Как волк и коза гору делили

Было это в то время, когда на Южном Урале ещё жили великаны. Одним словом давным-давно.
Жила-была коза – беленькая, с аккуратными рожками и бородкой. Летом жилось ей неплохо – травки возле дома пощиплет, водички из лужи попьёт, что козе ещё надо? А вот зимой её козье житьё-бытьё становилось хуже некуда. Хозяин у неё был нерадивый – когда другие мужики сено на зиму заготавливали, он ленился. Ляжет в тени деревьев или под телегу заберётся и спит. Вот и приходилось козе зимой перебиваться. Надоела ей такая жизнь, и после очередной голодной зимы решила она от хозяина уйти.
Дождалась, когда солнышко не только светить, но и пригревать станет, и пошла куда глаза глядят. Шла-шла, видит – гора стоит, посреди степи возвышается. На вид аппетитная – вся молодой зелёной травкой покрыта. И речка тут же недалеко протекает.
– Какое славное место, - обрадовалась коза, - буду здесь жить!
И решила она обойти свои новоприобретённые владения. Пошла вокруг горы. Идёт, напевает себе под нос весёлую песенку. И вдруг навстречу ей волк. Испугалась коза – неужели конец ей пришёл, а ведь она только-только жить начала! Но в такой ситуации поддаваться страху – всё равно, что подписывать себе смертный приговор – ни в коем случае нельзя! Собрала она всё своё мужество и говорит:
– Ну, здравствуй, волк!
– И тебе, коза, не хворать! – осклабился серый разбойник.
– В первый раз встречаю такого любезного волка! – улыбнулась коза.
– Любезность тут не причём, - небрежно махнул лапой волк. – Просто есть хворых коз вредно для здоровья! – сказал так и погладил лапой по животу.
Коза чуть самообладание не потеряла, но вовремя поняла, что делать. Схватилась за живот и давай мучительную боль изображать. 
– Что с тобой? – вытаращился на неё волк.
– Да вот, ты мне желаешь не хворать, а я ведь как раз и хвораю! – сказала, корчась, словно от боли, коза.
– Врёшь! – не поверил волк.
– Чтоб мне вовек свежей травой не лакомиться – правду говорю! Думаешь, почему я здесь? Что мне у хозяина не жилось? А всё дело в этой горе! Она исцеление от всяческих болезней приносит! Раньше я время от времени сюда приходила, а как старость с хворями меня настигла, решила насовсем сюда перебраться. Стану тут жить, а гора меня исцелять будет!
– Пожалуй, и я тут поживу! – задумчиво молвил волк. – А то я зубами уже который день маюсь!
– Зубы надо прикопать в горе, тогда они болеть перестанут! – посоветовала коза.
Волк недоверчиво посмотрел на неё.
– На собственном опыте проверено! – заверила его коза.
Вытащил волк зубы, зарыл в горе.
– Ну и как? – спрашивает коза.
– Не болят! – обрадовался волк.
– Видишь, - сказала коза, - не врала я тебе, когда про гору говорила – целебная она! Вот и мне уже полегчало!
– Твоя правда! – согласился, шамкая беззубым ртом, волк. – Давай вместе здесь жить – вдвоём веселей!
– Давай! – согласилась коза.
Стали они вместе на горе жить. Час живут, два живут, проголодался волк. Поглядел по сторонам – из еды только коза, да и то хворая. «Может, всё-таки съесть её, - подумал волк. – А если у меня от неё брюхо заболит, так гора меня вылечит! Только козу без зубов не съешь! Ну, - думает, - ничего не случится, если я ненадолго зубы вырою! А как поем, обратно их закопаю!».
Пошёл волк к тому месту, где он свои зубы зарыл, а там и нет ничего.
«Это моя соседушка, больше некому!» - решил волк и пошёл к козе – требовать, чтобы она ему зубы вернула.
Коза на ту пору уже начала себе жилище в горе рыть.
– Отдам, - говорит она, - если уйдёшь отсюда!
– А давай мы с тобой эту гору поделим! – предложил волк.
