Возлюби ближнего своего. Глава 7. ч. 2

Если человек не умеет настраиваться в резонанс достойному партнеру по общению, то обязательно возникнут определенные трудности в понимании сути этого человека. И любовь к этому ближнему будет весьма далека от оптимальной.
Это умение в значительной степени зависит от степени развития чувства обратной связи. Но, конечно, не только от него. По большому счету, простой человек не может полноценно настроиться в резонанс мыслям и чувствам человека, имеющего среднюю степень сложности личности. Имеющему среднюю степень сложности очень непросто настроиться на волну сложного человека. Сложному часто очень непросто в общении с очень сложным, но весьма легко со всеми остальными. Человеку глупому, чаще всего, трудно понять неглупого, а последнему - умного. Умному нередко сложно с очень умным быть наравне. Спасает лишь то, что сложных и очень умных людей достаточно мало. Играет роль и уровень гармонии личности. Примитивному человеку непросто понять обычного, человеку со средним уровнем гармонии личности не всегда просто с тем, у кого он высокий. Чувствуешь при этом свою глобальную несостоятельность, а это нередко является очень болезненным уколом для самолюбия.
Другой вопрос, что, как правило, добродетельный человек с хорошими творческими задатками имеет, как минимум, среднюю степень сложности, задатки неплохого интеллекта, неплохие задатки гармонии личности. А также тонкую душевную организацию, позволяющую более адекватно воспринимать различные явления жизни средней и высокой степени сложности.

Способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника имеет смысл только в том случае, когда они имеют вполне конкретный качественный уровень. Ибо, настраиваться в резонанс глупому или примитивному человеку не только бессмысленно, но и вредно. Ибо, чем чаще это делаешь, тем выше вероятность появления в твоем внутреннем мире различных деструктивных и дисгармоничных процессов. Которые, в лучшем случае, способны мощно тормозить эволюцию личности в целом. А в худшем, - запускать процессы психологической и духовной деградации. Иногда еще и интеллектуальной, и эстетической. Вот почему так особенно важно общаться с людьми, которые умнее и совершеннее нас, способнее и талантливее, достойнее и одухотворённее. Конечно, на фоне глупого и примитивного человека даже самый обычный человек чувствует себя особенно умным и талантливым. Но, на самом деле, это не повод для самоуспокоения и самолюбования. Истинный ориентир - это абсолютное совершенство. Понятно, что оно в течение одной жизни недостижимо. Но, тем не менее, именно на него следует ориентироваться в своем развитии. В крайнем случае, на тех, кто уже получил большое общественное признание как интеллектуал, человек богатой души, гармоничного духа из числа классических интеллигентов с элементами аристократичности.

Умение настраиваться в резонанс другому человеку помогает строить прочные и перспективные, многогранные отношения. При этом совершенно не обязательно чувствовать себя на равных с интеллектуалом высокого уровня, очень большим талантом. Важно быть способным в большей степени адекватно воспринимать хотя бы основные его мысли и чувства и достаточно изящно проявлять свою оценку этих моментов в их тонкости и изощренности, одухотворенности, явной и скрытой эстетике. Чтобы партнер по общению чувствовал то, что его понимают.
Конечно, для этого очень много нужно знать и понимать, чувствовать и уметь. Быть способным к изящному сочувствию и сопереживанию, восторгу и восхищению. Большую роль играет интуиция и проницательность, творческое мышление.

Собственно, настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению нужно не только ради него, а, в первую очередь, ради себя. Ибо, это стремление позволяет человеку поддерживать в активном состоянии и ум, и душу. Развивает его фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность, творческое мышление в его широте, глубине, масштабности, его абстрактное и ассоциативное направление. Человек, способный настраиваться в резонанс другому, как правило, более быстро и более основательно познает жизнь, окружающий мир, самого себя, более тонко и конкретно чувствует скрытую подоплеку многих жизненных явлений, особенно средней и высокой степени сложности. У него существенно выше вероятность обретения высокого уровня гармонии личности, одухотворённости, мудрости, удовлетворения собой и своей жизнью. Его интуиция и проницательность получают дополнительные возможности для своего развития, а также мощный дополнительный импульс для этого.

Со временем такой человек обретает новые возможности в самостоятельном моделировании жизненных явлений средней и высокой степени сложности на хорошем качественном уровне. Это, как  минимум. Это может поднять  ценность его личности на принципиально более высокую ступень в иерархии классических ценностей человечества. Творчество ума и души такого человека может приобретать не только личную, но и общественную ценность. При условии, конечно, что такое общество в принципе способно ценить что-то действительно ценное и совершенное.

Способность настраиваться в резонанс другому человеку дает его обладателю достаточно мощное преимущество перед большинством окружающих. Как, впрочем, и любое другое элитарное качество личности. Такой человек значительно быстрее распознает истинную сущность своего собеседника или партнера по общению, что позволяет избежать не только самые обычные и распространенные жизненные ошибки, но и существенно более сложные, более изощренные. И не попадаться на удочку авантюристов и интриганов, разнообразных прохиндеев и проходимцев. Да и просто махровых эгоистов. Такой человек имеет возможность построить более адекватные отношения и с самим собой. Что удается вообще мало кому. Это и сознание более адекватного уважения к себе, любви к себе, выстраивание наиболее оптимального самоконтроля, и развитие полноценной и эффективной самокритичности.

Это качество требует постоянной тренировки для хорошей отладки координации и взаимодействия всех качеств личности, всех способностей и талантов, всех достоинств и добродетелей. Большую поддержку в его развитии оказывает регулярное экспериментирование по проявлению его в тех или иных новых условиях, на новых типах личности, применительно к тем или иным отдельным аспектам личности. Несомненную ценность имеет и регулярное и постепенное повышение степени сложности решаемых задач, а также их решение в тех или иных неблагоприятных условиях. Важно и использование получаемой информации для решения новых жизненных задач.
Разные люди имеют разные личностные показатели. И, в соответствии с комплектом достоинств и добродетелей конкретного человека, к нему следует и проявлять различную степень любви. От минимально необходимой до самой большой. В этом плане оказывает определенную помощь осознанная демократичность аналитика.

Чтобы осветить этот момент личности достойного человека должным образом, следует чуть подробнее остановиться на самом понятии демократичность. Те, кто его придумал, возможно, исходили из самых благих намерений. Но то, во что превратили это понятие последующие поколения, не может вызывать ни симпатии, ни уважения. Дело в том, что демократичность означает равное отношение общества ко всем его членам, не зависимо от их формальных показателей. На первый взгляд, идея звучит достаточно неплохо. Но, даже при небольшом погружении в этот вопрос, выявляется его принципиальная ущербность. Как может быть равным уважение общества к трудяге и лентяю, посредственности и таланту, благородному человеку и подлецу, умному и глупому, рядовому специалисту и профессору, обычному человеку и гению, доброму и злому. Собственно, список человеческих добродетелей насчитывает более четырехсот пунктов. И нет необходимости перечислять их все. Достаточно отметить основные: обычный человек и мудрый, гармоничный и дисгармоничный, конструктивный (в отношении с собой, с окружающими, с жизнью, с Высшими силами) и неконструктивный, пассивный и созидательный, добродетельный и порочный, пустой и самодостаточный, одухотворенный и пренебрегающий духовными ценностями жизни и т.д.

