Беседы о русской эстетике. Серебряный век

Беседы о русской эстетике | Беседа вторая. Серебряный век

/ Комитет национального наследия, 2022.
/ Московский клуб русской эстетики, 2022.

——

БЕСЕДЫ О РУССКОЙ ЭСТЕТИКЕ
Беседа вторая. Серебряный век

• Ирина Куликова, куратор,
Московский клуб русской эстетики

• Руслан Богатырев, ведущий эксперт,
Комитет национального наследия

====

— Ирина Куликова: В сегодняшней беседе хотелось бы затронуть тему Серебряного века. Она необъятна. Но хотя бы в первом приближении: как бы вы охарактеризовали то далёкое время? И насколько оно важно для нас сегодня, для нашей культуры, для нашего понимания всего мира искусства?

— Руслан Богатырев: Если кратко, пожалуй, именно Серебряный век и даёт во многом важнейшие потайные ключи к познанию сути и глубины нашей культуры. Как это ни покажется кому-то странным.

Казалось бы: какие-то мимолётные 10-20 лет на историческом переломе эпох. Бурное и смутное время. Декаданс и мистицизм. Крушение империй и судеб, надежд и идеалов, жизни и веры. Впрочем, как в отношении хронологических границ Серебряного века, так и самого этого понятия до сих пор нет чётких единых воззрений. Вроде бы и специалисты, и массовая аудитория примерно себе представляют, о чём идёт речь. Но степень размытости, аморфности, недосказанности просто поражает.

Зачем далеко ходить? Открываете “Википедию” и читаете скупые безликие строчки. Почти ни о чём. Пойдём дальше…

Заведомо заглядывать в “Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона” (ЭСБЕ, 1890-1907) вроде как бессмысленно. В начале XX века вряд ли это может как-то даже упоминаться. Так и есть. Да, “Золотой век” там представлен. Правда, лишь в понимании античности Греции и Рима (Овидий).

В Большой советской энциклопедии (БСЭ) статья о Серебряном веке, насколько знаю, так и не вышла, хотя была подготовлена сотрудником Пушкинского Дома, специалистом по Александру Блоку и Андрею Белому, доктором филологических наук Леонидом Константиновичем Долгополовым.

В Большой российской энциклопедии (БРЭ) информация подана крайне лаконично. И, по правде сказать, недалеко ушла от уровня “Википедии”. Как это ни печально.

Если вы откроете, скажем, “Британскую энциклопедию” (Encyclop;dia Britannica), то в отношении нашего Серебряного века (Silver Age of Russian Poetry) вас ждёт лишь горькое разочарование. Полная тишина.

Из общедоступных онлайн-ресурсов можно вспомнить ещё энциклопедию “Кругосвет”. Да, она исторически выстраивалась на весьма зыбком и сомнительном фундаменте (при содействии фонда Сороса), но нередко там можно встретить весьма качественные материалы.

По Серебряному веку первое приближение получить вполне можно. Информацию для “Кругосвета” готовили Татьяна Андреевна Михайлова, доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ, а также Фёдор Николаевич Блюхер, зав. сектором философских проблем социальных и гуманитарных наук Института философии РАН.

Читатели при желании могут сами пройти по указанным тропам и сопоставить изложение.

— Ирина Куликова: Серебряный век обычно связывают с русской поэзией и ограничивают Октябрьской революцией 1917 г. Вы полагаете, это правильно?

— Руслан Богатырев: Как сказать. Каждый эксперт при анализе явления вправе самостоятельно выстраивать свои модели и концепты. Разумеется, учитывая и сделанное до него. Ментальная модель должна помогать не только в объяснении известных (и даже ранее неизвестных) фактов, но и в восприятии целостности всей картины. Считать ту или иную модель лучше остальных только лишь на основании того, что так принято, — мягко говоря, некорректно. Хотя в сфере гуманитарной это, скорее, правило и норма.

Сферой моих профессиональных интересов помимо научного анализа достоверности информации (Data Science) является история науки (математика и программирование), а также история классической музыки и поэзии. Это ключевые сферы, влияющие на формирование ментальности человека. А именно история и её неизбежное искажение позволяют вольно или невольно перепрограммировать ментальность. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Которые мы особенно ярко видим в наши неспокойные дни.

Что касается Серебряного века, могу лишь отметить, что налицо явное несоответствие значимости культурно-исторического явления и самой проработки вопроса на уровне систематизации знаний. Я бы даже сказал, недопонимание всей важности этого явления для нашей культуры. Причём не только её прошлого.

