Иудаизм об абортах

https://www.noahid.ru/forum/showthread.php?t=970&page=2

РАЗРЕШАЕТ ЛИ ИУДАИЗМ АБОРТЫ?
Р-н Шауль-Айзек Андрущак

Вопрос: Какова позиция иудаизма по отношению к абортам? В России совершается много абортов,.. грех ли это, с точки зрения иудаизма? Зависит ли это от национальности? (А то мне кто-то сказал, что неевреям иудаизм аборты разрешает.)

Ответ: Иудаизм запрещает аборты, кроме тех ситуаций, в которых развитие плода, по той или иной причине, угрожает жизни и здоровью женщины. А также в ряде совсем уже исключительных случаев. Например, если беременность стала результатом изнасилования и срок ее еще идет на дни.
Запрет этот касается как евреев, так и неевреев. Разница в том, что для евреев этот запрет практически абсолютный, с момента зачатия. А для неевреев он вступает в силу после сорока дней с момента развития плода (то есть 7,5 акушерских недель).

Р-н Шауль-Айзек Андрущак

Примечание.

Следует отметить, что галахически «40 дней» отсчитываются с момента погружения женщины в микву (как правило, это время овуляции), а не с начала последней менструации, как обычно считают врачи. Таким образом, в то время как врач может считать, что плоду 40 дней, еврейский закон считает, что ему всего 26 дней. (Вот почему акушерский срок беременности старше эмбрионального на две недели).




РАВ УРИ ШЕРКИ. БРИТ ШАЛОМ.
Глава 5. Защита жизни человека (запрет убийства)

6.Запрет убийства включает в себя запрет абортов и эвтаназии.
7. Существуют ситуации, когда аборт разрешен, а именно, в течение первых сорока дней беременности (7,5 гинекологических недель), а также, если жизни матери угрожает опасность. В каждом конкретном случае следует обратиться к раввину, сведущему в этих вопросах.




ЗАПРЕЩЕНО ЛМ БНЕЙ НОАХ ДЕЛАТЬ АБОРТ?

Внимание! Эта статья не является руководством к действию, а предназначена только для ознакомления с данной темой. Решение о том делать аборт или нет можно принимать только после обсуждения этого вопроса с раввином или мудрецом-ноахидом, который признан знатоком законов Бней Ноах.

Приступая к ответу на этот вопрос, в первую очередь нужно сказать, что иудаизм придает жизни каждого человека, как творения Божьего, большое значение и ценность[1]. Жизнь — это дар, которым тот должен воспользоваться, реализуя данный ему потенциал. Поэтому никто не в праве решать за другого человека жить тому или нет.
Итак, перейдем к ответу на наш вопрос.
Рамбам[2]пишет «ноахид, совершивший убийство, даже убийство плода во чреве матери, подлежит смертной казни. И если убил безнадежно больного; и если связал человека и бросил его перед львом; и если уморил другого голодом, поскольку явился непосредственной причиной смерти, подлежит казни. И если убил преследователя, которого мог остановить покалечив, — подлежит смертной казни».
Классический комментатор Рамбама Радбаз пишет, что источник этого закона в Талмуде трактат Санедрин 57. "Раби Яаков бар Аха обнаружил в книге, записной в йешиве Рава, что БН казнят по приговору одного судьи, по показанию одного свидетеля, без предварительного предупреждения ... От имени раби Ишмаэля сказали, что Бней Ноаха казнят за убийство плода во чреве матери... Откуда это известно? Сказали от имени раби Ишмаэля: «Сказано в Писании[3] „Кто прольет кровь человеческую, человеком кровь его пролита будет, ибо в образе Б-жьем создал Он человека“ (написанное в оригинале можно прочитать как „кровь человека в человеке“). Кто такой „человек в человеке“? Это плод в утробе матери».Там в Талмуде приводится мнение другого мудреца, который считает, что для БН нет запрета на аборт, а из этих слов учит, что казнь, полагающаяся Бней Ноах за нарушение их заповедей, это удушение. Однако Рамбам устанавливает закон по мнению раби Ишмаэля, т.к. считает что Бней Ноах казнят мечом.Итак из слов Рамбама мы видим, что для Бней Ноах аборт является нарушением запрета на убийство. Поэтому врачу ноахиду нельзя делать аборт, как еврейке так и нееврейке.
Нужно заметить, что по мнению того же Рамбама плод до сорокового дня не является плодом, а "просто водой[4]". На основании этого некоторые раввины (Бейт Шломо, Торат Хесед, Сридей Эш) разрешают сделать аборт, если на это есть очень веские причины и срок беременности не превышает сорок дней. А некоторые, (например Игрот Моше), все равно запрещают.

