Бенджамин Уорфилд. Искупление
Бенджамин Уорфилд (1908)
1. Значение и история учения
Замена термина "удовлетворение" (qv) для обозначения, согласно его природе, работы Христа по спасению грешников "искуплением", термином, более обычным в настоящее время, несколько неудачна. "Удовлетворение" - это одновременно и более всеобъемлющий, и более выразительный, и менее двусмысленный, и более точный термин. Слово "искупление" встречается только один раз в английском Новом Завете (Рим.5. 11, A.V., но не R.V.), и в этом случае оно несет свой архаичный смысл "примирения" и как таковое переводит греческий термин katallag;. Однако в английском Ветхом Завете оно довольно часто встречается как заявленное толкование еврейских терминов киппер, кипурим в смысле "умилостивление", "искупление". Именно в этом последнем смысле оно стало актуальным и было применено к работе Христа, которую она соответственно описывает как по своей сути искупительную жертву, умилостивляющую оскорбленное Божество и примиряющую Его с человеком.
1. Изложение Нового Завета
Характеризуя таким образом работу Христа, он не делает несправедливости по отношению к новозаветному представлению. Авторы Нового Завета используют много других способов описания работы Христа, которые, взятые вместе, излагают ее как нечто большее, чем положение о том, что Его смерть отменит вину человека. Не говоря уже ни о чем другом в данный момент, они излагают это в равной степени как обеспечение Его праведности для выполнения требований Божественного закона к поведению людей. Но нельзя отрицать, что они закрепляют в центре этой работы ее действенность как благочестивой жертвы, обеспечивающей прощение грехов, то есть избавляющей своих бенефициаров от "наказуемых последствий, которые в противном случае неизбежно влечет за собой проклятие нарушенного закона". Сам Господь обращает внимание на этот аспект Своей работы (Мф. 20.28, 26.28); и он заложен во всех важных типах новозаветного учения, а также в Евр.(2.17) и Посланиях Петра (1.3.18) и Иоанна (1 2.2), как и в настоящее время у Павла (Рим. 3; 1 Кор. 4.7; Еф. 5. 2) для которого, очевидно, "жертва Христа имела значение смерти невинной жертвы в комнате виновного" и которое поэтому "свободно использует категорию замещения, включающую концепцию вменения или переноса" юридического статуса (W.P.Paterson, "Sacrifice" in Hastings, "Библейский словарь", IV, 1909, с. 343-345). Рассматривая эту точку зрения как центральную, авторы Нового Завета приписывают спасительную действенность работы Христа именно Его смерти, или Его крови, или Его кресту (Рим. 3 25; 5. 9; 1 Кор.10 16; Еф. 1.7; 2.13; Кол. 1. 20; Евр.9.12, 14; I Пет.1.2, 19; 1 Иоан. 1.7; Откр.1.5) и это говорится с такой страстью и акцентом, что место, отведенное смерти Христа в нескольких теориях, которые были сформулированы о природе дела нашего Господа, не может быть несправедливо воспринято как проверка их библейской достоверности. Все остальное, что Христос делает для нас в широте Своей искупительной работы, по их мнению, обусловлено тем, что Он несет наши грехи в Своем собственном теле на древе; так что "фундаментальная характеристика новозаветной концепции искупления состоит в том, что избавление от вины стоит на первом месте; за ней следует освобождение от власти греха; и устранение всех болезней жизни составляет ее окончательный исход " (О. Кирн, статья "Erl;sung" в Hauck-Herzog, "Realencyklopadie", v. p. 464; см. "Искупление").
2. Развитие доктрины
Точная природа дела Христа в искуплении не была предметом научного исследования в ранней Церкви. Отчасти это, без сомнения, объяснялось ясностью новозаветного представления о Нем как о благочестивой жертве, но отчасти также и тем, что умы первых учителей христианства были поглощены более насущными проблемами, такими как корректировка существенных элементов христианских доктрин о Боге и о личности Христа, и об установлении беспомощности человека в грехе и абсолютной зависимости от благодати Божьей для спасение. Между тем христиане довольствовались тем, что говорили о работе Христа простым библейским или общим языком или развивали, скорее в качестве иллюстрации, чем объяснения, некоторые ее аспекты, главным образом ее действенность как жертвы, но также, что очень заметно, ее действие как выкупа в освобождении нас от рабства к сатане. Таким образом, только в конце XI века природа Искупления получила свое первое всестороннее обсуждение из рук Ансельма. Представляя тему в терминах, заимствованных из римского права, как по сути "удовлетворение" Божественной справедливости, Ансельм установил ее раз и навсегда в ее истинном отношении к неотъемлемым потребностям Божественной природы и к величине человеческой вины; и таким образом определил контуры доктрины для всей последующей мысли. Современники его, такие как Бернард и Абеляр, без сомнения, и, возможно, резонно, находили трудным сразу усвоить новую доктрину; первые игнорировали ее в интересах старого представления о выкупе, предложенном сатане; вторые отвергали ее в интересах теории морального влияния на человека. Но это понятие постепенно пробивало себе дорогу. Хуго и Ришар Сен-Викторские соединили с ним другие элементы, действие которых должно было излечить его односторонность; и великие доктора эпохи развитой схоластики проявили свою победу, отличаясь друг от друга главным образом в своих индивидуальных способах изложения и защиты его. Бонавентура