Случайный модернизм Юлии Жадовской

Случайный модернизм Юлии Жадовской

Решил я как-то ознакомиться на скорую руку с творчеством поэтессы XIX века Юлии Жадовской. Прочёл о ней в обзорной статье по литературе позапрошлого века и подумал — дайка просмотрю пару-тройку стихотворений и буду иметь общее представление об авторе и её произведениях.
Нашёл в интернете страничку этой поэтессы и читаю самое первое стихотворение:

Ты скоро меня позабудешь…
Взгляд.
Я всё ещё его, безумная, люблю…
Любви не может быть меж нами…
Ах, бабушкин сад!
Много капель светлых…
Тяжёлый час.
До свидания.
Прощай.

Читаю и думаю — насколько же это всё нестандартно для XIX века! Да это же прям-таки модернизм, даже постмодернизм какой-то — совершенно несвойственный для того времени и особенно для тогдашних поэтесс с их бесконечными томными вздыханиями и скучными размышлениями. Думаю — что такое?
Оказалось, я читал оглавление.

Дело в том, что на той интернет-страничке, которую я открыл, список стихов был набран подряд и визуально ничем не отличался от располагавшихся ниже стихотворений. Выглядел как отдельное стихотворение.
Но с другой стороны, такой случайно получившийся модернизм в чём-то отражает суть всех этих модернизмов-авангардизмов... ну если не суть, то какую-то из граней. Ведь тот же Кандинский, например, пришёл к своему авангардному стилю похожим путём. Судя по его рассказу, он случайно прислонил одну из своих картин к стене боком. Изображение стало непонятным, только загадочно засверкали краски. Хотя по свидетельству очевидцев, он просто вытирал кисти о тряпку, сочетание случайных пятен понравилось художнику и тот выдал его за готовую картину. После этого он сознательно стал так рисовать. То же можно сказать и о ряде других исканий тех лет когда зарождался авангардизм. Бывало, что к желанному, неожиданному результату художники и поэты приходили случайно.
И если бы от творчества Юлии Жадовской сохранилось только оглавление, она бы вполне могла прослыть предтечей авангардизма… Но не сложилось:).

С.И. Аксёненко

P.S. А Юлия Жадовская действительно оказалась интересной поэтессой, пусть она даже и не вышла из мейнстрима XIX века.


Рецензии