Отношение к аборту в разных обществах

Отношение к аборту в разных обществах отличается. Чтобы иметь некое общее представление об этом, были опрошены несколько женщин, как связанных тем или иным способом с еврейским народом, так и не связанных с ним, религиозных и не очень. Некоторые попросили сохранить их анонимность, а некоторые позволили опубликовать свои реальные данные. https://www.noahid.ru/forum/showthread.php?t=970&page=2

Маргарита Водецкая, Киев-Торонто, предприниматель, писатель, журналист, автор книг «Человек с другого берега» и «Покидая страну 404»., еврейка по отцу, атеистка. https://www.facebook.com/margo.weis.1 https://ridero.ru/author/vodeckaya_margarita_vulvt/


Корреспондент. Как ты думаешь, до какого срока должны быть разрешены аборты без медицинских показаний (болезнь матери или плода) по желанию женщины?
Маргарита Водецкая. Не знаю. Тут лучше спросить медиков, потому что имеет смысл сопоставлять риски для здоровья женщины с ее желаниями. У меня были очень грустные наблюдения. Когда я рожала, в палате со мной была девушка, у которой начался отёк мозга, вызванный изменениями организма при беременности, и ей делали "заливку" (аборт на большом сроке) на 5 или 6 месяце. Это, конечно, все было ужасно. Это ребенка они с мужем хотели, и было непонятно, не будет ли подобных проблем при следующей беременности. Аборт по медицинским показаниями (особенно в случае угрозы здоровью матери, как физическому, так и психическому) должен быть доступен на любом сроке!

К. Считаешь ли ты допустимым аборт без медицинских показаний на втором и третьем триместре допустимыми? Например, вдруг женщина просто передумала рожать, или если уже не сделала в первые три месяца, то надо доносить?
М. В. Насколько я понимаю из своих знаний медицины (а я все-таки не медик), в организме женщины происходит значительная перестройка, соответственно, если делать аборт на поздних сроках, то см. п.1 - надо сопоставлять риски.

К. Считаешь ли ты допустимым аборт без медицинских показаний на втором и третьем триместре допустимыми в случае изнасилования, или пусть определяется в первом триместре?
М. В. Если было изнасилование, то тут надо смотреть, насколько оно само и его последствия (в том числе и беременности) влияют на здоровье женщины, в том числе и ментальное. Если есть угроза психическому здоровью, то надо делать аборт на любом сроке. Если просто передумала, то опять см. п.1 - надо сопоставлять риски.

К. При каких условиях ты бы рекомендовала делать аборт дочери, племяннице или девушке сына? На каком сроке? Или рекомендовала бы родить?
М. В. Советовала бы делать аборт ТОЛЬКО при условии угрозы жизни и здоровью. Ещё причиной может быть крайне сложное экономическое положение семьи, но тут есть вариант родить и оставить в доме малютки на какое-то время, а потом забрать, как ситуация улучшится. Такие случаи в семье были в советские времена: одна женщина болела и оставила ребёнка на год в детском доме, а второй нечем было кормить двоих детей, поэтому старшего отдала на какое-то время в детский дом, а младшую дочку в круглосуточный детский садик.

К. Позволила бы ты сделать аборт дочери, племяннице, девушке сына на втором или третьем триместре, или постаралась бы отговорить.
М.В. Постаралась бы отговорить. Семья не последний лист капусты без соли доедает, как-то бы прокормили.

К. Приходилось ли тебе прибегать к абортам, на каких сроках и в каком возрасте, как родители, муж или парни на это реагировали? Жалеешь ли ты об этом, вспоминаешь ли?
М.В. Не делала. Честно говоря, не то, чтобы я противница абортов, но я противница абортов как средства контрацепции, как-то так. В Союзе и на постсоветском пространстве с культурой контрацепции все обстояло как-то слишком убого и дико. Были и есть куча таблеток, можно было что-то подобрать.

К. Часто ли приходилось ли твоим близким прибегать к абортам, на каких сроках и в каком возрасте, как окружение, родители, мужья или парни на это реагировали? Жалеют ли ты об этом, вспоминают ли?