Всегда ли аборт для Бней Ноах запрещен? Будет ли он разрешен, если беременность угрожает жизни матери?
Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно. Уже автор комментария Тосафот[5] остается с неразрешенным сомнением. Согласно его первому ответу это все равно будет запрещено.
А согласно второму ответу это разрешено, так же как и евреям. Можно предположить, что их сомнение заключается в том, как для Бней Ноах нужно относится к плоду. Если рассматривать плод как полноценного живого человека, а аборт как убийство, то даже в случае угрозы жизни матери аборт запрещен. По выражению Талмуда «разве твоя кровь краснее?». Но если плод еще не является полноценным человеком, а запрет на аборт не является буквально убийством, то позволительно нарушить его, чтобы спасти жизнь матери.
Таким образом решение можно принимать только после обсуждения этого вопроса с раввином или мудрецом-ноахидом, который признан знатоком законов БН. В свете вышесказанного интересно рассмотреть несколько библейских историй с точки зрения законов Бней Ноах.

Первая из них это история про повитух в Египте. Тора рассказывает[6]: «И сказал царь Египта приемницам еврейским, — имя одной (из них) Шифра, а имя другой Пуа. И сказал он: Принимая у жен евреев, смотрите на родильных камнях: если это сын, умертвите его, а если это дочь, (то) пусть живет. Но боялись приемницы Б-га и не делали (так), как говорил им царь Египта, и сохраняли жизнь младенцам. И призвал царь Египта приемниц и сказал им: Почему вы делали это и сохраняли жизнь младенцам? И сказали приемницы Паро: Ведь не (так), как жены египтян, (жены) евреев, ведь они (сами себе) приемницы (или: они настолько живучи, что) прежде, чем придет к ним приемница, они уже родили. И благотворил Б-г приемницам, и множился народ, и окрепли они очень. И было, (за то) что боялись приемницы Б-га, Он создал им дома». Часть комментаторов (например, Раши) считает, что повитухи были еврейками. Также считают мудрецы, мнение которых приводится в Талмуде. По их мнению это были Йохевед, мать Моше, и Мирьям, его сестра. Маарша[7] объясняет, что фараон знал, что египтянкам запрещено убивать даже плод в утробе матери, поэтому обратился к еврейским повитухам, которые не караются за это смертной казнью. А чтобы те могли отличать мальчика от девочки, фараон научил их особому признаку: у мальчика лицо обращено вниз, а у девочки вверх[8]. Однако другие комментаторы (их мнение приводится в Кли Якар) считают, что они были египтянками. И в этом состоит их особенная праведность, что несмотря на смертельную опасность они не сделали того, что требовал от них фараон. Ведь в подобной ситуации они имели право не идти на самопожертвование. Видимо фараон на это и рассчитывал, прося их об этом. Все же они сделали больше того, что требует закон, имея на это полное право. Ведь Бней Ноах разрешается идти на самопожертвование, подвергать жизнь опасности, чтобы что-то не нарушить[9]. Можно сказать, что даже если повитухи были еврейками, но раз события происходили до дарования Торы, то тогда сыновья Израиля еще имели статус Бней Ноах. Поэтому сказанное здесь могло относится и к ним. А фараон ошибочно полагал, что те уже имеют статус евреев.

Вторая история про Йеуду и его невестку Тамар. Тамар подозревали в запретной связи, как сказано[10] «И было: при утроении месяцев поведали Йеhуде, говоря: Блуд содеяла Тамар, невестка твоя, и вот также беременна от блуда. И сказал Йеhуда: Выведите ее, и будет она сожжена!». Согласно большинству мнений у Йеуды и Тамар был статус ноахидов. Поскольку Тамар была на тот момент беременна, то как Йеуда мог сказать, что её нужно казнить? На первый взгляд, следовало бы дождаться рождения ребенка и лишь тогда приводит казнь в исполнение!
Раввин Маариль Дискин считает, что на самом деле так Йеуда и велел поступить. «Выведите ее (поместите её под стражу), и будет она сожжена! (когда родит)» — такого правильное применение этих слов Торы согласно его мнению. А автор Мале ароим пишет, что Бней Ноах наказывают за убийство только доношенного плода. А раз срок беременности в нашем случае не превышал трех месяцев, то в этом не было нарушения. Еще можно предположить, что раз плод является частью матери, то и наказание распространяется на мать целиком, включая плод.

Подведем итог: ноахидам запрещено делать аборт другим, а для беременной женщины соглашаться на аборт. В случаях, когда жизни матери угрожает опасность, следует проконсультироваться с раввином или другим мудрецом-ноахидом, хорошо разбирающихся в законах Бней Ноах. А в заключении хочется выразить надежду, что данная статья заставила читателя задуматься о ценности человеческой жизни и изменить свое отношение к аборту.

