Насколько Wunder было Wunderwaffe 8

Итого
   
   Так что же у нас в «итого»?
   Для Рейха – ничего, что смогло ему помочь. Вундерваффе не принесло Рейху ничего, кроме иллюзий, понтов, несбывшихся мечтаний и катастрофических убытков. Что-то потом было подобрано победителями, переосмыслено и развито. Большинство же – бесславно кануло в никуда, чтобы спустя полвека с кастрюльным звоном вылезти в бреднях рейхофилов. И большинство это, впечатление такое, задумывалось с расчетом на совершение им прямо на днях или раньше чуда, а создавалось уже из расчета на чудо, при котором это хоть как-то будет работать. «Чудо» - не оттого, что оно покажет чудесный результат, а оттого, что будет чудо, если оно заработает. Как бы то ни было, Рейх с этого всего – не получил ничего. Это были иллюзии, которые Рейх в конечном итоге щедро оплатил кровью и жизнями своих подданых. И своим будущим, которого не было.
   
   Но, если всё вундерфаффе - не более чем понты голимые, то чем же тогда нацисты натворили столько бед и взвинтили ставки в Большой Игре до заоблачных высот? Да самым обычным хорошим оружием и отработанной тактикой его применения. Хорошего оружия у немцев всегда хватало. И это были инструменты для кровавой войны, а не для пафосного сотрясания воздуха.
   
   Были отличные пулеметы MG34 и MG42. Сколько славы и проклятий снискал знаменитый «Косторез», «Циркулярная пила Гитлера», «Крестовик». Сколько крови пролила эта сука и сколько искалечила людей – уже, наверное, не сосчитать. Солдаты союзников эти пулеметы трофеили и удовольствием применяли в обратку. Во время Второй Мировой войны в США была предпринята попытка адаптировать MG42 под американский винтовочный патрон и запустить в производство. Не получилось – тевтонская гадюка наотрез отказалась хавать валинорский патрон большей длины. Вдобавок, американскими конструкторами был допущен ряд откровенных просчетов. Тем не менее разработанный в послевоенные годы единый пулемет М60 представлял собой гибрид автоматики перезаряжания винтовки FG42, разработанной для парашютистов вермахта, и лентопротяжный механизм всё того же MG42. И снова оружие получилась не слишком удачным - пулемет отличался невысокой надежностью, сложностью эксплуатации и возможностью «саморазборки» при интенсивной стрельбе.
    Сам же MG42 в модернизированном варианте MG3 выпускается компанией Rheinmetall AG по сию пору. Он состоит на вооружении бундесвера и широко экспортируется. Производится по лицензии в Греции, Пакистане, Испании и Турции. В Австрии – как MG-74 с 1974 года является единым пулемётом в австрийских вооружённых силах.
   
   Были превосходные для своего времени подводные лодки Тип VII, прошедшие всю войну от начала до конца. Их серия так и осталась самой крупной в истории подводных лодок. То, что их к концу войны стали массово топить – это не они вдруг превратились в хлам. Это союзники выстроили мощнейшую, слаженно работающую систему противолодочной обороны, эффективность которой только возрастала со временем. Ещё и потому, что профессионализм немецких подводников – наоборот падал. Наводивших ужас в Атлантике волков повыбили, а подготовить новых – немцы просто не успевали. Так же как в конце войны не успевали подготовить первоклассных лётчиков взамен выбывающих, и «качество» авиации неуклонно падало, пока не шагнуло за критическую отметку. На те же грабли, только в ещё большей степени, наступили и японцы – они тоже не успевали готовить пилотов морской и сухопутной авиации для замены дьяволов, наводивших шорох в Китае и на Тихом океане. Методика подготовки кадров оказалась не готова к тотальной войне, и закрыть эту дыру было невозможно никакими новейшими кораблями и самолетами.
   
   Была отличная авиация, заточенная под блицкриг и укомплектованная первоклассными машинами. Мессершмитт 109, Юнкерс 88, Хейнкель 111 в разных своих модификациях прошли всю войну. От начала – до конца. Фокке-Вульф 190 – почти всю.
   Также всю войну прошли рабочая лошадка панцерваффе Pz-IV, которого сначала упорно не принимали на вооружение, а во время войны 4 раза пытались снять с производства, и самоходки на базе Pz-III. Вместе с чешской версией 109-го «мессера» они даже повоевали потом в арабо-израильских войнах, в отличии от сгинувших сразу по окончании Второй Мировой в плавильных печах и рассеявшихся по музеям «тигров», «элефантов» и реактивных «ласточек».
   
   Была мотопехота, идущая на скоростных полугусеничных бронетранспортерах вслед за танковыми клиньями и безоговорочно закреплявшая достигнутый ими успех. А реинкарнацию харизматичного Sd.Kfz. 251 в виде  Tatra OT-810 делали в ЧССР и чехословацкая мотопехота долго на них каталась.
 
