Логос плюс магия. Часть 5

Часть 5. Эгрегор Рамакришны.

                Откровение Рамакришны.

        «Он только проходил мимо. Нигде он не должен был задер-
 живаться на одном месте более чем на три дня. Он увидел Рама-
 кришну, невидимый им. Молодой жрец* сидел на ступеньках храма,
 погрузившись взором в блаженное созерцание жившего внутри его
 видения. Взгляд его глаз поразил Тотапури.
        — Сын мой, — сказал он ему, — я вижу, что ты уже далеко
 продвинулся по пути истины. Если хочешь, я могу помочь тебе
 достичь следующего этапа. Я научу тебя Веданте.
        Рамакришна с наивной простотой, заставившей улыбнуться
 сурового аскета, ответил, что ему сначала надо спросить разре-
 шения у Матери (Кали). Разрешение было получено. Тогда он кротко
 и с полным доверием отдался во власть божественного руководителя.
        Прежде всего ему предстояло подвергнуться испытанию по-
 священия. Первым условием был отказ от всех  привилегий, от
 всех знаков отличия: от шнурка брамина, от звания жреца — это
 ничего не значило, — но он должен был отказаться от всех на-
 дежд, привязанностей, иллюзий, которыми он жил: от личного
 Бога, от всех плодов его любви и его жертвы, здесь на земле и во-
 обще, где бы то ни было, отныне и во веки веков ... Ему пришлось
 совершенно нагому, исполнить над собой символический обряд по-
 гребения. Он предал земле последние остатки своего “я” — своё
 сердце... Лишь тогда он мог облачиться в одежду санниясина цвета
 охры, эмблему нового пути. И Тотапури начал разъяснять ему
 сущность основных истин Веданты и Адвайты-Брахмана** , единого
 и неделимого, и погружений в поисках своего “я”, чтобы осущест-
 вить слияние с Брахманом и прочно в нём утвердиться путём Са-
 мадхи (экстаза).
        Не следует думать, что легко было ему, даже пройдя все пу-
ти экстаза, найти ключ от узкой двери, ведущей к последнему из
 этих этапов. Его рассказ об этом должен быть воспроизведён. Он не
 только принадлежит к священным текстам Индии, но вместе с тем
 представляет ценный материал для изучающих жизнь духа на Западе.
 
__________________________________
* Ему тогда было 28 лет.
** Адвайта (не имеющий подобного) - это самая точная, самая абстрактная
 форма веданты.

                253

=================================================

А. А. Вотяков

        «...Нагой человек (Тотапури) приказал мне отвлечь мой ум от
 предметов и погрузиться в лоно Атмана. Но, несмотря на все мои
 усилия, я не мог миновать царство имён и форм и привести свой
 дух в состояние “безусловности”. Мне не стоило никакого труда
 отвлечь свой ум от всех предметов, за исключением одного: это
 был слишком близкий мне образ моей лучезарной возлюбленной
 Матери* , средоточие чистого познания, являвшийся мне как жи-
 вая реальность. Он преграждал мне дорогу к потустороннему. Я
 многократно делал попытки сосредоточить свой ум на поучения
 Адвайты, но каждый раз передо мной вставал образ Матери. В от-
 чаянии я сказал Тотапури:
        — Это невозможно. Мне не удаётся поднять свой дух до со-
 стояния “безусловности”, чтобы оказаться с глазу на глаз с Ат-
 маном. — Он строго возразил мне:
        — Как не можешь? Ты должен!
        Оглядевшись вокруг себя, он нашёл кусок стекла, взял его,
 вонзил кончик мне в переносицу и сказал:
        — Сосредоточь свой ум на этом острие.
        Я напряг все свои мыслительные способности, и лишь только
 передо мной возник прелестный образ Божественной Матери, я
 воспользовался способностью размышления и, действуя, как ме-
 чом, рассёк этот образ надвое. Тогда исчезло последнее препят-
 ствие, и мой ум тот час же вознёсся за пределы “условных” вещей. Я
 растворился в Самадхи.»
        Ему понадобилось напряжение всех сил и бесконечное стра-
 дание, чтобы взломать дверь, ведущую в царство недостижимого. Но,
 едва войдя, он одним прыжком достиг последнего его этапа
 “Нирвикальпасамадхи”, в котором исчезают и субъект и объект.
        «Вселенная померкла. Исчезло само пространство. Вначале
 мысли-тени колыхались на тёмных волнах сознания. Только слабое
 сознание моего “я” повторялось с монотонным однообразием...
 Вскоре и это прекратилось. Осталось одно лишь существование.
 Душа потонула в своём Я. Всякая таинственность исчезла. Про-
 странство конечное и пространство бесконечное слились в одно. За
 пределами слова, за пределами мысли я достиг Брахмана»
        Он в один день осуществил то, для чего Тотапури понадоби-
 лось сорок лет. Аскет, поражённый результатом своего опыта,
 изумлённо взирал на это тело, застывшее как труп и пролежавшее
 три дня, излучая божественную ясность духа, достигшего предела
 познания.  Тотапури  должен  был пробыть на месте лишь три дня.
 __________________________________
* По-прежнему любимой Кали.

