Брокгауз и Ефрон. Русские - великорусы и малорусы

Память | Брокгауз и Ефрон. Русские: великорусы, малорусы, белорусы

/ Комитет национального наследия, 2022.
/ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона под редакцией И.Е.Андреевского.
/ Акционерное издательское общество Ф.А.Брокгауз — И.А.Ефрон (С.-Петербург, 1890-1907).
/ т. Va (1892): Вальтер — Венути, с. 828—843.

/ Избранные фрагменты статьи "Великоруссы".
/ Автор: Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923), первый в России профессор географии, заслуженный профессор Императорского Московского университета (1906), почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1898), член-корреспондент Парижского антропологического общества (1879), действительный член Итальянского общества антропологии и географии (1880), Американского антропологического общества в Вашингтоне (1883), почётный член Королевского антропологического института в Лондоне (1897).

====

{ Различия между великорусами и малорусами. Одно из важных официальных упоминаний существенного влияния малороссийской элиты и духовенства на церковный раскол в Русской православной церкви при реформах патриарха Никона в период царствования Алексея Михайловича. Переписывание русской истории и искажение сути, роли и культуры великорусов малороссийскими историками и их последователями, включая основателя тайного Кирилло-Мефодиевского братства в Киеве Николая Ивановича Костомарова. Учителем которого был киевлянин Михаил Михайлович Лунин, профессор всеобщей истории в Императорском Харьковском университете. }

====

Великоруссы. — Название «Великая Россия» искусственного происхождения; оно было составлено, по-видимому, духовенством или, вообще, книжными людьми и начало входить в царский титул лишь в XVI веке. Впервые, кажется, оно встречается в «Апостоле», первой книге, напечатанной в Москве в 1556 г. при Иоанне Васильевиче Грозном, а затем в «Чине венчания» царя Феодора Иоанновича, в 1584 году. Первоначальный смысл его был, по-видимому, риторический, возвеличивающий; искусственность его видна и в том, что прежние названия «Русь», «Русия» были заменены в нем византийским — «Россия». Впрочем, эпитеты «Великая» и «Белая Руссия» в применении к Московии употреблялись иногда на Западе даже в XV в. Но более определенное, географическое значение термин «Великая Россия» получил только при Алексее Михайловиче, с подчинением Малороссии в 1654 г., когда царь стал именовать себя самодержцем «всея Великия и Малыя России», присоединив еще к этому титулу в следующем 1655 г., после занятия Вильны, выражение «и Белыя России». С этих пор различие между «велико-» и «малороссиянами» сделалось общепринятым в книжной литературе и образованном обществе, но именно в этой форме, а не в форме «малорусы» и «великорусы». Эти последние обозначения стали употребляться сравнительно недавно, с пятидесятых и шестидесятых годов, отчасти вследствие оставления вообще искусственного и высокопарного имени «россияне», а отчасти и по примеру Костомарова, который пользовался наименованиеми то «северно-» и «южнорусы», то «велико-» и «малорусы».

Название «южнорусы», введенное, впрочем, несколько ранее Костомарова, писателями малороссийского происхождения, имело, очевидно, целью, устранив понятие о «малости» или «великости», ввести более определенные обозначения, основанные на различии географического распространения. К этому присоединилось еще представление, развитое Максимовичем, Костомаровым и другими, что теперешние малорусы составляют прямых потомков, и по крови, и по языку, древних южно-русских славянских племен, что ильменские или новгородские славяне (по Костомарову) были ветвью этого южно-русского племени, оторванною от него какими-то неизвестными обстоятельствами и удалившеюся на север, но что остальные В. — тверитяне, суздальцы, москвичи, — хотя и оставались русскими по происхождению, вере, книжному языку, однако уклонились от прочих русских славян в своем народном языке, быте, нравах, обычаях, общественном и государственном строе под влиянием иных географических условий, иных исторических судеб, а также и иных, вошедших в их состав этнографических элементов. Влияние этих последних особенно было преувеличено некоторыми польскими писателями, которые старались доказать что «москали» — даже не русские, не славяне, а финны и татары, усвоившие себе некоторую славянскую примесь и испорченный славянский язык. Такая теория, развитая особенно Духинским и его последователями, встретила возражения со стороны многих, не только великорусских, но и малорусских и вообще славянских исследователей, и была всеми понята, как вызванная не столько научными, сколько политическими тенденциями. <...>

Термин «великорусы» может представлять географическое, антропологическое, этнографическое и историческое значение, смотря по тому, какие признаки имеются в виду или чему придается большее значение. В географическом отношении имя «Великой России» должно признаваться равнозначительным с древней «Московией» иностранцев, например, — как это предлагал Надеждин, — в пределах великого княжества Московского в 1462 г., при смерти Василия Васильевича Темного, когда оно простиралось уже от Ельца до Устюга и от Калуги до Вятки, причем необходимо пополнить эту территорию тогдашним великим княжеством Тверским, областью Пскова, пятинами Новгородскими, восточною частью древнего Смоленского княжества, Северскими уделами по Оке, между Десною и Доном, и великим княжеством Рязанским. <...>