Весь даже небольшой список противопоставления человеческих достоинств четко и наглядно высвечивает мысль о том, что, на самом деле, демократичность - это извращенная добродетель, формально уравнивающая все плохое и хорошее, примитивное и совершенное, прекрасное и мерзкое, гармоничное и дисгармоничное. О демократичности можно говорить только с большими оговорками. Равное отношение, например, ко всем умным. Но в природе во всем существует своя достаточно жестокая иерархия. Так, например, в плане интеллекта идет категория очень глупые, потом глупые, потом неглупые, потом умные, далее очень умные и за ними мудрые. Но, проблема в том, что практически все категории, предшествующие очень умной, твердо уверены в том, что их место в этой последней. Или, как минимум, в категории «умные». Щепетильность ситуации в том, что девяносто процентов людей, не зависимо от уровня образования, возраста, социального статуса и любых других характеристик, не попадает в категорию «умные». В лучшем случае - неглупые.

Проблема, по большому счету, в том, что в обществе вообще, а не только у отдельных его членов, совершенно отсутствует системам критериев по определению реального уровня интеллекта любого человека. И, даже в том случае, когда общество признало того или иного человека очень умным, то большинство людей не особенно сильно стремится строить свои отношения с этим человеком соответственно его статусу. Например, гений Пушкина признавала только элита интеллигенции. И не более того. Не говоря уже о том, что среди этой интеллигенции было очень много людей, стремящихся максимально дискредитировать и жизнь, и творчество, и личность Пушкина, и все с ним связанное. Любыми доступными методами и способами.
Так, что же нужно было ставить рядом Пушкина и простого рабочего или крестьянина? С точки зрения общественной ценности это было бы не только не совсем логично, но и откровенно нелепо. Конечно, и рабочий, и крестьянин заслуживает вполне определенного уважения. Но, оно несоизмеримо с величиной уважения, которое должен разумный и достойный человек испытывать к Пушкину.

Но, если относительно интеллекта еще есть некоторые критерии оценки. Пусть часто предельно формализованные, но, тем не менее, есть. То в плане всех остальных достоинств и добродетелей даже у представителей формальной интеллигенции в головах полный туман. Критерии оценки крайне поверхностны, формальны и ненадежны. Даже человек с небольшим уклоном в авантюризм и интриганство способен регулярно и основательно обманывать широкие слои населения. Не говоря уже о больших мастерах в этом деле. Собственно, как показывают многочисленные фундаментальные исследования историков, писателей, классиков психологии и философии, вся история человечества за последние три тысячи лет - это сплошной обман в той или иной степени в подавляющем большинстве аспектов человеческого бытия.

Принципиальное нежелание большинства людей находить действительно очень умных, очень зрелых, очень талантливых, очень мудрых, очень гармоничных, очень добродетельных для проявления к ним должного уровня уважения и почтительности уже привело к полной анархии в российском обществе. Другой вопрос, что не только в российском. Но это, откровенно говоря, довольно-таки слабое утешение. Ведь голодному человеку ничуть не легче от сознания того, что в этот момент еще тысячи людей тоже испытывают сильный голод.

Амбициозность - это извечный бич общества. Когда даже самый глупый и самый примитивный человек четко и конкретно пожизненно претендует на совершенно особое к себе отношение со стороны общества в целом. И те, кто не видит в них уникальных личностей, они считают или дураками, или сволочами, или тем и другим сразу. И уже в соответствии с этим элементом своего мировоззрения они строят свои отношения с окружающими, с обществом, с жизнью. В отдельных случаях, даже с Высшими силами. Претензия на выраженную уникальность и эксклюзивность стала своего рода повальной психической эпидемией. Самое забавное в том, что те, кто действительно обладает большими достоинствами и добродетелями, как правило, отличаются большой скромностью. И поэтому на особое отношение к себе и не претендуют. Насколько это правильно - это уже другой и отдельный вопрос, требующий своего более основательного рассмотрения. Но, касаясь вскользь этой темы, можно сказать, что во власть идут не самые умные и не самые достойные люди. А потом мы сильно удивляемся тому, что в стране нет должного порядка. Другой вопрос, что не только в нашей стране.

Проблемы в оценке личности другого человека имеет, к сожалению, общечеловеческий характер. Они свойственны всему человечеству. И не только последние три тысячи лет, но и последующие три тысячи. Как минимум. На самом деле, в людях умеет более-менее сносно разбираться два-три человека из сотни. А остальные только тешат себя иллюзией о присутствии в себе этого умения. Одновременно ежедневно совершая постоянные ошибки. На которых, к сожалению, почти никто ничему не учится.

Все главные законы жизни духовного характера стали предельной абстракцией, философией для ученых и отдельных любителей-энтузиастов. Мало того, что большинство их не знает и не понимает, так оно и не желает их ни знать, ни понимать. В силу глобальной и фундаментальной лени ума и души. Главный смысл жизни человека, по мнению классиков психологии и философии, заключается в том, чтобы сделать так много действительно умных, красивых, достойных и изящных вещей с психологической и духовной точки зрения, чтобы гармония общества существенно увеличилась. Желательно, конечно, чтобы и уровень гармонии самих творящих гармонию тоже увеличился. Счастье заключается в труде ума и души. На благо и себя, и общества. А не в потреблении банальных житейских благ.

У американского артиста Чака Норриса есть более тысячи друзей-мультимиллионеров. Но, по его мнению, из них только двое счастливы. А ведь они имеют что хотят, сколько хотят, когда хотят. Кроме счастья. Если человек не заботится о своем духовном развитии, обеспечивающем гармоничное развитие личности в целом, то никакие блага мира ему счастья не принесут. И вся история человечества этот момент доказывает четко и однозначно. Потребительское отношение к жизни - это элемент дисгармонии. Который ничего действительно стабильного и перспективного создать не может. Из пятидесяти тысяч людей, с которыми автору пришлось общаться, так или иначе, большинство отличалось потребительским отношением к жизни. Счастливых среди них не было ни одного. В тоже время, среди людей, трудящихся добросовестно на благо и личной, и общественной гармонии, было очень много счастливых людей.

Человек со слабым уровнем развития своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов не должен иметь равное уважение, как и человек с высоким уровнем их развития. Ибо, тогда все классические ценности абсолютно обесцениваются. Человечество и так предельно несовершенно. А, если уравнять упрощенного человека и развитого, то первый (большая часть общества) вообще потеряет всякий смысл работать над собой для самовоспитания и самосовершенствования. Зачем долго и сильно трудиться, если уважение общества и так гарантируется большое. А уважение общества должно быть. Минимальным, средним, большим и очень большим. Как и симпатия, почтение, восхищение. Люди, обладающие большими достижениями в своем самосовершенствовании, должны иметь к себе особо большое почтение. На грани поклонения и преклонения. Тогда всем будет смысл тянуться к чему-то значительно лучшему и совершенному. Это должно быть нормой жизни, а не капризом или прихотью отдельных людей. Всегда есть те, кто стремится продвинуться на гребне волны сиюминутного характера. А есть те, кто сознательно и целенаправленно заботится о вечных и универсальных классических ценностях. К ним должно быть и особое отношение не только людей из их непосредственного окружения, но и всего общества, и государства. Тогда есть шанс у такого общества и государства на оптимальный вариант своего развития.