Отчего так сложилось? Причин несколько. Самая явная: призма западного мира, сквозь которую мы привыкли смотреть на нашу историю, культуру и даже науку. Не учитывая того, что о какой-либо объективности в условиях исторически сложившихся предубеждений говорить не приходится. Запад почти всегда относился к Руси и России надменно, высокомерно и чаще враждебно. Нередко это скрывал. Но смысл оттого не меняется. И это надо хорошо понимать. За нас нашу работу никто делать не станет.

В качестве иллюстрации приведу здесь слова Эдсгера Дейкстры, выдающегося учёного в области компьютерных наук. Недавно, выступая с докладом “Порабощение Европы” по линии Европейского центра программирования, их уже приводил. Сказаны они были в ходе Большого турне Дейкстры по городам Советского Союза (сентябрь 1976 г.): “Я был поражён восприимчивостью (я бы сказал даже — “беззащитностью”) русских перед иностранным влиянием (особенно американским)”.

Если Серебряный век ограничивается лишь именами русских поэтов (А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, В. Иванов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, И. Анненский, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, С. Есенин, В. Маяковский и др.) или даже некоторых философов (Н. Бердяев, А. Лосев, С. Булгаков, К. Леонтьев, В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Лосский, С. Франк и др.), это крайне ограниченный и ущербный взгляд на колоссальное явление нашей культуры. Равно как и исключение религиозной основы. Уж это точно отсечёт огромный пласт всего явления.

В энциклопедических статьях о Серебряном веке, как правило, вы не найдёте упоминания “Мира искусства” Александра Бенуа, “Русских сезонов” Сергея Дягилева, литературно-артистического кабаре “Бродячая собака” в Петербурге, журналов “Аполлон” Сергея Маковского и “Скифы” Иванова-Разумника, издательств “Скорпион” Валерия Брюсова и “Мусагет” Эмилия Метнера, газеты “Русское слово” Ивана Сытина…

Здесь кроется и вторая важная причина искажения нашего восприятия. Которую весьма точно сформулировал в своей работе «Общечеловеческие корни идеализма» (1908) выдающий русский философ и богослов, математик, учёный секретарь Троице-Сергиевой Лавры Павел Флоренский. Он с горечью говорил о хронической атомизации нашей жизни: “Не Наукою, а науками, и даже не науками, а дисциплинами занято человечество”.

Прошло больше ста лет. Но ситуация лишь усугубилась.

Призадумайтесь: что в принципе знает тот или иной филолог или историк о взаимовлиянии музыки и слова, политических событий и созданных в их контексте литературных произведений? В этом, пожалуй, вся и беда. Каждый вроде бы занимается своим делом. Занимается профессионально. А вот целостности и системности, увы, не наблюдается. Ибо тут даже энциклопедичности знаний будет недостаточно.

— Ирина Куликова: Хорошо, а как вы сами коротко могли бы сформулировать суть Серебряного века?

— Руслан Богатырев: Знаете, я бы предложил отталкиваться от высказывания Николая Бердяева. Это из его книги “Самопознание. Опыт философской автобиографии”. Написана была в 1939-1940 гг. во Франции за восемь лет до его смерти. Опубликована лишь в 1949 г.

Само высказывание известно многим, но подаётся и понимается чаще в узком смысле.

Приведу дословно: «Русский культурный ренессанс начала века был одной из самых утончённых эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъёма поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрылись для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда ещё не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир (А. Блок, А. Белый). Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошёл в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние. Но апокалиптическое настроение, ожидание грядущих катастроф у русских всегда связано и с великой надеждой. Русский народ, подобно народу еврейскому, — народ мессианский. В лучшей своей части он ищет Царства Божьего, ищет правды и уповает, что не только день Божьего суда, но и день торжествующей Божьей правды наступит после катастроф, испытаний и страданий».


Что здесь особенно важно: русский культурный ренессанс. Причём Ренессанс. С прописной буквы. Эту идею Бердяев раскрывал и в других работах. В частности, в книге “Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века)” (Париж, 1946).

В исследованиях по Серебряному веку я взял за основу идеи Бердяева и постепенно выстроил свою концепцию Русского Ренессанса, которая опирается на идею Ренессанса Жюля Мишле. В Русском Ренессансе Серебряный век — лишь одна из составляющих. Но едва ли не центральная. И очень важно осознавать, что отдельно рассматривать Серебряный век, в отрыве от века Золотого и века Рубинового, — значит, терять многие существенные нити, связывающие произведения, события и явления воедино.

— Ирина Куликова: Очень интересно. Надеюсь, мы сможем с ней познакомиться в одной из следующих бесед. И уже немного иначе взглянуть на загадочный и мистический Серебряный век.

— Руслан Богатырев: Буду рад нашей новой встрече.

——
• Беседы о русской эстетике. Поэтика мышления: http://proza.ru/2021/07/18/632


Рецензии