Возлюби ближнего своего. Глава 7. ч. 3

Если человек не желает помогать другим в самореализации, то его любовь к ближнему будет, как минимум, весьма своеобразной. Помощь другим людям в самореализации - это вообще очень тонкий момент в жизни. Конечно, все делается достаточно осмысленно и в количественном, и в качественном смысле. Ибо, даже реализация всего одного человека может заполнить жизнь любого доброжелателя. Спецификой этого явления является то, что человек должен не только хотеть кому-то помочь, но и реально уметь правильно это делать. Первый момент встречается в жизни предельно редко. Обычно он касается лишь собственных детей. При полном равнодушии абсолютно ко всем остальным.

Второй момент - умение предполагает наличие достаточно существенного жизненного опыта, определенной психологической и духовной эрудиции и даже некоторой мудрости. Не говоря уже о конструктивности и созидательности, зрелости и самодостаточности, добродетельности и гармоничности. По большому счету, важна сама принципиальная способность достойного человека оказывать вполне определенную помощь кому-либо в самореализации. Понятно, что в каждом конкретном случае возможности оказания такой помощи могут быть весьма различными. Во-первых, в силу величины одаренности возможного подопечного. Во-вторых, в силу многих других качеств его личности, так или иначе участвующих в процессе ее сознательной эволюции. В-третьих, в силу отношения многих людей из его ближайшего окружения к такого рода посторонней помощи. Это могут быть родители ребенка, его друзья, родственники, супруги и прочие ведущие фигуры его жизни. В ряде случаев, их отношение может быть или безразличным, или жестко негативным. Ибо, оно может свидетельствовать о затронутом самолюбии в связи с осознанием своей некомпетентности и несостоятельности. Явных или мнимых - это уже другой вопрос. Выраженность интенсивности болезненных переживаний по этому поводу от этого никак не меняется.

Этот момент особенно актуален в случае, когда у человека есть достаточно конкретная одаренность к тому или иному виду творческой деятельности. Немаловажным представляется помощь и в случае, когда у человека имеется утонченная и трепетная, ранимая и беззащитная душа. Слишком чувствительно реагирующая на различные явления суровой прозы жизни. В том числе, неблагоприятную психологическую обстановку в родительской или собственной семье. И тут порой бывает особенно важным не вступать в откровенный конфликт с формальными родственниками, которые относятся негативно к особенно выраженной реализации одаренного человека. Что может принципиально выходить за пределы их предварительных планов относительно судьбы этого человека по своим собственным представлениям. Которые, чаще всего, не имеют ничего общего с какой-либо психологической или духовной эрудицией. Или, тем более, мудрости.

Важен сам момент желания оказать прямое или косвенное содействие в самореализации со стороны достойного человека. Но, конечно, важно и трезво оценивать свои реальные возможности в столь тонком и сложном деле. И не питать чрезмерных иллюзий по этому поводу. Данный вопрос о помощи в самореализации - это тема не только психологическая, но и духовная. Поэтому она предполагает существенную ответственность доброжелателя перед Высшими силами. В первую очередь. А уже потом перед самим собой, перед обществом и перед потенциальным или реальным подопечным.

Адекватная любовь к ближнему возможна только в том случае, если мы его правильно понимаем. Понимание другого человека, приятеля, друга, коллеги, родственника и т.д. Звучит настолько привычно и знакомо, что практически у всех людей рождает очень мощную и устойчивую иллюзию того, что это настолько просто и элементарно, что является недоступным лишь для самых больших идиотов. Причем, в прямом смысле этого слова. Правда, подобного рода иллюзии существуют у большинства и относительно практически всех классических (и не только) достоинств и добродетелей из числа вечных ценностей человечества. Что приводит, с одной стороны, к значительному размыванию истинного смысла главных понятий в системе ценностей человечества.

С другой стороны, к мощной и принципиальной дискредитации этих понятий среди основной массы людей. В том числе, и среди так называемой интеллигенции. В ряде случаев, это приводит не только к полной утрате истинного смысла почти всех фундаментальных понятий интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, но и к появлению весьма распространенных (для шестидесяти- девяноста процентов населения), устойчивых и актуальных принципиальных искажений и извращений в виде доступных и удобоваримых стандартов и стереотипов. Которые практически полностью обесценивают смысл работы человека над своей личностью, процесс самовоспитания и самосовершенствования, смысл духовного развития в плане понимания необходимой степени серьезности и осмысленности, интенсивности, актуальности и драматичности этого вечного процесса.

Причем, как применительно к отдельной личности, так и ко всему обществу и даже человечеству в целом. И это не какие-то там пустяки или плоды чьей-то болезненной фантазии или патологического воображения. Это реальные факторы, подтвержденные исследованиями многих классиков мировой философии и психологии. В человечестве и, в первую очередь, в Европе, последние триста лет идет процесс постепенной (а потому почти незаметной для основной массы обычных, непосвященных людей) психологической и духовной деградации. И он касается не только представителей, условно говоря, крестьянства или рабочего класса. Иначе говоря, людей, занимающихся преимущественно физическим трудом. Но и так называемой интеллигенции, которая занимается преимущественно умственным трудом и претендует на то, чтобы быть образцом для подражания всем остальным членам человеческого общества.

Доминирование в государственной идеологии всех стран вопросов политических и экономических над духовными, которые для представителей упрощенного стиля мышления не дают быстрой и конкретной, материально ощутимой пользы и выгоды, прибыли и банального финансового достатка, приводит к сознательному и целенаправленному, устойчивому и распространенному смещению акцентов в системе главных жизненных ценностей, вечных и универсальных. Когда духовные ценности, реальные, а не суррогатные, отодвигаются даже не на второй план, а на пять-десять позиций в глобальной иерархии ценностей современного человека. И, в первую очередь, и в самой наибольшей степени, в наиболее экономически развитых странах.