развивает его; Аквинат обогащает его своими тонкими различиями; томисты и скотисты одинаково исходят из него и расходятся только в вопросе, является ли "удовлетворение", предлагаемое Христом, внутренне эквивалентным требованиям Божественной справедливости или использовалось для этой цели только через милостивое принятие Бога. Однако эта доктрина полностью вступила в свои права только тогда, когда реформационное учение об оправдании верой пролило свет на "удовлетворение", лежащее в ее основе. Никто до Лютера не говорил с такой ясностью, глубиной или широтой, которые характеризуют его понимание Христа как нашего Избавителя, сначала от вины греха, а затем, поскольку от вины греха, также от всего, что есть зло, поскольку все, что есть зло, проистекает из греха (ср. T. Harnack, "Luthers Theologie", Erlangen, 2. 1886, chaps. 16-19 и Кирн, ut sup., с. 467). Эти жизненно важные религиозные концепции были сведены к научному утверждению протестантскими схоластами, которые сформулировали полное учение об "удовлетворении" с такой тщательностью и полнотой понимания, что оно стало постоянным достоянием Церкви. В этой, развитой форме, оно представляет нашего Господа как удовлетворяющего нас "Своей кровью и праведностью"; с одной стороны, перед правосудием Божьим, оскорбленным человеческим грехом, в том, что он несет наказание за нашу вину в Своей собственной жертвенной смерти, в соответствии с требованиями закона Божия, требующего совершенного послушания, исполняя в Своей непорочной жизни на земле как второй Адам испытание, которое Адам не смог соблюсти; применяя к людям в одно и то же время и посредством одной и той же двойной работы все мыслимые влияния, приспособленные для того, чтобы удержать их от греха и вернуть к добру и к греху. Христос обладает высочайшим вообразимым проявлением Божьей праведности и ненависти к греху и высшим проявлением Божьей любви и рвения к спасению; милостивым провозглашением полного прощения греха в крови Христа; победоносным откровением духовного порядка и духовного мира; и трогательным примером Своей совершенной жизни в условиях этого мира; но, прежде всего, приобретением дара Святого Духа для Своего народа как силы, не просто творящей праведность, обитающую в них, а сверхъестественно возрождающей их сердца и приспосабливающей их жизни к Его образу и подобию, таким образом подготавливая их к их постоянному месту в новом порядке вещей, который, вытекая из этой искупительной работы, в конечном счете будет установлен как вечная форма Царства Божьего.
3. Различные теории
Конечно, эта великая всеобъемлющая доктрина "удовлетворения Христа" не была допущена к полемике. Было построено много "теорий искупления", каждая из которых подчеркивает фрагмент истины, игнорируя или отрицая дополнительные элементы, включая обычно центральный вопрос искупления вины (ср T. J. Crawford, "The Doctrine of Holy Scripture respecting the Atonement," Edinburgh, 1888, pp. 395-401; A. B. Bruce, "The Humiliation of Christ," Edinburgh,1881, лекция 7; A. A. Hodge, "The Atonement," Philadelphia, 1867, pp. 17 ff..). Каждая основная форма этих теорий, в том или ином методе изложения, в то или иное время казалась близкой к тому, чтобы стать общей доктриной церквей. В святоотеческую эпоху люди с таким пристрастием говорили о деле Христа как о нашем освобождении от власти сатаны, что при беглом рассмотрении учения Отцов очень легко создается ложное впечатление, что они преимущественно понимали его направленным на эту единственную цель. Tак называемое "мистическое" воззрение, имевшее представителей среди греческих Отцов и всегда имевшее сторонников в Церкви, появилось около середины прошлого века почти готовым стать господствующим по крайней мере в континентальном протестантизме благодаря огромному влиянию Шлейермахера. "Ректорская или правительственная теория", изобретенная Гроцием в начале XVII века в попытке спасти что-то от нападок социниан, с тех пор служила домом на полпути для тех, кто, хотя и был тронут леденящим дыханием рационализма, еще не был готов отказаться от всякого подобия "объективного искупления" и поэтому очень заметно выступал вперед в каждую эпоху упадка веры. Теория "морального влияния", которая в лице, может быть, самого острого из всех схоластических рассуждателей, Петра Абеляра, столкнулась с доктриной "удовлетворения" при ее формулировке, при ее энергичном распространении социнианами и снова низшим классом рационалистов получила самую широкую известность; и снова в наши дни есть ее восторженные сторонники, хотя и не всегда последовательные; как, например, G. B. Stevens, "The Christian Doctrine of Salvation," New York, 1905; но напротив той же школы, T. V. Tymms, "The Christian Idea of Atonement," London, 1904, p. 8). Но ни одна из этих теорий, как бы привлекательно они ни были представлены и какое бы широкое признание каждая из них ни находила время от времени в академических кругах, никогда не была способна вытеснить доктрину "удовлетворения" ни в официальных вероучениях церквей, ни в сердцах простых верующих. Несмотря на несмотря на текучесть многих недавних размышлений на эту тему, доктрина "удовлетворения" остается и по сей день установившейся доктриной церквей относительно природы дела искупления Христа и, по-видимому, незыблемо укоренилась в сердцах христианского сообщества (ср. J. B. Remensnyder, "The Atonement and Modern Thought," Philadelphia, 1905, p. xvi).