1 См. Мишна Санедрин 4:5
2 Законы царей 9:4
3 Берешит 9:6
4 Законы Трумот 8:3
5 Санедрин 59а
6 Шмотки 1:15-22
7 Санедрин 57б
8 Вавилонский Талмуд Сота 11б
9 См. Рамбам законы царей 10:2
10 Берешит 38:24

Автор: Арье Мирецкий
https://monoteism.ru/zapreshheno-li-bnej-noax-delat-abort/


ТАЛМУД. ЗАПРЕТ АБОРТА

Запрет аборта. Он следует из той же фразы, что и сам запрет кровопролития. Ведь если прочитать ее немножко иначе, по-другому расставив знаки препинания - это придаст ей дополнительный смысл. И вот как рассуждали мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 57б):

"От имени рабби Ишмаэля сказали - также за плоды (если человек ударил беременную женщину, и это привело к выкидышу, он подлежит смертной казни за нарушение запрета кровопролития - комм. РАШИ). На чем основывался рабби Ишмаэль? Поскольку сказано (Берешит 9:6): Проливающий кровь человека в человеке, кровь его пролита будет. Что это за человек, который в человеке? Сказал он - это плод в чреве матери."
http://7for70.net/ru/?topic=sevenlaws&id=4



ФРАГМЕНТ ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО ОБ АБОРТЕ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ИЗВЕСТНО, ЧТО РЕБЕНОК РОДИТЬСЯ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЬНЫМ

Распечатка беседы митрополита Антония, проходившей в Лондоне в 2006 году. Интервью ВВС.

Митрополит Антоний: Есть еще одна область, более сложная, это область детей, которые родятся ущербленными: то есть физически изуродованными или психически неполноценными. Вот тут вопрос очень сложный, потому что есть матери, которые настолько хотят ребенка, что они готовы идти на то, чтобы родился ребенок, который заведомо всю жизнь будет страдать физически или психически потому только, что они хотят иметь ребенка. И это, мне кажется, чисто эгоистический подход. Потому что такие матери о ребенке не думают: они думают о своем материнстве, о том, как они изольют на этого ребенка всю свою ласку и любовь. И, во-первых, многие из этих матерей не знают, способны ли они любовь и ласку проявить к ребенку, к которому у них физическое отвращение, ужас.
Прот. Сергий Гаккель: Тем не менее, урод все-таки является человеком. Полноценным человеком. Однако было высказано такое правило, что человека нельзя убивать. Как тогда подходить к этому вопросу?
М.А.: Честно говоря, я не знаю, как к нему подойти. Я думаю, что это тот случай, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться в таком страшно изуродованном, психически и физически, состоянии. Когда ты думаешь о том, что вот — родился этот ребенок; пока он еще малюсенький, это еле заметно. Но если человек вырастет, ему будет двадцать лет, и тридцать лет, и еще столько лет, и в течение всей жизни — ничего, кроме физической муки, физического страдания или психической растерянности, не будет. И вот тут, я думаю, можно медицински рассматривать вопрос о том, что да, в данном случае законно было бы совершить аборт. Потому что — имеем ли мы право присуждать десятилетия психического и физического страдания потому только, что мы хотим, чтобы этот ребенок родился и был бы моим сыном, моей дочерью. Я не знаю, как это канонически обусловить, но медицински, я думаю, тут есть очень серьезный вопрос, который можно решать врачу, даже верующему, в этом порядке. Я видел таких детей, которые рождались и которые на всю жизнь были искалечены, не говоря о том, что совершалось в результате с психикой матери, отца и их взаимными отношениями.
Г.С: С какой точки зрения ты говоришь такие вещи, владыка? Это жалость к человеку или можно сказать, что это подлинно христианский подход — чтобы облегчить жизнь людей?
М.А.: Ты мне ставишь очень трудный вопрос в том, что я не могу сказать, что я — зрелый и совершенный христианин, который может ответить как бы от имени Христова. Я только могу сказать на основании очень (теперь) длинной жизни, что речь не идет о том, что пересматривать существующие правила церковные, а задуматься над тем, при каких условиях они были провозглашены. Что знали люди о жизни, о смерти, о зачатии в тот момент, когда были определены те или иные правила? И несомненно для меня то, что некоторые правила, основанные на незнании многих вещей, применимы в той области, в которой они соответствовали знанию. Но когда появляются новые знания, новые понимания, приходится не каноны изменять, а приходится задуматься над тем, в какой мере и в какой полноте мы их можем применять или имеем право не применять.
http://www.noahid.ru/forum/showpost.php?p=3896&postcount=13



ИСЛАМ ОБ АБОТАХ (шафиитский масхаб):

- если женщина решила делать аборт, то желательно сделать его до 40 дней с момента зачатия (7,5 гинекологических недель);
- допускается также аборт до 80 дня с момента зачатия (13 гинекологических недель);
- аборт до 120 дня с момента зачатия (18,5 гинекологических недель) допустим, но крайне не желателен;
- аборт после 120 дней с момента зачатия (18,5 гинекологических недель) запрещен, за исключением, когда сохранение беременность ведет к опасности жизни и здоровья матери.