Понимание… Даже, если рассматривать это явление с точки зрения упрощенной иерархии человеческих ценностей, то окажется, что далеко не все так просто, как многим этого хотелось бы. Например, с точки зрения интеллектуального уровня определенной категории людей. Так, люди с низким интеллектуальным уровнем почти никогда не бывают способны понять мысли и чувства людей со средним интеллектом. А люди со средним интеллектуальным уровнем крайне редко бывают способны понять людей с высоким интеллектом. И так всегда было и так всегда будет. Человек примитивный не может адекватно воспринимать даже явления жизни среднего уровня сложности. А человек среднего уровня сложности личности лишь с очень большим трудом ума и души может понять сложного человека. И такой труд для девяносто - девяносто пяти процентов людей оказывается принципиально недоступным. Что называется, тайной за семью печатями. Человек дисгармоничный, имеющий, мягко говоря, элемент дисгармоничности в структуре своей личности, даже не только большой, но и средней «всего лишь», никогда не будет способным понимать мысли и чувства человека гармоничного. Правда, тут есть и момент обратного характера.

Когда человек, имеющий те или иные элементы аристократичности ума, души, или духа, настолько привыкает к их самопроизвольному (не требующего каких-то специальных и особых сознательных и целенаправленных усилий ума, души или духа)  проявлению и существованию в конструктивном и созидательном стиле во всех сферах своей жизнедеятельности, что невольно и неосознанно начинает предполагать то, что эти, и даже лишь некоторые из них, могут также проявляться и у тех людей, которые от рождения лишены в принципе, что называется, этих аристократических элементов (свойств, правильнее сказать, больших комплектов достоинств и добродетелей классического характера). Ибо, для истинных аристократов их аристократизм ума, души или духа столь естественен и закономерен, что принципиально иначе они не в состоянии ни думать, ни чувствовать, ни действовать, ни воспринимать жизненные явления в их многогранности и многослойности, в их истинной иерархичности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Другой момент, что все четыре вида (и даже три) в одном человеке, даже из числа истинных аристократов, встречаются крайне редко. Ибо это, что называется, есть аристократическая прослойка (верхушка) даже среди всех остальных предельно достойных и ценных аристократов интеллектуального, психологического, духовного и эстетического типа.

Человек со стереотипным мышлением, доминирующим в его уме, не  в состоянии понять мыслей и чувств, личности и деятельности, психологии и философии бытия творческого человека. Как и человек с обычным уровнем способностей (девяносто - девяносто девять процентов людей) не может понимать талантливого человека. Почти все аспекты бытия последнего для первого представляются странными и своеобразными, причудливыми и непривычными, как минимум, сумасбродными, а, как максимум, на грани психической вменяемости, выходящими за рамки стандартного и распространенного рационализма, упрощенной и поэтому удобной логики.
Человеку простому очень сложно понять тонкости и нюансы, оттенки и полутона психологии и философии бытия человека с высоким уровнем психологической изощренности (многогранной личностью с высокой степенью яркости большинства или многих граней).

Человеку, лишенному развитой интуиции, трудно понять структуру логических построений человека интуитивного, методологию его познания себя и окружающей действительности, человечества, Вселенной и т.д.

Человеку, привыкшему преимущественно оперировать стандартными, распространенными, простыми и упрощенными категориями интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, невозможно понять явления жизни, содержащие категории высокой степени сложности. Человек рассеянный не понимает человека внимательного, безвольный не понимает волевого, ведомый не понимает лидера, человек с негативным стилем мышления не понимает человека с позитивным стилем, сумасброд не понимает человека сознательного, амбициозный человек не понимает честолюбивого (любящего честь), эгоист не понимает альтруиста, авантюрист или интриган не понимает порядочного человека, небрежный не понимает нормального, злой не понимает доброго, беззаботный и легкомысленный не понимает ответственного, бестолковый не понимает разумного, лживый не понимает честного, неблагодарный не понимает благодарного, пошлый не понимает благородного, неверный не понимает верности, угрюмый не понимает веселого, властный не понимает человека, лишенного безграничной жажды власти, вульгарный не понимает изящного, грубый не понимает обходительного, высокомерный не понимает гуманного человека, черствый не понимает душевного, жадный не понимает щедрого, лишенный комплекта свойств классической женственности или мужественности не понимает их обладателя, равнодушный не понимает заботливого, завистливый не понимает человека, лишенного зависти, лицемерный не понимает искреннего, ленивый не понимает трудолюбивого, лживый - честного, мерзкий -  приличного, лишенный мудрости не понимает мудрого, не понимает особой ценности мудрости, как таковой, не понимает особой ценности человека, обладающего мудростью, не в состоянии понять особой специфики бытия мудрого человека, не понимает своей принципиальной несостоятельности по сравнению с мудрым человеком, не понимает саму специфику явлений, связанных с присутствием мудрости.

Трусливый человек не понимает мужественного, наглый не понимает скромного, необязательный не понимает обязательного, пессимист не понимает оптимиста, неорганизованный - организованного, неосторожный - осторожного, надменный - отзывчивого, переменчивый - постоянного, поверхностный - глубокого, порочный - добродетельного, небрежный - почтительного, непонимающий и не умеющий проявлять предупредительность - предупредительного, отчужденный - приветливого, беспринципный - принципиального, прямолинейный - корректного, расточительный - бережливого, распутный - скромного, резонер и демагог - рассудительного, робкий - решительного, прозаичный - романтичного, самовлюбленный - самокритичного, с гордыней - смиренного, мелочный - солидного, спорщик - человека, способного вести конструктивную дискуссию, нетерпеливый - терпеливого, тщеславный - того, кто хорошо контролирует в себе это чувство, упрямый - сговорчивого, лишенный хорошего вкуса - человека, имеющего его, толстокожий - человека с тонкой душевной организацией, деструктивный - конструктивного, дисгармоничный - гармоничного,  скрытый - открытого. И эту параллель можно продолжать еще на несколько сот качеств человеческой личности.

А отсутствие способности и возможности к пониманию, создает невозможность адекватной оценки кого-либо или чего-либо и, соответственно, невозможность адекватного отношения к этому. Даже по большому счету, не говоря уже о тонко дифференцированном и тонко градуированном отношении.

