Литература и философия Эссе

ЛИТЕРАТУРА  И ФИЛОСОФИЯ
ЭССЕ

           Русская классическая литература - это по сути запечатленная в образах философия человеческой жизни и философия жизни вообще.
         Пушкин - это всеохватный праздник жизни и праздник свободного человеческого духа, творящего свои возвышенные миры и свое неувядающее счастье. Этим Пушкин и  велик.
       И в изображении вольного пиршества жизни Пушкин - непревзойденный в России автор. Причем, это захватывающее пиршество жизни изображается Пушкиным всеобъемлюще и с поразительной философической проницательностью и глубиной.
            Гоголь - это демонический гений. Его изображение жизни - зловещая карикатура (в «Мертвых душах» в частности). И в то же время эта утонченная и злая карикатура имеет глубокий философический смысл - это унижение человека и низведение его  «с небес на землю.»
               Никакого подлинного реализма Гоголь не знал. У него торжествует или чистая сказочность (в «Вечерах на хуторе близ Диканьки») или фантасмагория бездуховного мира где и убогий хитрец и  махинатор Чичиков - амбициозный Наполеон.
                С Пушкина и Гоголя большая русская литература и начиналась - начиналась причем как экзистенциальная философия, передаваемая в образах и их системе.
                Лермонтов - гений бунта против обыденной реальности. Но философское значение его творчества и исканий - много меньшее.
                Скромен и вклад в философию жизни Тургенева - это какая-то затянувшаяся на десятилетия ламентация, что подлинной красоты и любви и истинно прекрасному в человеческой жизни трагически мало.
               Философия жизни Тургенева - это и бесконечное восхищение утонченной красотой, и плачь о красоте утраченной, растоптанной обыденной реальностью.
                По сравнению с мягким и расслабленным в своей утонченности Тургеневым Достоевский и Лев Толстой - воистину титаны философии жизни, изображаемой в художественной образной форме.
                Но философия Достоевского - это великая истерика одинокого сознания человеческого, брошенного на произвол непредсказуемой земной судьбы.
                Потому Достоевский так отчаянно и цепляется за идею Бога и за веру в Бога в своих творениях - изображаемый им человек глубоко несчастен, он заблудился в мире и ищет спасительного выхода из «лабиринта мрака».      Но смеем утверждать - по большому счету этого выхода не находит.
                А Лев Толстой  - это вдохновенное Богоборчество. Мне кажется не мифологический библейский Иаков боролся с Богом, а Лев Толстой  когда-то  боролся с Богом на самом деле.
                Боролся на глазах у миллионов людей, следивших за жизнью  Толстого в ее последние десятилетия.
                Толстой пытался опровергнуть  христианство и Церковь, он подвергал сомнению Государство, культуру, литературу и современное ему общество.
                Все это ушло с толстовским историческим временем. Не сохранилось надолго, стало уже сейчас полузабытой историей далекого прошлого.
                Новым пророком Исайей или новым Христом Лев Толстой не стал и конечно не мог стать. Хотя он и грезил об этом.
                Другим - не ветхозаветным и не новозаветным - было историческое время Толстого, по сути близкое до сих пор нашей современности.  Но и в это новое принципиально историческое время Толстой все таки гениально и у всех на виду «боролся с Богом.»
                Хотя и не победил в этой борьбе.
                А вот последующие фигуры в русской литературе слишком мелки для отдельного о них разговора. Мелки для того чтобы сказать - ими создана философия жизни, достойная внимания многих поколений людей.
                Исключение составляют пожалуй только Вл. Соловьев и его наследник в философии жизни Александр  Блок.
                Вл. Соловьев с исторических высот нашей современности ХХ1-го века -  старый русский фантазер и романтик. Все его некогда прославленные  идеи - наивные, но чарующие  маниловские сказки и больше ничего.
                А Александр Блок - наследник Вл. Соловьева в философии жизни и творчестве,  глубоко впитавший в себя все слабости мировосприятия и  мышления своего учителя, и поэтому Блок казалось бы должен был  стать просто живым свидетелем краха исторических фантазий его учителя.
                Так во многом и случилось, если смотреть на прошедшую историю с «высоты№ нашей эпохи. 
                Но и при всем при этом глубина и чарующее колдовство навеянных идеями и верованиями Вл. Соловьева стихов Блока о Прекрасной Даме  поразительно!  Эти стихи   -   погружение в колдовскую вселенную женственной красоты.     Погружение беззаветное, невольное, страстное… и ведь неувядаемо благородное.
                Душа самой России чувствуется за этими гимнами Блока Прекрасной Даме.
                Вероятно, Вл. Соловьев, обладавший очень скромным даром поэта, но вместе с тем наделенный исключительной философической интуицией,  стихийно почувствовал прекрасный и чарующий Женственный Лик одухотворенной красоты в земном мире  - и выразил это свое прозрение, пусть косвенно, пусть не всегда убедительно и умело, в своих идеях и в своих стихах.
                Блок с его гениальностью великого национального поэта увидел у Соловьева эти великие прозрения и как бы «подхватил их» в своем творчестве.
                Но вместе с философическими прозрениями Вл. Соловьева Блок усвоил и слабость его философского понимания и осмысления мира - опору только на непосредственные личные спонтанные и изменчивые  чувства.
                Вся история современности и история «русской души» превратилась для Блока в конце концов в личную историю, в историю и драму  его личной жизни.
                Блок как бы принял историю России в себя самого, в свой сокровенный душевный мир - и это его и погубило.
                Не мог Александр Блок стать провозвестником коммунистической морали и победившей диктатуры пролетариата. Попытавшись однако стать таким провозвестником «нового строя», Блок фактически совершил необъявленное самоубийство. Если называть вещи своими именами.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -


Рецензии