К сожалению, в обществе стало модным быть только чисто внешне гармоничным. Одновременно не стремясь к вершинам гармонии внутренне. Лицемерие и фальшь стали не только модными, но и удобными и даже престижными. Вырабатывается даже целая психология и философия по тонкому и изощренному манипулированию общественным мнением. Ибо, большинство отличается высоким уровнем доверчивости. И низким уровнем развития интуиции и проницательности, мудрости. Чтобы вовремя и в полной мере распознать ту или иную очередную манипуляцию. Складывается даже достаточно мощная диспропорция. Ибо, те, кто лишь изображает свою гармоничность, достигают успеха в этом деле во много раз чаще, чем те, кто реально обладает гармонией, но не занимается так интенсивно и агрессивно саморекламой. Не говоря уже о том, что многие изображающие старательно дискредитируют тех, кто не изображает. Создавая псевдолидеров и интеллектуальных, и психологических, и духовных.

Достойный человек, как правило, хорошо разбирается в людях. Поэтому дает почти всем достаточно объективные характеристики. Для него порой бывает достаточно понаблюдать за тем, как конкретный человек (или группа людей) общается с кем-либо, чтобы адекватно расставить многие основные точки над «и». Способов распознавания истинного лица людей существует громадное множество. Своевременное распознавание людей дает возможность изначально выстроить с ними наиболее оптимальную модель отношений. И избежать многих проблем, неприятностей, сложных ситуаций и недоразумений. Неумение разбираться в людях приводит, например, к тому, что три четверти наиболее достойных и замечательных мужчин и женщин достаются самым изощренным авантюристам и интриганам. Начальниками назначают не самых достойных, а тех, кто умеет командовать. Умея и желая, при необходимости, и унизить, и оскорбить другого человека, который не желает слепо и чисто механически подчиняться глупому и дрянному человеку. Почти все самые престижные места занимают не те, у кого есть большие и реальные способности к этому виду деятельности, а те, кто умеет эффективно подать себя, свою видимость значительной личности. А большинство действительно талантливых людей, как правило, прозябает. Продвигаясь вперед не благодаря своему окружению, обществу и государству, а принципиально вопреки им всем. Что, собственно, оказывается по плечу далеко немногим. Большинство истинных интеллигентов получили свое признание или к концу своей жизни или вообще после своей смерти. А это очень грустно. С точки зрения благополучия и общества, и государства.

Специальные исследования показали, что подавляющее большинство политических лидеров были далеко не самым умным людьми своего времени. Что, собственно, четко и однозначно проявилось в результатах их деятельности. И для общества, и для государства. Главным их козырем было умение пускать пыль в глаза своему народу. И относительно незаметно, но абсолютно беспардонно им манипулировать в своих личных целях. Которые, к сожалению, чаще всего, и не предполагали учет интересов самого народа. Была лишь очень красивая и эффективная ширма, скрывающая подлинные намерения того или иного лидера.

История человечества - это, в первую очередь, серия стихийных действий народа. Когда индивидуальные особенности их участников в значительной степени сглаживаются, усредняются, теряют свою ценность и важность, не говоря уже о каком-то существенном смысле. Идея равенства получает свое практическое воплощение. Только в своем самом худшем варианте. Ибо, становятся главными не качественные, а количественные показатели. В том числе, общая энергия массы. Послушная в руках опытного манипулятора. Интеллигентность, присущая классическим интеллигентам и аристократам, не позволяет им навязывать окружающим свои ценности, свои принципы и убеждения, свои творческие идеи. В результате истинные интеллигенты нередко остаются в стороне от главных событий истории. За что, собственно, потом расплачиваются прискорбным образом. Как во времена после революции в России.

Собственно, данная работа и предназначена для того, чтобы большинству людей было проще увидеть и понять достойного человека. И проникнуться к нему должными чувствами.

Достойный человек, как правило, способен быть эффективным мотиватором для других людей для совершения ими умных и добрых поступков. Это, конечно, соответствует реальному положению дел только в том случае, когда человек не впустил в себя злого духа авантюризма и интриганства, стервозности и подлости, эгоизма и меркантильности и еще более ста фундаментальных пороков человеческой натуры. Тогда большинство процессов, идущих внутри такого человека, будет носить в той или иной степени деструктивный и дисгармоничный характер. И поэтому он, по большому счету, не будет являться полноценным и добросовестным мотиватором других людей на действительно хорошее и светлое. Ибо, это будет ему принципиально чуждо, неинтересно и невыгодно. Хотя, конечно, в ходе реализации своих отдельных интриг, такой человек с большими творческими задатками может делать и что-то хорошее. Небольшое по величине и, способствующее его гораздо большим дрянным замыслам. Добро, как таковое, особенно направленное на благо других людей, интригана не волнует в принципе.

Конечно, в той или иной степени, каждый человек может быть мотиватором для других. Вопрос только в том, желает ли он этого, чего именно он желает и умеет ли быть не только добросовестным, но и полноценным мотиватором. Ибо, представитель стандартного менталитета как правило, может быть мотиватором только для мелких дел повседневной прозаичной суеты. Или некоторых крупных дел, но в принципиальных рамках стереотипного мышления. Типа того, что выйти замуж - это лучше, чем жить всю жизнь одной. Но, вот, как действительно удачно выйти замуж такой «мотиватор» вряд ли сможет конкретно посоветовать. Не говоря уже о том, чтобы выстроить полноценную программу реализации такого замысла и эффективно помочь в практическом воплощении этой программы. Мотиватору из числа представителей стандартного менталитета чужда особая тонкость и изящность мысли и чувства. Поэтому, даже при самом добросовестном отношении с его стороны к своим обязанностям мотиватора (одно из самых любимых занятий большинства людей) возможности его, по большому счету, с точки зрения иерархии вечных и универсальных классических ценностей, будут значительно ограничены. С точки зрения же обычной житейской логики, они будут почти безграничны, преимущественно в своих количественных параметрах.

Чувство интеллектуальной и психологической (не говоря уже о духовной) эстетики очень слабо развито у представителей стандартного менталитета. Поэтому ждать и от них самих, и от тех, для кого они выступают в роли мотиватора, особых интеллектуальных и психологических  изощрений, больших качественных достижений не приходится. Разве что, в отдельных, очень редких случаях, когда в их подопечном есть мощное творческое начало на уровне подсознания, задатки большого интеллекта, как и большие задатки гармонии личности. То тогда результат может иметь вполне определенные качественные показатели. Но, не благодаря такому мотиватору, а принципиально вопреки ему. Что иногда так больно ударяет по самолюбию такого мотиватора, что сильно осложняет его отношения со своим подопечным. Что, в частности, мы можем видеть на примере школьного учителя в его отношении к будущему писателю Андерсену в фильме Рязанова «Жизнь без любви».

Роль мотиватора, на самом деле, это очень важная роль. Вопрос только в том, к чему и как он мотивирует своего подопечного. Не говоря уже о том, зачем он это делает. Из своих банальных эгоистических соображений или из стремления повысить уровень гармонии жизни через повышение уровня гармонии личности подопечного. Если мотиватор исходит только из своего стереотипного мышления, то, как правило, особого добра от этого ждать не приходится. Ибо, получится, скорее всего, что-либо из мелкой житейской суеты. Или нечто более существенное, но по своим качественным параметрам весьма упрощенное. Без какого-либо намека на что-то утонченное и изящное. Результаты такого труда могут быть основательно востребованы некоторыми современниками их творца. Но, как правило, в классику интеллектуального и психологического характера уже не попадут. Потомки, скорее всего, быстро забудут и о существовании такого творца и о его «феноменальных» трудах.