Различие между великорусами и малорусами в отношении к религиозной сфере, к обрядам, к молитве и т.д. было замечено также давно и анализировано, напр. подробно Костомаровым. Уже в начале исторической жизни «в религиозности великорусской является свойство, составляющее ее отличительную черту и впоследствии, — в противоречии с тем складом, какой религиозность приобрела в южно-русской стихии. Это — обращение к обрядам, формулам, сосредоточенность во внешности». Южно-русская народность была непричастна к расколам. <...>

Костомаров выставляет также на вид религиозную нетерпимость великорусов — особенно в московский период, — сравнительно с духом терпимости, со времен киевской Руси, у южнорусов. Не отрицая некоторой доли правды в таких замечаниях, нельзя, однако, не признать, что в них также есть преувеличение. Раскол из-за обряда и буквы возник в Великороссии лишь к концу XVII в. и вызван был особыми условиями; ему содействовало, во-первых, то, что исправление книг было произведено, главным образом, малорусскими справщиками, заподозревавшимися в уклонении от истинного православия, а затем — крутые и насильственные меры, принятые правительством против сторонников прежних книг и обычаев, — меры, сделавшие из них в глазах народа мучеников и страдальцев за истину. Возможно, что нечто подобное произошло бы и в Малороссии, если бы там предпринято было, например, исправление книг и обрядов московскими справщиками и затем употреблены были бы насильственные меры по введению этих исправлений в церковную жизнь. Ведь восстал же малорусский народ против унии, «поднялся», как выражается сам же Костомаров, «пластом на защиту своей старины и свободы убеждения». С другой стороны, веротерпимость В. едва ли может подлежать сомнению: вспомним отношение народа (в тесном смысле этого слова) к татарам, полякам, немцам, старообрядцам, сектантам и евреям. Наконец, что касается до утверждения, будто великорус привязан в деле религии только к обрядам, формулам, букве, — то и это неверно, по крайней мере в том противоположении, как оно является у Костомарова. И у малорусских крестьян религиозные верования, смешанные часто еще в значительной степени с остатками языческими, выражаются более в обряде и формулах, чем в сознательных представлениях, а с другой стороны, малорусы увлекаются иногда критикой и создают даже особые рационалистические секты, какова, напр., штунда. <...>

Можно даже утверждать, что в великорусском народе встречается больше, чем у какого-либо другого славянского племени, активное отношение к религии, и притом в самых различных формах — крайнего экстаза и рационализма, обрядности, подвижничества и т.д. »


Полный текст: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Великоруссы


Рецензии
Разве можно верить энциклопедии Брокгауза и Эфрона? В ней как авторы, так и их публикации, все издавались под определенным углом.

Полина Ребенина   26.05.2022 22:45     Заявить о нарушении
Простите, а что для вас БЕЗУСЛОВНАЯ истина в энциклопедиях и словарях? И каких конкретно?

Вы в самом деле полагаете, что таковая существует? Любая книга, любая попытка систематизации и описания базируется на таком зыбком фундаменте как заведомая ограниченность и условность ЛЮБОГО знания. Но более того, всегда есть автор или авторский коллектив, у которого всегда есть еще МОТИВАЦИЯ (финансовая, творческая, амбиции, регалии и пр.).

Почему они, почему об этом, почему именно сейчас, что именно до этого писали об этом, как и под каким углом...

Поймите, практически к любой подобной информации всегда надо подходить с позиции презумпции лжи. И постепенно раскручивать все эти ниточки в отношении автора (мотивация, предпочтения, опыт, знания и т.п.).

Руслан Богатырев   27.05.2022 01:32   Заявить о нарушении
И все-таки все здравомыслящие люди понимают разницу между энциклопедией и во многом лживой википедией. так же и тут!

Полина Ребенина   27.05.2022 09:41   Заявить о нарушении
Вы в принципе понимаете разницу между статьей в Википедии и статьей в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона?

Вы понимаете, что это в те годы уровень имела повыше нынешней БРЭ? Что у конкретной статьи есть один из самых авторитетных экспертов того времени, а не анонимная группа товарищей в Википедии?

Понимаете, что сама тема за сто лет могла получить лишь дополнительные слои искажения?

Руслан Богатырев   27.05.2022 13:15   Заявить о нарушении
Брокгауз и Эфрон известны тем, что подбирали авторов лишь определенной направленности мыслей, как, например, Соловьева. Слышали о таком?

Полина Ребенина   27.05.2022 21:01   Заявить о нарушении
Занятно. Вы пытаетесь всячески дискредитировать источник информации.

Давайте попробуем обойтись без подобной манипуляции. Конкретно: какие тезисы или факты в данной энциклопедической статье у вас вызывают крайнюю степень недоверия. По пунктам. Если действительно есть, что сказать.



Руслан Богатырев   27.05.2022 23:50   Заявить о нарушении