Есть еще такое явление, как интеллектуальная или психологическая, духовная или эстетическая проницательность, которая открывает перед ее обладателем просто-таки фантастические возможности в познании и постижении даже самых сложных и изощренных, многогранных и многослойных явлений бытия. Совместно с интуицией и творческим мышлением проницательность способна порождать открытия на грани гениальности. Некоторые люди настолько входят в раж, настолько бывают опьянены от восторга от феноменальных полетов своего вдохновения, что невольно становятся профессиональными авантюристами и интриганами, прохиндеями и психологическими манипуляторами.

Так что можно выделить три уровня возможного понимания реальной действительности: низкий, средний и высокий. И, к сожалению, только люди с реальным уровнем понимания, близкого к высокому, адекватно относятся к нему, понимая его значительную относительность по отношению к идеальному. Остальные же предпочитают утешать себя различными и многочисленными иллюзиями по этому поводу. Как, впрочем, и относительно всех других человеческих достоинств и добродетелей. Всем хочется думать, что они во всем не хуже других. Их можно утешить тем, что по отношению к большинству это, в большей степени, верно. Правда, это верно, если оценивать ситуацию с чисто психологических или интеллектуальных позиций. А, если смотреть с духовной точки зрения, то необходимо расставлять акценты более жестко и категорично, более конкретно и беспристрастно. Ибо, девяносто процентов людей не имеет абсолютно никакого отношения к свойствам (достоинствам и добродетелям классического типа) личности с высоким уровнем развития и гармонии. И, видимо, так было всегда и так будет всегда, как минимум, ближайшее тысячелетие. И именно поэтому даже самые большие мудрецы в истории человечества брали себе в ученики лишь наиболее достойных людей, которые могли применить полученные знания и умения лишь в благородном направлении.

А добродетельные люди с элемнтами аристократичности души обладают и желанием, и умением понимать самые тонкие и самые сложные, самые многогранные и изощренные явления человеческого бытия. Это поистине достойные образцы для подражания. Только подражания, но по большому счету, не слепого и механического, а осмысленного, прочувствованного, органически принятого и внедрённого в свой внутренний мир. Не остаются в стороне от восприятия достойных людей и самые красивые, прекрасные, замечательные, уникальные и оригинальные, удивительные и восхитительные, трепетные и изящные, великолепные и несравненные явления человеческой мысли и чувства, желания и стремления. Намерения и поступки, результаты жизни и творчества.

Упомянуть об одновременном присутствии желания и умения пришлось не случайно, ибо многие умеют. Но часто не желают понимать чего-либо или кого-либо. Другие желают что-то понять, но не умеют этого делать. Хотя, по большому счету, проблема основной массы людей, по крайней мере, европейского менталитета, состоит в том, что они не хотят ни знать, ни понимать того, из чего на самом деле складывается достоинства классического типа, чтобы развить их до такого уровня, когда можно будет эффективно их применять в своей жизни и на благо всего общества.

Человек, не способный испытывать радость чужим достоинствам и талантам, не может проявлять адекватную любовь к ближнему. Необходимо сразу оговориться, что желательно (да и необходимо) радоваться только положительным достоинствам и талантам. С нравственной и духовной точки зрения. И входящих в систему классических ценностей. Ибо, многие современные занятия и увлечения имеют в себе массу деструктивных и дисгармоничных элементов. Или же имеют сиюминутную и проходящую ценность. Конечно, можно и им радоваться. Но это, по большому счету, обесценивает такого рода радость. При этом может теряться ее ценность с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения.

Хорошо, когда человек способен радоваться равным с ним достоинствам и добродетелям другого человека. Но еще большую ценность радость имеет тогда, когда достоинства и таланты другого человека существенно превосходят твои собственные. И тут есть ряд важных нюансов: нужно еще успеть разглядеть в другом человеке что-то, по своему совершенству превосходящее твое собственное. И не только увидеть, но и понять, оценить должным образом. И не испытывать ревности и зависти к чему-либо более лучшему. Собственно, совершенно не обязательно озвучивать сам факт того, что кто-то лучше тебя самого. Не у всех для этого хватает смелости, самодостаточности, зрелости, уверенности в себе, одухотворенности и других важных моментов. Важно, что это имеет место быть внутри самого человека. И полноценно им осмысливается.

Не стоит забывать, что практически всем людям нужна моральная поддержка на всех этапах их жизни. И порой даже частичное или косвенное одобрение личности того или иного человека может способствовать его более полноценной реализации и эволюции личности.

Другой вопрос, что и радость могут адекватно высказать далеко не все. Например, примитивная или упрощенная личность вряд ли будет способной к тонкому и дифференцированному восприятию каких-либо сложных явлений жизни. В том числе, и личности другого человека. Собственно, далеко не всегда это получается и у обычного человека. Гораздо больше возможностей в этом деле есть у утонченного или изящного человека. Для изысканного это вообще подразумевается автоматически. Понятно, что интеллектуал высокого класса или классический интеллигент просто-таки обязаны радоваться особой эстетике личности другого человека.

Хочется отдельно сказать о высказывании публичной оценки достоинств и талантов другого человека. Таковая имеет совершенно особенную ценность. И не только для того, в чей адрес она высказывается. Но и для общества в целом. Ибо, это создает вполне определенный ориентир для широкой публики в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Да и самого аналитика приучает к определенной активности ума и души, к проявлению одухотворенности и гармоничности своей личности в целом, к сознательному сотворению добрых и умных дел, к ощущению дополнительного чувства ответственности за свои публичные высказывания. А также к проявлению тонкого и дифференцированного восприятия реальной действительности. Активирует его творческое мышление, чувство собственного достоинства, глубину и изящность анализа. Так что особенная и несомненная польза, как правило, бывает для самого оценщика. А уже потом для объекта его оценки. Это и мощная стимуляция наиболее интенсивного развития личности аналитика. Ибо, нужно много знать, понимать и уметь, чтобы быть действительно достойным аналитиком и оценщиком. У достойного человека такая вероятность особенно значительна.

Влияет на качество любви к ближнему радость чужим успехам. Способность испытывать радость от восприятия чужих успехов - это показатель гармонии личности человека. Это элемент психологии достойного человека. Конечно, это при условии, что успехи имеют положительный характер с нравственной точки зрения. Ибо, успехи авантюриста или интригана не могут радовать хорошего человека. Хорошо, когда такого рода сопереживание касается успехов абсолютно любого хорошего человека. Но особенно актуален этот момент применительно к близкому человеку, родственнику, другу, коллеге, соседу. Иначе говоря, того, кого сам непосредственно знаешь.