                254
=================================================

Логос плюс магия
 
 Однако он остался одиннадцать месяцев, чтобы вести беседы с
 учеником, превзошедшим своего учителя.** »
        «Великий интеллектуалист не понимал, что любовь может
 быть путём, ведущим к Богу, Он отвергал опыт Рамакришны. Он
 презирал громкие молитвы, внешние проявления благочестия, му-
 зыку, пение, религиозные танцы. Когда Рамакришна на исходе дня
 затягивал свою мелодию, монотонно выкрикивая имена Господа и
 хлопая в ладоши, он с язвительной усмешкой спрашивал?
        — Ты это что, лепешки готовишь?
        Но уже, помимо воли, он поддавался чарам; некоторые напевы
 товарища трогали его, вызывали на глазах слёзы, которые он тща-
 тельно скрывал.
        Климат Бенгалии, вкрадчивый, нервирующий, действовал и на
 уроженца Пенджаба, который не хотел с этим считаться. Его чуть
 расслабленная воля утратила контроль над движениями, чувства-
 ми. Самый твёрдый рассудок подвержен противоречиям, которых
 он сам не замечает. У этого противника была своя слабость, он по-
 читал огонь божественным символом, и возле него всегда горела
 жаровня. Однажды один из слуг подошёл, чтобы взять из неё уго-
 лёк. Тотапури был возмущён таким непочтением; Рамакришна за-
 смеялся, как он один умел, своим детским радостным смехом.
        — Вот видите, — воскликнул он, — видите на себе действие
 неотразимой Майа!
        Тотапури растерялся. Значит, и он, он тоже неведомо для са-
 мого себя, подпал под иго иллюзии?.. К тому же и болезнь не за-
 медлила указать ему границы возможностей горделивого разума. Я
 уже говорил, что ещё ни разу в жизни он с ней не встречался. По-
 сле нескольких месяцев жизни в Бенгалии у него начались при-
 ступы дизентерии. Ему следовало уехать. Но это значило бы бе-
 жать от болезни и страданий. Он заупрямился... — “Я не уступлю
 телу”. Болезнь усиливалась, и разуму не удавалось больше от-
 влечься от неё. Тотапури пришлось подвергнуться лечению, но без
 пользы. Боли росли с каждым днём, как тень постепенно погло-
 щающая дневной свет. Они сделались столь невыносимыми, что
 аскет потерял возможность сосредотачивать свои мысли на Брах-
 мане. Преисполнившись гневом против своего тленного тела, он
 пошёл к Гангу с намерением освободиться от него. Но тут его оста-
 новила невидимая рука. Уже войдя в реку, он вдруг лишился воли,
 утратил желание топиться... Он вернулся, поверженный во прах.
 Он испытал на себе могущество Майи. Она была здесь, повсюду, в
 жизни, в смерти, в страдании, везде она — божественная Мать.
 Всю ночь провёл он один, в мыслях о ней. А к утру он стал новым
  __________________________________
* Роллан Р. Жизнь Рамакришны; жизнь Вивекананды. М.: Политиздат,
 1991, с.30-33

                255
=================================================

А. А. Вотяков

 человеком. Он признал перед Рамакришной, что Брахман и Шакти
 или Мать — одно и то же. И божественная Мать, смягчившись, из-
 бавила его от болезни. Он простился со своим учеником, ставшим
 его учителем, и ушёл просветлённый.
        Впоследствии Рамакришна в следующих словах резюмировал
 двойной опыт, проделанный после него “нагим человеком”
        — Когда я мыслю верховное существо бездеятельным, не со-
 идающим, не сохраняющим, не разрушающим, я называю Его
 Брахман или Пуруша, Богом безличным. Когда я мыслю Его дея-
 тельным, созидающим, сохраняющим, разрушающим, я называю
 Его Шакти или Майя, или Пракрити — личным Богом. Но в сущ-
ности никакой разницы между ними не существует*. Безличное и
 личное — это одно и то же. Как молоко и его белизна. Алмаз и его
 блеск. Змея и её пресмыкание. Нельзя мыслить одно без другого.
 Божественная Мать и Брахман — одно** .»
        «После отъезда Тотапури (к концу 1865 года) Рамакришна ос-
 тавался ещё более полугода в заколдованном огненном кругу. Он
 продолжал, напрягая все свои силы, стремиться к тождеству с Аб-
солютом. В течение шести месяцев, по его утверждению, он нахо-
дился в каталептическом состоянии экстаза, в каком пребывали,
 судя по описаниям, древние факиры: тело, покинутое духом, было
 точно заброшенный дом, предоставлено разрушительным силам.
 Если бы не племянник, бодрствовавший над эти телом без хозяина
 и насильно кормивший его, Рамакришна бы умер*** .»
         Фраза: “Рамакришна осознал, что...” — выражает основной
 вид глупости и лицемерия Запада. Рамакришна не был философом
 и ничего не собирался осознавать. Это был экспериментатор — не-
 превзойдённый  эксперт  по  владению  методами реализации пол-
 __________________________________
* Ставните этот текст с другим, существенно менее известным, не ещё бо-
 лее замечательным, который раскрывает смысл его культа богини Кали глу-
 бокое чувство Единства, скрытое под завесой кажущегося язычества.
 "Кали" - это то, что вы называете Брахманом. Кали есть первоначальная
 энергия (Шакти). Когда она бездеятельна, мы называем её Брахманом, Но
 когда она проявляет себя в созидающей, сохраняющей, разрушающей дея-
 тельности, мы называем её Шакти или Кали. Тот, кого вы называете Брах-
 ман, тому я даю имя Кали. Кали и Брахман нисколько не отличны друг от
 друга, так же как огонь не отличен от горения. Когда думаешь об одном,
 нельзя не думать о другом. Принять Кали - значит принять и Брахмана.
 Принять Брахмана - значит, принять и Кали. Брахман и его власть тожде-
 ственны. Это то, что я называю Шакти или Кали. (Беседы Рамакришны с На-
 реном Вивеканандой и Махендра Нат Гуптой по поводу теории Шанкары и
 Рмануйи, опубликованной в"The Vedanta Kesari", ноябрь 1916  года)
        Комментарий автора (опубликован только здесь). Рамакришна, а, зна-
 чит и Шанкара, говорят здесь о кватернионе "Бог и Троица" в христианстве,
 "Энергия и Импульс" в теории относительности, Прана и Шакти в Хатха-йоге,
 Брахман и Кали в Веданте.
** Роллан Р. Жизнь Рамакришны; жизнь Вивекананды. М.: Политиздат, 1991, с.30-33
*** Рассказывают, что какой-то прохожий монах, заметив, что он умирает, пинками
вернул ему готовую покинуть его жизнь.

