Чарующий месяц весны

Май...Чарующий месяц весны.
Необыкновенно зелёными, пышными становятся деревья, которые совсем не так давно стояли голыми и скучными. Зацвели сирень, черёмуха. Их аромат дурманит и тревожит душу. Весна! Хочется жить, радоваться солнцу, небу, людям и всему миру, любоваться и восхищаться этим чудом - преображением природы.

Иду к своей приятельницы, чтобы пригласить её пройтись по парку и подышать весенним свежим воздухом.
- Ой, Ириша, как хорошо, что ты пришла! Мне нужна твоя помощь.
- А что у тебя случилось, Верочка?
- Готовлюсь к акции "Бессмертный полк" и боюсь, что не смогу одна ровно приклеить портрет своего дедушки. Он у меня геройски погиб под Берлином.
- Хорошо, я тебе помогу.
-А ты пойдёшь на акцию? Твой дед воевал?
Я не могу сразу ответить. Мне трудно начать этот разговор:
- Мой дедушка погиб в концлагере.
- Так он настоящий герой! А в каком лагере? В Бухенвальде? Или в Освенциме?
- Мой дедушка погиб... в советском концлагере.
- А... это совсем другое дело. Тогда он не герой. Он, наверное, был врагом народа? Может не будем об этом говорить?
-  Если не говорить, то правды никто никогда не узнает. Я много думала об этом и часто задавала сама себе вопрос: почему же моего дедушку не считают героем? Он же мог воевать, но без причин был репрессирован в те, военные годы. Только из-за того, что он немец по национальности. Убит НКВДешниками, потому что не молчал даже в лагере. Я считаю, что он геройски погиб. Вот твой дедушка получил пулю в лоб на войне и считается героем.
- Ну, ты сравнила.
 - А почему нет? Выходит, что те люди, которых гнобили свои же в лагерях, над которыми издевались, пытали, насиловали, убивали  - просто вот так погибли? Они не герои?  Обворовали их квартиры, забрали  имущество, дома  и это всё нормально? А перед теми, кто выжил в этих страшных лагерях, даже не извинились. Просто прислали справку о реабилитации и всё. Им разрешили жить!
- Ириша, это же было давно и об этом надо забыть.
- Как интересно ты рассуждаешь. Твоего дедушку надо помнить, носить его портрет для всеобщего обозрения,  а моего забыть. Совсем. Как - будто такого человека и не было. Получается какое-то раздвоение сознания. Я училась в школе - это 60-70 годы и часто мы проводили внеклассные уроки, на которых нам рассказывали ветераны о своих подвигах. Мы сами готовили доклады о своих воевавших родственниках.
- Да, помню такое. Я тоже рассказывала о своём дедушке.
- Почему тогда нельзя было рассказать историю сестры моего дедушки? Ей было 25 лет, когда началась война и когда её угнали в советский концлагерь. Она попала на Крайний Север. Вместе с  другими женщинами её загоняли каждый день по пояс в ледяную воду и они сетями ловили рыбу. Женщины голодали, но съесть даже самую маленькую сырую рыбёшку было нельзя. Охранники строго следили за этим. Если кто не выдерживал голода, срывался и съедал, то таких сильно били, издевались над ними жестоко. Насиловали. Естественно, от долгого пребывания в холодной воде многие умирали от различных воспалительных заболеваний, а кто остался жив стал инвалидом, навсегда потеряв возможность иметь детей. Сестре моего дедушки "повезло". Природа и родители наградили её незаурядными внешними данными. Она понравилась самому начальнику лагеря и он забрал её из рыбачьей бригады себе на утеху. Когда её реабилитировали, она вернулась с сыном, которого родила от начальника лагеря. Какая была её жизнь там? Разве она не герой?
- Вот это история!
   - Почему я не могла говорить, что мой дедушка тоже хотел воевать, но был расстрелян просто за то, что говорил правду и не молчал. Что мой папа сбежал из этого концлагеря и поэтому остался в живых, что я сама репрессирована? Представляешь реакцию учителей, если бы я, маленькая девочка, стояла в классе и говорила, что  репрессирована? Получается, что об этом мы должны молчать, как будто мы преступники! Но мы- то были жертвами!
- Ириша, о многом умалчивалось в нашей стране и старались не вспоминать. Конечно, мы кое что слышали, но это как-то проходило мимо нашего сознания и не запоминалось.
- Ты знаешь, Верочка, сколько советских людей пострадало от собственной власти? Так я тебе скажу, что их гораздо больше, чем погибших в Великую Отечественную войну. И если бы все эти люди, вместо пыток и истязаний в застенках НКВД, пошли воевать, то может быть война закончилась быстрее. Вот ты клеишь портрет своего дедушки, чтобы показать его сегодняшним людям и чтобы они знали своих героев победы. Так ведь?
- Да, это надо помнить и не забывать.
- А я предлагаю в день памяти жертв политических репрессий, тоже сделать акцию "Никто не забыт, ничто не забыто". Люди будут нести фотографии всех тех, кого уничтожила советская власть. Хотя я противница такого хождения с фотографиями тех, кто совершенно не интересен современным людям. Но надо же помнить всё.
- Ириша, наверное, ты права. Надо помнить всё... Ну вот, как хорошо мы наклеили фотографию моего дедушки. Спасибо тебе... Теперь идём дышать свежим воздухом мая?

Прогуливаемся уже по красивым аллеям парка нашего города. А я всё ещё нахожусь под впечатлением от разговора. Меня мучает вопрос: откуда такая раздвоенность понимания о героях?
Нам навстречу идут люди, которые так же как и мы с удовольствием гуляют по парку, радуются хорошему дню и просто жизни. Был весенний месяц май.


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Ирина!
Мне запал в душу Ваш рассказ. И грустно и больно и обидно было читать. Я думаю, что не всё кому дают медаль и называют героем являются таковым. Есть герои, о которых никто ничего не знает, но это ничего не меняет. Они герои!
Как же сладко Вы описали весну в начале и в конце рассказа. Захотелось тепла и весны :)
Всего самого доброго!

Кристина Заяц   13.01.2024 09:02     Заявить о нарушении
Добрый вечер, дорогая Кристина!
История СССР - в общем и в целом - это печальная история страны, руководство которой не умело руководить и занималось в основном репрессиями. Поэтому у большинства жителей в памяти сохранено много печальных событий и историй своей семьи, которая пострадала в той или иной мере. Вот и в моей семье много таких печальных и трагических историй.
Спасибо Вам большое, дорогая Кристина!
Всего Вам доброго!
С теплом, Ирина.

Ирина Вебер 2   13.01.2024 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.