II. Пять главных теорий искупления
Обзор различных теорий Искупления, которые были затронуты, может быть сделан со многих точек зрения (ср. особенно обзор в T. G. Crawford, ut sup., pp. 285-401; Bruce, ut sup., lecture 7; и недавно в Германии, F. A. B. Nitzsch, "Lehrbuch der evangelischen Dogmatik," Freiburg, 1892, part 2, §§ 43-46; O. Bensow, "Die Lehre von der Vers;hnung," G;tersloh, 1904, pp. 7-153; G. A. F. Ecklin, "Erl;sung und Vers;hnung," Basel, 1903, part 4). Возможно, такой же хороший метод, как и любой другой, состоит в том, чтобы расположить их в соответствии с представлением каждого о человеке или людях, на которых направлено дело Христа. При таком расположении они естественным образом распадаются на пять классов, которые здесь можно перечислить в порядке возрастания.
1. Теории, согласно которым работа Христа cовершается над сатаной, воздействуя на него таким образом, чтобы обеспечить освобождение душ, удерживаемых им в рабстве. Эти теории, которые были описаны как подчеркивающие "триумфальный" аспект работы Христа (Ecklin, ut sup., p. 113) были очень популярны в святоотеческую эпоху (например, Ириней, Ипполит, Климент Александрийский, Ориген, Василий, два Григория, Кирилл Александрийский, вплоть до Иоанна Дамаскина и Николая Мефонского; Иларий, Руфин, Иероним, Августин, Лев Великий и другие).даже так поздно, как Бернард). Они исчезли из поля зрения лишь постепенно, по мере того как доктрина "удовлетворения" становилась все более широко известной. Мало того, что мысль Бернарда все еще течет в этом русле, но даже Лютер использовал эту концепцию. Эта идея проходит через множество форм - говоря в одних о подкупе, в других о преодолении, в третьих даже об обхитрении (так, например, Ориген) дьявола. Но было бы несправедливо предполагать, что такие теории представляют в любой из своих форм всю мысль о деле Христа тех, кто использовал их или считал их научным изложением дела Христа. Они скорее воплощают только глубокое чувство своими авторами рабства, в котором люди удерживаются грехом и смертью, так что они ярко излагают спасение, которое, по их мнению, Христос совершил для нас, победив того, кто имеет силу смерти.
2. Теории, согласно которым работа Христа фактически совершается на человеке, так воздействуя на него, чтобы привести его внутренним и скрытым воздействием к участию в единой жизни Христа; так называемые "мистические теории". Фундаментальной характеристикой этих теорий является открытие ими спасительного факта не в том, чему учил или что делал Христос, а в том, кем Он был. Именно на Воплощении, а не на учении Христа или Его деле они делают акцент, приписывая спасительную силу Христа не тому, что Он делает для нас, а тому, что Он делает в нас. Тенденции к этому типу теории уже прослеживаются у отцов-платоников, и с вхождением более развитого неоплатонизма в русло христианского мышления, через труды псевдо-Дионисия, натурализованного на Западе Иоганном Скотом Эригеной, началась постоянная традиция мистического учения, которая никогда не угасала. В эпоху Реформации этот тип мысли был представлен такими людьми, как Осиандр, Швенкфельд, Франк, Вейгель, Беме. В современной Церкви Шлейермахер и его последователи (например, К. И. Нитцш, Рот, Шеберлейн, Ланге, Мартенсен) придали новый импульс по существу тому же способу понимания, среди которых то, что известно как "Мерсерсбургская школа" (см. "Мерсерсбургская теология") будет особенно интересна американцам (например, J. W. Nevin, "The Mystical Presence," Philadelphia, 1846). Очень влиятельным писателем среди английских богословов того же общего класса был Ф.Д.Морис (1805-1872), хотя он добавил к своей фундаментальной мистической концепции дела Христа дополнительные представления о том, что Христос полностью отождествляет Себя с нами и, таким образом, принимая участие в наших страданиях, подает нам совершенный пример самопожертвования к Богу (см. особенно Theological Essays," London, 1853; "The Doctrine of Sacrifice," Cambridge, 1854). Здесь также следует отнести теорию, предложенную в трудах покойного Б.Ф.Уэсткотта ("Victory of Cross", London, 1888), которая основывалась на гипотезе о действенности крови Христа, заимствованной, по-видимому, непосредственно у Уильяма Миллигана (ср. The Ascension and Heavenly Priesthood of our Lord," London, 1892), хотя в конечном счете оно восходит к социнианам, утверждая, что принесение Христом Самого Себя не должно отождествляться с Его страданиями и смертью, но скорее с представлением Его жизни (которая в Его крови, освобожденной смертью для этой цели) на небесах. "Принимая эту Кровь как действенную благодаря жизненной силе, которую она содержит, он [доктор Уэсткотт] считает, что она была освобождена от Тела Христа, чтобы она могла оживить наше, как бы путем переливания" (C. H. Waller, in the Presbyterian and Reformed Review, iii. 1892, с. 656). Несколько аналогично Н. Клей Трамбулл ("Blood Covenant",N.Y, 1885) рассматривает жертвоприношения только как форму кровного завета, то есть установления кровного братства между человеком и Богом путем обмена крови; и объясняет жертву Христа как представляющую общение в крови, то есть в принципе жизни, между Богом и человеком, которых представляет Христос. Теория, которая была названа "спасением по образцу" или спасением "постепенно искореняемой порочностью", также имеет здесь свое сродство. Что - то вроде этого она так же стара, как Феликс Ургельский (ум. 818; см. "Адопционизм"), и в своем полном развитии ее преподавали Диппель (1673-1734), Сведенборг (1688-1772), Менкен (1768-1831), особенно Эдвард Ирвинг (1792-1834) и, конечно, современные последователи Сведенборга (например, Б. Ф. Барретт). Суть этой теории состоит в том, что то, что было принято нашим Господом, было человеческой природой, как Он ее нашел, то есть падшей; и что эта человеческая природа, как Он ее принял, была силой Его Божественной природы (или Святого Духа, обитающего в Нем за пределами мера) не только удержана от греха, но и очищена от греха и предстала совершенной перед Богом как первый плод спасенного человечества; люди спасаются, когда они становятся причастниками (верой) этого очищенного человечества, когда они становятся квасными этой новой закваской. Некоторые элементы, которые великий немецкий богослов И. К. К. фон Гофман включил в свою сложную и не совсем устойчивую теорию - теорию, которая была поводом для многих дискуссий в середине XIX века, - воспроизводят некоторые характерные формулировки теории "спасения по образцу".