                256
=================================================

Логос плюс магия
 
 тергейстных феноменов. Мимо него шёл другой эксперт, совершен-
 но голый аскет с брезгливым выражением на лице, вроде тех, ко-
 торые постоянно носили члены политбюро бывшего СССР. Они то-
 же всё могли и были великие маги и волшебники, но Тотапури был
 покруче их, потому что в любой момент мог выключить любого. И
 вот он видит мальчишку, который тоже может всё то, что он может,
 но не знает, что есть нечто такое, чего он не может и о чём
 даже не догадывается.
        — Сынок, — говорит он, — а ты знаешь, что такое Веданта?
 Я бы мог подучить тебя...
        И вот путь, по которому он, преодолевая неимоверные пре-
 пятствия, идёт уже сорок лет, и конца которому не видно, этот
 мальчишка преодолевает за три дня! Но что это он такое говорит?
 Ведь если он прав, то Тотапури никогда не достигнет цели, потому
 что идёт в противоположном направлении (Вы понимаете, что по-
 верить в такое невозможно). Начинается спор, в котором побежда-
 ет Рамакришна — вмешивается Божественная Мать (Кали) и посрам-
 лённый Тотапури осознаёт, что он никогда не достигнет того,
 чего за три дня достиг его ученик.
        Так что же осознал Рамакришна? Можно ли его слова как-то
 так перевести на русский язык, что они станут понятны белому
 человеку с далёкого Запада? Сам Рамакришна полагал, что это не-
 возможно, поэтому решил послать на Запад своего лучшего учени-
 ка, обладающего помимо прекрасного знания йоги классическим
 университетским образованием. Этим эмиссаром стал Вивекананда.
 Однако в целом этот эксперимент нельзя считать удачным, потому
 что Запад не смог понять Рамакришну, хотя Вивекананда очень
 старался. И тем не менее это не могло продолжаться долго, по-
 скольку Запад стремительно развивается по всем направлениям, и
 подошёл вплотную к пониманию Веданты.
        Чтобы воспринять информацию, содержащуюся в изречениях
 Рамакришны, необходимо воспользоваться средством более мощ-
 ным, чем логика, то есть логосом. Систематическому изложению
 логоса посвящен первый том (второй том является только иллюст-
 рацией, своеобразным сборником упражнений). Логос — это основ-
 ной инструмент, которым пользуется наша интуиция, поэтому не-
 формальное его использование обычно даже не заме-чается. Первые
 примеры систематического использования логоса дал Сократ. Ши-
 роко известно его высказывание: “Мне известно, что мне ничего не
 известно”, — которое мало кто понимает правильно, хотя в нём
 выражена вся мощь метода Сократа. Исправим эту ошибку.
        “Мне известно, что мне ничего не известно”. Значит: “Мне
 известно, что тебе ничего не известно”. Но и это ещё не всё: “Мне
 известно, что ты не знаешь того, что мне известно, что те-бе ничего
 не  известно”.  Следовательно, ты будешь заворожено следить, как

                257
=================================================

А. А. Вотяков

 я, пользуясь тем, что мы с тобой чего-то не знаем, стану из этого
 незнания выводить многочисленные следствия, являющиеся только
 переформулировками исходного незнания, которые непосвящённый
 будет воспринимать, как некое утончённое высшее знание.
        Фактически, это увлекательная интеллектуальная игра, на-
 поминающая джазовую импровизацию: тема сохраняется — это
 постоянно ощущается, но суть игры не в этом, суть её в исследова-
 нии бесконечных вариаций формы незнания. Можно долго, но бес-
 плодно объяснять, как следует играть, однако делать этого не сле-
 дует — давайте лучше поиграем.
        За основу возьмём разъяснение Рамакришны:
        — Когда я мыслю верховное существо бездеятельным, не со-
 зидающим, не сохраняющим, не разрушающим, я называю Его
 Брахман или Пуруша, Богом безличным. Когда я мыслю Его дея-
 тельным, созидающим, сохраняющим, разрушающим, я называю
 Его Шакти или Майя, или Пракрити — личным Богом. Но в сущ-
 ности никакой разницы между ними не существует. Безличное и
 личное — это одно и то же. Как молоко и его белизна. Алмаз и его
 блеск. Змея и её пресмыкание. Нельзя мыслить одно без другого.
 Божественная Мать и Брахман — одно.
        Итак, мы не знаем о чём идёт речь в этом тексте, но понима-
 ем, что дело тут не в словах — заучивание их никому никакой
 пользы не принесёт. Но это не всё, мы чувствуем также, что сам
 Рамакришна не знает, как надо говорить, чтобы быть понятым. Он
 понимает, что надо говорить как-то иначе, чтобы добытое им зна-
 ние стало доступно не только ему или его ближайшему ученику,
 но и другим людям, например живущим далеко на Западе. Он
 осознаёт, что его не поймут и ожидает, что Божественная Мать
 пошлёт ему талантливого ученика, который, благодаря классиче-
 скому университетскому образованию, сможет сделать то, что сам
 он не может. (Конец первой импровизации.)
        Отправная ситуация, которую мы собираемся исследовать,
 определилась. Мы не знаем о чём нам говорит Рамакришна, но
 знаем, что о чём-то с нами тесно связанном и важном для нас.
 Владея предметом практически, Рамакришна не знает, как выра-
 зить словами то, чем он владеет. Положение усугубляется тем, что
 никто ему не может помочь, потому что никто кроме него этим не
 владеет. А владеет он, как мы уже выяснили, самыми мощными
 средствами управления полтергейстными явлениями.
        Вооружённые этой идеей вчитаемся ещё раз в текст:
        — Когда я мыслю верховное существо бездеятельным, не со-
 зидающим, не сохраняющим, не разрушающим, я называю Его
 Брахман или Пуруша, Богом безличным. Когда я мыслю Его дея-
 тельным, созидающим, сохраняющим, разрушающим, я называю
 Его Шакти или Майя, или Пракрити — личным Богом.

                258
=================================================

Логос плюс магия
 
 
        Итак, есть два вида полтергейста: один связан с личным
 Богом, другой с безличным Богом. Они всем видятся различны-
 ми, тогда как в действительности природа их одна и та же. (Ко-
 нец второй импровизации.)
        Фактически, мы подошли вплотную к разрешению загадки
 Рамакришны, но ещё не осознаём этого. Чтобы ощутить это, вспом-
 ним какие явления относились к полтергейстным чудесам во вре-
 мена Рамакришны: услужливые реакции окружающей среды, спо-
 собность передавать на расстояние изображение и звук; способ
 ность перемещаться по воздуху, поражать на расстоянии, ..., коро-
 че говоря, многое из того, чем позволяет нам пользоваться совре-
 менная технология. С точки зрения Рамакришны современная тех-
 нология - это один из видов магии, которая "подобно Соднцу оди-
 наково изливает свет на добро и зло, поэтому [с её помощью] один
 может читать священное писание, а другой — подделывать чужую
 подпись”. (Конец третьей импровизации).
        Мы просто привыкли к тому, что технология вторгается в са-
 мые сокровенные сферы человеческого бытия и творит там чудеса
 и поэтому эти чудеса чудесами не считаем. А ведь пройти путь от
 удивительных свойств кусочков янтаря до современных электриче-
 ских приборов, персонального компьютера, например, разве это не
 чудо?
        Западная наука изучает тот вид полтергейста, который связан
 с Безличным Богом; в то время как восточная наука, которая индуса-
ми называется Йога, изучает — другой, связанный с личным Богом.
 Вот о чём говорит Рамакришна. (Конец четвёртой импровизации.)
        Вполне возможно вы заблуждаетесь, полагая, что наука и
 магия несовместимы, однако, так ли это на самом деле? Основу со-
 временной науки составляет математика с её сложением, вычита-
 нием, умножением: “Шестью девять — пятьдесят четыре, четыре
 пишем пять в уме”, — и несмотря на то, что нигде в природе не
 происходит что-либо хоть чуть-чуть напоминающее это бормота-
 ние про себя, она слепо повинуется этим нелепым заклинаниям и
 результат, предсказанный при помощи вычисления, совпадает с
 прямым измерением! Почему это происходит, знаете? Я думаю, что
 не знаете, потому что этого никто не знает. Так что мнение, что
 чудеса современной технологии — это всего только формы полтер-
 гейстных явлений, связанных с без-личным Богом, является столь
 же обоснованным, как и противо-положная точка зрения. (Пятая
 импровизация...)
        Согласно крийа-йоге, человек состоит из трёх тел: физиче-
 ского, астрального и казуального. И если астральное тело — объ-
 ект пространства чувств и эмоций, то казуальное — объект про-
 странства причин и следствий. Перефразируя ситуацию, приходим
 к выводу:  через астральное тело реализуются полтергейстные яв-