На осине не родятся апельсины. И рожденный ползать летать не может. Но, ожидающие лишь плодов осины, могут быть сильно удивлены появлению апельсинов на дереве, которое они считали осиной. И уткам на птичьем дворе из сказки Андерсена невозможно себе представить то, что знакомый им гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. И теперь находится на такой высоте, в прямом смысле этого слова, что о ней они даже мечтать не смеют. И в обществе тех, кто способен действительно по достоинству оценить все лучшие качества ума и души этого «гадкого» утенка. И в общество которых эти спесивые утки и гуси никогда не будут допущены. И, тем более, приняты. Всяк сверчок знай свой шесток.

Мотивация этих уток и гусей по отношению к гадкому утенку в том, что он должен быть таким, как все, была предельно убогой и примитивной, абсолютно деструктивной и дисгармоничной, принципиально неадекватной и несостоятельной. И пользы этому утенку принести не могла в принципе. Только один вред, причем глобальный и фундаментальный, концентрированный и злокачественный. Да, в рамках их птичьего двора  все, вроде как, было правильно. Но вот проблема: их птичий двор не был всем миром, на самом деле. Хотя они были категорично уверены в противоположном.
Это еще и к вопросу о том, кого и для чего выбирать для себя в качестве мотиватора. Ибо, даже непосвященному понятно то, что глупый человек не может быть полноценным мотиватором для действительно умных дел. Человек примитивный - для совершенных дел. Человек порочный - для благородных дел. Дисгармоничный человек - для гармоничных дел.

Проблема заключается в том, что в распространенной общественной психологии и философии (если таковую еще можно назвать философией, по большому счету) нет четких и конкретных критериев определения степени развития интеллекта, да и хотя бы самых основных достоинств ума и души. И поэтому все дело упирается в то, насколько сильно развита психологическая интуиция и проницательность в том или ином конкретном человеке. А это очень редкие качества. Как показывают многолетние исследования и наблюдения автора. И выбор получается между двумя основными положениями: большинство или сильно ошибается в своих оценках достоинств и добродетелей другого человека, или умеренно. Считанные единицы, мыслящие и чувствующие принципиально иначе, погоды в обществе, к сожалению, не делают. Как правило, почти все стремятся ориентироваться на чье-либо другое мнение, высказанное уже до них. Выработать же собственное, независимое мнение большинству не по плечу. Особенно, если оно существенно отличается от общепринятого. По своим, хотя бы количественным, не говоря уже, качественным параметрам. Ибо, большинство в некоторой степени интуитивно понимает или чувствует свою принципиальную интеллектуальную несостоятельность для действительно сложных интеллектуальных и психологических процессов высокой степени изощренности. И потому предпочитает перестраховываться, чтобы не потерпеть большого публичного фиаско, которое может мощно и основательно разрушить их эффектный положительный имидж умных и самодостаточных людей.

Большинство людей, к сожалению, не осознает степени ответственности человека, выступающего в роли мотиватора. Не зря же святые говорили о том, что гораздо важнее уберечь другого человека от греха, нежели не согрешить самому. Практически никто не делает отдельной и специальной оговорки в ходе своей мотивации о том, что «ты вообще-то думай сам, а не слепо следуй моим советам и рекомендациям». Ибо, даже самый глупый и самый примитивный (не говоря уже о прочих) человек абсолютно уверен в обладании истиной в последней инстанции. Что в девяносто девяти случаях из ста не соответствует действительности даже в относительной степени.

Большинство не подозревают о том, что даже самые лучшие их советы и рекомендации, при их максимально добросовестном воплощении, могут дать результаты лишь среднего уровня качества. Иначе говоря, претендовать на существенное совершенство не могут в принципе. Хотя, безусловно, почти всегда жестко и конкретно претендуют. Не говоря уже о какой-либо утонченности и изящности мысли и чувства, особой органичной одухотворенности. Об этом пишут мудрецы последние две с половиной тысячи лет постоянно и единодушно, четко и конкретно. С большой горестью в голосе.

Мощь общественных распространенных стереотипов настольно сильна, что сдвинуть хотя бы один процент мнение стереотипно мыслящего человека не представляется возможным даже чисто теоретически. В подавляющем большинстве случаев. Да что там сдвинуть. Посеять хотя бы самое символическое сомнение в частичной несостоятельности того или иного стереотипа невозможно. Ибо, это может буквально выбить почву из под ног человека, так как ничего другого у него нет и, скорее всего, никогда и не будет. Ибо, в нем нет необходимого потенциала для ощутимых качественных положительных метаморфоз его сознания и мировоззрения. Это все равно, что обвинять близорукого человека в том, что он не желает видеть достаточно отчетливо удаленные предметы. А это, просто-напросто, находится за пределами его реальных возможностей. И как бы сильно он при этом не старался, результат будет принципиально неудовлетворительным. На яблоне, конечно, можно выращивать еще и груши. Но для этого потребуется профессиональное умение селекционера по прививке на яблоню веточки груши. Все просьбы, убеждения, увещевания и даже молитвы простого человека останутся абсолютно безрезультатными.

Это только святой Серафим Саровский по своей воле мог создать зимой на полу деревянного дома куст спелой ежевики, чтобы угостить своего гостя - епископа. И мощность потрясения этого епископа была столь значительной, что сохранилась в нем до конца его жизни. Но это дела святого, для которого, по большому счету, не было почти ничего невозможного. А мы речь ведем о простых смертных с обычными способностями и возможностями. Ситуация принципиально иная.

Человека, конечно, чисто теоретически можно переубедить. Но для этого потребуется, во-первых, мощный интеллект (не более десяти процентов людей), творческое мышление (не более пяти процентов), привычка к интенсивной и продолжительной умственной работе, умение мыслить понятиями и категориями высокой степени сложности (не более одного процента). И это все признаки творческого типа личности, творческого менталитета. И это потребуется и от того, кто переубеждает, и от того, кого переубеждают. Вероятность встречи двух представителей творческого менталитета в повседневной суете близка к нулю. В лучшем случае, один шанс на тысячу. Собственно, если эти два человека мыслят ценностями из числа классических, то, чаще всего, им нет особой необходимости принципиально переубеждать друг друга. Проводить некоторую частичную коррекцию отдельных взглядов и представлений, может быть. Но не более того. Кроме того, достойный человек, даже высказывая несомненную истину, не стремится претендовать на знание абсолюта.

Что автоматически предполагает то, что коррекция взглядов и представлений другого человека будет происходить в наименее болезненных и неприятных условиях. И это во много раз повышает вероятность такого рода коррекции. Творческий человек, как правило, имеет хотя бы небольшую долю сомнения в абсолютной истинности своего мнения. Ибо, прекрасно понимает то, что без этого нет истинного развития, невозможно получить существенные результаты в работе по самосовершенствованию, в любом виде творческой деятельности. Сомнение является стимулом в поиске новых идей, новых ракурсов восприятия уже известного, новых средств и способов достижения поставленной цели, получения более совершенных результатов в жизни вообще. Оно позволяет бесконечно шлифовать свои реальные достоинства и добродетели, способности и таланты. И, в первую очередь, изюминку своей личности. И получать в результате выраженное чувство внутреннего удовлетворения от самого себя и своей жизни. Что лежит в основе человеческого счастья. Истинного и прочного.

