Возлюби ближнего своего. Глава 6. ч. 3

Человек, не желающий понимать реальные рамки своей свободы, вряд ли будет адекватно любить ближнего. Некоторые читатели могут упрекнуть автора в том, что пытается рассказывать им слишком элементарные вещи, которые хорошо известны даже ребенку. И усмотреть в этом своего рода оскорбление собственного самолюбия. Но это всего лишь очередная иллюзия из бесконечного ряда таковых. Но не только широко распространенных в человеческом обществе, но и весьма устоявшихся в общественном мнении. Начнем с того, что, по мнению одного из ведущих европейских психологов Э. Фромма, девяносто - девяносто пять процентов людей, как правило, не знают, что именно делать с этой пресловутой свободой. И это очень актуальная и злободневная проблема всего человечества в целом. И, чем выше уровень цивилизации (в современном понимании этого слова), тем выше уровень проблематичности и драматичности явления «свобода».

Многие классики писали о том, что «свобода - это осознанная необходимость». Или еще что-нибудь в этом роде. В то время как, в житейском представлении, свобода - это предоставление возможности делать что угодно, когда угодно, где угодно и как угодно. С формальной точки зрения, это действительно так. Но это еще один случай жесткого конфликта и противоречия мирской и духовной логики жизни. Когда то, что хорошо и правильно с житейской точки зрения, совсем не хорошо с духовной.
Распространенное фундаментальное духовное невежество, в частности, проявляется тем, что многие люди имеют предельно смутное представление о духовной составляющей человеческой жизни вообще и своей конкретной, в частности. И о том, что существуют четкие и конкретные психологические и духовные законы жизни, которые не позволено нарушать никому, нигде и никогда. Ибо, за каждое, даже самое минимальное нарушение этих законов идет вполне определенное наказание от Высших сил Вселенной. Не обязательно завтра. Но, тем не менее. Иногда тяжесть этого наказания может увеличиваться по нарастающей. Так, сказать, суммарно. Но, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. И с этой позиции выглядит, мягко говоря, странным то, что большинство людей ведет предельно праздный образ жизни. С духовной точки зрения. И принципиально не желает повышать уровень своей духовности даже на один процент. Исходя из того, что их уровень ничуть не ниже того, что имеется у большинства других окружающих. То, что у окружающих он находится в интервале пять-десять процентов, остается, что называется, вне их поля зрения. Потому как для большинства людей главной задачей жизни является не обретение истинной личностной гармонии, а возможность выглядеть не хуже своего окружения.

Об истинной свободе можно вести речь только применительно к людям, обладающим на самом деле (а не в сфере собственной своеобразной фантазии) высоким уровнем конструктивности и созидательности, зрелости и самодостаточности, одухотворенности и гармоничности. Когда человек весьма подробно, многогранно и изощренно представляет себе то, что следует делать, как, когда, зачем и почему. В противном случае, его представление о свободе, скорее всего, это явление жизни, полное разнообразных и многочисленных искажений и извращений. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Как правило, все выше перечисленные параметры на высоком уровне бывают представлены лишь у истинных интеллигентов классического типа. Которые встречаются, мягко говоря, предельно редко. В большинстве стран мира. В отдельных странах Европы ситуация с интеллигентами обстоит несколько лучше. Но это, к сожалению, не делает погоды для всего человечества. В настоящее время. И очень трудно представить себе конкретно то, когда это положение дел существенно изменится в лучшую сторону. Ибо, отношение основной части человеческого общества к своим истинным интеллигентам и аристократам, как показывает история человечества, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И так было и две тысячи лет назад и, видимо, и через две тысячи лет останется прежним. Поэтому говорить о какой-либо существенной эволюции человечества в целом не приходится. Ни в настоящее время, ни в обозримом будущем. И проблема, как ни странно, упирается, в том числе, и в понимание явления «свобода». Точнее сказать, в степень его искаженности и извращенности.
И это, к сожалению, не чисто теоретические выкладки автора, а четкий и однозначный вывод из общения с более пятьюдесятью тысячами людей и из анализа жизней более пятисот аристократов ума и души.