                259
=================================================

А. А. Вотяков
 
 ления, связанные с чувствами и эмоциями, тогда как через казу-
 альное — с причинами и следствиями. Наука, занимающаяся сис-
 тематическим изучением причинноследственных связей, является
 математикой. Получается, что технология действительно могла бы
 быть одной из форм полтергейста. (Шестая импровизация...)
        Согласно христианскому мироощущению ветхозаветный Яхве
 — это Брахман. В первой заповеди говорится: “Да не будет у тебя
 других богов перед лицем Моим.” Однако этих идолов мы всё-таки
 создали и поместили их между собой и Богом. Имя этим идолам —
 законы природы. Мы возвеличили их настолько, что Бог нам стал
 не нужен. Нужны нам только законы природы. Созрело убеждение,
 что Бог не нужен и Его нет. А есть ли сами эти законы и что у них
 общего с идолами?
        Идол — это кусок дерева, с которым люди связывают массу
 эмоций, которые не следовало бы связывать с ним. Закон природы-
 зываем сильные эмоции, которых оно не заслуживает. Очень часто
 высказывается довод: должны существовать невыводимые посту-
 латы и законы природы, из которых, пользуясь логикой, можно
 вывести всё остальное. Но почему мы должны пользоваться именно
 логикой, изобретённой Аристотелем, а не тем инструментом, поль-
 зуясь которым он её изобретал? Этот инструмент наконец-то уда-
 лось реконструировать. Его изложению посвящен первый том насто-
 ящего трёхтомного труда. Прочитав помещённое в конце этого тома
 приложение “Механика третьего тысячелетия”, вы могли бы узнать,
 какие рассуждения позволяют доказывать теоремы, являющиеся
 законами механики, открытыми Исааком Ньютоном, а также вывести
 новый закон природы, ответственный за “красное смещение”.
        Судя по всему, Яхве — это безличный Бог, являющийся ис-
 точником причинно следственного полтергейста, называемого нами
 технологией. Рамакришна говорит:
        — Когда я мыслю верховное существо бездеятельным, не со-
 зидающим, не сохраняющим, не разрушающим, я называю Его
 Брахман или Пуруша, Богом безличным. Когда я мыслю Его дея-
тельным, созидающим, сохраняющим, разрушающим, я называю Его
 Шакти или Майя, или Пракрити — личным Богом. Но в сущности
 никакой разницы между ними не существует. Безличное и личное
 — это одно и то же. Как молоко и его белизна. Алмаз и его
 блеск. Змея и её пресмыкание. Нельзя мыслить одно без друго-
 го. Божественная Мать и Брахман — одно .
        То есть Природа, понимаемая, как система логических след-
 ствий, — это Брахман или Пуруша, Бог безличный (в математиче-
 ских моделях нет созидания или разрушения — всё обратимо, нет
 времени,  нет  страдания).  Но  природа, понимаемая нами, как ре-

                260
=================================================

Логос плюс магия
 
 альность, частью которой являемся и мы с вами, — это принципи-
 ально иная точка зрения на бытие: “я называю Его Шакти или
 Майя, или Пракрити — личным Богом. Но в сущности никакой
 разницы между ними не существует. Безличное и личное — это
 одно и то же.”
        Последняя фраза: “Безличное и личное — это одно и то же”,
 — сама собой оформляется в вывод: полтергейст, который мы сей-
 час относим к чистой магии; тот самый полтергейст, который свя-
 зан с личным Богом и не признаётся современной наукой, является
 чем-то вроде технологии и (значит) будет освоен Западом, когда
 мы станем менее атеистичными и более эмоциональными. (Седьмая
 импровизация закончена.)
        Можно было бы продолжать исследование высказывания Ра-
 макришны, поскольку оно бездонно. Но мы на этом остановимся,
 поскольку этой теме посвящен третий том Логоса “Магия и логос”.
 Кстати, вся последующая жизнь и общественная деятельность Ра-
 макришны была посвящена раскрытию смысла откровения:
        — Когда я мыслю верховное существо бездеятельным, не со-
 зидающим, не сохраняющим, не разрушающим...

                Магия отождествления.

        «Внезапно он понял, что все религии различными путями ве-
 дут к одному и тому же Богу. Он тотчас же решил исследовать все
 эти пути. Для него “понять” – значило “быть и действовать”.
        Первый исследованный им путь был путь Ислама. Он вступил
 на него, едва успев оправиться после болезни (конец 1866 г.)
        Храм, в котором он служил, часто видел в своих стенах му-
сульманских факиров. Хозяйка Дакшинесвара, Рани Расмани, эта
 разбогатевшая простолюдинка с широкой душой, преисполненной
 горячей веры, пожелала, чтобы при храме было помещение для
 случайных гостей других верований. Рамакришна заметил однаж-
 ды среди молящихся скромного мусульманина, Говинда Раи, по-
 глощённого своей молитвой, и сквозь оболочку распростёртого тела
 увидел, что этот человек путём Ислама тоже познал Бога. Он по-
 просил мусульманина посвятить его в свою веру. Жрец Кали на
 много дней отрёкся, совершенно забыл своих богов. Он перестал им
 поклоняться, перестал даже думать о них: жил вне храма, повто-
 рял имя Аллаха, одевался на манер магометанина, готов был даже
 (о святотатство!) вкусить запрещённую пищу, мясо священного
 животного, коровы. Его хозяин и покровитель Матур Бабу в ужасе
 умолял его отказаться от этого шага и потихоньку поручил одному
 брамину изготовлять ему под руководством мусульманина пищу,
 чтобы предохранить его от скверны. Эта способность целиком отда-
 вать  себя  чужому  строю идей имела результатом, как всякое ду-