https://www.youtube.com/watch?v=OF-KYNbZeYg
https://www.youtube.com/watch?v=-joB59B4v24
https://www.youtube.com/watch?v=d_wFKK50QCs



РАВ МОШЕ ВАЙНЕР 90 ЗАКОНОВ
Свод законов, восходящих к 7 заповедям Ноаха
п.35 Запрет убийства, стр. 79

Аборт является убийством, так как плод наделен душой, поэтому запрещено прерывать беременность. Этот запрет относится и к самой беременной женщине, и к врачу, даже если он действует по просьбе женщины. В исключительных случаях разрешено совершать аборт на ранних стадиях беременности – в течение первых 40 дней. Это объясняется тем, что лишь по прошествии 40 дней после зачатия плод наделяется душой, и может быть определен как «душа человека», поэтому прекращение беременности до этого не является настоящим убийством. Тем не менее, и в первые сорок дней беременности аборт запрещен, за
отдельными исключениями. Однако если беременность угрожает жизни женщины, на какой бы стадии это ни происходило, это создает ситуацию «преследователя» по отношению к беременной, и разрешено убить плод для того, чтобы ее спасти.
Хотя прекращение беременности и запрещено, разрешается предотвращать беременность с помощью противозачаточных средств.



Рав Йоэль Шварц
Законы потомков Ноя
Глава 2. Детали обязательных и необязательных заповедей.
Медицина

Аборт. Когда жизни матери угрожает опасность, разрешается делать аборт. Но есть и запрещающее мнение. В случае, когда ребенок в любом случае не выживет, по всем мнениям можно делать аборт, чтобы спасти жизнь матери.
Нельзя делать аборт, если его целью является предотвращение рождения больного ребенка или инвалида, и тем более по другим соображениям.
В практических случаях следует посоветоваться со знатоком Закона.



САЙТ "ЖЕМЧУЖИНЫ ГАЛАХИ". БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ДОМА. ГЛАВА 09 ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
Сайт "Жемчужины Ѓалахи"

Благословение еврейского дома
Глава 09 — Прерывание беременности

01. Промежуточный статус зародыша
Пока зародыш находится в материнской утробе, он не имеет статуса живого человека, а имеет промежуточный статус: ему предстоит стать человеком, но пока он не считается таковым. Если возникает конфликт между жизнью зародыша и жизнью матери, то жизнь матери преобладает.

02. Запрет аборта для евреев и неевреев
Хотя аборты запрещены и евреям, и представителям всех других народов, между ними существует различие в строгости наказания, полагающегося за это. Еврей, умертвивший зародыша в материнской утробе, не несет за это наказания в бейт дине (раввинском суде), а если этот грех совершил нееврей, ему полагается смертная казнь.
Однако в отношении аборта в случае серьёзной болезни на евреев и неевреев распространяется один и тот же закон, и в любой ситуации, когда такой аборт разрешён еврею, он разрешён и нееврею. Еврейке и нееврейке разрешено сделать аборт, если плод страдает от серьёзной болезни, а также, если существует опасение, что беременность вызовет серьёзную болезнь у матери.

03. Разрешен ли аборт в случае острой необходимости
Есть мнения, разрешающие аборт в случае, если есть даже относительно небольшая вероятность того, что продолжение беременности приведёт к серьёзному ухудшению физического, психического здоровья матери, или плод страдает от серьёзной болезни, «если семейству будет нанесен ущерб, и оно будет опозорено, и Имя Всевышнего осквернится, когда женщина не сделает аборт», в случае, если беременность является следствием супружеской измены.

04. Первые сорок дней развития зародыша (7,5 аккушерских недель); более поздние стадии беременности
Чем меньше срок беременности, тем проще дать разрешение на аборт с точки зрения Ѓалахи. Есть мнение, что нет строгого запрета на аборты до 40-го дня - 7,5 аккушерских недель (на примере незамужней женщины, которая забеременела, но ей будет очень трудно отдать ребёнка на усыновление) и, поскольку до третьего месяца не считается, что беременность стабилизировалась, в случае острой необходимости аборт разрешён. Авторитеты, придерживающиеся в вопросе абортов менее строгого толкования закона, считают, что в случае острой необходимости аборт разрешён и после трёх месяцев беременности (14,5 аккушерских недель). Когда зародыш достиг такой ступени развития, что, если он родится, то сможет выжить, аборт почти невозможно разрешить даже по мнению авторитетов, придерживающихся менее строгого толкования закона. Если продолжение беременности приведёт к угрозе для жизни матери, то аборт разрешён по мнению всех авторитетов на любом сроке.

05 Аборт в случае, если у зародыша диагностировали болезнь Тея-Сакса.
Есть мнение, разрешающие аборт в этом случае.