Необходимо отметить, что это не просто черта характера второстепенного характера. Это еще и элемент мировоззрения, имеющий вполне определенную духовную подоплеку. И если человек не способен радоваться чужим успехам, то, скорее всего, его уровень одухотворенности оставляет желать лучшего. Не говоря уже о том, что его характер и мировоззрение содержат в себе массу деструктивных и дисгармоничных моментов. И это не просто какие-то абстрактные недостатки, а настолько серьезные моменты, что они способны запустить достаточно мощный процесс психологической и духовной деградации личности. Как правило, необратимый. Поэтому желание и умение радоваться чужим успехам, в первую очередь, важно не тому человеку, в чей адрес оно предназначено, а самому человеку, ее ощущающему. Ибо, такого рода радость способствует вполне определенной гармонизации личности человека, ее проявляющего. И, чем ярче эта радость, чем чаще она возникает, тем интенсивнее идет процесс гармонизации.

Конечно, все должно быть максимально осмысленно. Без какой-либо искусственной экзальтации. В оптимальном варианте хорошо, когда эта радость доносится до ее адресата. Искренно и бескорыстно. И вот тут уже предоставляется большой простор для фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности, творческого мышления, способности к интеллектуальной и психологической импровизации. Хотя, по большому счету, важно просто ощущать эту радость внутри самого себя. Проявление ее вовне - это уже отдельный момент. В ряде случаев, ее адресатом могут быть и какие-либо третьи лица. Величину внешней экспрессии при этом можно сознательно регулировать, чтобы не впадать в крайности. Эмоциональной скупости или слишком большой экспрессии по второстепенному поводу.

Желательно учитывать величину успеха относительно возраста человека, его получившего, и его социального статуса. Ведь заведомо ясно, что повод для радости у первоклассника и у десятиклассника может быть совершенно различным. Как и у человека в десять, двадцать, тридцать или сорок лет. Неплохо, когда учитываются и особенности его бытия индивидуального характера. Например, человек с ограниченными возможностями может радовать и достаточно простыми и незамысловатыми достижениями. Имеется, собственно, громадная масса специфических моментов, в существенной степени ограничивающих возможности любого человека в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. А не только физического характера. С точки зрения совершенства это может быть начинающий любитель, полупрофессионал или профессионал. И в каждом из этих случаев подход должен быть индивидуальным. Успех может быть и промежуточным. Как окончание очередного класса в школе. Или, например, журналист писал только короткие заметки и перешел на большие тематические статьи.

Более быстро и основательно любовь к ближнему возникает у добродетельного человека, способного ощущать радость дарения своих сил. Достойный человек, как никто другой, способен ощущать очень большую и яркую, многогранную и изощренную радость от самого момента дарения своих сил во благо окружающего мира. Ибо, он видит в этом неиссякаемый источник мощных и разнообразных положительных эмоций. Не говоря уже о средстве, и весьма эффективном, в плане психогигиены и психопрофилактики. Это и элемент обеспечения стабильности и перспективности процесса эволюции собственной личности. В том числе, в психологическом и духовном направлении. Что автоматически исключает возникновение и развитие процессов деградации.

Конечно, все идет предельно осмысленно. Другой вопрос, что, исходя не из принципов банального рационализма, а из принципа целесообразности. И, в первую очередь, духовной. С одной стороны, достойный человек прекрасно понимает принципиальную ограниченность своих сил и возможностей в плане осчастливливания широких слоев населения. Не говоря уже о том, что он умеет достаточно хорошо разделять главное и второстепенное. И применительно к той или иной конкретной жизненной ситуации, и по жизни вообще. Не забывает он и о том, что банальная житейская суета сможет поглотить любое количество сил и времени, не оставив таковых на особенно важные и ценные, очень сложные, многоэтапные жизненные мероприятия. Требующие больших затрат сил ума и души, духа и тела.

Собственно, он отличается высоким уровнем конструктивности и созидательности по жизни вообще. С одной стороны, он отдает много сил на работу над собой. Но, исходя, при этом, не из эгоистических соображений, а из более высоких принципов. В частности, он понимает то, что существенное повышение гармонии окружающего мира возможно только при условии достижения существенного уровня гармонии внутри самого себя. Применительно к уму, душе и духу. В первую очередь.
И вопрос стоит не только в плане дарения своих физических сил, но и умственных, и душевных. Ибо, качественное душевное тепло является одной из ценностей первостепенной важности. Не зависимо от того, в адрес кого именно оно направлено - другого хорошего человека (если еще таковой имеет место быть) или простого человека.

Получение радости от дарения своих сил - это не только черта характера, но и элемент мировоззрения человека. Конечно, при этом не исключается радость и от получения каких-либо знаков внимания (особенно высокого качества). Но таковая имеет, по большому счету, преимущественно сиюминутный характер. И в основном, чисто психологический. А вот радость дарения сил имеет не только психологический, но и духовный характер. Что автоматически подразумевает высокий уровень многогранности и изощренности, насыщенности и стабильности положительных эмоций. Не говоря уже о чувстве собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Тем, что он делает и тем, как он это делает. В результате получается, что радость дарения сил имеет более значительные показатели не только количественного, но и качественного характера.

Добросовестность и трудолюбие ума, души и духа обеспечивают достаточно высокий качественный уровень усилий достойного человека. Даже, если они направлены в адрес совершенно постороннего человека. Он не привык халтурить. Это чуждо ему в принципе. Для  него категорически непереносима мысль о том, что ему могут поставить в пример его ближнего, как нечто принципиально более добродетельное и более одухотворенное. Конечно, есть мудрецы и святые. Но это совершенно отдельная песня. Что называется, это не каждый второй ближний. У достойного человека с детства выработана привычка выступать самому в качестве образца для подражания окружающим. И весьма достойного образца. Во всех смыслах.
 