В 18 и 19 веках в России были приняты интеллектуальные кружки в светском обществе. Где реальная интеллектуальная аристократия обменивалась своими мыслями. Безусловно, там периодически возникали и дискуссии. Но дискуссии конструктивные, никого не унижающие и не оскорбляющие. Каждый уважал право другого человека на собственное мнение. В том числе, и на ошибку, иллюзию, заблуждение. И при такой постановке вопроса эти интеллигенты-интеллектуалы творческого типа служили невольно друг для друга постоянными и мощными мотиваторами развития и совершенствования хотя бы в наиболее перспективных направлениях. И это позволяло всем энергично двигаться вперед, в том числе, и на пути познания абсолютной истины. Пушкин, например, щедро делился гениальными идеями новых произведений со своими друзьями. В том числе, с Гоголем. Человек творческого типа способен признать свою ошибку, неточность, заблуждение. Для представителей стандартного менталитета это очень проблемно, неприятно и почти невозможно. Почему для них и какие-либо существенные метаморфозы маловероятны. Что автоматически порождает, в лучшем случае, застой. А в худшем - психологическую и духовную деградацию.

Очень важна функция мотивации у родителей ребенка, его наставников и учителей. Хотя, собственно, всем абсолютно необходимо помнить совершенно особенную ответственность любого человека не только за наставничество, но даже за сиюминутную мотивацию другого человека в любой конкретной ситуации перед Высшими силами. Конечно, по большому счету, каждый человек несет вполне конкретную ответственность абсолютно за каждый свой поступок. И даже более того: за каждую мысль и эмоцию. И не только проявленные вовне, а и просто возникшие в голове и сознательно принятые конкретным человеком, как правильные и истинные. Тут, как раз, и кроется главная проблема человечества: темные силы способны вкладывать в ум человека самые глупые и дрянные мысли, а вот от самого человека уже зависит тот момент, что соглашаться с этой информационной агрессией или нет, принимать ее как руководство к практическому действию или нет. Темные силы постоянно проверяют нас на зрелость и мудрость, умело манипулируя нашими слабостями и недостатками, находя массу возможных лазеек в нашем сознании для своих мощных и конкретных воздействий. Именно этим объясняется тот факт, что в голове очень умного человека периодически возникают очень глупые мысли, а в голове благородного - пошлые и циничные, у всесторонне развитого - примитивные, у одухотворенного человека - богохульные, принципиально не соответствующие его духовным принципам и убеждениям. Какого бы уровня развития не достиг человек, искушения интеллектуального и психологического, нравственного и духовного характера будут у него продолжаться. Хотя, быть может, у достойного человека и не так часто, как у других людей.

Большую роль в построении гармоничных отношений с кем-либо играет психологическая предупредительность. Психологическая предупредительность проявляется главным образом в том, что ее обладатель стремится не создавать (по возможности) проблемные и неприятные, сложные и стрессовые ситуации для окружающих. В первую очередь, для своих родных и близких. А, по большому счету, абсолютно для всех. Конечно, в отдельных ситуациях положение дел требует того, что должно быть высказана определенная критика в чей-то адрес, порицание и даже откровенная и мощная взбучка за легкомысленность и безответственность и прочие отрицательные качества личности. Но в произвольном порядке, вне зоны общественных и личных интересов создание стрессов нежелательно.

Предупредительность - это свойство ума, характера и мировоззрения человека. Достаточно редкое и поэтому особенно ценное качество. Наиболее распространена среди интеллигентных людей (не по формальному статусу, а по состоянию души). Максимальное распространение и в самой наибольшей степени она имеет среди аристократов души. В их число входят некоторые писатели, художники, композиторы, скульпторы, архитекторы, поэты, артисты, режиссёры, классики психологии и философии, деятели культуры.

Предупредительность заключается и в том, чтобы помогать своему ближнему избежать сложной и проблемной ситуации своим советом, практической помощью. Или выйти из нее с наименьшими потерями. Иногда это касается особенно важных жизненных моментов, а иногда второстепенных. Можно подсказать человеку то, что среди людей, приближенных к нему, есть не совсем порядочные личности, которые не следует облекать своим доверием, дабы не попасть в неприятную ситуацию. Иногда человек выбирает очень трудоемкий вариант решения той или иной жизненной задачи. И добрый дружеский совет может помочь ему избежать перенапряжения и переутомления. Бывают случаи, когда кто-то собирается вступать в брак с тем, кто ему совершенно не подходит. Но он этого, в силу своей большой влюбленности, не видит. Иногда бывает полезно развеять его иллюзии. Конечно, форма подачи своей мысли, совета, рекомендации тоже играет большую роль. И нередко определяет ее реальную и потенциальную ценность.

Человек собрался о чем-то посоветоваться с другим человеком. Но не уверен в должной степени компетентности или добродетельности своего потенциального советчика. Рассеять его сомнения и важно, и полезно. Человек совершил ошибку и не понимает истинных причин ее возникновения. И тот, кто доброжелательно и доступно их ему объяснит, убережет его от новых и более сложных ошибок. При условии, конечно, что мнение эксперта было адекватно учтено и понято.

Выбор специальности - тоже очень важный момент. Другой вопрос, что для подачи адекватного совета в этом вопросе необходимо достаточно хорошо и подробно представлять себе личность человека, в адрес которого предполагается тот или иной совет.

Бывает так, что человек имеет в своем окружении действительно очень хорошего человека, являющегося потенциальным кандидатом в верные и надежные друзья. Но жизнь еще не столкнула одного с другим для получения более обширных и разнообразных впечатлений друг о друге. А уровень мудрости, интуиции и проницательности не позволяет первому распознать уровень гармонии личности второго. И тут совет более опытного человека был бы особенно ценен и полезен. Ибо, он избавил бы его от интенсивных и продолжительных поисков своего друга.  Не говоря уже о многочисленных неудачах и разочарованиях. Ибо, умение разбираться в людях - это, по большому счету, элитарное умение. Которым большинство, к сожалению, не владеет. И поэтому постоянно совершает массу ошибок, нередко ведущих к большим проблемам и неприятностям. В отдельных случаях, даже к драмам и трагедиям.

Предупредительность помогает человеку вести дискуссию наиболее оптимальным и конструктивным образом. В частности, для получения наиболее оптимального результата в виде истины. И не превратить временного оппонента в постоянного недоброжелателя или врага.

По большому счету, любой вид предупредительности способствует тому, что у ее объекта возникает существенно меньше отрицательных эмоций. Выходит человек из дома на улицу, где идет дождь. А зонт не взял и ему можно вовремя напомнить о зонте. Вчера на улице был небольшой мороз, а сегодня - сильный. И человек, помня день вчерашний, одевается несколько легче, чем следовало бы. Уберечь его от простуды, значит уберечь и от дополнительных переживаний, связанных с ней.
Иногда предупредительность касается даже не самого человека, а кого-то из его окружения. Засиделся человек в компании, а его близкие его ждут дома и волнуются. Напомнить ему о целесообразности звонка ближним иногда бывает полезным делом.

Бывают в обществе модные увлечения для детей. И совсем не факт, что у того или иного конкретного ребенка к определенному увлечению есть существенные наклонности. И бывает важно объяснить родителям то, что этот вид занятий их ребенку не подходит. А подходит совсем иной. Не факт, конечно, что они захотят кого-то слушать. Ибо, нередко их волнует лишь внешняя престижность увлечения ребенка. А не его успехи в узком виде деятельности. Не говоря уже о неблагоприятном воздействии на психику ребенка, да и на всю его личность в целом какого-либо совершенно нелюбимого занятия.

Предупредительность может касаться и самого ее обладателя. Например, зная то, что отдельные виды продуктов доставляют определенный психологический или физический дискомфорт, человек может или исключить их из своего рациона (особенно в гостях) или существенно ограничить их потребление (алкоголь, например).