06. Синдром Дауна
Есть мнение, разрешающие аборт в этом случае

07. Когда есть опасение, что зародыш имеет какой-либо порок
Даже когда состояние зародыша находится под сомнением, и нет возможности узнать наверняка, каково состояние плода, аборт разрешён, если существует реальное опасение, что зародыш болен тяжёлой болезнью, которая превратит его жизнь в непрерывную череду страданий.

08. Можно ли полностью полагаться на мнение врачей; консультация раввина
Каждый раз, когда возникает вопрос об аборте, необходимо услышать мнение надёжного врача, осознающего святость и ценность жизни зародыша, а затем обратиться за консультацией к раввину, глубоко разбирающемуся в подобных вопросах.

09. Рекомендуется ли проходить тесты на выявление пороков у зародыша?
Желательно пройти тесты на выявление пороков у зародыша.

10. Если зародыш – мамзер
Если замужняя женщина-еврейка изменила мужу или была изнасилована, в результате чего забеременела, то ребенок, независимо от его пола, будет мамзером, и ему будет запрещено вступать в брак с еврейкой/евреем. Есть мнения, разрешающие сделать аборт в таком случае.

11. Незапланированная беременность; подозрение на беременность в результате изнасилования
Если незамужняя женщина непреднамеренно забеременела, ей запрещено делать аборт, поскольку, если зародыш здоров, его нельзя умерщвлять. Однако в случае крайней необходимости, если беременность может вызвать у нее душевные проблемы, то можно, следуя менее строгому толкованию закона, разрешить аборт в первые сорок дней после зачатия (7,5 акушерских недель). Аборт в случае соблазнеия и изнасилования желательно выполнить в наиболее ранние сроки. Благое дело – отдать родившегося ребёнка на усыновление, если нет возможности его содержать.

12. Аборт ради здоровья матери или исходя из финансовых соображений
Если беременность сопряжена с угрозой для жизни матери, разрешено умертвить зародыша. По мнению авторитетов, придерживающихся в этом вопросе менее строгого толкования закона, даже если нет опасения, что душевная болезнь может привести к самоубийству, но беременность станет причиной сильных душевных страданий, аборт разрешён. Запрещено делать аборт из финансовых соображений. Благое дело – отдать родившегося ребёнка на усыновление, если нет возможности его содержать.

13. Если беременная женщина больна раком
Если беременная женщина страдает агрессивной формой рака, ей разрешено сделать аборт, так как беременность ускоряет развитие болезни.

14. Многоплодная беременность
В случае, если зародышей много, то возникает реальная опасность, что все они умрут или родятся слишком рано и будут страдать серьёзными заболеваниями. В данном случае разрешено умертвить один или несколько зародышей, чтобы остальные могли выжить.

*Примечание. Сейчас врачи отсчитывают срок беременности от первого дня последней менструации, а зачати происходит как правило через 14 дней после этого. Поэтому акушерский срок беременности старше эмбрионально срока примерно на две недели.

Подробнее – по ссылке.
https://ph.yhb.org.il/ru/category/14/14-09/



Рав Иосиф Тёлушкин. Еврейская мудрость
21. ЕСЛИ ПЛОД ЕЩЁ НЕ ЧЕЛОВЕК, ТО ЧТО ОН ТАКОЕ? ИУДАИЗМ И АБОРТЫт

И когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но опасности не будет, то тот, кто ее ударил, наказывается выкупом, какой наложит на него муж той женщины. И он платит через судей. Если же окажется опасность, то отдай душу за душу (Шмот, 21:22-23).

Из этого отрывка видно, что Тора не придает плоду статуса человеческой жизни. Если бы было иначе, то наказанием за убийство плода был бы не денежный штраф, а смерть, как и за убийство женщины. Поэтому аборт по еврейскому законодательству не является убийством. Это единственное место в Торе, в котором говорится о правовом статусе плода. Два талмудических отрывка ясно показывают, что плод все же имеет право на существование и не может быть безнаказанно уничтожен.

Если у женщины тяжелые схватки (и ее жизнь в опасности), зародыш разрезают в утробе и вытаскивают по частям, так как жизнь женщины ценнее жизни зародыша. Но если большая часть младенца уже снаружи, нельзя его убивать. Ибо нельзя отдавать одну жизнь за другую (то есть плод считается человеком, только если "большая часть уже снаружи"). Мишнa, Ohaлот 7:6 .