М. В. Никто не делал. В наличие четыре двоюродных сестрички, противницы этого дела. У двоих по одному ребёнку, у одной пятеро детей, ещё в у одной шестеро. Но: нам всем родители помогали нянчить детей и мы все работали.

К. Как в Канаде люди относятся к абортам на раннем сроке и на позднем сроке? Переживают ли женщины и мужчины о сделанных абортах?
М. В. Не знаю, тут как-то это не очень принято вообще. Народ предохраняется. Отличные французские и итальянские презервативы, очень рекомендую.



Юлия Саловкая, Донецк, ДНР, журналист, госслужащий, многодетная мать, умеренно воцерковленная православная христианка.
https://www.facebook.com/profile.php...=about_details
https://www.youtube.com/channel/UCwt...kZ6WgwA/videos


Корреспондент. Как Вы считаете, на каком сроке допустимо делать аборт без медицинских показаний и допустимо ли вообще? Считаете ли Вы допустимым аборт, если известно, что ребёнок родится тяжело больным, например, с синдромом Дауна?
Юлия Саловская. Я бы определила для себя срок возможного аборта - пока не забилось сердце. Наверно потому, что с этого момента что-то внутри перестаёт быть плодом, а становиться живым. Однозначно считаю, что запрещать аборты нельзя, а в некоторых случаях они даже показаны. Тот кто не наблюдал тяжёлые случаи умственного отставания, когда человек годами лежит привязанный в своих соплях и пролежнях (а я наблюдала это в психбольнице), тот может наивно называть больных «солнечными», но это всего лишь сладкая иллюзия. Как ни странно, но все мамы, имеющие детей- инвалидов по умственному развитию, снова рожают детей. Казалось бы - это новый риск. Да. Но каждая из них мечтает о здоровом ребёнке. Поэтому если исследования на раннем сроке показали тяжёлую болезнь, женщина вправе сделать аборт. Нельзя винить Бога, что он послал больного ребёнка, но и нельзя прикрываться Богом в запрете на эту операцию. Нельзя вообще все списывать на божий промысел и прикрываться им как жизненным щитом. Бог дал нам разум. Воспользуйтесь им.

К. Спасибо за мнение. Что интересно, Ваша позиция полностью созвучна с мнением некоторых ортодоксальных раввинов. В иудаизме срок дозволенного аборта для дочерей народов мира составляет сорок дней с момента зачатия (это по желанию, можно сказать, без причины). Сорок дней от зачатия - это 7,5 акушерских недель. Хотя если есть причины, например, слабость после ранее прошедших родов, слабость, необходимость мира в доме, боязнь социальной стигматизации, беременность вследствие измены, боязнь не выйти замуж, то аборт разрешён, по мнению некоторых религиозных авторитетов, до трёх месяцев от зачатия (это 14,5 недель). При опасности жизни и здоровья матери срок аборта не ограничен, хотя желательно уложиться до 22-х недель. Если есть опасение, что ребёнок родиться больным, например синдром Дауна, то тоже можно делать аборт даже на позднем сроке. А на первом триместре разрешено делать аборт, даже если шанс рожденья тяжелобольного ребёнка невелик, например 25%, чтобы мама не волновалась в процессе беременности.
При каких условиях позволили/рекомендовали бы вы сделать аборт дочери, племяннице или девушке сына? Поддержали бы вы их решение рожать/делать аборт?
Ю. С. Если бы дело касалось моих несовершеннолетних дочерей, то решение оставить беременность или нет, полностью лежало бы на мне. А вот советовать или поддерживать или не поддерживать чужое решение взрослой женщины - это чревато. Можно объяснить ей все за и против, озвучить аргументы. Но решение, каким бы трудным оно не было, должна принимать сама беременная. Иначе есть риск, что всю жизнь она будет винить советчика, если проступила согласно его рекомендациям.

К. И всё-таки, что бы рекомендовали дочкам рожать или делать аборт, пока они несовершеннолетние?
Ю. С. Если по анализам ребёнок здоровый, то рожать.

К. Приходилось ли Вам делать аборт, и если да, то на каком сроке?
Ю. С. Да, приходилось. Я была очень молода, и это был вакуумный аборт на очень раннем сроке.