Бывает так, что после общения с тем или иным конкретным человеком наш герой чувствует сильный многогранный дискомфорт (психологический, физический и т.д.). В силу чего, он может по возможности или избегать общения со столь проблемной личностью, или существенно его ограничить. Чтобы свести ущерб для себя к минимуму.

Большинство людей относится или к типу жаворонка, или к типу совы по своему суточному биоритму. Разумный человек, проявляя предусмотрительность и предупредительность, постарается самые сложные дела переносить на первую половину дня, если он жаворонок. Или на вторую, если он сова.

Каждый человек имеет вполне определенный комплект достоинств и недостатков. Зная этот момент, можно в жизни делать основной акцент на тех ситуациях, в которых достоинства конкретного человека могут проявиться наиболее значительно и ярко. И в тоже время, избежать ситуаций, где могут проявиться недостатки. Так человеку со средним уровнем интеллекта не желательно заниматься серьезной научной работой. А человеку с простым душевным устроением не особо желательно профессионально заниматься большим искусством. Человеку с низким уровнем одухотворенности нежелательно быть служителем церкви.

Если человек знает то, что он относится к простому типу личности, привыкшему мыслить только простыми понятиями и категориями, то он, при столкновении со сложными жизненными явлениями, не должен их решать сам, в одиночестве. Ибо, результат, скорее всего, будет грустный или очень грустный.

В отношениях очень важна психологическая бережность. Она   проявляется у человека по отношению к самому себе и к окружающим. Да и к жизни вообще. По отношению к окружающим она проявляется в том, чтобы без особой необходимости никому и никогда не доставлять отрицательные эмоции. Не говоря уже - стрессовые ситуации. Что требует от человека проявления внимательности и наблюдательности, чуткости и бдительности, утонченности души (иногда даже определенной трепетности).

Психологической аккуратности и осторожности. Человеку с ленивым умом и душой проявлять психологическую бережность, как впрочем, и большинство других классических добродетелей, очень трудно. Поэтому требуется достаточно существенное и трудолюбие, и добросовестность ума и души. Необходимость проявления психологической бережности исходит из одухотворенности человека, из его конкретного понимания того, что зло ни явное, ни косвенное нельзя совершать ни специально, ни случайно. Ибо, за это, как правило, Высшие силы наказывают очень серьезно. И, чем исправлять допущенную оплошность или небрежность, тратя при этом массу умственных и душевных сил (а иногда еще и время, и физические силы), так лучше их не допускать. Конечно, это требует от человека постоянного и очень тщательного самоконтроля всегда и во всем. Не говоря уже о самоанализе или самокритичности.

Психологическая бережность необходима не только в общении с людьми своего непосредственного окружения, но и вообще всегда. Без этого немыслима истинная интеллигентность. Да и просто звание хорошего человека с приличным воспитанием.
Особенно важна психологическая бережность в сложных и проблемных, непривычных и необычных, неоднозначных и противоречивых, тонких и щепетильных, странных и непонятных ситуациях. Не говоря уже - конфликтных. Когда особенно важно не смешивать личность человека и его действия. Достойные люди, как правило, предполагают за другим человеком (как за собой) право на ошибку, иллюзию, заблуждение. Именно поэтому и тот, и другой стараются дать возможность другому человеку сохранить свое лицо в сложной ситуации. Проявляя при этом максимально возможную доброжелательность. Собственно, доброжелательность у них - это образ жизни, фоновая манера поведения. Другой вопрос, что доброжелательность может быть обычной, утонченной и изящной, как и большинство других достоинств и добродетелей.

Психологическая бережность лежит в основе сочувствия и сопереживания, великодушия и снисходительности, терпения и терпимости, тактичности и деликатности, умения настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, психологической осторожности и аккуратности.

Психологическая бережность по отношению к самому себе позволяет избегать умственного, психологического и физического переутомления. По крайней мере, без особой на то необходимости. Она предполагает умение думать о дне завтрашнем, когда дела сегодняшние не могут нанести урон интересам дня завтрашнего. И даже более того: некоторый сознательный ущерб интересам дня сегодняшнего в ряде случаев может обернуться большой пользой для завтрашнего дня. При правильном и разумном подходе к важным жизненным явлениям. Бережность нужна и в отношениях с жизнью, которую нужно любить, уважать, ценить и беречь. Чем больше умного, доброго, хорошего, светлого, изящного и совершенного делаем для других людей, тем больше вероятность того, что и Жизнь будет к нам существенно более благосклонной.

Психологическая (и не только психологическая) бережность необходима и в отношениях с Высшими силами. В частности, в сознательном и целенаправленном, мощном и основательном проявлении симпатии и уважения, поклонения и преклонения перед ними, и не ради банального рационализма, лживости ими лицемерия, лукавства или подхалимства. А, исходя из искренности и бескорыстности мыслей и чувств, идущих из глубины ума и души. Когда они естественны и закономерны, органичны и осмысленны.

Это и стремление максимально быстро познать, понять и принять главные психологические и духовные законы жизни. В том числе, и стремление наиболее добросовестным образом повышать гармонию и в себе, и в окружающем мире. Не надеясь на особенную благодарность окружающих. А, исходя из потребности быть достойным посланником Высших сил на Земле. И, в первую очередь, испытывать в связи с этим свое собственное чувство глубокого внутреннего удовлетворения тем, что делаешь и тем, как это делаешь. Не зависимо от того, что думают по этому поводу окружающие. Не говоря уже о том, как они сами это делают. Бережность проявляется и в чувстве благодарности окружающим за их добрые дела. И Высшим силам за их особую благосклонность в виде особенных радостей и периодических ценных подарков. В том числе, в виде появления полезных или приятных для нас людей, а также приятных явлений жизни.

Адекватная любовь к ближнему предполагает психологическую аккуратность. Следует отметить, что выражение «психологическая аккуратность» является синтетическим. И придумано оно автором этих строк. Хотя, не исключено и то, что кто-то уже давно использовал его в своих трудах. Просто эти труды до настоящего времени не попали в поле зрения автора. Это явление складывается из целого комплекта свойств: тактичности и деликатности, великодушия и снисходительности, желания и умения понять другого человека, психологической интуиции и проницательности, внимательности и заботливости, бдительности и чувстве меры, психологической гибкости и дипломатичности, умения создавать качественный психологический комфорт другому человеку, трудолюбия ума и души, предупредительности, сострадания и сопереживания, крепкого внутреннего стержня, элементов классической женственности или мужественности, интеллигентности, способности к качественному душевному творчеству, аналитичности ума, способности строить прочные и перспективные отношения (желательно многогранные), желания и умения серьезно работать над собой, склонности давать другому человеку возможность сохранять «свое лицо» в сложных и проблемных ситуациях; философского отношения к чужим слабостям и недостаткам, ошибкам и заблуждениям, неудачам и поражениям; самоконтроля и самокритичности, умения думать об интересах завтрашнего дня, понимания своего места в жизни, наличия иерархии вечных и универсальных классических ценностей, чувства долга и ответственности не только за суть своих мыслей и чувств, но и за форму их выражения, способности быть интересным собеседником.

Вторая часть этого комплекта состоит из: утонченности и трепетности души, чувства психологической изящности, способности поддерживать талантливого человека, наличия критериев эстетики личности человека в целом, способности ощущать радость от изящной эстетики мыслей и чувств другого человека, творческого мышления, одухотворенности выше среднего уровня, высокой требовательности к себе, доминирования чувства внутренней удовлетворенности над мнением праздной публики, добросовестности ума и души, любви к жизни, осознанного многогранного альтруизма, наличия большого комплекта принципов внутренней жизни, корректности, философского отношения к любым жизненным явлениям, определенного уровня гармонии собственной личности.