Свобода - это не возможность делать, что попало и как попало. Это возможность наиболее эффективно проявить личные достоинства и добродетели, способности и таланты на повышение уровня гармонии в окружающем мире. И, естественно, и в самом себе. Ибо, это предельно тесно взаимосвязано друг с другом. Это возможность максимально интенсивно проявить свою сообразительность и изобретательность, фантазию и воображение, творческое мышление, некоторый элемент оригинальности и индивидуальной специфичности. Но только в рамках иерархии классических ценностей. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Все попытки придумать какую-то свою систему ценностей обречены на неудачу изначально. Меняться может только внешняя форма, а содержание должно быть только классическим. По возможности. Чем больше степень соответствия классическим канонам прекрасного, тем выше вероятность создания чего-либо действительно гармоничного и совершенного.

Чтобы действовать свободно, нужно знать, понимать и уметь очень много. Что обретается только в результате интенсивной и добросовестной, сознательной и целенаправленной работы по самовоспитанию. А если нет системы ценностей аристократического характера, то и говорить о каком-либо существенном совершенстве, к сожалению, не приходится. На осине не растут апельсины. И рожденный ползать летать не может. Четко и конкретно. Конечно, стремление к внутренней интеллигентности даже в умеренной степени можно только приветствовать всеми фибрами ума и души.

Свобода - это возможность выбрать то, что действительно близко именно тебе. В качестве главного ориентира в жизни. Но только из числа классических ценностей. Это возможность придать собственную трактовку того или иного явления жизни. Желательно из числа особенно важных и ценных. В оптимальном варианте - из числа фундаментальных. Особенно с духовной точки зрения.

Это только редчайшим индивидам дано врожденное чувство интеллектуальной и психологической эстетики. Когда они черпают идеи из космического банка информации, как и способы, и средства их практического воплощения. Но это всего лишь один случай на миллион. Или еще реже. Большинству людей особенно обольщаться на свой счет в этом плане, к сожалению, не приходится.

Собственно, по большому счету, проблема свободы заключается в том, что подавляющее большинство людей привыкло оперировать только очень простыми понятиями. Изредка понятиями средней степени сложности. И почти никогда - сложными. И ощущение легкости и непринужденности, возникающее при осмыслении самых простых понятий и явлений жизни, многие люди невольно механически переносят на явления средней и высокой степени сложности. Про очень сложные речь вообще не идет. Та иерархия сложности явлений, что есть в голове большинства, не только не совсем оптимальна, она к оптимальности, зрелости, гармоничности вообще не имеет никакого отношения. И вот уж действительно, люди творят, что попало и как попало. И не только применительно к другим людям. Особенно дальнего окружения. Но и по отношению к самим себе, к важнейшим моментам собственной жизни. По этому поводу возникает своего рода определенная аллегория. В соответствии с которой из гнилых продуктов невозможно приготовить вкусный и полезный суп. Как бы сильно при этом не старался повар.

Все в жизни имеет вполне определенную и конкретную логическую подоплеку. И из комплектов низкого качественного уровня, как правило, не может возникнуть что-либо, похожее на шедевр. Если посадили семечко моркови, то ананас точно не вырастет. Как бы сильно огородник не молил об этом небеса. Только тот человек, кто создал внутри себя нечто, похожее на шедевр, сможет создать нечто действительно особенно прекрасное и совершенное. Если же человек родился со стандартным менталитетом, чуждым истинного творчества, то все его усилия будут абсолютно напрасными по созданию чего-либо действительно изящного. Какими бы они ни были по интенсивности и продолжительности.