Не может быть правильной любви к ближнему без умения предоставить возможность другому человеку сохранить свое лицо. Очень редкое и очень ценное качество. Это не столько черта характера, сколько элемент мировоззрения. Дело в том, что человеческая жизнь на девяносто процентов состоит из моментов второстепенного и третьестепенного характера. Иначе говоря, не имеющих особой важности и ценности. Например, небольшие недостатки ума и души. Как и небольшие ошибки в жизни вообще и в том или ином виде деятельности, в частности. Конечно, никто не говорит, что за них обязательно нужно кого-либо хвалить. Но и отчаянно ругать и обличать тоже нет какой-либо особенной необходимости. Можно, безусловно, отметить свое определенное критическое отношение к тому или иному конкретному моменту жизни или личности другого человека, но делать это аккуратно и бережно, осторожно и внимательно, тактично и деликатно, великодушно и снисходительно. Всегда нужно помнить о том, что идеальных людей не существует. И в каждом есть свой комплект, как достоинств, так и недостатков. И так всегда было и всегда будет.

Вообще позиция критика обязывает человека очень ко многому. В первую очередь, не устраивать из своей критики спектакль. Не говоря уже, обычный балаган. Публичная критика особенно болезненна для его объекта. Не стоит без особой необходимости задевать самолюбие человека. Не говоря уже о его чувстве собственного достоинства. И в этом, несомненно, может проявиться не только элементарная интеллигентность, но и изящность ума и души. Что особенно высоко ценится наиболее достойными людьми. Конечно, не всеми остальными в обязательном порядке, но, тем не менее.

Мы увидели определенный поступок человека. Но, пока мы не знаем всех мотивов поведения конкретного человека в этой ситуации, окончательное решение о категоричной оценке его действий принимать не стоит. Конечно, иногда есть вполне определенные нюансы, четко и однозначно характеризующие реальную ситуацию. Но это на первый взгляд только представляется легким и простым. А, на самом деле, имеет отношение к мудрости. Которая, по большому счету, имеет место редко у кого. Мягко говоря. Например, большинство людей считает, что хорошо разбирается в людях. Но анализ автором более пятидесяти тысяч людей показал, что это умение в должной степени присутствует только у пяти человек из ста. В лучшем случае. Остальные лишь тешат свое самолюбие иллюзией об обладании этим свойством.

Жизнь - это явление очень сложное и изощренное, многовариантное. И нередко возникают очень тонкие и очень сложные, своеобразные и неоднозначные, противоречивые и непривычные, странные и непонятные ситуации. Когда прежних представлений о жизни может оказаться принципиально недостаточно для полноценной оценки ситуации. И не только в нюансах, а даже по большому счету.

Достойный человек в девяноста процентах случаев дает возможность другому человеку сохранить свое лицо. Другой вопрос, что делает он это вполне осмысленно. И если человек откровенно злоупотребляет его доверием и хорошим отношением, то он может изменить свою точку зрения. Вплоть до прямо противоположной. Для этого он имеет систему достоверных критериев по оценке поступков человека. И поэтому ошибается во много раз реже, чем большинство обычных людей. Не говоря уже о развитой интуиции и проницательности.

Он отличается повышенной внимательностью и наблюдательностью, чуткостью и умением настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, развитым чувством обратной связи. Порой мельчайшая интонация голоса, произвольный жест, мимическое движение лица, второстепенный оттенок выражения глаз может рассказать о человеке гораздо больше, чем просто отстраненное наблюдение за ним не только многие дни, но и многие годы.

Даже полупрофессиональные авантюристы и интриганы, психологические манипуляторы и им подобные люди очень ловко умеют пускать пыль в глаза, создавать многочисленные изощренные иллюзии и заблуждения, искажённые и извращенные мнения и представления у наивных и доверчивых, простых и неискушенных людей, лишенных творческого мышления, высокой степени психологической изощренности личности, развитой интуиции и проницательности, одухотворенности и мудрости.

Достойный человек старается не ориентироваться на чисто внешние моменты. В отличие от всех остальных. Он старается видеть суть дела. В первую очередь. Он понимает свое особенное превосходство над большинством обычных людей. Ибо, знает то, что они были лишены возможности столь интенсивно и эффективно развивать свои достоинства и добродетели, способности и таланты. И, в первую очередь, именно в силу этого момента не могут составлять ему достойную конкуренцию. То, что он приложил еще и сам гигантские усилия по развитию и совершенствованию своей личности - это отдельный разговор.

Он умеет определять истинную степень деструктивности и дисгармоничности другого человека. Выражаясь простонародным языком - степень его дрянности. Не нужно быть большим аналитиком, чтобы понять то, что дрянность величиной в пять процентов и в пятьдесят имеет не столько количественное различие, сколько качественное. Это не просто разные явления жизни. Это принципиально разные. Ибо, пять процентов имеют место быть практически у всех людей. А пятьдесят процентов - это такой уровень дрянности, когда можно с уверенностью говорить о том, что перед нами находится явный моральный урод. Даже если у него три высших образования и он занимает большую руководящую должность. От этого суть дела никак не меняется.

Собственно, уровень изощренности интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических процессов, происходящих в личности достойного человека настолько высок, что находится за гранью восприятия большинства обычных людей. Это принципиально иная система координат. И ценностей. И он не питает иллюзий относительно того, что кто-то может легко и быстро войти в эту систему координат. Один из основных диалектических законов жизни заключается в том, что эволюция личности идет, как правило, очень медленно и постепенно. И каких-либо мало-мальски существенных результатов можно достичь только после интенсивных и добросовестных многолетних усилий ума и души, духа и тела. Гении в этом плане составляют исключение из правила. Но за всю историю человечества их было всего пятьсот человек.

Конечно, это не значит, что стремление развить в себе некоторые элементы истинной интеллигентности или аристократичности бессмысленно и бесполезно. Это в любом случае облагораживает любого человека, способствует повышению уровня гармонии его личности.