                261
=================================================

А. А. Вотяков
 
 ховное движение страстного художника, материализацию идеи:
 ему явился сияющий образ человека, со строгим ликом, с длинной
 бородой (должно быть таким он представлял себе пророка?), кото-
 рый приблизился к нему и влился в него. Рамакришна осуществил
 мусульманского Бога “Брахмана с атрибутами”. От него он далее
 перешёл к “Брахману без атрибутов”; река Ислама привела его к
 Океану*».
        «Семь лет спустя — я располагаю факты в таком порядке для
 удобства изложения — подобного рода опыт помог Рамакришне
 “реализовать” христианское учение. Приблизительно в ноябре 1874
 года некто Малик, индус из Калькутты, владевший садом в Даки-
 несваре, прочитал ему Библию. Рамакришна впервые встретился с
 Христом. Вскоре после того божественное слово претворилось в
 плоть. Жизнь Христа тайно проникла в него. Однажды, сидя в ма-
 ленькой гостиной своего приятеля, богатого индуса, он увидел на
 стене изображение Мадонны с младенцем. Фигуры ожили. Развер-
 нулась обычная сцена в неизменном порядке: святые приблизи-
 лись, влились в него. И всё его существо прониклось ими. На этот
 раз наводнение было гораздо сильнее, чем наводнение Ислама. Оно
 затопило всю его душу. Никакая плотина не могла удержать его.
 Все индусские идеи были унесены. Рамакришна в ужасе бился в
 бушующих волнах, он кричал:
        — О Мать! Что ты делаешь? Помоги мне!
        Напрасно Бурный прилив затопил всё. Душа индуса измени-
 лась. В ней не было места ни для чего кроме Христа. В течение
 многих дней ею владела только христианская мысль, только хри-
 стианская любовь. О том, чтобы пойти в храм, не было и речи... Од-
 нажды днём в рощице Дакшинесвара, он увидел человека с боль-
 шими прекрасными глазами, с ясным взглядом и светлым лицом;
 он был очарован, не знал, кто бы это мог быть. Незнакомец при-
 близился. В душе Рамакришны запел голос:
        “Вот Христос, проливший кровь своего сердца для искупления
 людей, вот тот, кто испил море страданий из любви к людям. Это
 он. Учитель йогов, вечный союзник Бога. Это Иисус, воплощённая
 любовь.”
        Сын человеческий поцеловал индийского духовидца, сына ма-
 тери, и растворился в нём. Рамакришна погрузился в экстаз. Ещё
 раз осуществилось слияние с Брахманом. Потом постепенно он
 вернулся в нормальное состояние. С того времени он сохранял веру
 в божественность Иисуса Христа, считая его воплощением Господа.
        Но не единственным: Будда, Кришна были для него тоже во-
 площениями Бога.
  __________________________________
* Роллан Р. Жизнь Рамакришны; жизнь Вивекананды. М.: Политиздат, 1991, с.47-48

                262
=================================================

Логос плюс магия
 
        Я уже вижу, как наши абсолютные христиане, стражи тела
 Господня, хмурят брови и надменно изрекают: “что он знает о на-
 шем Боге? Видение? Изучение? Это слишком легко. Он ничего не
 знает об учении”.
        Он мало знал, это верно*». Тут мы сталкиваемся с парадоксом,
 он действительно знал очень мало, хотя все, кто с ним говорил,
 убеждались в том, что он знал всё. Он знал очень мало, потому что
 ему не надо было ничего знать. Как аватар Вишну, любимый сын
 Матери, он получал исчерпывающий ответ на любой вопрос в тот
 же самый момент. Он обладал невероятной прозорливостью, был
 невероятно дальновиден и передал это свойство своему любимому
 ученику — Нарену, ставшему позже Ви-
 веканандой.
        «За  три или четыре дня до смерти он позвал Нарена и просил
 оставить их вдвоём. Он посмотрел на него с любовью и впал в экс-
 таз. Складками своего экстаза он окутал и Нарена. Выйдя из мра-
 ка, Нарен увидел Рамакришну плачущим. Учитель сказал ему:
        — Сегодня я отдал тебе всё и стал бедным факиром, у меня
 ничего больше нет. Этой силой ты сделаешь большое добро на све-
 те. И только тогда ты возвратишься...**
        С этого часа все его силы были переданы Нарену. Учитель и
 ученик слились воедино*** ».
        Мы знаем, что, когда Вивекананда отправился на Запад рас-
 пространять по миру идеи Рамакришны, то он отправился сразу в
 Соединённые Штаты Америки.
        По прошествии 100 лет можем даже объяснить почему ему
 следовало отправиться именно в США. Да потому что это был
 единственный островок стабильности; потому что весь мир вскоре
 обезумел и это всеобщее безумие длилось почти что 100 лет, обой-
 дя стороной только Соединённые Штаты. Движимые самыми луч-
 шими побуждениями, чувством долга, справедливости, горя, неис-
 требимым желанием покончить со злом, угрожающим существова-
 нию целых народов, люди принялись уничтожать друг друга всеми
 имеющимися в их распоряжении средствами.
        Сейчас, глядя на события первой мировой войны, мы ничего
 кроме маниакальной вспышки мирового зла в них увидеть не спо-
 собны, а ведь воюющие не сомневались в том, что они творят добро
 и борются со злом. Попы именем Господа благословляли на ратные
 подвиги, освящали оружие, отпускали грехи миллионам убийц.
        Сейчас отчётливо видно, что это безудержное стремление тво-
 рить добро приняло такие формы и такие масштабы, что стало яс-
 но, что эпоха познания добра и зла закончилась — добро стало не-
  __________________________________
* Роллан Р. Жизнь Рамакришны; жизнь Вивекананды. М.: Политиздат, 1991, с.47-48

