Мордвинов Н. С. пишет 1802 год

«Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию», — писал о нём А. С. Пушкин

Ниже часть перепечатанных писем его за 1802 год. Мне было интересно это дело так, как там встречается письмо о Козловском М.И.

Кончено и начато 1802 году.

Январь 2 числа. Государственному казначею графу Александру Ивановичу Васильеву.
О пасторе Бруннер, кот. В Москве. Чтоб сына пастора лекаря Мартина Бруннера отправили в Москву, для презрения его старого отца, при глубокой старости.

Января 6ого. Генерал-Казначею Логину Ивановичу Голенишеву-Кутузову.

Извините меня, что по болезни и по темноте горницы моей, где я принужден сидеть, я умедлил  долго открыть письма вашего, из которого видя оскорбление ваше занужное нахожу вас известить, что тогда господин фон будучи у меня объяснил просьу к вам дабы не оставили вы дать купцу Яшинскому денег, в сем единственном и состояло от послание, впрочем я был усердно благодарен  за изъявленое в тоне письма вашего благомыслия о мне касательно обхождения. Преб...


7. Вицеканцлеру князю Александр Борисович Куракину
О награждении ..прибывших кол ассесор Фонтани, просьба предоставить аттестаты адмирала Карцоду.

7. Господину Ивану Ивановичу Татищеву

Извините меня дружески, что был долго по приезду в СПБ болен глазами, коими вторично стражду. Около месяца времени и обременен всегашними счетами не писал к вам долгое время.
Я надеюсь, что вы с чувством моих отнюдь не судите по учащении переписки и прошу вас быть уверенным в твёрдой моей к вам преданности. Я часто беседовал о вас с сдешними приятелем вашим который участвовал чтобы познакомить с лучшим другом вашим господином Калининым,  однако хотя сей и обещал мне через него быть у меня для решительно совещания к нашей либо вашей пользе, однако не бывал, но верю что случай который преподал бы удобность сослаться вам полезным будет мне всегда наиважнейшим.

9. Тайном советнику Михайлу Никитину Муравьеву.

Брат мой двоюродный господин полковник Корсаков имеет нужду подать государство императору письмо, я по родство принимаю в нем участия покорение прошу ваше превосходительство не оставить его вашим вниманием.

9. Государственному казначею графу Александру Ивановичу Васильеву.
Господин адмирал Иван Петрович Бали, пишет о майора Гальцгаузине лекаре в Астрахани.

10. Его поевосходителтству Баскакову.
В соответствии с просьбой ко ивану логинову о принятии сына вашего в кадетский корпус, препроваждаю письма вам от него. ...

11.
Действительному тайном советнику Петру Васильевичу Завадовскому.
Майор Тугаринов при смерти своей поручил дочь свою Наталью Тугарину помечены сестры моей бригадирши Корсаковой , которая взнак своего почтения к покойному отдала её для воспитания в новодевичий воскресенский монастырь где госпожу полковницу вакселеду?    По случаю отбытия в Крым. Ныне же уведомясь, сестра моя Корсакова, что мать той девицы Тугариной поданным прошение просит о возвращении дочери из монастыря на свое попечение, объясняет мне, что она мать вышедшая в замужество за майора Логвинева,который по слабому своему поведению исключён из службы не может лучшего дать воспитания, а все её намерение клонится к тому, что бы воспользоваться именем дочери своей оставленным после отца на воспитание ей и просит меня о исходотайствовании у вашего сиятельства благоволения, чтобы оставить её в монастыре. Я уверен будучи в благосклонном вашего сиятельства по мне расположении, покорение прошу оказать сие вашу милостью удовлетворении просьбы сёстры моей Корсаковой дабы она тем могла исполнить доверие покойного в собственное воспитан. Пользу. Пре...

Страница 3 окончена.

10. Муравьёву Михаилу Никитичу.
О мастере каменного дела Лупани Иосиф о посылке его в Ревель для производимых там работ.


11. Генералу адьютанту хрисофору Андреевич Ливину. О том что служащий в морской Артиллерии констапель Карл дитерих по совершенно не возможности привыкнуть к морю просит перевести его служить.хороший он и рекомендации его хороши.

15. Его превосх. Даниле Григорьеву Волчкову.
Племянник доставил письмо 28 дек. Я и генриетта Александровна благодарим вас и Марию Михайловну,  видимо его жена....упоминают Василия Сергеевича Шереметьева, опять пишет про то, что сам нездоров глазами. Которые держит закрытыми в тёмной горнице...несобственно ручной пишет по этому.

15. Его стятельству князю Сергею Фёдорович Голицыну.
Письмо вашего сиятельства касательно дела вашего с купцов Араповичем, я получил сердечно рад.   