3. Теории, согласно которым работа Христа завершается на человеке, вызывая у него побуждения к действию; так воздействует на человека, что приводит его к лучшему познанию Бога, или к более живому ощущению своего реального отношения к Богу, или к революционному изменению сердца и жизни по отношению к Богу; так называемые "теории морального влияния". Суть всех этих теорий состоит в том, что они переносят искупительный факт с дела Христа на отклик человеческой души на влияния или призывы, исходящие от дела Христа. Работа Христа немедленно воздействует не на Бога, а на человека, приводя его к такому состоянию ума и сердца, которое будет приемлемо для Бога, только через посредство которого можно сказать, что дело Христа воздействует на Бога. На самом высоком уровне это будет означать, что дело Христа направлено на то, чтобы привести человека к покаянию и вере, а покаяние и вера обеспечивают благосклонность Бога, результат, который может быть приписан дело Христа только опосредованно, то есть через посредство покаяния и веры, которые оно производит в человеке. Соответственно, в этой школе стало довольно распространенным говорить, что "именно вера и покаяние меняют лицо Бога", и сторонники этого класса о теориях иногда говорят со всей откровенностью: "Нет иного искупления, кроме покаяния" (Огюст Сабатье, "La Doctrine de l'expiation et son evolution historique", Париж, 1901, E.T. London, 1904, стр. 127).
Теории этого общего типа отличаются друг от друга тем, что среди инструментов, посредством которых Христос воздействует на умы, сердца и поступки людей, основное внимание уделяется Его учению, или Его примеру, или впечатлению, произведенному Его жизнью веры, или проявлению бесконечной любви Бога, дарованному Его полной миссией. Наиболее сильное изложение первой из этих концепций, когда-либо сделанных, было, вероятно, изложением социниан (за ними последовали рационалисты, как более ранние, так и более поздние, - Тельнер, Бардт, Штейнбарт, Эберхард, Леффлер, Хенке, Вегшайдерr). Они смотрели на работу Христа как на итог провозглашения готовности Бога простить грех при единственном условии его оставления; и объясняли Его страдания и смерть как просто страдания мученика за дело праведности или каким-то другим несущественным образом. Теории, которые делают акцент в работе Христа на поданном Им нам примере высокой и верной жизни или жизни самоотверженной любви, нашли популярных представителей не только в тонкой теории, с помощью которой Ф. Д. Морис основывал свою мистическую позицию. В более аморфном виде Робертсон облек свою концепцию жизни Христа просто в долгую (и безнадежную) битву со злом мира, которому Он в конце концов уступил. Но в последнее время в таких писателях, как Огюст Сабатье, который не останавливается перед превращением христианства в голый альтруизм и его в то, что он называет религией "всеобщего искупления любовью", то есть чьей угодно любовью, но не конкретно любовью Христа, ибо каждый любящий занимает свое положение рядом с Христом, если не в равной степени, то все же как воистину, спаситель, как Он ("The Doctrine of the Atonement in its Historical Evolution ut sup., стр. 131-134; так же Отто Пфлейдерер, "Das Christusbild des urchristlichen Glaubens in religionsgeschichtlicher Beleuchtung", Берлин, 1903, E.T. London, 1905, стр. 164-165; ср. Horace Bushnell, "Vicarious Sacrifice", Нью-Йорк, 1865, стр. 107: "Заместительная жертва никоим образом не была своеобразной). К этой же общей категории относится и теория, с которой Альбрехт Ритчль оказал такое широкое влияние. Согласно ему, дело Христа состоит в установлении Царства Божия в мире, то есть в откровении Божьей любви людям и Его благих намерений по отношению к людям. Таким образом, Иисус становится первым объектом этой любви и как таковой ее посредником перед другими; Его страдания и смерть являются, с одной стороны, испытанием Его стойкости, а с другой - венцом Его послушания ("Rechtfertigung und Vers;hnung", III. §§ 41-61, изд. 3, Бонн, 1888, Э.