                263
=================================================

А. А. Вотяков
 
 отличимо от зла. Но то, что нам с вами стало ясно только сейчас
 Великой Матери было ясно ещё в те далёкие годы. Это Её устами
 говорил Рамакришна:
        “Когда я мыслю верховное существо бездеятельным, не сози-
 дающим, не сохраняющим, не разрушающим, я называю Его
 Брахман или Пуруша, Богом безличным. Когда я мыслю Его дея-
 тельным, созидающим, сохраняющим, разрушающим, я называю
 Его Шакти или Майя, или Пракрити — личным Богом. Но в сущ-
 ности никакой разницы между ними не существует. Безличное и
 личное — это одно и то же”.
        Мудрость этой фразы безгранична, она ведь говорит и о том,
 что закончилась эпоха личных богов, богов, обладающих знанием
 добра и зла; деятельных, созидающих, сохраняющих, разрушаю-
 щих, — эмоциональных богов астрального мира; что скоро насту-
 пит эпоха Бога Безличного, Бога причинно-следственного мира,
 признающего только логику и трезвый расчёт. Его не интересует
 ни добро, ни зло; Его интересует истина, не Истина с большой бу-
 квы, а та самая с маленькой, которою пользуются математики. Эра
 эмоций кончилась — началась эра расчёта. А первыми в эту эру
 вступили Соединённые Штаты Америки. Вот почему Вивекананда,
 а вслед за ним и Йогананда, оказались в США, а не в Англии,
 Германии, Франции, России.
        Рамакришна однажды предсказал, что в следующий раз он
 родится через 200 лет, но не в Индии, а в России. Можем ли мы по
 прошествии 100 лет объяснить почему?
        Создаётся впечатление, что он знал, что вся тяжесть борьбы
 добра с добром падёт именно на Россию и что ровно через 100 лет
 после его смерти кровавый режим вселенского добра, который
 Рейган совершенно несправедливо называл “империей зла”, рух-
 нет и погребёт под своими обломками и добро, и зло, и патриотизм,
 и православие. Вы скажете:
        — Но ведь этого ещё не случилось!
        — Верно, не случилось, но “могильщик” уже появился —
 “новые русские”.
        Их главное достоинство — расчётливость, они ничего не забы-
 вают, они ничего не прощают, они никому не верят. Старые рус-
 ские отличались благотворительностью, пеклись о благе народа,
 строили школы, больницы, библиотеки, театры, церкви, богадельни.
 Если вы помните, русские крестьяне их за это расстреливали. Но-
 вые русские не будут заниматься благотворительностью, они не
 будут патриотами, свои деньги, свои семьи они будут держать за
 рубежом. Крестьянство, в конце концов, погибнет, судя по всему,
 оно заслужило это. Наступит время, когда (впервые за всю исто-
 рию России) одной только подлостью не прокормишься. Идиотские
 законы времён пост коммунистического реформирования будут за-

                264
=================================================

Логос плюс магия
 
 менены другими, работающими, и в России с её технически гра-
 мотным и довольно толковым народом, наконец-то, будут сформи-
 рованы условия, при которых страна станет обладать перспектив-
 ной деловой судьбой. Или все вскоре вымрем, или так оно и будет,
 “это неизбежно”, как говаривали коммунисты.
        Через какое-то время после этого в России родится аватар
 Вишну, который закончит дело, начатое Рамакришной. На смену
 религиям добра и зла придёт религия истины (с маленькой буквы).
        Рамакришна успешно отождествлял себя с людьми, богами доб-
 ра и зла, но отождествить себя с Богом Безличным, он так и не смог.
        «После отъезда Тотапури (к концу 1865 года) Рамакришна ос-
 тавался ещё более полугода в заколдованном огненном кругу. Он
 продолжал, напрягая все свои силы, стремиться к тождеству с Аб-
 солютом. В течение шести месяцев, по его утверждению, он нахо-
 дился в каталептическом состоянии экстаза, в каком пребывали,
 судя по описаниям древние факиры: тело, покинутое духом, было
 точно заброшенный дом, предоставлено разрушительным силам.
 Если бы не племянник, бодрствовавший над этим телом без хозяи-
 на и насильно кормивший его, Рамакришна бы умер*».
        Отождествление — это логическая операция причинно-
 следственного мира, поэтому она эффективна в физическом и аст-
 ральном мирах, но стремление к тождеству с Брахманом ничего не
 даёт. Только овладение той формой сознания, которая порождает
 логику и отношения причинно-следственного мира приводит к пе-
 реживанию того, что ты есть Брахман, что тебе тоже известно,
 что тебе ничего не известно.
        У Ромена Ролана есть интересная сноска, которую он конечно
 не понимал, в которой он пытается описать Логос (которому по-
 священ первый том настоящей монографии). Оказывается Шанка-
 ра прекрасно разбирался в Логосе, но не сумел выразить своё зн-
 ние словами. Тем, кто не владеет Логосом, эта сноска, содержащая
 кстати 2 ошибки перевода, покажется бессмысленным собранием
 лишённых смысла утверждений, те же, кто им владеет, удивятся
 тому, как точно переданы детали, но не суть.
        «Адваита (не имеющий подобного) — это самая точная, самая
 абстрактная форма Веданты. Она восходит до Упанишад и даже
 ещё дальше. Величайшим её представителем в VШ веке нашей
 эры был Шанкара. Это абсолютное отрицание двойственности. Су-
 ществует одна-единственная реальность, исключающая всякую
 другую реальность. Её имя не имеет значения: Бог, Бесконечность,
 Абсолютное, Брахман, Атман — не всё ли равно? Ибо эта реаль-
 ность  не  обладает ни одним качеством, которое способствовало бы
 __________________________________
* Рассказывают, что какой-то прохожий монах, заметив, что он умирает, пинками
вернул ему готовую покинуть его жизнь.

                265
=================================================

А. А. Вотяков
 
 её определению. На всякую попытку такого определения Шанкара
 (как и Дионисий Ареопагит) имеет один ответ: “нет, нет”. То, что
 кажется существующим (мир наших чувств и нашего разума), есть
 всё то же Единое Абсолютное, порождённое неведением (Авидья).
 Под влиянием Авидья, которую Шанкаре и всей его школе очень
 трудно как следует объяснить, Брахман принимает разные имена
 и разные формы, которые просто олицетворяют несуществующее.
 Единственно существующее в этом потоке призрачных “я” — это
 настоящее Я, Праатман, Единый. Для его достижения добрые дела
 бесполезны: самое большее, они способствуют образованию атмо-
 сферы, благоприятной для внезапного явления познания. И только
 это познание — и притом непосредственное — может возродить
 душу и спасти её (Мукти)*».

                Трансперсональность.