20. Генерал казначей Логину Ивановичу Голенищеву-Кутузову...

22. Статс секретарю мих.ник. муравьёву.
Ходатайство у вашего превосходительства о пособии госпожи Чёртовой по её просьбе и получил известие о воспоследовавшей уже полезного для неё решения ...благодарит муравьёва.

22. Генерал майора Карлу Ивановичу Опперману. Об получении письма, что тот удовлетворен деньгам. Встречается фамилия вицеадмирала Карпова.

22 его сиятельству князю Александру Александровичу Прозоровскому.
О мичмане Макаров.

25.
Адмирала Петру Ивановичу ханыкову ( ханьтову?) Получил письмо от вашего высокопревосход. Касательно подполковника Ростовцева. Одобряемого к определению к какому нибудь делу при адмиралтействе, имею честь объясниться что есть у меня место казначея , которое не столь важно по себе , сколь требует благонадежности и омобо одобрения. Просит открыться может ли он быть способным и благонадежным к такой должности

22. Генерал лейтенанта Аполону Карповичу Гальберху.
Получил от него письмо 4 ноября того года.

30. Гавриилу Митрополиту Киевскому
Благопожелание вашего высокопреосвященства изъявленное мне при всем начавшемся нынешнем году удостоверяющий меня в особом вашем кл мне благорасположении, а при том и в попечительном вашем Архиепастырском у всевышнего ходотайстве  о благодарным и общеполезном моем служении. Сие пребудет у меня незабвенным в моей памяти, и я чувствую в полной мере таковое ваше благодарения, за долг себе поставляя принести вашему высокопреосвященству усерднейшую мою благодарность и изъявить то истинное почитайте и совершенную преданность, с которой всегда честь имею быть.

30. Господину Максимовичу! 
Получил приятное ваше поздравление с определением моим в настоящую должность....

30. Его превосходительству Данила Григорьевичу Волчкову.
Прежде получения мною письма вашего о помещении знакомого и мне господина Новичков в форштмейстеры Московской губернии, бывшая одна таковая вакансия занята а по тому извините, меня что я ныне поместить его не могу. Ежели откроется снова подобное место, я неотказываюсь от готовности доставить оное господину новикову, когда он предъявит на то свое согласие ....и ещё о мальчике каком то, что б его пристроить просит рассказать какого он чина и к чему пристрастен..
31.ст.секретарь их.ник.муравьеву
Прилагаю при сем прошение морской Артиллерии лейтенанта Поздюнина, о предоставлении его прошения высочайшего разрешению. .там о его бедности
31. Майорше марье Крестьяновне Геринш.
ПЕТР Фёдорович упоминается.
Был полезным.
31. Генералу лейтенанта Дмитрию Андреевич Доможирову о том что он уволен и награждён за службу пансионом, по его же прошению.

31. Генерал майора Тихон леонтьевич перском? Перском?

Ходатайство вашего превосходительства о нещастных двух женщинах пребывающих в Казани из коих как извещаете меня одна лишилась сына, а другая мужа в составом в сибир на работу за потеряние казенных денег унтер офицера Кузнецова делает вам особенную честь, и я побуждаясь о нещастий их состраданием, охотно соглашаюсь употребить старание моё и посредство о прощении и об освобождении Кузнецова, есть ли только по качеству его преступление будет удобовозменным
31. Капитану федору Ивановичу вуншу.
31. Мастеру инструментального дела Василию Константиновичу Свешникову.
В получено письме усмотрел желание ваше продолжать здесь труды ваши...так как нехватка материала у него и прочее...мордвинов охотно согласен на перевод его сюда, но не имеет ещё к тому удобности. ...

Февраль.. 

.....

20 февраля. Ея высокородию Прасковье Семёновне Мордвиновой. Будет ходотайствовать у императрице о расстроенном состоянии её.

....

25.

Племянник мордвинова надворный советник Бестужев, служит в ведомстве казначея под начальством графа Алексея Ивановича Васильева



Месяц Июнь числа 13 ого

При Лондонской миссии священнику Якову Ивановичу Смирнову.
Страница 44 оборот и 45 и 45 оборот.

