаю, что это нужно для общего дела, но мастерство в этом я разглядеть не в состоянии, так как об этом деле имею нулевое представление.
            Замыкали вечер  гитарист Николай Тер-Оганесян «Hittin’ the bottle -разопьём бутылочку» по Эдди Дархэму  и тромбонистка Анастасия Иванова – тема «Скороходы» по нашему корифею Константину Бахолдиную. Николай не особо понравился  жюри и получил три семерки, а Анастасия вызвала всеобщее одобрение и получила по полной программе, то есть четыре восьмерки. Я рад за Анастасию. Исключительно красивая девушки, да ещё и с таким талантом. Повторюсь. Настя затмевает всех или почти всех. Полагаю, и её ждёт блестящее будущее.
        Теперь выскажу свои замечания по схеме выставления оценок и подведения итогов. Участники получают восемь  или семь. Шестёрок я пока не видел. Это неправильный подход. Получается двухбалльная система. А это, соответственно, также означает зыбкий характер итоговых оценок. В математике и в технике при вычислениях такое называют малыми разностями больших величин. От такой ситуации там стараются всеми силами уходить, так как она ведёт к потере точности. А это означает, что итоговый результат данного конкурса определенно будет неточным. Это я к тому, что победитель или победительница будет случайной фигурой.
         Подводя итог своим впечатлениям, могу сказать, что слушать выступления очень приятно, но  выделить, кого-нибудь из разнородных исполнителей и сам не могу, и решения членов жюри  при всём к ним уважении к ним не могут претендовать на абсолютную истину. Скорее всего, определить всеобщего победителя в этой разнокалиберной компании  просто невозможно.
        Могу также искренне рекомендовать помотреть выпуски от первого до обсуждаемого мною четвертого. Особенно, хорош первый. Это были знакомства без дуэлей и баллов. Нервов было заметно меньше. Не было мешающего многим иполнителям сильного волнения. Все были более или менее раскованы. Чтобы выйти на эти выпуски в интернете надо забить в поисковике "Большой джаз 2 сезон 2022", и адрес будет получен.
Примечание: Я здесь представляю только своё мнение, и за мной никто не стоит.
Смотреть можете по ссылке на портал россериал. Привожу её ниже.
https://rosserial.be/7685-bolshoj-dzhaz-shou-2022.html   


Рецензии
А мне очень понравилась Анастасия Иванова «Basin Street Blues». Спасибо, Александр
за "разбор полётов"

Валентина Рочева   28.05.2022 14:09     Заявить о нарушении