Любовь к ближнему немыслима без сочувствия и сопереживания. Это только на первый взгляд кажется, что проявлять сочувствие и сопереживание предельно просто. Но, на самом деле, все далеко не так однозначно. Начнем с чисто количественных показателей. Бывает минимальное, среднее и выраженное проявление этих моментов. И понятно, что между минимальным и выраженным есть не только количественная, но и качественная разница. Как, собственно, и применительно ко всем остальным достоинствам и добродетелям, способностям и талантам человеческой личности. Если же рассматривать ситуацию с качественной точки зрения, то можно будет увидеть следующие ступени в проявлении сочувствия и сопереживания. Начинается все дело с примитивного уровня. Потом идет упрощенный. Далее обычный. За ним утонченный. Потом - изящный. Венчает эту пирамиду изысканный уровень качества. С одной стороны, о последнем можно было бы и не говорить вообще. Ибо, он касается столь мизерного количества людей, что они, с количественной точки зрения, не играют совершенно никакой роли в жизни остальной части людей.

Драматизм человечества в целом состоит в том, что девяносто процентов людей живут в диапазоне проявления классических добродетелей от примитивного до обычного. Из них шестьдесят процентов характеризуется, к сожалению, только примитивным и упрощенным уровнем. Еще тридцать - обычным. Иначе говоря, более-менее сносный уровень встречается лишь у одной трети людей. Утонченный уровень характерен для девяти процентов людей. Изящный уровень - для одного процента. Аристократический уровень - для сотой доли процента. И это в лучшем случае.

Придирчивый читатель может упрекнуть автора в том, что он сознательно сгущает краски и искажает реальное положение вещей. Автор был бы только рад, если бы это обстояло именно так. Но все гораздо сложнее и серьезнее. По мнению классиков психологии и философии, мудрецов и святых, распределение различных уровней добродетельности и гармоничности было таковым (выше описанным) еще две с половиной тысячи лет назад. И останется таковым еще ближайшие две тысячи лет. Это, собственно, связано с тем, что эволюция и отдельной личности, и человечества целом, к сожалению, идет предельно медленно и постепенно. Если идет вообще. Ибо, по большому счету, человек за эти две с половиной тысячи лет совершенно не изменился. Ни в плане добродетельности, ни в плане гармоничности личности. Аналогичная картина имеет место быть и применительно к мудрости, зрелости, конструктивности, созидательности, одухотворенности. Иначе говоря, всем ведущим параметрам эволюции личности и ее качественным составляющим.

Проблематичность ситуации объясняется достаточно просто. Просто - это, условно говоря. Ибо, на постижение этой «элементарной» простоты у автора ушло более сорока лет жизни достаточно интенсивных размышлений. И, к сожалению, постижение ряда классических истин диалектики жизни буквально заставило автора придти к четкому и однозначному выводу о том, что знания его носят очень символический характер. Если сравнивать их с абсолютной истиной. И в этом можно лишь усмотреть обычное проявление одного из основных законов диалектики (философии) жизни. Когда только очень большой объем знаний открывает перед человеком то, что существуют еще космические безбрежности знания вообще. И мало-мальски существенные показатели могут появляться только после прохождения человеком примерно ста воплощений в человеческом образе. Каждое по шестьдесят-восемьдесят лет. Иначе говоря, в общей сложности шесть-восемь тысяч лет. А последний период истории человечества имеет продолжительность только две с половиной тысячи лет. Из чего можно создать гипотезу о том, что практически все пять тысяч истинных аристократов ума и души в истории человечества - это потомки тех или иных в жителей Атлантиды. Слишком сильно они выделялись и выделяются среди основной массы человечества. Как нечто инородное и совершенно чуждое. Основная масса людей, к сожалению, достаточно враждебно встречала и встречает их. В лучшем случае, весьма равнодушно и отчужденно.

Особенно актуален этот момент в жизни гениев. Так гений Пушкина, Гоголя, Достоевского до сих пор остается тайной за семью печатями для девяноста пяти процентов людей. Достойный читатель может возразить автору - мол, обычному человеку трудно оперировать понятиями гениальности. И это действительно так. Но вопрос, по большому счету, идет даже не о полноценном восприятии личности, жизни и творчества гения, а о хотя бы самом символическом, с количественной точки зрения. Но верным по сути. С качественной точки зрения. Но, у подавляющего большинства людей просто-напросто нет даже самой символической системы критериев для оценки даже самой обычной (обычной - это условно выражаясь) творческой личности. Не говоря уже о большом таланте или гении. И в том числе, применительно к интеллигенту или аристократу ума или души. Ибо, с точки зрения банального рационализма большинство людей не видит в этой системе критериев, как, собственно, и в большинстве других классических ценностей, какой-либо существенной непосредственной практической пользы и выгоды для себя лично.
Особенно в тот или иной конкретный момент времени. Главное - это не быть хуже большинства окружающих. А законы гармонии Вселенной - это дело профессиональных философов и священнослужителей. На философию, что называется, масла не намажешь. А, раз так, то смысл и ценность ее равны нулю. В силу чего обременять себя ее понятиями и представлениями, правилами и законами совершенно бессмысленно. Достаточно конкретная, четкая и жесткая логика. Предельно удобная для любого человека с ленивым умом и душой. Не говоря уже о глобальной и фундаментальной лени духа. Это уже относится к высшей математике человеческого бытия. Постигнуть которую многим, к сожалению, не по плечу. Другой вопрос, что дополнительный драматизм ситуации возникает из того, что даже те, что способны что-либо, пусть даже самое символическое (не вообще, а применительно к реальным человеческим возможностям, которые и так предельно символичны относительно абсолютной истины), как правило, постижением философии бытия не желают заниматься, что называется, в принципе.

В результате возникает распространенное фундаментальное духовное невежество, от которого ждать чего-либо существенного в плане мудрости и зрелости, конструктивности и созидательности, гармоничности и самодостаточности не приходится. В принципе. Ибо, на осине не родятся апельсины. Святой Амвросий Оптинский сказал, что «человек не начнёт работать над собой, пока не ужаснется тому, что он есть на самом деле». И эта истина предельно актуальна не только ныне, но и все последние две с половиной тысячи лет истории человечества. Точки над «и» должны быть расставлены должным образом. Каждый человек и народ должны понимать свое истинное место в жизни. Не говоря уже о месте в истории человечества. Или, тем более, о месте в истории Вселенной.

