Личное и социальное

       Леонардо Бофф – один из основателей «теологии освобождения», популярной в Латинской Америке, в начале восьмидесятых годов прошлого столетия писал: «Идет борьба между двумя проектами жизни, личным и социальным.  Один проект упорно стремится к сохранению существующего, сохранению всеми средствами, вплоть до уничтожения других людей и самоуничтожения; второй проект стремится к перманентному открытию нового, даже ценой собственного уничтожения».

       Красиво звучит, но неубедительно. Христианство, от имени которого говорит Бофф, тем и отличается от марксизма, что видит зло внутри конкретного человека, а не как отвлеченную внешнюю силу. Человеку нужно прежде всего бороться с самим собой, а не с другими людьми. «Теология освобождения», являясь смесью христианства и коммунизма, напоминает в некотором роде ересь манихейства, где зло и добро рассматриваются как абстрактные сущности вне индивида.

       Чем плох коммунизм? Тем, что если он достигнет своей цели – всеобщего благополучия, то последует неизбежная общественная деградация, поскольку стремиться будет уже не к чему, а личное богатство, по сути, аморально.

       У религиозного сознания и атеистического, как это ни парадоксально звучит, имеются сходные черты. Обе идеи преимущественно видят зло в конкретных людях, а не в абстрактных теориях или явлениях природы. Жизненный успех рассматривается ими как нечто привлекательное, но сиюминутное, смерть – как переход в нечто другое по сравнению с нынешним, текущим бытием человека.

       Что же касается личного и социального, индивидуального и общественного, то этот дуализм, эта двойственность есть столкновение противоречий, которое и движет исторический процесс то вперед, то назад, но, главное, не останавливает. Сегодня личное и индивидуальное как бы дискредитировало себя, а социальное и коллективистское как бы набирает силу. Однако окончательной победы одного над другим быть не может, ибо тогда победит Фукуяма и наступит конец истории.

       Атеистическое и монотеистическое мышление предполагают конец истории и в этом, скорее всего, заблуждении они также едины. Они едины и в том, что героическая смерть много важнее бессмысленного и праздного существования.

24.05.2022


Рецензии