Македонская церковь. Долгий путь к автокефалии
Буквально несколько часов назад в Кафедральном соборе Святителя Климента Охридского в Скопье прошла совместная божественная литургия в присутствии Патриарха Сербского, Архиепископа Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого Порфирия и Архиепископа Охридского и Македонского, Митрополита Скопский Стефана.
С этого момента можно говорить о том, что в мире появилась новая православная церковь. Традиционно дружеская Русская православная церковь уже поддержала решение Сербской церкви.
Разумеется это пока лишь начало процесса обретения автокефалии. Традиционно окончательный вердикт (томос) о создании автокефальной церкви выдает лишь Вселенский (Константинопольский) патриархат, как это было с созданием Православной Церкви Украины. Есть ли у патриарха Константинопольского Варфоломея, традиционно скептично и даже враждебно относящегося к попыткам независимых патриархатов становится "матерями-церквями", желание поддерживать данное решение?
Фактически об этом мы узнаем в ближайшее время, но создание церквей в православном мире, где каждая национальная церковь выступает как средство консолидации местной власти, это всегда тяжелый и длительный процесс. Из-за таких попыток создавать "дочерние" церкви Московский и Константинопольский патриархаты не могут найти общую позицию к созданной Православной Церкви Чешских Земель и Словакии (она была создана как дочерняя церковь Московского патриархата в 1951 году, но Константинополь не признавал это решение до 1998 года, когда дал собственный томос этой церкви).
Вопрос о независимой церкви в Северной Македонии был процессом, который длился не одно десятилетие, крайне сложен. В этом вопросе Сербия сталкивается с Болгарским патриархатом и Элладской церковью. К слову от позиций этих церквей, традиционно имеющих близкие отношения с Константинополем, зависит будущий статус Македонской митрополии.
Для Сербской церкви македонский вопрос один из двух сложных вопросов. Центральным политическим вопросом патриархата Порфирия остается националистический дискурс в Черногории, в результате которого под ударом уже несколько лет находится Черногорско-Приморская митрополия Сербской церкви. Против существования этой митрополии много лет было черногорское руководство, которое неоднократно пыталось приватизировать собственной Сербской церкви на своей территории и передать его неканонической "Черногорской православной церкви".
В любом случае, попытка решения Македонской проблемы сделана и это хорошая история. Однако взрывоопасный характер балканского православного узла может привести к тому, что автокефалия Македонской Церкви и включение её главы Митрополита Стефана (Веляновского) в список глав поместных церквей, поминаемых за богослужениями, может продолжаться еще не одно десятилетие.
Слово за Константинополем и старшими церквями. Слово за Константинополем и старшими церквями. А они ведь слово сказали заранее - еще 9 мая 2022 года Константинопольская церковь признала Македонскую православную церковь. Иными словами Константинопольский патриархат сыграл на опережение, но и нагло влез в македонский вопрос. Собственно ничего нового - Варфоломей поступил так же, как и ранее в Чехии и Словакии. Вселенская церковь пытается оставаться быть первой и не терять свой статус "первой среди равных". Но равной другим она быть не хочет. Варфоломей при таком раскладе захочет вмешаться в черногорские дела. Внимательно следим.
Свидетельство о публикации №222052500032
Нелли Юв 27.05.2022 08:57 Заявить о нарушении