Психологическая аккуратность позволяет, по возможности, избегать проблемных ситуаций, особенно второстепенного и третьестепенного характера. Она позволяет выбирать наиболее оптимальные линии поведения в непривычных и необычных, странных и сложных, противоречивых и своеобразных ситуациях. Не говоря уже о проблемных и конфликтных.

Психологическая аккуратность дает возможность корректно вести сложные дискуссии, сохранять добрые отношения с различными типами оппонентов, не осложнять отношения с недоброжелателями и явными врагами, выходить с наименьшими потерями из сложных ситуаций, превращать наиболее достойных окружающих в своих потенциальных друзей и приятелей, укреплять и развивать уже имеющиеся дружеские отношения, укреплять психологический климат в учебном или производственном коллективе, строить полноценную семью, дружить с лучшей частью соседей и родственников, выстраивать наиболее полноценные отношения с самим собой, правильно любить и уважать себя, более успешно добиваться решения сложных вопросов и достижений больших задач и целей. Психологическая аккуратность является обязательной частью интеллигентности.

Жизнь – это сплошные проблемные ситуации, в которых часто нужна психологическая гибкость. Есть небольшое число людей с врожденной психологической гибкостью. Остальным приходится ее развивать самим. Это, конечно, при условии того, что они знают о существовании такого качества личности, как такового. И знают степень практической ценности этого свойства. И можно еще добавить тот момент, что понимают первостепенную ценность самовоспитания и самосовершенствования. Что относительно более часто встречается у представителей интеллигенции.

Достойные люди понимают то, что с точки зрения психологической эстетики, максимализм и категоричность в большинстве второстепенных и третьестепенных вопросов жизни, мягко говоря, не особенно эффектно и изящно выглядят. Те, кто несколько умнее, не говоря уже, мудрее, понимают то, что эти качества не должны присутствовать у интеллектуала, зрелой и самодостаточной личности. И что человеческий имидж значительно более выигрышно выглядит без них. И действительно, максимализм и категоричность, своенравность и сумасбродство, упрямство и капризность, привередливость и прихотливость - это показатели низкого интеллекта, малой мудрости (если о мудрости вообще может идти речь в этом случае), низкой зрелости и гармоничности, самодостаточности и состоятельности человека.

Понятно, что с формальной точки зрения никто никому не может запретить подходить к жизни с позиции категоричности и максимализма (и прочих похожих свойств личности). Но, как правило, все они не могут получить существенного одобрения у окружающих. И, в первую очередь, умных и достойных, мудрых и зрелых.
Психологическая гибкость позволяет человеку быстрее и проще решать жизненные задачи. Особенно сложные. И с наименьшими затратами и потерями выходить из проблемных и неприятных, конфликтных и щепетильных ситуаций. Не говоря уже о непривычных и необычных, своеобразных и странных, противоречивых. Конечно, психологическая гибкость требует от человека вполне определенных усилий ума и души. Находящихся в достаточно высоком энергетическом тонусе, привыкших работать на достаточно хорошем уровне трудолюбия и добросовестности. Это с одной стороны. А, с другой - эти относительно небольшие усилия позволяют экономить столько много энергии вообще и нервов, в частности, что являются наиболее оптимальным вариантом подхода к различным жизненным явления. Особенно сложным и высокой степени сложности (очень сложные). Там, где требуется высокая виртуозность работы ума и души.

Психологическая гибкость не имеет ничего общего с лицемерием и лживостью, банальным актерством. Но не исключает проявления естественного и органичного искреннего и бескорыстного артистизма. Который не меняет сути явлений с духовной точки зрения, а придаст им лишь дополнительную интеллектуальную и психологическую изящность. Делая их, таким образом, более приятными и комфортными, удобоваримыми и интересными, оригинальными и, несомненно, ценными. Она позволяет сглаживать шероховатости в отношениях людей различного типа и менталитета, находить наиболее оптимальные компромиссы в сложных ситуациях. Добиваться достижения больших и сложных целей более быстро и эффективно, с меньшими затратами сил и здоровья.

Очень способствует возникновению адекватной любви к ближнему умение создавать психологический комфорт партнеру по общению. Большинство людей считает, что внимательность и доброжелательность - это достаточные моменты для комфортности общения с каким-либо другим человеком. Но, на самом деле, все гораздо сложнее. Вопрос в том, что все люди очень разные. Даже по десяти ведущим параметрам: уровню интеллекта, гармоничности, сложности, изощренности, мудрости, одухотворенности, конструктивности, созидательности, степени тонкости и изящности душевной организации. И то, что является вполне приемлемым и даже замечательным для одного, совершенно не обязательно является таковым для другого. Если брать основную массу людей, в большинстве своем, то особых различий можно и не обнаружить. Но большинство - это еще не все. Даже просто творческая личность выглядит, как правило, белой вороной на общем фоне. И то, что хорошо для всех остальных, иногда категорически противопоказано для нее. А то, что хорошо для нее, нередко принципиально не подходит остальным. В интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Обычный человек, в подавляющем большинстве случаев, особенно, если он лишен существенных задатков гармонии личности, не может создать качественный психологический комфорт даже человеку с умеренным уровнем сложности личности. Не говоря уже о сложном или очень сложном.
Достаточно сказать, что для того, чтобы хотя бы отчасти мысленно ориентироваться в том, что нужно делать и как, человеку желательно уметь разбираться в людях (не более десяти процентов, а на виртуозном уровне всего один процент). А это умение предполагает наличие в таком аналитике не менее пятидесяти различных качеств. Большинство из которых или очень редкие или умеренно редкие (десять-тридцать процентов от общей массы).

Большинство людей не умеет отличить глупого человека от неглупого, неглупого от умного, умного от очень умного. Та же история и применительно к уровню изящности ума и души. Им трудно отличить примитивного от упрощенного, упрощенного от обычного, обычного от утонченного, утонченного от изящного, изящного от изысканного. Для этого нужны многие моменты: стройная система критериев и параметров количественного и качественного плана по оценке и отдельных достоинств и добродетелей, способностей и талантов, и их разнообразных комплектов в виде мудрости, одухотворенности, гармоничности и т.д. Как и, собственно, сама мудрость и одухотворенность, зрелость и гармоничность, конструктивность и созидательность, высокий интеллект и творческое мышление, интуиция и проницательность.
Собственно, различие начинается уже на элементарном социальном уровне. Стандартному представителю крестьянства сложно выстраивать гармоничные отношения с квалифицированным рабочим, а последнему - с инженером, инженеру - с настоящим ученым (композитором, художником, писателем, режиссером - людям, имеющим в себе ту или иную степень аристократичности ума и души). Безусловно, в этом правиле есть свои редкие исключения. Но они не опровергают самого правила, а лишь дополнительно подчеркивают его истинность.

Даже, чтобы строить возможную гипотезу об общении с каким-либо человеком, необходимо иметь достаточно адекватную самооценку. В существенной степени она присутствует только у одного человека из десяти. Остальные или существенно себя возвеличивают, или существенно обесценивают. Что, собственно, по большому счету, в равной степени отходит от истины. С формальной точки зрения. С духовной точки зрения чрезмерная скромность представляется принципиально более оптимальным вариантом,  нежели самоуверенность и самовлюбленность. Ибо, гордыня, по мнению мудрецов и святых, - это мать  всех пороков.