Свобода в общении предполагает четкое и конкретное проявление вполне определенных достоинств и добродетелей. В частности, жесткого контроля за малейшими проявлениями авантюризма и интриганства, алчности и амбициозности, властности и высокомерия, горделивости и демонстративности, жадности и жажды чисто внешней аристократичности, зависти и злобности, карьеризма и коварства, критиканства и легкомысленности, лени ума и души, лживости и лицемерия, любви к лести и максимализма, мелочности и мстительности, навязчивости и наглости, претензии на обладание истины в последней инстанции, неблагодарности и непорядочности, непостоянства и нескромности, отсутствия чувства долга и ответственности, чувства меры, нетерпеливости и нетерпимости, пренебрежения авторитетами, как таковыми в принципе, нигилизма. А также отсутствия любви к людям; минимальной самокритичности и пессимизма, поверхностности и повышенной обидчивости, повышенного любопытства к чужим слабостям и недостаткам, подлости и подозрительности, чрезмерного банального рационализма, привередливости и прихотливости, пренебрежительности к окружающим и пренебрежения духовными ценностями, равнодушия и черствости, самоуверенности и самовлюбленности, своенравности и сумасбродства, саркастичности и язвительности, скептицизма и скупости, стремления к бессмысленным спорам, стервозности и тщеславия, формализма и цинизма, эгоизма и чванливости и еще более трехсот «просто» недостатков. Кроме перечисленных выше пороков. А все это, мягко говоря, очень непросто в постоянном фоновом режиме.

Абсолютную свободу может позволить себе только тот человек, который развил в себе сознательно и целенаправленно многие достоинства и добродетели до высокого уровня. В том числе: альтруизм и благородство, внутреннюю силу и верность духовным законам, умение создавать в общении стабильное и перспективное качественное взаимное доверие, способность делать акцент на своем собственном удовлетворении собой и своей жизнью, гармоничность личности в целом, мощный  интеллект, умение отличать главное от второстепенного и в отдельной ситуации, и по жизни вообще, доброту и доброжелательность, деликатность и тактичность, умение быть достойным другом и в радости, и в горе, добросовестность ума и души, дипломатичность и доброжелательность, жажду обретения мудрости, интуицию и проницательность, интеллигентность и иерархию жизненных ценностей, близкой к классической; умение учитывать сегодня интересы завтрашнего дня, умение создавать изящные мысли и чувства.

Вторая группа важных качеств: умение быть интересным и приятным собеседником для очень умного и достойного партнера по общению, способность вести дискуссию в конструктивной манере, коммуникабельность, умение высказывать критику только конструктивного характера, обладание системой критериев по тонкому и дифференцированному анализу личности другого человека, акцент на логических мотивах поведения, корректность, адекватная любовь к себе и любовь к жизни, осознание своей личной миссии на Земле, мудрость; умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, если он имеет личность высокого уровня сложности; одухотворенность, осмысленность всех своих чувств и желаний, оптимизм как элемент мировоззрения, способность тонко различать оттенки и полутона интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.

Третья группа качеств: сознательное отношение к своему духовному развитию, чувство долга и ответственности, умение строить прочные и перспективные, многогранные отношения, способность адекватно оценивать свои труды с духовной точки зрения, конструктивное отношение к критике, осмысленность свободного времени, сообразительность и изобретательность, психологическая добросовестность и бдительность, предупредительность и бережность, гибкость и аккуратность, умение создавать качественный психологический комфорт другому человеку, порядочность, умение и желание оказывать адекватную и эффективную помощь друзьям в сложных вопросах, постоянство психологическое и нравственное, понимание своего истинного места в жизни, проведение полноценной профилактики душевного ожесточения и очерствения, понимание истинного смысла человеческой жизни, способность понимать человека высокой степени сложности личности; умение и желание быть почтительным к более умным, более талантливым, более зрелым; стремление интенсивно и добросовестно заниматься своим самовоспитанием и самосовершенствованием.