ИЗВЕСТИЛСЯ Я , ЧТО В ВОЗНАГРАЖДЕНИИ ГЕРЦОГА БЕТФОРТА И ПИТТА ЗА УСЛУГИ ОТЕЧЕСТВУ ПРЕДНАЗНАЧАЕТСЯ СООРУЖЕНИЕ ИМ МОНУМЕЕТОВ В ЛОНДОНЕ, ДАБЫ ТАМ УВЕКОВЕЧИТЬ ПАМЯТЬ ОБ НИХ И О ИХ ПАТРИОТИЗМЕ , А ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕЛ И ХАРАКТЕРОВ ЛЮДЕЙ СИХ ПРИГЛАШАЮТСЯ ПРОГРАММОЮ ИСКУСНЕЙШИЕ В ЕВРОПЕ АРТИСТЫ В ОСОБЕННОЕ ОБЩЕСТВО, КОТОРОЕ В ИЗОЬРАЖЕНИИ ТЕХ ПАМЯТНИКОВ ВОЗЛОЖИЛО НА СЕБЯ ПОПЕЧЕНИЕ. Я ПРЕДПОЛАГАЮ, ЧТО ВЫ ИЗВОЛИЛИ УЖЕ ВИДЕТЬ И РАССМАТРИВАТЬ ВЗЯТЫЕ ГОСПОДИНОМ ВАКСЕЛЕМ РИСУНКИ НЕБЕЗИЗВЕСТНОГО ДУМАЮ И ВАМ ПО РЕПУТАЦИИ, ПРОФЕССОРА СКУЛЬПТУРЫ МИХАЙЛЫ ИВАНОВИЧА ГОСПОДИНА КОЗЛОВСКАГО, СИИ САМЫЯ РИСУНКИ ДОВОЛЬНО ОБНАРУЖИВАЮТ ОТЛИЧНЫЯ ЕГО ТАЛАНТЫ И РЕДКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ УМ; НО К СЕМУ ПРИСОВОКУПИТЬ Я НЕСОМНЕВАЮСЬ СОБСТВЕННОЕ МОЕ УВЕРЕНИЕ, ЧТО В ЦЕЛОЙ ЕВРОПЕ ЕДВАЛИ ЕСТЬ ЕМУ ПОДОБНЫЙ СКУЛЬПТОР ДАРОВАНИЯМИ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ ИДЕЙ И ЖИВЕЙШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРЕДМЕТОВ В САМОЙ НАТУРЕ. ОН ИЗЬЯВЛЯЕТ СВОЕ ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ В ЧИСЛЕ ПРИГЛАШАЕМЫХ АРТИСТОВ, И ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОИ УСЛУГИ К СООРУЖЕНИЮ ТЕХ МОНУМЕНТОВ. БУДУЧИ УВЕРЕН, ЧТО ВЫ ОХОТНО РАСПОЛОЖИТЕСЬ СПОСОБСТВОВАТЬ ЕГО ЖЕЛАНИЕ, Я ПОКОРНЕЙШЕ ПРОШУ ВАС ЗДЕЛАТЬ О СЕМ КОМУ СЛЕДУЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ...ЕСТЬЛИ ОН ПРЕДУВЕДОМЛЕН БУДЕТ О ПЛАНЕ МОНУМЕНТОВ, И ЕСЛИ ПО СЕМУ ПРОИЗВЕДЕННОЕ ОТ НЕГО НАЧЕРТАНИЕ ОДОБРИТСЯ, ТО В СЛУЧАЕ НАДОБНОСТИ, ОН СОГЛАШАЕТСЯ И ЛИЧНО БЫТЬ В ЛОНДОНЕ, УЗНАВ НАПЕРЕД О ТОМ, НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ОН ТУДА ПРИГЛАСИТСЯ. ИЗВЕЩАЯ ВАС О СЕМ И ПРЕПОРУЧАЯ СЕБЯ В ПРОДОЛЖЕНИЕ ВАШЕГО КО МНЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА. ПРЕБ....

 

.....
Месяц июль 8 дня . Страница 56 оборот и 57.

Адмирала Петру Ивановичу Ханыкову.
Находящийся в кронштате набрантвахте Лейтенант Пейлгард прислал ко мне корзину с бутылками, которую я обратив к нему с тем же посыльным, покорнейше прошу дать ему нотации, чтоб впредь удерживался от таковых поступков ни с саном, моим, ни с должности нисходственных, охраняя и прочих от подобных случаев. Преб...

..
16 июля 1802 год
Адмирала Ивану Петрович Балле.

Я слышал, что завтрашний день едвали может быть выезд благородных воспитанниц из смолина монастыря в Академию художеств на шлюбках, которые для них приготовляются. Для того покорнейше прошу ваше высокопревосходительство послать сего же дни офицера к начальнице воспитанник для получения сведения, когда именно нужны им шлюбки, дабы понапрасну непроездить и не упустить время к выполнению высочайшего поведения.