К. Жалеете ли о принятом тогда решении?
Ю. С. Нет. Не жалею. Муж был очень ненадёжным человеком.



Талия Стегний, Гражданка России и Израиля, сейчас живёт в Москве, многодетная мать, в том числе и девочки с синдромом Дауна, еврейка, мировозрение - пантеизм. https://www.facebook.com/profile.php?id=100005061815590


Корреспондент. Как Вы считаете, на каком сроке допустимо делать аборт без медицинских показаний и допустимо ли вообще?
Талия Стегний. Считаю аборт преступлением на любом сроке, если продолжение беременности не связано с угрозой жизни и здоровью матери.

К. Стоит ли, по Вашему мнению, ввести в России законы, ограничивающие практику абортов.
Т. С. Думаю, стоит.



Ирина, Москва-Ереван, мама взрослого сына, предприниматель, хореограф, армянка, исповедует иудаизм. https://www.facebook.com/profile.php?id=100011089938372


Корреспондент. Как в Армении относятся к абортам? Как к этому относятся молодые девушки, семейные женщины и мужчины. Как часто это практикуют замужние и незамужние женщины. Испытывают ли после этого сожаление, скрывают ли или это не считается чем-то плохим?
Ирина. К абортам относятся в Армении очень плохо, но делают. Есть много врачей ,которые принципиально ни на каком сроке и ни за какие деньги тебе не сделают. Там решили с этим немного по-другому бороться: безумно повысили цену на аборт. Теперь это стоит даже дороже, чем роды. Это и останавливает женщин ,или по крайней мере они себя не доводят до беременности, чтобы потом не приходилось сделать аборт.
Насчёт мужчин, что они испытывают - не могу сказать, это нужно у армянских мужчин непосредственно спросить А вот женщины после впадают в депрессию, это я знаю, как по себе (было дело), так и по моим сёстрам. Даже одна из двоюродных сестёр до сих пор психологически оправиться не может: когда об этом вспоминает, сразу начинает плакать. Женщины такие вещи не забывают, и эти раны не лечатся. Среди молодых незамужних девушек, думаю, таких случаев нет, не видела, не слышала, наверняка крайне редко бывает. Там девушки стараются выходить замуж девами, это до сих пор там проверяется, отслеживается, и скрыть такое нереально практически нереально. И я, и родная сестра, и все мои двоюродные сёстры выходили замуж девственницами, это очень важно.

Ольга, Израиль, 55 лет, мама дочери 17 лет, русская, замужем за евреем, мировоззрение – пантеизм.

Корреспондент. Как ты думаешь, до какого срока должны быть разрешены аборты без медицинских показаний (болезнь матери или плода) по желанию женщины.
Ольга. Я считаю, что врачи должны сделать все возможное, чтобы оставить ребёнка. Но если женщина упорствует, значит делать, но на сроках позволяющих. Все, конечно, зависит от социальной поддержки и от условий. В условиях, когда качество жизни меняется в лучшую сторону, эта проблема будет нивелироваться.

К. Приходилось ли твоим близким прибегать к абортам, на каких сроках и в каком возрасте, как окружение, родители, мужья или парни на это реагировали? Жалеют ли ты об этом, вспоминают ли?
О. Моё окружение это о ком речь? У меня кроме мужа и дочери нет близких. Если говорить о муже, так он не сталкивался с этим. Дочь встречается с парнем, но пока, по её словам, половой жизнью не живёт, да и о предохранении она знает. Об абортах других людей я не знаю.

К. Приходилось ли тебе прибегать к абортам, на каких сроках и в каком возрасте, как родители, муж или парни на это реагировали?
О. В молодости аборты были, не помню на каких сроках, все по согласованию с врачами., один раз России и один раз в Израиле.

К. Жалеешь ли ты об этом, вспоминаешь ли?
О. Да, первый муж уговорил, а был бы уже взрослый ребёнок или даже внуки.

К. Печально, когда к этому мужчины подталкивают. А какая была причина аборта в Израиле?
О. Условия жизни. В Израиль я приехала одна. Но что поделаешь, такова была судьба. Все что происходит - это опыт души.



