Насколько Wunder было Wunderwaffe 2

Великий Хуго Шмайссер
   

   Да-да. Именно так. Великий, талантливый, смолоду гениальный, создавший всё стрелковое могущество Третьего Рейха, а потом, когда большевики в ватниках сослали его в Сибирь – парой росчерков карандаша набросал чумазому Калашникову чертежи АК. Именно так принято отзываться о Хуго Шмайссере среди поклонников его творчества. Может, их не так уж и много, но они, подобно уличным проповедникам-сектантам, невероятно активны, нахальны и напористы. Их мнение – единственно верное и потому культ Шмайссера Великого должен быть распространен везде и всюду. Забавно, что задел для этого культа начал складываться ещё в СССР, и задолго до того, как просочились на свет Божий сведения о пресловутом «гевер-44». Кто-то с превеликого ума окрестил «шмайссером» пистолеты-пулеметы Фольмера. А советские кинематографисты раскрутили этот бренд до заоблачных высот, вооружив «шмайссером» всех фошиздов поголовно. Так, что семена гениальности Хуго Шмайссера и, соответственно вундервафельности его Sturmgewehr 44 – упали в подготовленную почву и полыхнули урожаем непроходимого бурьяна. И внезапно оказалось, что это Хуго Шмайссер в частности и немцы вообще совершили то, о чём весь остальной глупый мир даже и не догадывался. И никаких возражений не принимается.
   Всё-же, попробуем со всем этим разобраться.
   
Нам утверждают, что немцы изобрели промежуточный патрон. Да ладно! Патроны, промежуточные по мощности между винтовочными и пистолетными (револьверными), известны ещё с эпохи дымного пороха. Достаточно вспомнить винтовки «Винчестер» с рычажной перезарядкой, которые стреляли патронами револьверного типа с мощностью меньшей, чем у военных винтовочных патронов того времени, но большей, чем у револьверных патронов. Были и другие патроны с «промежуточной» мощностью, сведений и о них, и о работах в данном направлении полным-полно в доступных источниках.
   
В 1928 году в СССР проводились конкурсные испытания автоматических винтовок. И по их результатам встал вопрос о возможном переходе к патрону уменьшенного калибра и соответственно – меньшей мощности, так как «заказанные самозарядные винтовки оказываются несколько тяжёлыми, и весьма возможно, что для облегчения веса придётся пойти на уменьшение калибра, по-видимому, нужно переходить на калибр 2,5 линии (то есть 6,35 мм). Вопрос этот прорабатывается и будет разрешён вероятно с утверждением РВС СССР новой системы вооружения». Советским конструкторам помимо высокой мощности винтовочного патрона усложняла жизнь ещё и пресловутая закраина на его гильзе. Не спешите плеваться в старика 7,62*54, он ещё нас переживёт. Фланец-закраина создаёт проблемы с подачей патрона из магазинов большой ёмкости на автоматических винтовках и ручных пулемётах. Однако даёт очевидные плюсы на винтовках с магазинами небольшой ёмкости, и пулемётах с ленточным питанием и двухтактной подачей патрона. Закраина обеспечивает надёжную фиксацию патрона в патроннике и надежную экстракцию стреляной гильзы. А главное - снижает требования по точности изготовления гильзы, и соответственно, позволяет задействовать более дешёвое оборудование и менее болезненно пережить неизбежное падение качества патрона в условиях тотальной войны. Двухтактная же подача патрона (патрон сначала выдергивается назад из ленты, а потом подается вперёд в патронник), позволяет разместить лентопротяжный механизм над стволом, а не за ним, тем самым уменьшив общую длину оружия, но сохранив при этом длину ствола. На баллистику патрона закраина вообще никак не влияет. Но... с патроном для автоматической винтовки, полагаемой как массовое основное оружие пехотинца, всё равно нужно было что-то делать. И работы по созданию современного промежуточного патрона в СССР были близки к завершению в 1939 году. Более того - был разработан патрон калибра 5,45 мм и было дано задание на проектирование самозарядной винтовки под него, но вмешалась война. И к этому вопросу вернулись уже в июле 1943 года, по результатам обсуждения на заседании Наркомата вооружений натрофеенных германских автоматических карабинов MKb.42 фирмы Haenel калибра 7,92*33 мм и ленд-лизовских карабинов M1 калибра 7,62*33 мм.
   
С промежуточными патронами нацисты начали экспериментировать ближе ко Второй мировой войне. В результате из нескольких опытных вариантов был выбран патрон фирмы «Polte», известный как 7,92*33 мм. Массовое производство патрона началось в 1942 году. В общем, не были тут нацисты первопроходцами. Ничего сверхъестественного они не создали.
   