    Была отличная артиллерия. Её надо оценить ещё и с учетом того, что нацисты смогли превратить в сокрушительную машину уничтожения доставшийся в наследство от Второго рейха и Австро-Венгрии разношерстный орудийный сброд, и натрофеенные во Франции и СССР стволы. Была отработанная до автоматизма методика применения этой артиллерии.
   Были артиллерийские тягачи. Скоростные и мощные полугусы, при помощи которых орудия быстро перебрасывали за наступающими мобильными группами, и они обрушивали шквал огня на противника, пытающегося собрать себя в кучу и организовать оборону. По этим машинам даже удалось создать подобие унификации и стандартизации, в отличии от автопарка вермахта, являвшего собой жутковатый зоопарк, где каждой твари по паре. Если кто-то верит в немецкую педантичность и всесокрушающий орднунг времен Третьего Рейха – рекомендую к изучению тему состояния его армейского автопарка. Ниипический хаос.
   Однако полугусеничные тягачи - очень дорогостоящие машины, сравнимые в цене с легкими танками. В расчете на блицкриг с такими затратами можно было смириться. Но когда началась игра в долгую – дорогая и сложная в производстве-обслуживании техника начала высасывать ресурсы из экономики и армии что твой вампир. С мобильностью начались проблемы, и карета превратилась в тыкву.
   Самоходная артиллерия нацистов – отдельная песня. И отдельный куплет – массовое использование трофейных шасси и стволов. Немцы были те ещё барахольщики и зачастую умели превращать дерьмо в золото, как например Ф-22 в Pak 36(r), а Lorraine 37L в Marder I.
   
   Был блицкриг. Под который и затачивалось проектируемое в межвоенное время оружие. По сути - шаблон, предназначенный для взлома обороны противника и быстрого последующего добивания его растрепанных частей. Шаблон создавался на основе наработок Первой мировой войны и предназначался для сокрушения армий, работающих на своих шаблонах, тоже разработанных на основе полученного в ту войну опыта. Он успешно сработал в Польше, Бельгии, Франции. В СССР он тоже работал, но лишь до тех пор, пока против него играли по привычному контршаблону. Если кто-то где-то начинал играть не по правилам и вместо того, чтобы обороняться или отступать, начинал самоубийственно атаковать или просто ценой жизни держаться дольше отведенного на решение задачи времени – шаблон не прикладывался к ситуации и начинал трещать. До советских военачальников быстро дошло, что шаблон шаблоном не перешибешь, а русские во все времена страшны своей импровизацией. И уже летом 1941 года, в огне и кровище, стало понятно, что арийский блицкриг пошел по бороде. А, затяжную тотальную войну Рейх просто не вытягивал.
   Закопаться в глухой статичной обороне – это именно то, чего ждали любители молниеносных военных кампаний. Шаблон и создавался для её разгрома. Форты Бельгии и Франции соврать не дадут. А в кровавых контрударах, наносимых Советской Армией, стачивались, сгорали и перемалывались самые лучшие подразделения рейха. Укомплектованные молодыми здоровыми солдатами, слаженные, обкатанные в боях, вкусившие крови и обдолбаные амфетамином.
    Да-да! У нацистов были чудо-таблетки. Первитин. Сильнейший психостимулятор под действием которого озверевшие сверхчеловеки пёрли вперед не зная усталости, голода и боли.
   Рейх уделял много внимания здоровью нации. Употребление наркотиков каралось законом, хотя Геринг и Геббельс были кончеными нарколыгами, сидевшими на морфии. Первитин же по первости и за наркотик вообще не считался. Стимуляторы были доступны немцам в самых разных видах. Их употребление чуть ли не поощрялось. Личный доктор фюрера Теодор Морелль щедро заправлял коктейлями с первитином Адольфа Алоизовича, и без того скорбного на голову. А примерно с 1938 года первитин массово погнали в армию и на оборонные предприятия Рейха. Перед вторжением во Францию военнослужащим Вермахта его было выдано 35 миллионов доз.  Танкисты жрали «панцершоколад», лётчики - «флигершоколад», пехота закидывалась таблетками, а французы с англичанами искренне охреневали с неуёмной энергии противника. Впрочем, году к 40-му медикам пришло понимание, что с практикующими первитин гражданами рейха что-то идет не так, и эти игры надо прекращать. Армия осталась было сидеть на наркотиках, но и тут году к 42-му до командования докатило, что и у них что-то идет не так, и волшебные таблетки надо выдавать личному составу только в крайних случаях, когда терять уже нечего. И непременно нужно разработать новые волшебные таблетки, чтоб штырило так же, но отходняка такого страшного не было. Ещё чуть позже к господам генералам начало приходить понимание, что и с практикующим первитин фюрером, который к тому времени превратился в оторванного от реальности психопата с разваленным здоровьем, тоже что-то идет не так, но попытка Клауса фон Штауффенберга снять Адольфа Алоизовича с иглы в июле 1944-го получилась неудачной и запоздалой…
   
   В общем, ко всем громким военным успехам Рейха, к его победному шествию по городам Европы и просторам СССР – вундерваффе никакого отношения не имеет. Всё было добыто при помощи просто хорошего оружия довоенной ещё разработки. Вундерваффе ничего Рейху не принесло. Ничего…


Рецензии