        «Однажды, чтобы испытать своё духовное могущество, Нарен
 попросил своего товарища Калипрасада прикоснуться к нему, ко-
 гда он будет в состоянии сосредоточения. И Кали прикасается к
 нему и сам впадает в такое же состояние. Рамакришна узнаёт об
 этом и строго увещевает Нарена; он укоряет его в растрачивании
 для такой легкомысленной цели хлеба на корню и определённо осу-
 ждает передачу мысли. Запретно наносить ущерб свободе духа. Вы
 должны помогать другим. Запретно подменять их мысли своими** ».
        Интересно удивительнейшее свидетельство Йогананды: «Один
 за другим проходили через мои руки завёрнутые в пёструю бумагу
 подарки из огромной кучи под ёлкой*** .
        — Сестра Джьянамата! — Я вручил коробку безгрешной аме-
 риканской леди с приятным лицом человека, достигшего глубин
 постижения Бога; во время моего отсутствия она руководила цен-
 тром Маунт Вашингтон. Из бумажной обертки она извлекла сари
 из золотистого варанасского шёлка.
        — Благодарю вас, сэр, — оно создаст перед моим взором обра-
 зы Индии!
        — Мистер Дикинсон! — В следующем пакете находился пода-
 рок, купленный мною на Калькутском базаре. “Вот это понравит-
 ся мистеру Дикинсону”, — пронеслась тогда в моей голове неожи-
 данная мысль. Мой любимый ученик мистер Дикинсон присутство-
 вал на каждом рождественском празднестве в центре Маунт Ва-
 шингтон с 1925 года.
  __________________________________
* Роллан Р. Жизнь Рамакришны; жизнь Вивекананды. М.: Политиздат, 1991, с.31
** Роллан Р. Жизнь Рамакришны; жизнь Вивекананды. М.: Политиздат, 1991, с.187
*** 1936 год, традиционная рождественская ёлка в Лос-Анжелесском центре.

                266
=================================================

Логос плюс магия
 
        Сейчас он стоял передо мною на одиннадцатом празднике — и
 развязывал ленты продолговатой коробки.
        — Серебряный кубок! — Борясь с охватившим его волнением,
 он глядел широко раскрыв глаза, на подарок — высокий кубок для
 питья. Затем он уселся в отдалении, явно ошеломлённый случив-
 шимся. Ласково улыбнувшись ему, я возвратился к своей роли
 Санта-Клауса.
        — Вечер, наполненный восклицаниями, закончился молитвою
 Подателю всех даров; затем последовало групповое пенье рожде-
 ственских гимнов.
        Прошло несколько дней, и как-то раз мы с мистером Дикинсо-
 ном завели случайный разговор.
        — Сэр, — промолвил он, — разрешите мне поблагодарить вас
 за серебряный кубок. Тогда, под Рождество, я не смог найти нуж-
 ные слова.
        — Я привёз этот подарок именно для вас!
        — Этого кубка я ждал сорок три года! Это длинная история, и
 она долго оставалась скрытой в моей душе. — Мистер Дикинсон
 застенчиво взглянул на меня. — Начало её было драматическим: я
 тонул. Дело происходило в одном из городков штата Небраски.
 Старший брат в шутку толкнул меня в пруд, в глубине вода дохо-
 дила до пятнадцати футов. Тогда мне было всего пять лет. Когда я
 должен был вторично скрыться под водой, передо мной появилось
 сверкающее многоцветное световое облако. Оно заполнило всё ви-
 димое глазам пространство, а посреди его показалась фигура чело-
 века со спокойным взором и ободряющей улыбкой. Моё тело погру-
 зилось в воду и в третий раз, — но тут один из приятелей брата так
 сильно наклонил гибкую высокую иву, что я, уже пришедший в
 отчаянье, смог ухватиться за неё слабеющими пальцами. Мальчики
 вытащили меня на берег и успешно оказали мне первую помощь.
        Двенадцать лет спустя, семнадцатилетним юношей, я посетил
 вместе с матерью Чикаго. Это случилось в 1898 году; как раз в это
 время там шла сессия великого Международного Парламента Ре-
 лигий. Мы шли с матерью по главной улице, когда я вновь увидел
 сильную вспышку света. В нескольких шагах от меня неторопливо
 шёл тот самый человек, который явился мне в видении много лет
 назад. Он приблизился к большому зданию и скрылся за дверью.
        — Мама, — воскликнул я, — это был тот человек, который
 явился передо мной, когда я тонул!
        Мы поспешно вошли в здание. Человек сидел на возвышении,
 предназначенном для делегатов. Скоро мы узнали, что это был ин-
 дийский свами Вивекананда*. После его волнующей душу речи, я
 устремился  вперёд,  чтобы  встретиться  с  ним.  Он  благосклонно
 __________________________________
* Главный ученик Учителя во Христе Парамахамсы Шри Рамакришны


                267
=================================================

А. А. Вотяков
 
 улыбнулся мне, как будто мы были старыми знакомыми. Я был
 ещё так молод и не знал, как выразить свои чувства; но в глубине
 моего сердца таилась надежда на то, что он предложит мне стать
 его учеником. Он прочёл мои мысли:
        — Нет, нет, сын мой, я — не твой гуру. — Вивекананда загля-
 нул глубоко в мою душу своими прекрасными пронизывающими
 глазами. — Твой учитель явится позднее. Он подарит тебе сереб-
 ряный кубок. — После недолгой паузы он улыбнулся и прибавил:
        — Он изольёт на тебя больше благодати, чем ты сейчас в со-
 стоянии удержать. Через несколько дней я уехал их Чикаго, —
 продолжал мистер Дикинсон, — и никогда более не встречал вели-
 кого Вивекананду. Однако каждое произнесённое им слово неиз-
 гладимо запечатлелось в глубине моего сознания. Прошли годы, но
 учитель не появлялся. Однажды вечером, в 1925 году, я помолился
 от всей души, прося Господа послать мне моего гуру. Через не-
 сколько часов меня пробудили от сна мягкие звуки какой-то мело-
 дии. Перед моим взором появилась группа небесных существ с
 флейтами и другими инструментами. Наполнив воздух прекрасной
 музыкой, ангелы медленно исчезли.
        На следующий вечер я впервые присутствовал на одной из
 ваших лекций здесь, в Лос-Анжелесе, — и узнал, что моя молитва
 была услышана. — Мы молча улыбнулись друг другу.
        — Я учился у вас крийа-йоге в течение одиннадцати лет, —
 закончил мистер Дикинсон. — Иногда я удивлялся тому, что се-
 ребряный кубок не появляется: однако я почти убедил себя в том,
 что слова Вивекананды были всего лишь метафорой.
        Но в ту ночь под Рождество, когда под ёлкой вы вручили мне
 небольшую коробку, я увидел в третий раз в жизни ту же самую
 ослепительную вспышку света. И в следующее мгновение я увидел
 подарок своего гуру, тот самый серебряный кубок, который Виве-
 кананда предсказал мне сорок три года назад*.»
        «Уже незадолго до своей смерти Вивекананда, беседуя с одним
 из учеников, Саратчандрой Чакравати, рассказал ему об этой та-
 инственной перемене, которая произошла с ним за три или четыре
 дня до смерти Рамакришны:
        — Рамакришна позвал меня одного, приказал мне сесть перед
 собой, посмотрел мне в глаза и впал в самадхи (экстаз). Тогда я
 ощутил мощный поток неведомой силы, как бы электрические
 толчки**. Моё тело было пронизано ими. Я потерял сознание. На
 сколько времени? Я не знаю... Когда я пришёл в себя, я увидел
 Учителя в слезах. Он сказал мне с бесконечной нежностью: “О,
 мой Нарен! Я теперь уже лишь бедный факир, я всё отдал тебе.
 Силой  этого дара ты свершишь великие дела здесь в мире, только
 __________________________________
* Йогонанда. "Путь йогина" М., "Золотой век", 1993, с. 222
** Это не электрические толчки, доложу я Вам, это удары в кость в районе крестца,
 от которых моё тело подбрасывало вверх сантиметров на 10-15. Если бы мне кто-то
 сказал, что такое возможно я бы не поверил. (Прим. автора).