Немцы изобрели автоматическое оружие под промежуточный патрон? Пардоньте… с ходу могу напомнить про автоматическую винтовку В.Г. Федорова времен Первой мировой войны под патрон Арисака 6,5*50 мм. По сути своей – тоже промежуточный. Не дотягивал он по мощности до полноценного винтовочного. Зато обеспечивал меньший импульс отдачи за счет малого калибра и веса пули. В конце 20-х уже Ф. В. Токаревым были представлены 6,5-мм автоматические карабины.
   Идея, что называется – витала в воздухе. Не получалось ни у кого с применением мощного винтовочного патрона создать лёгкое, компактное, надежное и массовое оружие с возможностью автоматического огня «с рук» для бойца-призывника. Именно по причине мощности этого самого патрона. И вывод напрашивался самый простой – уменьшить эту мощность. Патрон уменьшенной мощности и «автомат» крутились друг вокруг друга ещё с Первой мировой войны.
   
Немцы создали Sturmgewehr 44? Да, создали. Но, при этом нужно понимать, что «гевер» сложили из того, что уже было известно. Примерно, как в музыке, где всего 7 нот. Здесь «нот» придумали больше, но ничего фундаментально нового изделие Шмайссера не содержит. Немцы чуть ранее других удачно собрали «лего» из уже известных идей и узлов, и создали неплохой образец стрелкового оружия. Они опередили своих противников, и всё равно опоздали. В 1944 году, когда он пошёл войска – изменился характер войны и какого-то решающего значения в ней чудо-оружие Шмайссера сыграть уже не могло. Время было упущено – немцы уже «просрали все полимеры».
   Перевооружись вермахт на Sturmgewehr 44 весной 1941-го года – первые годы войны были бы ещё более страшными. Но в 1944-м против всесокрушающего вала советской артиллерии и танковой брони – автоматом много не навоюешь. Во время-же свалки в окопах и городских руинах преимущества штурмовой винтовки перед хорошим пистолетом-пулеметом уже не столь ярко выражены.
   А вскоре конструкторами победителей были созданы куда более удачные образцы оружия. И тон в послевоенном мире задавали уже они.
   
Для дегенератов, любящих смаковать как полуграмотный Калашников, почёсывая за ухом погрызенной деревянной линейкой, копировал величайшее творение гениального Хуго Шмайссера – ещё раз напомню, что «где-то в аду есть комната, в которой на полу лежит половина запчастей от автомата Калашникова, половина от Шмайссера. И те, кто говорит, что Калашников скопировал автомат Шмайссера, должны из этих запчастей его собрать». АК и Sturmgewehr 44 это настолько две большие разницы, что ближайшая вечность в этой комнате гарантирована.
   
Что-что? Не копировал? Это сам гениальный Хуго Шмайссер придумал АК, а славу приписали Калашникову? Да-да… Если АК и разработал кто-то, кроме Калашникова, то никак не Хуго Шмайссер – слишком уж не тот «почерк». Вот для советской оружейной конструкторской школы – как раз тот. Посмотрите опытные образцы, представленные на конкурсе НКО СССР автоматов под промежуточный патрон в 1944-м году. Изучите конструкцию и технологии изготовления ствольных коробок АК и «штурмгевера». Сравните конструкцию прикладов и расположение возвратной пружины. Найдите, наконец, видео разборки-сборки АК и «гевера».
   И в гениальности Хуго Шмайссера лично у меня есть сомнения. С завидным постоянством раздаются восторженные стоны о Хуго Шмайссере, как о великом творце не только советского АК, но всего стрелкового могущества Третьего Рейха. А, что реально составляло основу стрелкового вооружения рейха, чуть разбавленного под конец войны «гевером» Шмайссера?
  Пистолеты - «парабеллум» Люгера и Р38 Вальтера.
  Пистолеты-пулеметы - MP38/40 Фольмера.
  Пулеметы -  MG34 Луиса Штанге и MG42 Грюнера.
  Карабины, бывшие основным оружием пехоты – старый добрый Маузер 98.
  Самозарядные винтовки - Gewehr41 и его продвинутый вариант Gewehr43 от Вальтера. Ах, да… Gewehr43 – ещё и от Токарева, потому как представлял собой Gewehr 41 с газоотводной системой, позаимствованной у советской винтовки СВТ-40.
  Где тут Хуго Шмайссер? Что он оставил после себя, кроме «гевера 44»? Который, кстати, в послевоенном мире никем не производился, не модернизировался и не брался за основу к разработке. Донашивают по сию пору те 420 000 штук, что успел Рейх настрогать.
   
Отец Хуго Шмайссера - Луис Шмайссер был известнейшим оружейным конструктором Европы, работавшим в фирме Теодора Бергмана. Здесь же начинает работать и Хуго Шмайссер. Во время Первой мировой войны компания «Бергман» представляет военным пистолет-пулемёт МР18. Сравнительно простое автоматическое оружие с применением ствола и барабанного магазина от пистолета «парабеллум», и автоматикой на принципе отхода свободного затвора. Якобы сконструированное Хуго Шмайссером. Во всяком случае - запатентован МР18 в декабре 1917 года Хуго Шмайссером. Автомат создается под вывеской компании Бергман, на деньги Теодора Бергмана – а патентует разработку Хуго Шмайссер. Вам не кажется это странным? Да ещё при том, что ствол и магазин автомата - от пистолета «парабеллум».
   