– Это как?
– Ты с одного края зубами ухватишься, я – с другого, и потянем каждый в свою сторону! Ну, если ты, конечно, зубы мне вернёшь!
– Давай попробуем! – согласилась коза. – Но смотри, - предупредила она, - надумаешь меня съесть, тебе это аукнется! Ещё сильнее зубы заболят, хвост отпадёт, шерсть вся повылезет! Вот увидишь, я знаю, что говорю!
Волку прямо не по себе от таких слов стало: «Чтобы я ещё когда-нибудь на эту козу облизнулся, - подумал он, - да никогда! Мне моя жизнь дорога. А вот от горы этой чудесной кусок хорошо было бы оттяпать!».
Вернула коза волку зубы и пошли они гору делить. Тянут, что есть силы, каждый себе, а гора не то что не делится, но даже не шелохнётся.
– Вот вредная! – рассердился на гору волк и даже слегка укусил её. Земля попала ему в рот, и он начал отплёвываться.
– Так у нас ничего не выйдет! – сказала коза. – Вот была бы у нас пила, мы бы её распилили!
– А где её взять, пилу эту? – спросил волк.
– У моего бывшего хозяина имеется, правда, он ей не пользуется совсем!
– Так давай я за ней сбегаю! – предложил волк.
– Давай, только зубы оставь, а то ты чего доброго ещё задерёшь кого!
Вздохнул волк, но спорить не стал.
Коза и заскучать не успела, как волк принёс пилу её бывшего хозяина. Забрались они на вершину, и давай гору пилить. Пилили, пилили, только самую макушку чуток распилили.
– Уф, - выдохнула коза, - не могу больше!
– И я, - признался волк, смахивая проступивший на лбу пот.
– Нужен кто-то третий, чтобы рассудил нас! – сказала коза и завертела головой – не покажется ли кто.
Тут на их счастье мимо великан проходил. Идёт, головой облака подпирает, через горы и речки перешагивает.
Приблизился он к горе, волк и коза стали звать его что есть мочи.
Слышит великан, пищит кто-то. Думал, комар на ухо зудит, махнул на всякий случай рукой, чтобы отогнать, а от взмаха его руки буря поднялась. Волка и козу чуть было этой бурей не унесло, еле-еле они на верхушке горы удержались. А как опасность миновала, снова в один голос позвали великана.
– Нет, это не комар! – загремел великан и стал осматриваться – откуда может доноситься зов.
Показалось ему, что голос доносится со стороны одной кочки. Присел он возле неё на корточки, видит, две букашки подпрыгивают и его зовут.
– Что вам от меня нужно? – спросил великан.
– Помоги нам, поднебесный человек! – попросили его волк и коза. – Нам эту гору поделить надо! Уж мы её и в разные стороны растаскивали и пилой распиливали, а ничего у нас не выходит! Может, ты чем поможешь?
– Ха-ха-ха! – расхохотался великан и от его раскатистого смеха волк и коза чуть не оглохли. – Так вы не можете поделить между собою эту кочку?
– Всё верно, батюшка! – закивали просители.
– Так это разве проблема! – прогремел великан, дунул на гору – она в несколько раз увеличилась. Так что это уже была не гора, а горы.
Взял великан козу двумя пальцами и посадил на один склон гор, а волка – на другой, а потом разделил горы надвое. Одну часть, на которой коза находилась, на месте оставил, а вторую, с волком, на север сдвинул.
– Теперь у каждого из вас есть своя кочка! – засмеялся великан и пошёл дальше, подпирая головой облака и перешагивая реки и горы.
С той поры горы, доставшиеся козе, стали называться Козьими, а горы, ставшие обителью волка, – Волчьими. И Козьи, и Волчьи горы находятся на севере Саракташского района, возле границы с Башкирией. А между горами раскинулось село Новосокулак. Если вам доведётся там побывать и у вас ненароком заболят зубы, сходите в горы – вдруг они и вправду целебные?   

      
 
 
 
 

 


Рецензии