16 Статскому секретарю Михайле Никитичу Муравьеву
Пользуясь благосклонным вашим ко мне расположением, побуждаюсь доставить при сем к вашему превосходительству навысочайшее имя письмо, полученное мной от родственника моегоотставного господина колежского советника Петра Ивановича Мордвинова, который из бывшего его жаловался получает половину в пенсион, утруждать ныне осмеливается, по неимуществу своему, а по жаловались ему полного, а именно всех шестисот рублей. Усерднейше прошу вас, милостивый государь мой оказать просящему, при поднести оного его письма милостивый ваше покровительство, чем великое соделав ему благотворно, обязательно много и меня имеющего и пр...

16. Его сиятельству графу Александру Романовичу Воронцову.

17. Санкт-Петербургскому военному губернатору Михаиле Ларионовичу Голенищеву-Кутузову.
Подносительница сего та самая женщина, о которой просил я ваше высокопревосходительство, чтобы определить малолетнаго сына ея Александра Колтыпина в военное сиротское училище. Но как вы удостоить меня изволили благосклонным обещаниям вашим, то имею честь перепроверить её при сем к милостливому вашему презрения   в бедном вдовстве ея. Оказание ей сего благодарения вашего, много одолжить изволите и меня , пребывающего и проч....

17. Его высокоблагородию Павлу Ивановичу травину.
Возвращая при сем доставленный ко мне при письме вашем Аттестат полученный вами от покойнешего Графа Суворова-Рымнинского, уведомляю вас, что об усердие,какое вы оказали к службе отысканием казенных лесов, коллегиею представлено быть имеет к монаршему усмотрению . Я же с моей стороны просим ого вами ходотайства моего сполно от меня зависеть может употребить не оставлю.

17. Господину фоме Якимовичу Фридовскому.
Вещи, присланные ко мне от вас через херсонского купца при письме вашем от 18 июня, мною возвращены: ибо принимать что либо подобным образом не соответствует звания моего и противно правилам моей жизни. Почему советую вам усердно никогда себя таким образом необеспокоивать. Впрочем уверяя вас о непременности моего к вам благорасположения. Преб....

17. Вице адмиралу Петру Кандратьевичу Карцову.
Препроваждая при сем приложением свидетельства и просьбу недоросля из дворян Константина Торсова , для поступления в кадетский корпус.   

17. Тайном советнику Мих.Ник. Муравьеву
Вдова губернского секретаря Калтыпина, называющаяся мне родственницей, лишать недавно мужа своего, прибегая ко мне с просьбой, что б я покровительствовал её у вашего превосходительства, не оставить её....

17. Его сиятельству князю вяземскому.
Письмо вашего сиятельства написанное ко мне 24.июня мною получено. Объясняется в одном прошения ваша просьба,  о перемещении высшей должности генерал майора Елчанинова и определение вас на его место советником в Московскую адмиралтейскую контору исполнить вовсе мне не возможно, но и более потому, что приличной чину  его и вакансии на которую ему следовало поступить по ведомству Коллегии нигде не находится. Очень жаль, что не могу сделать вам угодно.. 
....

27. Стр.71оборот.
Статс секретарю григорию Ивановичу Вилламову.
Просит его передать прошение императрице Марии Фёдоровны от вдовы губ.секретаря Калтыпина Елены Андреевой....

Сентябрь 10.1802 год
Его благородия Ивану Федоровичу Крузеншерну
За приглашение ваше, которое я приемлю знаком вашего ко мне усердия,  покорно вас благодарю, я с удовольствием согласен считаться при крещении восприемником новорождённого вашего сына, первенца, с которым усердно вас поздравляю. 
....
Стр. 73 оборот. Сентябрь 26 дня. 1802 года.
Священнику Якову Ивановичу Смирнову.
По случаю предполагаемого отправления будущею весной от Американской компании в Охотской порт экспедиции, нужны для двух судов, означаемые в прилагаемом при сем записках инструменты в получении которых желая поспособствовать покорнейше прошу вас М.Г. мой поручить искупить оные в Лондоне, а сверх того приказать сделать 6 самых лучших хронометров на заказ, за все же сие в следующих деньгах примите на себя труд прислать на моё имя вексель, который по представлении моем будет уплаченный американской компании./ при сем печальный приемлю на себя долг известить вас, что господин Профессор Козловской, о коем вы изволили принимать попечение, прекратил уже жизнь свою, сверх чаяний всех знающих и любивших сего достойного человека, и так к прискорбию , неостаётся мне ничего уже об нем вам сказать   как только принести усерднейую мою благодарность за предпринятые ваши об нем старания. ..
Ниже записка с перечнем того, что надо, на англ. Из 11 пунктов +2 ещё... 
 


Рецензии