В данном случае, мы рассматриваем простое, обычное межличностное общение. Хотя, тот, кто умеет строить такое общение, скорее всего, построит его и с лицом противоположного пола с конкретной личной заинтересованностью.
Желательно определить иерархию ценностей конкретного человека, его возможные симпатии и антипатии, его приоритеты интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана, некоторые особенности характера, понять его изюминку, индивидуальную специфику. Конечно, потребуется повышенная внимательность и наблюдательность, хорошо развитое чувство обратной связи, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, испытывать изящное сочувствие и сопереживание, проявлять должную тактичность и деликатность. Причем на том качественном уровне, что соответствует именно тому или иному конкретному человеку. А не просто является распространенным стереотипом восприятия, мышления и поведения.

У достойного человека эта возможность существенно выше, чем у большинства обычных людей. Который особенно много знает, понимает и умеет.
Большую роль играет фантазия и воображение, сообразительность и изобретательность, психологическая осторожность и аккуратность, бдительность и гибкость, дипломатичность и умение вести конструктивную дискуссию, умение успешно обыгрывать сложные и проблемные, тонкие и щепетильные, своеобразные и противоречивые, необычные и непривычные, непонятные и странные ситуации.

Даже применительно к элементарному чувству юмора имеется предельно широкий диапазон его проявления - от предельно примитивного до изысканного. И то, что хорошо для одного из предыдущих шести уровней развития этого качества, совершенно не обязательно является таковым для следующего. Не говоря уже, идущего через один-два уровня. И это не каприз или прихоть того или иного человека, а естественная и закономерная насущная потребность в качестве общения вполне определенного уровня. А не того, что существенно проще. Конечно, и тут есть своего рода исключения из общего правила. Так, присутствие в человеке мощных задатков интуиции и проницательности, мудрости дает такому человеку очень мощное преимущество не только количественного, но и качественного плана перед большинством других окружающих. Часто расширяя его возможности не просто несколько шире, а принципиально шире. О чем, собственно, практически никто не догадывается из его окружения, лишенного таких особо ценных качеств. Иногда простая женщина может создать такой уникальный психологический комфорт интеллигенту, что все прочие, что называется, просто отдыхают. Ибо, ее простота, на самом деле, это лишь формальный критерий характеристики ее личности. А в действительности, видимо, в ней есть вполне конкретные моменты истинной аристократичности души. В частности, в обширности и насыщенности комплекта качеств, относящихся к классической женственности.

И тут выявляется особая ценность таких качеств, как умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника, развитое чувство обратной связи, умение понимать сложного человека с полуслова и полувзгляда. Редчайшие качества. О реальной и феноменальной ценности которых вообще мало кто знает. Конечно, тут требуется не только высокое трудолюбие ума и души, но и достаточно существенная их добросовестность, высокий фоновый энергетический тонус. Не говоря уже о психологической осторожности и аккуратности, внимательности и наблюдательности, утонченности и изящности, бдительности и бережности. Полезной оказывается и способность тонко и дифференцированно воспринимать явление жизни умеренной степени сложности и сложные. Что большинство людей, к сожалению, делает с трудом.

Еще более высокой степенью гармонии и совершенства отличается умение конкретного человека не только воспринимать такого рода явления жизни, но и создавать их самому. Когда общаются два достойных человека или люди с большим количеством элементов интеллигентности, то для возникновения между ними особого уровня взаимопонимания нет необходимости в многодневном или многомесячном общении. Им порой достаточно пятнадцати минут, чтобы понять, по большому счету, кто именно перед ними находится. И как наиболее оптимальным образом с этим человеком строить свое общение. И количество слов, сказанных при этом, часто не играет принципиальной роли. Ибо, важно нередко даже не то, что было сказано, а то, как оно было сказано. С каким выражением лица и глаз, мимикой и жестами, интонацией голоса и его особенностями тембровой окраски. Даже временные паузы в беседе могут иметь особое значение и содержание. Порой два-три слова, сказанные к месту и обнаруживающие особую изящность ума и души человека, могут рассказать о человеке значительно больше, чем несколько часов разговора с другим человеком. Уровень изящности личности которого существенно меньше.

Следует отметить, что достойный человек, с одной стороны, знает себе истинную цену (хотя не всегда в нынешнем мире), а с другой стороны, отличается скромностью и высокой самокритичностью. И, быть может, и не самым адекватным чувством любви к себе (ибо, по большому счету, почти утратилась школа истинного интеллигентного воспитания), но, как правило, принципиально более адекватным, нежели у большинства других окружающих.

Для того, чтобы понять принципиальную разницу в качестве общения людей различного уровня сложности, можно отметить следующий момент. Интеллигент с определенными элементами аристократичности ума и души за пятнадцать минут общения может доставить удовольствие принципиально более значительное, чем большинство простых людей в ходе многочасового сексуального общения…

Специфика общения достойных людей заключается в том, что такие люди проявляют высокий уровень душевного альтруизма и щедрости в проявлении душевного тепла высокого качества. Каждый их жест и интеллектуальный и психологический - это своего рода психологическое поглаживание партнера по общению. Это сознательное и целенаправленное понимание его индивидуальной специфики в человеческом и личностном плане, его конкретной изюминки. Что, собственно, способствует тому, что партнер по общению получает мощное и регулярное удовлетворение своей потребности в чувстве собственной значимости. Причем, часто его наиболее утонченной, изящной и даже сокровенной части. А такого рода вещи не остаются без внимания у любого человека. Только у простого человека это, чаще всего, происходит на уровне подсознания. А у сложного (в хорошем смысле слова) преимущественно на сознательном уровне. У человека с элементами аристократичности - в его наиболее утонченных и изящных уголках ума и души.

Простой человек не обязательно любит жизнь и людей. В отдельных случаях имеет место деструктивность и дисгармоничность в системе построения отношений с окружающими. И в этих случаях говорить о какой-либо возможности создавать качественный душевный комфорт для своего партнера по общению не представляется возможным вообще. Для достойного человека такая «своеобразная» постановка вопроса исключена в принципе. Ибо, он очень любит жизнь и людей. Что, конечно, не означает того, что он будет обязательно восхищаться упрощенным и примитивным, деструктивным и дисгармоничным. Да и просто чем-то откровенно дрянным (пошлым, циничным, подлым и т.д.)

Достойный человек никогда не занимается банальной показухой. Он не «надувает щеки» и не «пушит свой павлиний хвост», не пускает пыль в глаза, не вводит в заблуждение окружающих с эгоистическими целями. Его честность и искренность, порядочность и благородство, изящность ума и души, как и многие другие достаточно редкие достоинства и добродетели, уже сами по себе создают столь высокий качественный уровень общения, который уже сам по себе предполагает высокий уровень психологического комфорта. С точки зрения эстетики интеллектуального, психологического и духовного (!) плана. Это очень серьезные вещи, имеющие в себе мощный личностный фундамент, построенный многими годами интенсивного и добросовестнейшего труда ума и души, духа и тела достойного человека.
Даже общаясь с простым или упрощенным человеком, он не опускается до упрощенности. Хотя, безусловно, соблюдает чувство меры в проявлении изощренности своей личности, своей особой изящности и изысканности. Иначе говоря, любой человек, общаясь с достойным, как правило, чувствует достаточно конкретный психологический комфорт. И для этого последнему нет необходимости особенно напрягать ум и душу. Ибо, трудолюбие и добросовестность его ума и души являются естественными и закономерными. Так сказать, фоновыми. Многие простые люди, правда, не понимают и не принимают проявления чужой интеллигентности.


Рецензии