Разрешение Мишны расчленять плод, "так как жизнь женщины важнее жизни плода", заставляет думать, что без угрозы жизни матери такое действие непозволительно. Некоторые религиозные евреи используют этот отрывок, чтобы доказать, что аборты должны быть разрешены только в случае угрозы жизни матери. Другие, придерживающиеся более свободных взглядов, считают, что угрозу жизни можно распространить и на душевные страдания. Хотя свободные взгляды звучат подозрительно современно, они основываются на другом отрывке, в котором разрешается аборт, чтобы избавить мать от душевных страданий:

(Если) женщина осуждена на смертную казнь и (после вердикта оказалось, что она беременна), мы не хотим, чтобы она рожала (и ее надо казнить немедленно). Мишна, Аракбин 1:4

В течение многих лет преподавания я видел, что этот отрывок ранит чувства как сторонников абортов, так и их противников. Поэтому необходимо его прокомментировать. Так как только Верховный суд мог вынести смертный приговор, в Израиле не существовало инстанции для апелляций. (Представьте себе, что в Соединенных Штатах смертный приговор выносился бы только Верховным судом.) Приговор приводился в исполнение на следующий день, так как раввины считали, что промедление в этом случае будет пыткой для осужденного. В приведенном, скорее всего теоретическом, законе (нет свидетельств о том, что подобное когда-либо случалось) ясно, что раввины считали жизнь плода не стоящей не только жизни матери, но и ее сильных душевных страданий. Все равно, где бы я ни рассказывал об этом отрывке, меня спрашивали: "Зачем вообще казнить беременную женщину?" Действительно - другие народы, окружавшие евреев, - египтяне, греки и римляне - откладывали казнь до рождения ребенка. Почему так не поступали евреи? Около семидесяти лет назад еврейский ученый Виктор Аптовицер исследовал этот вопрос в работе "Статус эмбриона в еврейском законодательстве". Аптовицер считал, что греки н римляне откладывали казнь беременной женщины по утилитарным, а не нравственным соображениям. С их точки зрения, женщина была ненужным агрегатом, который можно было спокойно выкинуть на свалку. Но плод когда-либо мог быть полезным государству, и его нужно было тщательно охранять. Взгляд же еврейского законодательства основан на нравственности. Осужденная женщина все равно достойна сочувствия. Так же, как мы жертвуем плодом, чтобы спасти жизнь матери, им жертвуют, чтобы спасти ее душу от страданий. Но можно возразить, что египетские, греческие и римские законы были более нравственными и в них была отражена ценность жизни? Нет, отвечает Аптовицер, так как все три отличались от еврейского законодательства еще в одном пункте. Они все позволяли инфантицид, убийство детей, рожденных с физическими недостатками или другими "дефектами" (например, если они просто были "не того" пола). В древнем мире только евреи считали инфантицид убийством. Сразу после рождения ребенок обладал всеми правами обычного человека. В древнем мире взгляд евреев на инфантицид был радикально отличным от всех. (Римский историк Тацит, живший в первом веке, смеялся над еврейскими обычаями в этом вопросе.) В современности, учитывая рассказы об убийствах девочек в Китае, такой взгляд также необычен для некоторых стран мира.

Есть еще одно доказательство, что еврейское законодательство считает плод не отдельным человеческим существом, а частью организма матери. Когда беременная женщина обращается в иудаизм, ребенок, который рождается после этого, считается евреем, и ему не нужно проходить Гиюр. Но если она проходит Гиюр после рождения ребенка, то ребенок, даже если ему только один день от роду, не считается евреем.

Эмбрион считается просто водой до сорокового дня (беременности). Вавилонский Талмуд, Йевамот 69б

Поэтому совершенно ясно, что аборт до шестой недели беременности (с момента зачатия, до 7,5 гинекологических недель по современной практике) не запрещен еврейским законодательством, даже если причина для него совершенно неуважительна.

(Женщина) отличается от "матери земли" тем, что не обязана растить семя, посаженное в ней против собственной воли, то есть она может "вырвать" семя, незаконно посаженное (Рабби Давид Фельдман, "Регуляция рождаемости в еврейском праве").

Эта мысль принадлежит рабби Давиду Фельдману, который обобщает указ Рабби Иеhуды Перельмана (XIX век), позволяющий женщине избавиться от плода, зачатого при изнасиловании. В последние годы многие известные ортодоксальные раввины решили, что даже в случае изнасилования у женщины нет права делать аборт. Эти раввины хотят позволить аборт только в случаях физической угрозы жизни матери. Мне кажется, что они выказывают меньше сочувствия изнасилованным женщинам, чем талмудические раввины женщинам, приговоренным к смертной казни.