Эфрат бат Сара, 30 лет, Иерусалим-Москва, прошла гиюр, строго соблюдает мицвот, замужем, журналист, госслужащий.
https://www.facebook.com/profile.php?id=100009651785888

Корреспондент. Можете ли Вы описать, как обстоит на практике дело с абортами в России и Израиле, в нееврейской и еврейской светской и религиозной среде? В чем сходство и отличие? Многие ли знакомые прошли через это?
Эфрат бат Сара. Если говорить про религиозный мир, то еврейская традиция запрещает делать аборт, считая, что это как бы убийство. Насколько я помню, если есть медицинские обоснования, то можно сделать аборт на малом сроке. Вообще-то, еврейские женщины, если вдруг кто-то из них сделает аборт по медицинским соображения, что происходит очень редко, никому об этом не рассказывают. В еврейской традиции нужно и важно рожать, это заповедь, мицва. К абортам, конечно, негативное отношение. Обычно женщины задают вопросы раввину, врачу, и, исходя из этого, принимают решение. Обычно женщины, если не хотят в данный момент рождения ребёнка, пользуются противозачаточными средствами, таблетками например. Есть ещё разные направления в ортодоксальном иудаизме. Одни разрешают контрацепцию, другие не приветствуют её.
В Израиле к этому относятся более строго. Если говорит про соблюдающих евреев в России, то тут у них в этом плане намного проще. Есть знакомые, которые через это прошли, но это в основном светские люди. Среди религиозных – не знаю: об этом не принято говорить даже среди женщин. В нерелигиозной среде как хотят, так и делают. В нееврейской среде в России это довольно распространённое явление. Это решение самой женщины или её совместное решение с кем-либо. Мне кажется, около 40% моих нееврейских знакомых делали аборты. Это люди светские, абсолютно не связанные с иудаизмом. Это просто светские люди. У религиозных людей принято советоваться с раввином.

К. Легко ли, по Вашим наблюдениям, женщины переносят аборт, или относятся к нему как к личной трагедии?
Э. б. С. Естественно, для каждой женщины это тяжело. Просто у некоторых психика так срабатывает, что они об этом забывают, а кто-то может себя годами терзать. Все очень индивидуально, зависит от психики, от условий и обстоятельств аборта. Тяжесть переживаний завит от того, кто был отец ребёнка, какой был срок, по какой причине было решено делать аборт, всё очень индивидуально. Естественно, если это был желанный ребёнок, н возникли какие-то сложности со здоровьем или что-то вроде этого, то это оставляет больший след, чем если это был ребёнок от нелюбимого мужчины. По-разному. Я не могу сказать, что для всех это трагедия на всю жизнь.

К. В чем принципиальное отличие в отношении к аборту в России и Израиле?
Э. б. С. В Израиле я не знаю, как конкретно это делается, но там с этим сложнее. Вначале женщина идёт к гинекологу, а он уже её направляет дальше. Если говорить о религиозной среде, то это сложный вопрос, для религиозной женщины это очень тяжело, и, в принципе, это противоречит Торе. В России люди проще к этому относятся, особо не скрывая от ближних и подруг. В Израиле это большой секрет, об этом никто не знает, ну, может, кроме мужа. И то не факт.

К. Правда ли, что последнее время в нерелигиозной светской среде набирает обычай праздновать совершение аборта? Что многие женщины гордятся своими абортами?
Э. б. С. Не думаю. Может фрики какие-то. Может быть, если беременность была результатом изнасилования или случайной связи, то женщины рады, что сделали аборт, но такого, чтобы праздновать – нет. Я не знаю о таких случаях и думаю, что такого не бывает, чтобы кто-то праздновал аборт. Для любой женщины это тяжёлое испытание, просто кто-то проходит его более легко, а кто-то корит себя, но никто не празднует.