Вы можете возразить - «а зачем это мне?» Конечно, это знание не имеет сиюминутного и прикладного, практического, с точки зрения банальной житейской суеты, смысла. Но вот в чем дело: незнание законов жизни не освобождает кого-либо от ответственности за их нарушение. А наказание следует всегда и для всех. И не какое-то там чисто теоретическое или абстрактное, а вполне конкретное, практическое, предельно серьезное и жестокое. Но, к сожалению, многочисленные и разнообразные уроки истории почти ничему и почти никого не учат. Все возвращается на круги своя.

Так уж сложилось реальная жизнь, что в тот или иной конкретный период времени в жизни человечества наибольшее влияние имеют лидеры деструктивного плана. Которые под различными красивыми лозунгами приводили различные народы не к повышению гармонии их бытия, а к ее резкому снижению. Ибо, они, понимая истинную суть своих намерений, знали то, что народ отвергнет ее в принципе. А желание реализовать свои замыслы было необыкновенно велико. И потому в ход пошла фантазия и воображение, сообразительность и изобретательность, пронырливость и изворотливость, профессиональная наклонность к интриге и авантюре, сознательной и целенаправленной психологической и духовной манипуляции общественным мнением, народом. И даже всем человечеством. В основе своей.

И это продолжается и в настоящее время практически во всех ведущих странах мира. И каких-либо существенных положительных изменений в относительно ближайшем будущем не предполагается. Даже чисто теоретически.

Если рассматривать ситуацию с духовной точки зрения, то выявится вполне определенная и конкретная закономерность - все деструктивное и дисгармоничное в жизни и отдельного человека, и всего общества возникает в силу участия в этих явлениях представителей темных сил. Очень умных и хитрых, коварных и изощренных. В тысячи раз более способных и талантливых, чем обычный человек. В той или иной степени, в тех или иных вопросах внутренней и внешней жизни, их влиянию подвержены абсолютно все люди. Только  у одних это степень влияния минимальна, а у других - средняя, а у третьих - максимальная. В зависимости от их уровня реальной одухотворённости. Только не показной, внешней, а истинной - внутренней. Основанной на высоком уровне самокритичности и самоанализе, на понимании своего истинного места в жизни, на чувстве долга и ответственности не только перед собой и обществом, но и перед Высшими силами. И на фундаментальной скромности перед лицом абсолютной истины, и на мощной и многогранной кротости перед Высшими силами Вселенной.

Человек - это ничтожная песчинка даже в масштабах Земли. Не говоря уже о размерах Космоса. Правда, способная влиять на уровень гармонии и внутри себя, и вокруг себя. Другой вопрос, что действия человека, игнорирующие основные духовные законы жизни, часто приводят к самым нежелательным последствиям не только для него самого, но и на ряд поколений его потомков. Достаточно вспомнить историю России. Прадеды и деды очень старались создать нечто особенное. Чисто внешне это удалось. А вот, по сути - вряд ли.

Сочувствие и сопереживание, проявляемые в минимальной степени, по большому счету, ценности не имеют. Даже простому человеку будет неприятно сочувствие в примитивной форме. Не создает особого душевного комфорта и обычное сочувствие для утонченного человека. Не говоря уже об изящном человеке. И то, что так делают почти все окружающие, еще не является веским аргументом в пользу того, что это действительно правильно и оптимально. И, чем сложнее вопрос жизни, тем выше вероятность того, что большинство не просто не совсем правильно действуют, а совсем неправильно. Конечно, на фоне общего безразличия будет приятен и обычный уровень сочувствия. А уже насколько он приятен и комфортен - это совсем другая сторона медали. Совсем другой разговор.

На фоне распространенной значительной лени души и выраженного банального рационализма рассчитывать даже на самое символическое сочувствие, к сожалению, не приходится.

Кстати говоря, качественное сочувствие предполагает и определенную поддержку того, кому сочувствуют. И это совсем не просто. Ибо, даже на предварительном этапе от сочувствующего человека будет требоваться достаточно хорошая активность ума и души по осмыслению сложившейся неблагоприятной ситуации. И выдаче краткого, но весьма объективного резюме по ее поводу. Проводится и анализ возможных причин и внешнего, и внутреннего характера, послуживших поводом для возникновения той или иной конкретной ситуации. Чаще всего, сочувствующий человек просто жалеет своего партнера по общению, по типу: «какая же сложная штука жизнь». Или «вот какие они сволочи, что поступили с тобой таким образом». И почти никто, собственно, и не задумывался о том, а что, собственно, нужно сделать, чтобы в последующем не попасть в аналогичную ситуацию. Или еще хуже. Например, простому человеку желательно избегать особо сложных ситуаций, чтобы не потерпеть заведомое фиаско. Или же нужно ему иметь действительно умного и мудрого советчика. А не просто шустрого друга, который готов давать советы на все случаи жизни. Причем, не зависимо от своих реальных возможностей и способностей. Ведь то, что кто-то является нашим родственником или многолетним другом, еще не является полной гарантией того, что он действительно умный человек (не говоря уже мудрый). Высокий интеллект имеет место быть лишь у одного человека из десяти.

Не говоря уже о том, что способность к анализу жизни хотя бы в самой символической степени присутствует в обществе столь же часто, если речь идет о духовном осмыслении. Если человеку не подсказать то, что именно породило его ситуацию, то она будет повторяться в его жизни бесконечное число раз. Иногда ему следует объяснить вполне конкретные законы жизни, которые необходимо не только знать и понимать, но и адекватно учитывать в своей деятельности. Что умеет делать вообще мало кто. С другой стороны, важно рассказать и об определенных чертах характера человека, которые прямо или косвенно способствуют возникновению такой неблагоприятной ситуации. Не на последнем месте находится и мировоззрение человека, его иллюзии и заблуждения, искаженные и извращенные мнения и представления, принципы и убеждения, правила и законы психологического и духовного характера. И в этом плане расставить точки над «и» адекватным образом очень непросто. Не говоря уже о том, а что, собственно, и как нужно сделать, чтобы в значительной степени изменить сложившиеся положение вещей. И все это  желательно рассказать достаточно тактично и деликатно, умно и веско, в подходящей для этого ситуации.