Современный еврейский взляд на аборты: консервативный, ортодоксальный и реформистский

Если… была вероятность, что ребенок может родиться с дефектами, и мать хотела сделать аборт из жалости к ребенку, жизнь которого не будет нормальной, рабби отказывал в разрешении… Однако если аборт из-за потенциальной патологии у ребенка был необходим из-за возможности тяжких душевных страданий матери, аборт позволялся. Плод - это неизвестная, будущая, потенциальная часть "Тайн Бога", а мать известна, существует, живет и просит сочувствия. (Рабби Давид Фельдман, "Регуляция рождаемости в еврейском праве")

Рабби Фельдман разделяет взгляды наиболее традиционной части консервативных евреев и наиболее либеральной части ортодоксальных евреев, которые, будучи обычно против абортов, позволяют их, если плоду грозит синдром Дауна, болезнь Тей-Сакса или иные генетические заболевания. Большая часть ортодоксов в наше время гораздо более строго относится к проблеме абортов. Как пишет доктор Фред Рознер, врач и ведущий специалист в области еврейской медицинской этики, обобщая последние ортодоксальные взгляды на аборты:

(Разрешение абортов в случае инцеста или изнасилования) - это взгляд меньшинства. (Кроме того) только малая часть высказавших свое мнение раввинов считают, что рождение неполноценного ребенка может так повлиять на женщину, что причинит ущерб ее душевному здоровью (и поэтому не видят причин позволять аборты) (Фред Рознер, "Еврейский взгляд на аборты").

Рабби Давид Блейх, ортодоксальный ученый, открывает свой обзор на тему "Аборты в галахической литературе" следующей цитатой из книги Зогар, главного еврейского мистического текста:

Есть трое, уменьшающие присутствие Бога в мире, делающие весьма затруднительным исправление мира и утверждение Шехины Всевышнего во Вселенной, заставляющие Его оставлять молитвы людей без ответа… (Последний из трех - ) это разрушитель плода в утробе, так как он уничтожает создание Всевышнего и Его работу… Плачет Дух Святости из-за таких отвратительных дел. (Комментарий Зогар на Шмот 36)

Позиция реформистов состоит в том, что мать (предположительно, с участием отца) должна принимать решение об аборте и не должна советоваться по этому поводу с раввином. Как рабби Бальфур Брикнер, говоря несколько лет назад от имени Союза Американских Еврейских Общин, свидетельствовал пред подкомитетом общины: "Именно из-за уважения к священности (жизни) мы считаем неотъемлемым правом любой пары производить на свет ровно столько детей, скольким, по их мнению, они могут обеспечить достойную жизнь - прокормить их, одеть и дать им образование. Ровно столько, скольким они могут полностью посвятить себя, как должны это делать настоящие родители" (Менахем Кельнер, "Современная еврейская этика"). Несмотря на это, я предполагаю, что Брикнер навряд ли одобрил бы аборт, сделанный по той причине, что ультразвук или амниоцентез выявил нежелательный пол ребенка.

Когда я беседовал с фундаменталистским пастором, преподобным Джереми Фолвелом несколько лет назад, он отметил некую вещь, делающую проблематичными свободные аборты для большинства людей:
"Я никогда не слышал, - заметил он, - чтобы женщина, ожидающая ребенка, говорила… о зародыше… в своем животе. Она всегда называет его "ребенок". Слово "зародыш" употребляют исключительно сторонники абортов, которые хотят скрыть от самих себя зло, которое делают". (Я сам пересказал слова преподобного Джереми, так как у меня нет дословной цитаты.).

Несмотря на все вышесказанное, нельзя сказать, что позиция еврея "за" или "против" абортов может быть легко предсказана, исходя из направления иудаизма, к которому он принадлежит. Далее следуют два совершенно нерепрезентативных мнения ортодоксального раввина рабби бен Цион Узиеля, одного из последних сефардских главных раввинов Израиля (1939-1953), и рабби Марка Гельмана, современного реформистского раввина в Дике Хиллс, Лонг Айленд, одного из немногих, как мне кажется, неортодоксальных раввинов, настаивающих на ограничении прав на аборт.

"Ясно, что нельзя позволять аборты без всяких причин. Это было бы разрушительно для самой возможности жизни. Но при наличии причины, даже малой причины (татам калуш), как, например, чтобы предотвратить нивул (бесчестие, как в случае беременной женщины, осужденной на смерть), у нас есть прецеденты, и мы имеем право позволить аборт" (Рабби бен Цион Узиель, Респонса Мишпетайл Узиель. Том 3, Хошен Мишпат 46).

В воспоминаниях о своем отходе от левого политического движения в 1960-х годах рабби Гельман объясняет свое недовольство либералами, почти стопроцентно поддерживающими право на аборт: "Многие из тех, для кого неприемлемы бесконтрольные аборты, пришли к такому мнению по религиозным соображениям. Я не могу сказать того же о людях, выступающих за разрешение абортов. Люди, выступавшие против абортов, говорили о добре и зле, а их противники - о праве и законе. Язык первых был гораздо ближе… к моему пониманию того, как воплотить замысел Божий, сделать его присутствие большей реальностью в нашем мире… Эта битва пахнет желанием освободить мужчин и женщин от ответственности за последствия их сексуальной распущенности. Каким узколобым и эгоистичным это кажется мне сейчас…"

По поводу заявления, сделанного двумя активистами движения за сохранение права на аборт, что выступления религиозных деятелей против абортов представляют собой попытку навязать свои сектантские взгляды Америке, Гельман пишет: "… Я никогда не оправдывал свою поддержку прав человека Танахом. Зачем мне использовать Талмуд для оправдания своего неприятия абортов?… Я еще не знаю, как, по моему мнению, должна регулироваться проблема абортов на общественном и официальном уровне, но я знаю, что убийство "зародыша" - это не нейтральный поступок с точки зрения нравственности…".