Т. Эдинбург, 1900). Точно так же, хотя и со многими изменениями, которые в некоторых случаях не являются незначительными, такие писатели, как У. Герман ("Der Verkehr des Christen mit Gott", Штутгарт, 1886, стр. 93, E.T. London, 1895), Дж. ff.), Ф. А. Б. Нитцш ("Lehrbuch der evangelischen Dogmatik", Фрайбург, 1892, стр. 504-513), Т. Херинг (в своем "Ueber das Bleibende im Glauben an Christus", Штутгарт, 1880, где он стремился дополнить точку зрения Ричля добавлением идеи, предложенной Христом Богу совершенной скорби о грехе мира, которая дополняет наше несовершенное покаяние; в своих более поздних работах, "Zu Ritschl's Vers;hnungslehre", Цюрих, 1888, "Zur Vers;hnungslehre", Геттинген, 1893, он ассимилирует теорию Грота), Э. Кюль ("Die Heilsbedeutung des Todes Christi, Берлин, 1890), Г. А. Ф. Эклин ("Der Heilswert des Todes Jesu", G;tersloh, 1888; "Christus unser B;rge", Базель, 1901; и особенно "Erl;sung und Vers;hnung", Базель, 1903, который представляет собой сложную историю доктрины с точки зрения того, что Эклин называет антагонизмом к "заместительно-искупительной" концепции, "солидарно-репаративная" концепция Искупления, то есть концепция, что Христос приходит, чтобы спасти людей прежде всего не от вины, а от власти греха, и что "единственное удовлетворение, которое Бог требует за Свою оскорбленную честь это восстановление послушания", стр. 648). Наиболее популярной формой теорий "морального влияния" всегда была та, в которой акцент делается на проявлении во всей миссии и работе Христа невыразимой и испытующей любви Бога к грешникам, которая, будучи воспринята, разрушает наше противостояние Богу, тает в наших сердцах,и приводит нас, как блудных детей, домой, в объятия Отца. Именно в такой форме теория отстаивалась (но с предположением, что у нее есть и другая сторона), например, С. Т. Кольриджем ("Aids to Reflection"), и что она была высоко оценена англоязычными читателями последнего поколения Джоном Янгом из Эдинбурга ("Life and Light of Men , Лондон, 1866) и с наибольшей литературной привлекательностью Горацием Бушнеллом ("Vicarious Sacrifice", Нью-Йорк, 1865; см. Ниже, § 7; см. Также статью "Бушнелл, Гораций"); и совсем недавно была изложена в тщательно разработанной и энергично полемической форме W. N. Clarke ("An Outline of Christian Theology," New York, 1898, pp. 340-368), T. Vincent Tymms ("The Christian Idea of Atonement," London, 1904), G. B. Stevens ("The Christian Doctrine of Salvation," New York, 1905), and C. M. Mead ("Irenic Theology," New York, 1905).
В томе очерков, опубликованном сначала в "Андовер Ревью" (iv. 1885, стр. 56 и далее), а затем собранном в том под названием "Прогрессивная ортодоксия" (Бостон, 1886), профессора Андоверской семинарии предприняли попытку (автором здесь был, как было понятно, Джордж Харрис), чтобы обогатить теорию "морального влияния" Искупления по моде, довольно распространенной в Германии (ср., например, H;ring, ut sup.) элементами, заимствованными из других известных форм учения. В этой конструкции дело Христа состоит прежде всего в том, чтобы принести человеку откровение Божьей ненависти к греху и любви к душам, благодаря чему Он делает человека способным к покаянию и ведет его к нему; таким образом, благодаря этому покаянию вместе с состраданием Христа в покаянии Бог становится благосклонным. Здесь предполагается, что работа Христа оказывает по крайней мере некоторое (хотя и вторичное) влияние на Бога; и о деле умилостивления Бога Христом тоже можно говорить, хотя оно совершается "сочувственным покаянием". Соответственно, для тех, кто принял этот способ представления, стало обычным говорить, что в этой искупительной работе действительно была не "замена безгрешным Христом греховного ррда", а "замена человечеством плюс Христос человечества минус Христос". С помощью таких странно уплотненных теорий осуществляется переход к следующему классу.
4. Теории, которые рассматривают работу Христа как завершающуюся как для человека, так и для Бога, но в первую очередь для человека и только во вторую очередь для Бога. Выдающимся примером этого класса теорий являются так называемые "ректорские или правительственные теории". Они предполагают, что дело Христа так воздействует на человека зрелищем перенесенных Им страданий, что удерживает людей от греха; и, таким образом, удерживая людей от греха, Бог позволяет прощать грехи с безопасностью для Своего нравственного правления миром. В этих теориях страдания и смерть Христа впервые в этом контексте теорий приобретают кардинальное значение, действительно составляя саму суть дела Христа. Но искупительным фактом и здесь, не в меньшей степени, чем в теориях "морального влияния", является преобразование самого человека, хотя, по мнению этих авторов, это преобразование должно быть произведено не главным образом путем разрушения противостояния человека Богу посредством трогательного проявления любви Божьей во Христе, а путем внушение человеку ужаса перед грехом через зрелище Божьей ненависти ко греху, вызванной страданиями Христа - благодаря чему, без сомнения, созерцание человека подводится к Божьей любви к грешникам, проявляющейся в Его готовности причинить все эти страдания Своему собственному Сыну, чтобы Он мог, по справедливости к Своему нравственному правительству, прощать грехи.