                268
=================================================

Логос плюс магия
 
 после этого тебе позволено будет возвратиться...” Мне кажется, что
 именно эта Сила уносит меня в своём вихре и заставляет меня ра-
 ботать, работать...**»
        «Он владеет любопытными и опасными силами йогов. Он как
 можно меньше пользуется ими, ибо он ненавидит тайные средства;
 он решительный противник “чудес”; он допускает их возможность,
 но считает их бесполезными и даже вредными; он относится к ним
 с таким же отвращением, как и Христос; силы, называемые
 сверхъестественными, кажутся ему препятствием на пути к ду-
ховному совершенствованию, которое должно быть естественным
 плодом сердца. Но разве он всегда настолько владеет этими силами,
 чтобы не проявлять их?
        Туласи (Нирманананда) не знает его ещё. Он ждёт на веранде;
 он видит, что мимо него проходит нетвёрдой походкой погружён-
 ный в размышления человек; этот человек (Рамакришна), не оста-
 навливаясь, бросает на него взгляд: Туласи ощущает удар в грудь
 и остаётся на минуту парализованным.
        Тарак (Шивананда) стоит напротив Рамакришны, неподвиж-
 ный и молчаливый; взляд учителя останавливается на нём; он на-
 чинает рыдать и дрожит всеми членами.
        При первом посещении Калипрасад (Абхедананда) прикасает-
 ся к Рамакришне: волна какой-то силы сразу заливает его, овла-
 девает им.
        Иногда учитель сам старается пробудить внутренние силы. Он
 помогает им, когда видит усилие доброй воли. Так заметив, что Ла-
 ту (Абхутананда) изнуряет себя бесконечными молитвами, он про-
 сит Мать даровать ему плод его благочестивого желания и, не-
 сколько дней спустя, Лату достигает экстаза во время молитвы.
        При втором посещении Субодха (Субодхананда) он прикасает-
 ся к его груди, говоря: “Проснись, Мать, проснись!” — и пишет
 пальцем на его языке: Субодх чувствует поток света, идущего от
 мозга к сердцу, образы богов и богинь проходят, как искры, и тают
 в бесконечности; он теряет чувство своей личной сущности, которое
 ему почти тотчас же возвращает Рамакришна, сам поражённый
 силой этих реакций.
        Маленького Гангадхара (Акхандананда) учитель приводит в
 храм Кали и говорит ему: “Смотри на живого Шиву!” — и Гангад-
 хар видит его.
        Но пусть в этом не ошибаются! Учитель никогда не старается
 навязать ученику те видения или мысли, которых нет у самого
 ученика: он только пробуждает их. Интеллектуальным натурам он
 первый не станет советовать искать познания Бога воочию. Когда
 нежно любимый Бабурам (Премананда) умоляет его дать ему экс-
  __________________________________
* Роллан Р. Жизнь Рамакришны; жизнь Вивекананды. М.: Политиздат, 1991, с.303


                269
=================================================

А. А. Вотяков
 
 таз, Божественная Мать предупреждает Рамакришну, что Бабурам
 предназначен для “джняна” (познание разумом), а не для Бхава
 (физическое восприятие божества).
        Того, кто станет величайшим учеником-интеллектуалистом,
 Саратчандру (Сарадананду) он спрашивает: “Как любите вы по-
 знавать Бога? Какие у вас видения, когда вы сосредоточиваетесь
 на самом себе?” — Саратчандра отвечает: “Я не люблю видений. Я
 не стремлюсь видеть какое-либо определённое изображение Бога
 во время сосредоточения, я стремлюсь видеть Его таким, каким Он
 проявляется во всех существах на свете”. — Рамакришна улыба-
 ется и говорит: “Но ведь это последнее слово духовности. Вы не
 можете достигнуть его сразу”. — Саратчандра возражает: “Я не
 удовлетворюсь ничем иным”.
        Даже для самых сенситивных натур познание зрением —
 только стадия, которую надо пройти. Абхадананда, увидев, как
 проходят в Рамакришне различные перевоплощения, однажды за-
 мечает, что все формы тают в одном светлом образе. Рамакришна
 объявляет ему, что впредь у него не будет видений. Он прошёл
 этот этап, и действительно, с этого дня у Абхедананды будут толь-
 ко мысли о беспредельном, необъятном, которые от-носятся к без-
 личному Брахману.
        Когда Бабурам настаивает, желая получить от учителя особую
 силу, Рамакришна упрекает его и говорит: “О чём ты можешь про-
 сить меня? Разве всё, что у меня есть, не ваше? Всё, чего я достиг
 в форме реализации, — всё для вас всех. Вот ключ, откройте и
 возьмите всё!”
        Но он говорит ещё ведантисту Харинатху (Турьянанде): “Если
 вы думаете найти Бога в другом месте, не возле меня, идите. Я
 желаю только, чтобы вы возвысились над страданиями мирскими и
 чтобы насладились божественным блаженством”.*»








  __________________________________
* Роллан Р. Жизнь Рамакришны; жизнь Вивекананды. М.: Политиздат, 1991, с.303
 
                270
=================================================

Логос плюс магия



Часть 6. Эгрегор Христианства.

                Объятые светом.


Рецензии