Неозаглавленное эссе рабби Гельмана, опубликовано в кн. Дэвида Далина "Американские евреи и вера сепаратистов"



КАК ФОРМИРУЕТСЯ ДУША РЕБЕНКА В УТРОБЕ МАТЕРИ?

Вопрос
Добрый день, уважаемый рав Элиягу Эссас. Хотела задать вам такой вопрос: на каком месяце развития эмбриона в утробе матери он получает душу?;И если получает ее (душу) еще в утробе матери, то мама, получается, какое-то время имеет две души (свою и ребенка). Проясните, пожалуйста, ситуацию.
Спасибо. С уважением, Елена.
(Elena, Israel, Bat-Yam)

Ответ
Постараюсь, на основе открытых нам знаний об Устройстве Высших миров, описать весь процесс от зачатия и до рождения ребенка.
1. Когда капля семенной жидкости попадает в предназначенное для зачатия место в женском организме, она привносит только духовную энергию (на иврите — хают), данную ей Всевышним. На соединение с женской яйцеклеткой (зачатие) отводится три дня, в течение которых хают сохраняется естественным путем.Три дня символизируют три духовных качества — хохма, бина и даат, что в переводе с иврита означает, соответственно — интеллект, интуиция и стремление к высшей цели, то есть к единению с Творцом (объяснение привожу крайне упрощенное).
2. После зачатия (соединения) еще 37 дней уходит на то, чтобы две «объединенные» клетки создали некий духовный «пар», «туман». Как бы взвесь капелек, которые постепенно соединятся и создадут сосуд для получения души. Этот «пар» («туман») на иврите называется — hэвель. Гематрия, то есть числовое значение этого слова — 37.Отметим попутно, что так звали брата Каина, который, после известной истории, так и не «построил» сосуд для создания человеческого рода. Это позволяет нам разъяснить знаменитое высказывание царя Шеломо (Соломона) в книге Коэлет: «суета сует, все — суета». В его основе — слово hэвель, и поэтому приведенную фразу следует понимать так: «Все — только туман, только потенциал. Главное же — что человек совершит с этим (паром, туманом) потенциалом (Танах, книга Коэлет, начало и конец книги).
3. После сорока дней сосуд готов получить душу. Число «сорок» (в буквенном выражении оно обозначается буквой мем) связано со словом маим (вода), что всегда символизирует Тору, а точнее — получение Торы, Мудрости Творца. Поэтому Моше, когда получал Тору,;пробыл на горе Синай сорок дней. С этого момента уже можно говорить о возникновении человеческого плода. Начинается процесс течения беременности, то есть — формирования человека до его появления на свет. Этот процесс называется ибур, что в сущностном переводе означает — «переход».
4. В общей сложности весь процесс ибура продолжается (в норме) примерно девять лунных месяцев. Это символизирует девять ступеней формирования качеств души человека. Потому что фундаментальных, базовых качеств — десять (по числу путей проявления Творца в Мире, называемых сефирот — множественное число от слова «сефира»). К сороковому дню плод уже получает «задание» от Творца. В данном контексте это задание находится в первой, высшей сефире. Остальные девять выстроятся в душе плода за девять месяцев. Потому что лунный месяц на иврите — ходеш (обновление, новизна). За девять месяцев душа формируется, получает все недостающие, новые для нее девять ступеней. И человек готов появиться на свет. Если роды — преждевременные, процесс формирования продолжается и после рождения ребенка. Но в таком случае завершение этого процесса сопряжено с физическими трудностями. Поэтому младенцу на весь «недоношенный» срок требуется особое внимание. Ему все это время нужны тишина и покой.
5. Никакого «смешивания» с душой матери не происходит. Душа ребенка формируется, как самостоятельное явление. Но духовное питание все эти девять месяцев плод получает от души матери. Точнее, душа матери становится каналом, по которому с Неба к ребенку нисходит, условно говоря (очень условно!), духовная энергия для построения, формирования души. Эта энергия «окрашивается в оттенки» канала, по которому она поступает, то есть — души матери (поэтому, отметим попутно, еврейство определяется по матери).
И в заключение еще раз подчеркну, что все, о чем здесь говорилось — весьма упрощенная модель того, что происходит на самом деле. Многие понятия и принципы устройства миров, необходимые для более глубокого понимания темы, остались за пределами ответа.

Автор текста - рав. Элиягу Эссас. 27.07.09


Рецензии