Эта теория была разработана великим голландским юристом Гуго Гроцием ("Defensio fidei catholicae de satisfactione Christi", Лейден, 1617; современное издание, Оксфорд, 1856; E.T. с примечаниями и введением Ф. Х. Фостера, Андовер, 1889) как попытка спасти то, что можно было спасти от установленной доктрины об удовлетворении от дезинтеграции под нападками социнианских сторонников теорий "морального влияния" (см. "Гроций, Гуго"). Он был сразу же принят теми арминианами, которые были наиболее затронуты рассуждениями социниан; и в следующем веке стал особым достоянием лучший класс так называемых супранатуралистов (Михаэлис, Сторр, Морус, Кнапп, Штейдель, Рейнхард, Мунтинге, Винке, Эгелинг). Она и по сей день остается на Европейском континенте прибежищем большинства тех, кто под влиянием современного духа все же желает сохранить какую-то форму "объективного", то есть охраняемого Богом искупления. Под этим влиянием выросло великое множество представлений, сочетающих в себе элементы сатисфакции и ректоральных взглядов. Назовем лишь один типичный пример - комментатор Ф. Годе, оба в своих комментариях (особенно это касается Римлян) и в более позднем эссе (опубликованном в "Atonement in Modern Religious Thought", различными авторами, Лондон, 1900, стр. 331 и далее), преподает (конечно, в очень высокой форме) ректорскую теорию отчетливо (и исправляется для этого его коллегой в Невшателе, профессором Гретилья, который желает, чтобы искупление было признано "онтологической", а не просто "демонстративной" необходимостью). Его история проходила по аналогичным линиям в англоязычных странах. Как в Великобритании, так и в Америке это стало практически православие независимых. Так, например, в нашей стране учили Джозеф Гилберт ("The Christian Atonement", Лондон, 1836) и в особенно хорошо проработанных формах Р. У. Дейл ("Atonement", Лондон, 1876) и Альфред Кейв ("The Scriptural Doctrine of Sacrifice," Edinburgh, 1877; new edition with title, "The Scriptural Doctrine of Sacrifice and Atonement," 1890; and in "The Atonement in Modern Religious Thought," ut sup., pp. 250 ff.). Когда кальвинизм пуритан Новой Англии начал разрушаться, одним из симптомов его упадка была постепенная замена ректораля на сатисфакционный взгляд на Искупление. Этот процесс можно проследить в трудах Джозефа Беллами (1719-1790), Сэмюэля Хопкинса (1721-1803), Джона Смолли (1734-1820), Стивена Уэста (1735-1819), Джонатана Эдвардса-младшего (1745-1801), Натанаэля Эммонса (1745-1840); и Эдвардс А. Парк смог, соответственно, в середине XIX векf, чтобы установить ректорскую теорию как "традиционную ортодоксальную доктрину" американских конгрегационалистов (The Atonement: Discourses and Treatises by Edwards, Smalley, Maxcy, Emmons, Griffin, Burge, and Weeks, with an Introductory Essay by Edwards A. Park," Boston, 1859; cf. Daniel T. Fisk, in the Bibliotheca Sacra, xviii. 1861, pp. 284 ff., and further N. S. S. Beman, "Four Sermons on the Doctrine of the Atonement," Troy, 1825, new edition with title "Christ, the only Sacrifice: or the Atonement in its Relations to God and Man," New York, 1844; N.W. Taylor, "Lectures on the Moral Government of God," New York, 1859; Albert Barnes, "The Atonement, in its Relations to Law and Moral Government," Philadelphia, 1859; Frank H. Foster, "Christian Life and Theology," New York, 1900; Lewis F. Stearns, "Present Day Theology," New York, 1893) Ранние Уэсли также тяготел к ректорской теории, хотя и не без некоторых колебаний, колебаний, которые сохранились среди британских Уэсли до сегодняшнего дня (ср., например, Wb Pope, "Compendium of Christian Theology", Лондон, 1875; Marshall Randles, "Substitution: a Treatse on the Atonement", Лондон,1877; T. O. Summers, "Systematic Theology", 2 vols., Nashville, Tenn., 1888; J. J. Tigert, in the Methodist Quarterly Review, April, 1884), хотя многие из них преподавали ректорскую теорию с большой отчетливостью и решимостью (например, Джозеф Агар Бит, в Expositor, Fourth Series, vi. 1892, pp. 343-355; "Through Christ to God", London, 1893). С другой стороны, ректорская теория была господствующей среди американских методистов и получила некоторые из своих лучших утверждений из их рук (ср. особенно John Miley, "The Atonement in Christ," New York, 1879; "Systematic Theology," New York, ii. 1894, pp. 65-240), хотя в последнее время раздаются голоса, отрицающие его притязания считаться доктриной методистской церкви (J. J. Tigert, ut sup.; H. C. Sheldon, in The American Journal of Theology, x. 1906, pp. 41-42).
