Насколько Wunder было Wunderwaffe 3

Главный аргумент фольксштурма

   Фаустпатрон (Faustpatrone) – всемирно известный одноразовый противотанковый гранатомёт. Словосочетание «фаустпатрон» прочно срослось с образом фошизда в каске, или сосунка из фольксштурма. А любой рейхофил расскажет про «фауст» истории, «какие умеет рассказывать разве только покинутая всеми бабушка на ферме неподалеку от мексиканских границ о прославленном мексиканском бандите». Вжих, вжух, бабах! И 100500 «тридцатьчетвёрок» горят без башен.
   
Разработку этого вундерваффе начали летом 1942 года под руководством Генриха Лангвайлера. Задача - создать для рядового пехотинца простое, массовое и эффективное средство борьбы с бронированными целями.
   
Сконструированное оружие одноразового применения представляло собой стальную трубу калибром 50мм. и длиной в 1 метр с прицелом и пусковым устройством. Заряд дымного охотничьего пороха в картонном картузе выстреливал боевую часть калибром 150мм. и массой до 3 кг со смесью тротила и гексогена. Это и было, на мой субъективный взгляд, самым интересным решением в данной конструкции – надкалиберная кумулятивная боевая часть.
   
Наведение на цель осуществлялось совмещением прицела и верхней кромки боевой части. А первые «фаустпатроны» прицельных приспособлений вообще не имели. Для того, чтобы понять, как выглядела каноничная стрельба «фаустпатроном» / «панцерфаустом» - возьмите в руки лопату, крепко зажмите древко под мышкой и цельтесь лезвием в предполагаемую цель. Именно так. Посмотрите фото и кинохронику обучения солдат вермахта и фольксштурмистов стрельбе «фаустом». Не поленитесь – изучите конструкцию «фауста» и особенно его прицельного приспособления. Да-да, были приёмы по стрельбе с плеча, «с рук», из положения лёжа, всяко разно с колена, но… прицелиться из этой шайтан-трубы человеку нормального телосложения можно только зажав трубу под мышкой. И не надо забывать, что выхлоп с другой стороны бьет метра на четыре. Потому стрелять желательно стоя. Имея за спиной открытое пространство. Стрельба из помещения противопоказана. Из окопа - выхлоп может ударить в стенку, лучше вылезти на бруствер. С колена – плохо получится, так как труба у вас зажата наклонно, и чем дальше вы хотите метнуть гранату, тем сильнее будет наклон трубы, и тем сильнее выхлоп ударит в землю. Лёжа – можно себе задницу подпалить. Так что стрелять всё-таки желательно стоя.
   
Выпущенный снаряд летит по навесной траектории. Дальность полёта гранаты - от 30 до 150 метров у поздних моделей. То-есть нужно стоя почти в полный рост и с чистым пространством за спиной отстреляться метров с 30 по танку, который как правило двигается достаточно быстро и в сопровождении пехоты. Прикиньте ваши шансы на успех, и на остаться в живых. Они без сомнения выше, чем у японского сухопутного камикадзе с шестовой кумулятивной противотанковой миной, но и шанс на преждевременное бессмертие – весьма и весьма немалый. Особенно, стреляя в упор - ранние «фаустпатроны» при попадании могли срикошетить или взорваться на броне.
   Первые гранатомёты поступили в войска вермахта в августе 1943 года. А слава о нём загремела к концу войны. Что изменилось? Характер боевых действий. В чистом поле с этим агрегатом много не натанцуешь. А к концу войны стало гораздо больше боёв в городах, с возможностью отстреляться в упор по медленно движущейся или стоящей цели из-за угла, или баррикады. Из окна или подвала дома. И свалить, пока тебя не превратили в решето и не переехали. Сложились условия для массового и успешного применения «панцерфауста», и он заработал. Напрашивается вывод - оружие сие оказалось весьма и весьма специализированным. Его стихия – свалка в городской застройке.
   
