Боеготовность по Кузнецову
Описание жизни этого замечательного флотоводца, конечно, не ограничивается теми словами, которые он сам написал о себе:
«Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля – большого или малого – и, стоя на мостике, управлять им. Но судьбе было угодно в силу ряда причин то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр – адмиралом, трижды – вице – адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте – Адмирала Флота Советского Союза.»
Служить на флоте, флоту стало главным в жизни Николая Герасимовича Кузнецова. Сбылась и его мечта – командовать кораблём, правда, путь к её осуществлению был не близким: доброволец Северо – Двинской военной флотилии, курсант военно – морского училища, прошедший все ступени службы на Черноморском флоте, старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ». Именно на этом корабле проявились его организаторские командирские способности, в результате чего соблюдался абсолютно точный распорядок дня, безукоризненное выполнение корабельного расписания, совершенно иное обращение с подчинёнными, что сплачивало команду.
Впервые Николай Герасимович стал внедрять в действия командиров боевых частей метод боевой подготовки для выучки и взаимодействия по кораблю в целом. Когда он стал командиром крейсера «Червона Украина» эти начинания получили дальнейшее развитие в виде «Курса боевой подготовки на корабле», который и вошёл в новый БУМС – временный Боевой устав Морских сил.
Н. Кузнецову было 29 лет, когда он принял крейсер, в 31 год стал самым молодым капитаном 1 ранга на флоте.
Выходившая тогда газета «Красный флот» сообщала: «На флоте многие заговорили о методе организации боевой подготовки «по системе Кузнецова», только сам командир утверждал, что он ничего нового не создал.» На крейсере «Червона Украина», которым он командовал, в 1933 – 34 годах была отработана система боевой подготовки одиночного корабля, её позже приняли на всех флотах страны.
Обычно подготовка корабля, особенно крейсера, к походу занимала несколько часов. На «Червоной Украине» добились экстренного прогревания силовой установки за 15 – 20 минут, вместо обычных четырёх часов. Артиллеристы крейсера производили стрельбы орудиями главного калибра на самых больших скоростях хода и предельной дальности обнаружения цели, а для корректировки впервые использовалась авиация.
В 1935 году «Червона Украина» стала лучшим крейсером морских сил СССР. Проверка боеготовности корабля в море в конце того же года Командующим флотом И. Кожановым и флагманскими специалистами показала отличную слаженную работу экипажа корабля в ходе отражения «атаки самолётов», борьбы за живучесть в случае «попадания торпеды в правый борт», ликвидации пожара и проведения боевых стрельб. Молодой командир и команда получили личную благодарность Командующего.
С тех пор не раз всходила и заходила флотоводческая звезда Николая Герасимовича Кузнецова, но он всегда оставался верен Родине, флоту, а метод боевой подготовки корабля к походу, инициатором и разработчиком которого он был, и поныне является основой в Российском военно – морском флоте.
23 мая 2022 года Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №222052400907