Окончательная форма, которую Гораций Бушнелл придал своей версии теории "морального влияния" в своей книге "Forgiveness and Law" (Нью-Йорк, 1874; второй том дополнен его переработанной "Заместительной жертвой", 1877), не имеет никакого отношения к ректорским теориям, но она требует упоминания здесь, рядом с ними, потому что он, как и они, предполагает, что дело Христа оказывает вторичное воздействие на Бога, хотя его первичное воздействие - на человека. В этой презентации Бушнелл представляет работу Христа как состоящую в глубоком отождествлении Себя с человеком, результатом которого, с одной стороны, является проявление Божьей любви к человеку и, таким образом, завоевания человека для Него, и, с другой стороны, как он выражается, способности "заплатить цену" со стороны Бога за человека, и таким образом, разрушив Божье негодование по отношению к человеку, подготовить Божье сердце принять человека обратно, когда он придет. Основная идея заключается в том, что всякий раз, когда мы делаем что-то для тех, кто причинил нам вред, и в той мере, в какой нам это чего-то стоит, наше естественное негодование по поводу нанесенного нам ущерба подрывается, и мы готовы простить травму, когда ищем прощения. По этой теории естественным образом осуществляется переход к следующему классу.
5. Теории, которые рассматривают работу Христа как завершающуюся в первую очередь на Боге и во вторую очередь на человеке Низшая форма, в которой можно сказать, что эта конечная позиция справедливо занята, - это, несомненно, та, которая изложена в его удивительно привлекательной манере Джоном Маклеодом Кэмпбеллом (The Nature of the Atonement and its Relation to Remission of Sins and Eternal Life," London, 1856; ed. 4, 1873)., а в последнее время с еще большей силой, чем победа Кэмпбелла, и гораздо большей, чем его убедительность, глубина и богатство, доказал покойный Р. К. Моберли ("Atonenent and Personality", Лондон, 1901). Эта теория предполагает, что наш Господь, сочувственно входя в наши условия(идея, независимо предложенная Шлейермахером и подчеркнутая многими континентальными мыслителями, как, например, назвать только двух, Гесс и Геринг), так остро чувствовал наши грехи как Свои собственные, что Он мог признаться и должным образом покаяться в них перед Богом; и это все искупление, которое просит правосудие. Здесь "симпатическое отождествление" заменяет концепцию замещения; "модальность" - родового единства; и "покаяние" - искупления. Тем не менее, теория неизмеримо возвышается над массой уже перечисленных, рассматривая Христа как действительно Спасителя, который совершает действительно спасительную работу, что сразу же оканчивается на Боге. Таким образом, несмотря на ее недостатки, которые заставили таких писателей, как Эдвардс А. Парк и А. Б. Брюс ("Humiliation of Christ", ut sup., pp. 317-318), говорить о ней с оттенком презрения, она оказала очень широкое влияние, и его элементы можно обнаружить во многих конструкциях, которые далеки от его фундаментальных предпосылок.
Так называемая "средняя теория" Искупления, которая обязана своим названием предполагаемому промежуточному положению между теориями "морального влияния" и доктриной "удовлетворения", по-видимому, привлекала к себе многих писателей конца XVIII и начала XIX веков. В то время она преподавалась в John Balguy's "Essay on Redemption" (London, 1741), Henry Taylor's "Apology of Ben Mordecai" (London, 1784), and Richard Price's "Sermons on Christian Doctrine" (London, 1787; cf. Hill's "Lectures in Divinity," ed. 1851, pp. 422 ff. Основываясь на концепции сторонники этой теории считают, что дело Христа состоит в том, чтобы принести Богу совершенное послушание Христа даже до смерти и тем самым приобрести Божью благосклонность и право поступать так, как Он пожелает с теми, кого Бог дал Ему в награду. Рядом с этой теорией можно поставить обычную протестантскую теорию acceptilatio которая, возрождая эту шотландскую концепцию, готова допустить, что дело Христа имела природу искупительной жертвы, но не желает допустить, что Его кровь больше, чем кровь "тельцов и козлов", имела внутреннюю ценность, эквивалентную вине, за которую она была милостиво принята Богом как искупительная жертва.искупление. Эту теорию можно найти, например, у Лимборха ("Theologia Christiana", ed. 4, Amsterdam, 1715, iii. ребята. xviii.-xxiii.). Такие теории, сохраняя жертвенную форму библейского учения, а вместе с ним и его неотделимый подтекст, что дело Христа имеет своей главной целью воздействовать на Бога и добиться от Него благосклонного отношения к человеку (ибо жертвы всегда приносятся Богу), но все же настолько далеки от библейского учения о природе и действии жертвы Христа, что кажутся не более чем пародией на нее.