Тут-то и зарыта собака противоречивых отзывов о «фаусте», когда одни струячили кипятком от восторга, другие были весьма сдержаны. Одни кричали о необходимости немедленно развернуть производство хоть чего-то подобного, другие пожимали плечами и отмечали, что боевая ценность «фауста» преувеличена. Но все соглашались, что «фауст» эффективен именно при боевых действиях в застройке. И ещё один момент - особенно хорошо «фауст» поработал в последние месяцы и дни войны, когда в бой массово пошли безбашенные фольксштурмисты, плохо понимавшие степень опасности дела, в которое ввязывались. Да-да, этот одноразовый гранатомет особенно хорошо проявлял себя в комплекте с одноразовым бойцом. Обкатанный в боях фронтовик зачастую пасовал там, где старый мудак или сосунок с молоком на губах отправляли гранату в цель и сами превращались в кровавое тряпьё. Скольких изрешетили, прежде чем они отстрелялись – на этом свете останется неведомым. Да только за годы войны было изготовлено восемь с лишним миллионов «фаустов» различных модификаций. Восемь миллионов, Карл! И до цели долетели явно не все. Вот и попробуйте посчитать реальную эффективность этого оружия.
   
Легенд вокруг него, однако, оказалось наворочено столько, что в его густой тени скромно потерялись «Офенрор» и «Панцершрек». Кто не слышал про «фауст»? Все слышали. «Ofenrohr»? Что ещё за труба печная? Да нормальная такая «труба» была. Особенно в продвинутом варианте «Panzerschreck», из которого можно было стрелять без противогазной маски, не рискуя опалить собственную морду. Это был уже серьёзный гранатомет, честно потыренный конструктивно с американской «базуки». Он стрелял реактивными гранатами кумулятивного действия калибра 88-мм. Граната с бронебойностью 150-220 мм. добивала на дальность до 150 метров с приемлемой для того времени точностью. И это действительно было оружие пехотинца, а не смертника. Достаточно убойное, хоть и тяжелое, и громоздкое. Но главное - сложное в производстве, потому и не получившее широкого распространения. Надорвавшийся Рейх уже не мог позволить себе массово выпускать такое оружие.  Настало время «эрзацев» из говна и палок. Время восьми миллионов одноразовых «фаустов» с одноразовыми стрелками.
   
Однако, повторюсь - на мой взгляд, примитивные «фаустпатроны» и «панцерфаусты» содержали рациональное зерно, отсутствующее у более продвинутых с технической точки зрения «Офенрор» и «Панцершрек». Это надкалиберная кумулятивная боевая часть, позволяющая резко нарастить могущество боеприпаса при относительно небольшом калибре, габаритах и весе пусковой установки. Нет, изобретателями и первопроходцами немцы тут не были: надкалиберные боеприпасы стараниями штабс-капитана Леонида Николаевича Гобято и полковника Амазавы применяли ещё во время осады Порт-Артура. Немцы же наглядно показали, что «так можно». Оно работает. Именно это зерно и подхватили советские конструкторы, создавая РПГ-2, а потом развили в РПГ-7.
   
Калибр гранатомёта РПГ-2 составлял всего 40 миллиметров, но стрельба велась надкалиберной 82-мм гранатой. И это было уже «многоразовое» пусковое устройство сродни «базуке» и «панцершреку». А в 1961 году на вооружение Советской Армии был принят легендарный РПГ-7, в основу которого были положены полностью оправдавшие себя в РПГ-2 схемы безоткатного пускового устройства многоразового применения и выстрела с надкалиберной боевой частью. Калибр так и остался 40мм, но применяться могла уже 105-мм граната. И «оно заработало» на всю катушку и по всему миру. Да так, что сконструированный Dynamit Nobel AG в 1978 году немецкий ручной противотанковый гранатомёт Panzerfaust 3 – имел мало чего общего со своими нацистскими предками, но сильно смахивал на советский РПГ. Оно и по сию пору работает - из старичка РПГ-7 и сейчас лупят танки ниипической стоимости и подставившиеся вертолёты. И ещё долго будут лупить, совершенствуя боевую часть, потому как получается дешево и сердито.
   
Что же в итоге? Ничего сверхъестественного нацисты не создали. Зато подкинули хорошую идею тем, кто их раздавил.


Рецензии
Очень познавательно, Михаил.
Как человек, далекий от технических характеристик оружия периода ВОВ, - читаю с большим интересом.
Спасибо за ликбез.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   30.05.2022 15:38     Заявить о нарушении