Критика должна быть не просто объективной, но еще и конструктивной. И созидательной. А для этого от сочувствующего требуется не только хороший интеллект, но и мудрость, психологическая гибкость и дипломатичность, осторожность и аккуратность, внимательность и бережность, душевная щедрость и альтруизм, способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, хорошо развитое чувство обратной связи, психологическая наблюдательность и бдительность, хороший уровень трудолюбия и добросовестности ума и души. Не говоря уже о хорошем уровне изящности ума и души. Что, даже по отдельности встречается достаточно редко. А в одновременном сочетании - предельно редко.

Иногда человек должен набраться мужества и бесстрастно взглянуть на самого себя, на реальное положение вещей. Которое, чаще всего, обстоит далеко не самым оптимальным образом и требует от человека не просто некоторой серьезной работы над собой, а принципиальной перестройки всей своей личности. И тут уже речь идет не только о трудолюбии и добросовестности ума и души, но и человеческого духа. А это, что называется, совершенно отдельная песня. Ибо, у большинства людей их дух имеет самую минимальную степень конструктивности и созидательности. Да и вообще - минимальную степень активности, предельно низкий энергетический тонус. В силу чего, его возможности очень существенно ограничены даже чисто теоретически. Не говоря уже практически. И тут, собственно, все девяносто процентов людей совершенно беспомощны. Ибо, у них нет даже мало-мальски существенного представления о том, что делать и как, не говоря уже о каких-либо чисто практических умениях и навыках.

И ситуация с человеческим обществом в целом в этом плане обстоит крайне неблагоприятным образом. О чем, собственно, уже писали мудрецы и тысячу лет назад, и две тысячи. Не говоря уже о классиках психологии и философии. Непонимание того, что тот или иной человек есть на самом деле, приводит к многочисленным и разнообразным иллюзиям и заблуждениям о самом себе, своих способностях и возможностях. А это не просто бесконечные проблемы и неприятности, а сотни миллионов драм и трагедий. Регулярно и бесконечно. И если еще на Востоке есть стереотип о необходимости и целесообразности привычки советоваться с действительно мудрым человеком (один человек на миллион населения), то на Западе такая традиция отсутствует в принципе. Да и статус мудреца имеет очень символическую ценность. Иначе говоря, даже сама возможность общения с мудрым человеком игнорируется в принципе. И результат получается почти всегда соответствующий.

Ведь, это только кажется, что почти все живут хорошо и правильно. А вот, когда анализ жизней идет на тысячи, то уже невольно, как бы само по себе, выявляется масса особенностей и закономерностей в этом деле. Оказывается, что правильно-то почти никто и не живет. Более того: даже относительно правильно никто не живет. Большинство, по большему счету, имеет весьма смутное представление о классических ценностях жизни. В том числе, и духовного характера. И так было всегда последние две с половиной тысячи лет. О чем неоднократно писали мудрецы и истинные аристократы ума и души. Не говоря уже об аристократах духа.

Минимально ощутимая мудрость присутствует лишь у двух-трех человек из тысячи. Остальные лишь тешат себя мыслью об ее наличии. И в связи с этим не предпринимают совершенно никаких существенных и адекватных усилий по ее обретению. И даже более того: непосредственно сталкиваясь с ней, в девяносто девяти случаях из ста категорически отвергают ее даже в самых символических количествах. Не говоря уже о существенных. Негативный консерватизм мощно сковал ум, душу и дух большинства людей. В связи, с чем прогноз относительно их жизни не просто не очень благоприятен, а очень неблагоприятен. По большому счету.

Ибо, неумение (да и нежелание) оперировать сложными понятиями и категориями философии жизни приводит к тому, что решение вопросов средней степени сложности и сложных, в подавляющем большинстве случаев, оставляет желать лучшего. Успех наблюдается лишь в простых вопросах житейского характера. Иначе говоря, мелкой суеты. Что, собственно, и создает иллюзию у большинства людей о своих мощных и глобальных возможностях по жизни вообще. Понятно, что ты живешь не хуже, чем твое непосредственное окружение. Но вопрос в том, а правильно ли это на самом деле? Это и не может быть правильным, ибо, большинство имеет предельно смутное представление о большинстве классических ценностей. В частности, о конструктивности и созидательности, зрелости и самодостаточности, гармоничности и мудрости, о самовоспитании и самосовершенствовании, об основных законах бытия, о закономерностях эволюции личности, о правильной любви к себе, об ответственности перед Высшими силами Вселенной.

Просто сложные вопросы жизни возникают в человеческой жизни не каждый день. А лишь периодически, спустя большие интервалы времени. И это создает иллюзию того, что неудачи в их решении не имеют ничего общего между собой. И вызваны лишь неблагоприятным стечением обстоятельств. Но дело в том, что результат более девяноста процентов неудачных решений в жизни большинства людей можно было предсказать четко и конкретно очень задолго до возникновения той или иной проблемной ситуации. Как, собственно, и сам факт ее возникновения. Для даже относительно мудрого человека это не составляет особого труда. Иногда, правда, в роли достоверного пророка может выступить и человек с хорошо развитой интуицией и проницательностью.

Но неумение и нежелание большинства людей увидеть истинные причины своих проблем и неприятностей приводит к их регулярному повторению. Конечно, это далеко не просто - взглянуть на себя объективно и бесстрастно. Самокритичность и самоанализ (не говоря уже, постоянный многогранный и изощренный самоконтроль) - это весьма редкие явления жизни. Непонимание истинной ценности мудрости приводит к тому, что большинство не стремится к ее обретению. Да и полностью игнорирует присутствие мудрого человека в своей жизни, внося в нее, тем самым, громадный хаос, высокий уровень проблематичности и драматичности. А жизнь имеет тенденцию, как минимум, повторять сложные экзамены, пока человек не научится эффективно решать сложные задачи. Сам или с помощью другого человека - это уже другая сторона медали. Мудрец - это подарок Высших сил обычным людям. Вопрос только в адекватном отношении к нему. У достойного человека ситуация обстоит существенно более оптимально, чем у большинства простых людей.


Рецензии