К. Какое Ваше отношение к этому вопросу?
Э. б. С. Насчёт Израиля, мне кажется, что там в этом плане много запретов. Допустим, у женщины много детей, у неё нет времени на всех них, а тут ещё будет маленький ребёнок! И всё это надо обсуждать с равом. Это, конечно, тяжело. С точки зрения физиологии, с чисто женской – это, наверное вмешательство в личную жизнь. Не знаю, насколько это правильно с человеческой точки зрения. Точки зрения религии это конечно правильно: ребёнка надо рожать, нельзя лишать его жизни даже в таком виде. Считается, что душа даётся на 40-й день, и после нельзя делать аборт. Моё мнение, не факт, что оно верное, нельзя влезать в жизнь женщины, указывать, рожать ей или не рожать. А с религиозной точки зрения нельзя делать аборт после 40-го дня (после 7,5 гинекологических недель от первого дня последних месячных). Вопрос абортов в иудаизме – сложная тема, есть много разных мнений. Лучше бы женщине самой дали право принимать решение. Конечно, раввин может подсказать, но диктовать в вопросе её будущего не правильно. Если она чувствует, что ей тяжело, не хочет, не может и т. д., если это будет нелюбимый ребёнок, то, может быть, лучше было бы сделать аборт. Раввин, к которому женщина идёт за советом, должен хорошо знать её ситуацию, а не так, что Тора запретила и всё, живите, как хотите, рожайте. В этом деле рав должен проявить деликатный подход.
С другой стороны, большие равы, такие как Ребе, поясняют, что те заповеди, о которых говорит иудаизм, даны не зря, они работают. Если люди нарушают законы, то у них портятся отношения. Все же эти духовные механизмы как-то работают. Мы не знаем как, а большие равы знают, поэтому по таким вопросам следует обращаться к большими равам с большим духовным опытом, которые, не только хорошо знают Галаху, но и хорошо понимаю людей. К простому среднестатистическому раввину по такому вопросу я бы не пошла. Я думаю, что в таких вопросах стоит советоваться с такими большими раввинами-каббалистами, многие из которых могут видеть будущее и могут увидеть, что произойдёт, если ребёнок родиться или наоборот, не родится. Даже Бней Ноах стоит по этому вопросу обращаться к большим равам. Не к том, что работают только строго по букве закона, по Галахе. Ведь Галаху можно трактовать по-разному, проявляя гибкость. Многие раввины необоснованно выбирают слишком строгую линию трактовки Галахи. Перед обращением нужно навести справки об этом раввине, насколько его советы помогли другим людям. Если бы у меня, не дай Бог, возник бы такой вопрос, то я бы пошла к раву Шлуэлю Элиягу. Они известный каббалист, я знаю много людей, которые кн ему обращались за советом.



Светлана, уроженка Мариуполя, Украина. Ныне проживает в Афинах.


Корреспондент. Скажите, как в Греции люди относятся к абортам. Скрывают ли или открыто об этом говорят. На каких сроках в основном делают?
Светлана. Плохо относятся, осуждают, в том числе и врачи. Делают в основном на ранних сроках, до трёх месяцев, в основном на сроке до семи недель. Тут это не очень распространено, Греция – религиозная страна.

К. А кто больше против абортов, мужчины или женщины?
С. Мужчинам, в большинстве своём, всё-равно, они не совсем понимают последствия.

К. А многие делали из знакомых?
С. Ой, это личное. И у меня небольшой круг знакомых. Не могу ответить.

К. А для себя лично и близких Вы допускаете такую возможность, на каком сроке, если допускаете? Или Вы за запрет?
С. Я за рождение детей все душой. Сожалею, что в своё время родила только одного ребёнка Не было возможности - муж художник, одна я работала.

К. Как у Вас молодёжь предохраняется?
С. Презервативы, контрацептивы из аптеки.

К. Как коренные жители относятся к сексу до брака и к рождению детей вне брака, во сколько парни и девушки начинают половую жизнь?
С. В основном рожают в браке, редко очень вне брака. Бывает, рожают ребёнка, а потом женятся. Раньше, до 90-х годов, добрачный секс очень осуждали, был стыд у людей. Сейчас это норма, парни и девушки начинают жить половой жизнью рано, в 15-17 лет. Ещё от культуры семьи зависит.

К. Среди коренных жителей традиционной ориентации приветствуется оральный и анальный секс или это табу?
С. Греки очень горячие, у них все приветствуется. Но женщины открыто об этом даже между собой не говорят особо.


Рецензии