Библейское учение о жертве Христа не находит полного признания ни в какой другой конструкции, кроме установленной Церковью доктрины удовлетворения. Согласно ему, искупительная работа нашего Господа по своей сути является истинной и совершенной жертвой, приносимой Богу, внутренней ценностью, достаточной для искупления нашей вины; и в то же время это истинная и совершенная праведность, приносимая Богу во исполнение требований Его закона, Другой приносится в жертву за Свой народ и, будучи принят Богом, приумножает его пользу; так что благодаря этому удовлетворению Его люди сразу же освобождаются от проклятия своей вины как нарушителей закона и от бремени закона как условия жизни; и это благодаря работе такого рода и совершенной таким образом, чтобы донести до сердец людей глубокое чувство неопровержимой праведности закона.Божия и дать им совершенное откровение Егой любви; так что этой единой и неделимой работой и Бог примиряется с нами, и мы, под оживляющим влиянием Духа, купленного для нас, примиряемся с Богом, таким образом, заключая мир - внешний мир между разгневанным Богом и грешными людьми и внутренний мир в ответе человеческой совести на восстановленное благоволение Бога. Это учение, которое с большей или меньшей полнотой изложения было включено в вероучительные декларации всех великих ветвей Церкви, греческой, латинской, лютеранской и реформатской, и которое с большей или меньшей проницательностью и силой излагалось ведущими учителями церквей в течение последних 800 лет. Впервые научное утверждение было дано Ансельмом (qv.) в его "Cur Deus homo" (1098); но достигло своего полного развития только в руках так называемых протестантских схоластов XVII века (ср., например, Turretin, "Искупление Христа", E.T. J. R. Willson, New York, 1859; John Owen,"Death of Death in Death of Christ (Смерть смерти в смерти Христа" (1648), Эдинбург, 1845). Среди многочисленных современных изложений доктрины, пожалуй, наиболее полезно обратиться к следующему. Of Continental writers: August Tholuck, "Die Lehre von der S;nde und vom Vers;hner," Hamburg, 1823; F. A. Philippi, "Kirchliche Glaubenslehre" (Stuttgart and G;tersloh, 1854-1882), IV. ii. 1863, pp. 24 ff.; G. Thomasius, "Christi Person und Werk," ed. 3, Erlangen, 1886-1888, vol. ii.; E. B;hl, "Dogmatik," Amsterdam, 1887, pp. 361 ff.; J. F. Bula, "Die Vers;hnung des Menschen mit Gott durch Christum," Basel, 1874; W. Kolling, "Die Satisfactio vicaria," 2 vols., G;tersloh, 1897-1899; Merle d'Aubign;, "L'Expiation de la croix," Geneva, 1867; A. Gretillat, "Expos; de th;ologie syst;matique" (Paris, 1885-1892), iv. 1890, pp. 278 ff.; A. Kuyper, "E Voto Dordraceno, " Amsterdam, i. 1892, pp. 79 ff., 388 ff.; H. Bavinck, "Gereformeerde Dogmatik", Kampen, iii. 1898, pp. 302-424. О писателях на английском языке: соответствующие разделы трактатов по догматике К. Ходжа, А. Х. Стронга, У. Г. Т. Шедда, Р. Л. Дабни; и следующие отдельные трактаты: W. Symington, "On the Atonement and Intercession of Jesus Christ," New York, 1853 (defective, as excluding the "active obedience" of Christ); R. S. Candlish, "The Atonement: its Efficacy and Extent," Edinburgh, 1867; A. A. Hodge, "The Atonement," Philadelphia, 1867, new edition, 1877; George Smeaton, "The Doctrine of the Atonement as Taught by Christ Himself," Edinburgh, 1868, ed. 2, 1871; idem, "The Doctrine of the Atonement as Taught by the Apostles," 1870; T. J. Crawford, "The Doctrine of Holy Scripture respecting the Atonement," Edinburgh, 1871, ed. 5, 1888; Hugh Martin, "The Atonement: in its Relations to the Covenant, the Priesthood, the Intercession of our Lord," London, 1870. See " Satisfaction
БИБЛИОГРАФИЯ: Наиболее важные трактаты об Искуплении были названы в тексте статьи. История доктрины была написана с достаточной степенью объективности Фердинандом Кристианом Бауром, "Die christliche Lehre von der Vers;hnung in ihrer geschichtlichen Entwicklung", Тюбинген, 1838; и с большей субъективностью Альбрехтом Ритшлем в первом томе его "Die christliche Lehre von der Rechtfertigung und Vers;hnung", изд. 3, Бонн, 1889, E.T. из первого издания, 1870, A Critical History of the Christian Doctrine of Justification and Reconciliation," Edinburgh; 1872. . Отличные исторические очерки дает Г. Thomasius, во втором томе его "Christi Person und Werk", стр. 113 ff., ed. 3, Erlangen, 1888, from the confessional, и F. A. B. Nitzsch, в его "Lehrbuch der evangelischen Dogmatik", стр. 457 ff., Freiburg, 1892, from the moral точка зрения влияния. Совсем недавно история была несколько отрывочно написана с общей конфессиональной точки зрения Оскаром Бенсовым как первая часть его "Die Lehre von der Vers;hnung", G;tersloh, 1904, и с Эклин в своей книге "Erl;sung und Vers;hnung", Базель, 1903. Cм. также E. M;n;goz, "La Mort de J;sus et le dogme de l'expiation," Paris, 1905. Английский исследователь истории учения имеет в своем распоряжении не только разделы общей истории учения (например, Гагенбах, Каннингем, Шедд, Харнак) и упомянутый выше всеобъемлющий трактат Ритшля, но и интересные наброски в приложениях к книге G. Smeaton's "The Doctrine of the Atonement as Taught by the Apostles," Edinburgh, 1870, and J. S. Lidgett's "The Spiritual Principle of the Atonement," London, 1897, from the confessional standpoint, as well as H. N. Oxenham's "The Catholic Doctrine of the Atonement," London, 1865, ed. 3, 1881, from the Roman Catholic standpoint. Consult also: J. B. Remensnyder, "The Atonement and Modern Thought," Philadelphia, 1905; D. W. Simon, "The Redemption of Man," Edinburgh, 1889; C. A. Dinsmore, "Atonement in Literature and Life," Boston, 1906; L. Pullan, "The Atonement," London, 1906. An interesting episode is treated by Andrew Robertson, "History of the Atonement Controversy in the Secession Church," Edinburgh, 1846.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №222052400019