Хотите ещё скандалов, интриг и расследований? Их есть у меня. Учеником Луиса Шмайссера был оружейник Луис Штанге - впоследствии конструктор пехотных и авиационных пулеметов, а также оригинальной автоматической винтовки FG42, разработанной для вооружения парашютистов и ставшей основой для послевоенного американского пулемета М60. Штанге прошел отличную школу у Луиса Шмайссера и возглавил разработку стрелкового оружия в концерне «Рейнметалл». Заказ на пистолет-пулемет от Германской Имперской Армии получили Хуго Шмайссер в «Бергман», Луис Штанге в «Рейнметалл», Андреас Шварцлозе и конструкторы DMW (это - Люгер). И Штанге чуть позже Бергмана/Шмайссера представил свой Rheinmetall-Borsig MP19, удивительным образом схожий с МП18. Похожие кожухи ствола, боковое расположение магазинов, цилиндрические ствольные коробки, один и тот же патрон, один и тот же принцип работы, основанный на отдаче свободного затвора. Луис Штанге и Хуго Шмайссер в это время работали в разных фирмах, и вряд –ли подглядывали друг за другом, но за ними обоими стоял один и тот же человек – Луис Шмайссер… Не маячит ли его тень над МП18 и МП19?
   Заказ в результате достался Бергману с MP-18 Хуго Шмайссера, хотя MP19 Штанге был более продвинутым: имел переводчик огня, более надежный предохранитель, откидную крышку затворной коробки и надежный коробчатый магазин. И лучшим пистолетом-пулеметом 30-х годов считается Steyr-Solothurn S1-100, изготовленный на основе MP19.
   
В 1919 семейство Шмайссер прекращает работу в компании «Бергман». В том же году Хуго Шмайссер вместе с братом Хансом основывает «Industriewerk Auhammer Koch und Co». Дела идут криво и косо, и в том же году налаживается контакт с фирмой «C. G. Haenel», а в 1925 году братья Шмайссер становятся совладельцами этой фирмы. Сотрудничество братьев с этой компанией некоторые циники иначе как рейдерским захватом не называют. Но, ещё раньше, в 1922 году, Хуго Шмайссер создает фирму «Gebr;der Schmeisser» с назначением защиты полученных патентных прав. Запомните этот момент – всю свою активную жизнь маэстро Хуго Шмайссер патентует всё, что оставшись на минуту без присмотра попадает под его взор, и братья Шмайссер получают долю в прибыли и отчисления за использование патентов.
   
В 1928 году появляется второе оставившее заметный след в истории творение Хуго Шмайссера -  пистолет-пулемёт MP28. Это по сути всё тот же МР18 с коробчатым, как у МР19, магазином на 32 патрона, и оружие поступает на вооружение немецкой полиции.
   Следующее значимое изделие Шмайссера - пистолет-пулемёт MP41, предложенный в 1941 году. Внимание! Это деревянная ложа с прикладом, скоба и спусковой крючок от МР28, и ствол с затворной коробкой, затвор и возвратно-боевая пружина от МР40 компании «ERMA», разработанного Генрихом Фольмером. Да-да, того самого МР38/МР40 из которого киношные немцы поливают вдоль и поперёк, и иначе как «шмайссером» и не называемого. Были там ещё нюансы от Хуго Шмайссера, но главное - на затворах и магазинах красовалось клеймо PATENT SCHMEISSER. Есть версия, что именно с этого бодуна и окрестили «шмайссером» семейство МР Фольмера.
   На «Haenel» успели сделать порядка 26 тысяч таких мутантов, трудоёмкость которых, кстати, была выше, чем у изделий «ERMA», после чего производство прекратили. Согласно одной версии - Управление вооружений сочло нецелесообразным поддерживать производство ещё одного пистолета-пулемёта. Согласно другой – компания «ERMA», офонарев от такой манеры ведения бизнеса Шмайссером, начала судебное разбирательство, и герра Хуго попросили быть скромнее.
   Шмайссер сосредотачивается на проекте Mkb-42(H) с которым ни шатко, ни валко возятся аж с 1938 года. Литера Н – это «Haenel». Был и конкурирующий проект - Mkb-42(W) компании «Walther». Эти работы и приводят к появлению Sturmgewehr 44.
   Собственно, вот и весь список оставшихся в памяти свершений Хуго Шмайссера:
   МР18 запатентованный как собственная разработка,
   МР28 как доработанный МП18,
   МР41 как наполовину потыренный Фольмеровский МР40 и загибриденный с МП18/28, 
   Stg-44.
   Всё…
   
Во время пребывания в СССР Хуго Шмайсер отказывался от участия в работах по оружию, ссылался при этом на ОТСУТСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ («Хуго Шмайссер в Ижевске» Часть 1 МАСТЕРРУЖЬЁ), и упирал на то, что он не конструктор, а скажем так - руководитель проекта. Да-да… ну, конечно - это он, мудрый хитрован, так дурачил тупых НКВД-шников. А, может, прижатый к стенке сердитыми дядьками – сказал единственный раз в жизни всю правду? И никакой он не конструктор, а самый обычный «эффективный менеджер»?


Рецензии