Четвертая группа качеств: умение создавать хороший уровень сокровенности в общении, создание своей собственной точки зрения по всем важнейшим жизненным вопросам, самостоятельной и независимой; умение давать другому человеку возможность сохранять свое лицо в трудных и сложных, тонких и щепетильных, непонятных и конфликтных ситуациях; способность проявлять изящное сочувствие и сопереживание, постоянное и фундаментальное стремление быть значительной личностью, а не казаться только чисто внешне таковой, совестливость, трудолюбие ума и души, созидательность и творческие мышление, терпение и терпимость, уравновешенность; умение учиться на ошибках и своих, и чужих; умение хорошо разбираться в людях, философское отношение к ошибкам своим и чужим, честолюбие и чуткость, построение отношений с самим собой, с окружающими, с жизнью не по принципу рационализма, а по принципу целесообразности, чувство истинного собственного достоинства (а не банальная спесь и гордыня), чувство изящности мысли и чувство обратной связи в общении с людьми различной степени сложности, сила духа, чувство меры, чувство психологической и интеллектуальной эстетики, целеустремленность только к хорошим и добрым делам. Умение быть всегда и везде хорошим человеком (но не с житейской, а с духовной точки зрения), чувство долга и ответственности.

Подведя итог размышлению о полной свободе, можно сказать, что на нее могут рассчитывать в полной мере только истинные интеллигенты. Которые, даже среди формальной интеллигенции, встречаются только в одном случае из ста.

Независимость – это достаточно сложное понятие жизни. И гораздо сложнее, чем большинству из нас хотелось бы думать. Одним из ключевых моментов, раскрывающих суть независимости, является вопрос: "независимость от чего" или "для чего". И действительно, абсолютная независимость от всех и всего – это просто напросто полная бессмыслица. В первую очередь, независимость проявляется в том, что человек способен иметь собственную, самостоятельную точку зрения в наиболее важных вопросах жизни. И даже, если все считают, что какое-то явление имеет, условно говоря, белый цвет, а с его точки зрения, оно черного, то мнение большинства не может быть формально доминирующим только в силу того, что оно мнение большинства. Как показывает история человечества, в простых жизненных вопросах мнение большинства во многих случаях может претендовать на звание правильного. Но совсем другая ситуация складывается, когда речь заходит о явлениях средней степени сложности. Тогда мнение большинства оказывается правильным лишь иногда. И совсем драматичная ситуация получается, если речь идет о сложных явлениях жизни. Тогда большинство, как правило, ошибается в девяти случаях из десяти. Что же касается явлений жизни из категории очень сложных, то там лишь один человек из миллиона способен действительно правильно мыслить. У остальных подобная возможность отсутствует в принципе. Причем, не только в тот или иной конкретный момент времени, а вообще по жизни. Даже, если эта жизнь имела продолжительность более ста лет.

Человек, действительно умный, может в определенной степени игнорировать (в первую очередь, внутри себя, в своих скрытых умозаключениях) мнение некоторых окружающих. Особенно тех, кого он считает несколько глупее самого себя. Другой вопрос, что этот момент совершенно не обязательно постоянно озвучивать, без какой-либо особенной необходимости для этого. Особенно, если это мнение касается какой-либо чисто теоретической группы вопросов. И никак не влияет на практическое положение дел, на сохранение или укрепление интересов и самого независимого человека, и других людей, имеющих вполне определенную общественную ценность.
Хотя, по большому счету, практически каждый человек, не зависимо от своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов, имеет некоторую общественную ценность. Понятно, что студент, в своем среднестатистическом варианте, имеет, мягко говоря, несколько иную общественную ценность, чем, например, профессор. И это нормально и правильно. Ибо, только один студент из десяти тысяч может стать профессором. И еще не факт, что действительно им станет.

Каждому человеку и достойному, в особенности, следует понимать принципиальную разницу между субъективным мышлением кого-либо из своего непосредственного окружения (как правило, не особо отличающегося высоким интеллектом, зрелостью, мудростью, одухотворенностью, гармонией личности) и духовными правилами и законами Жизни. Которые вечны и универсальны, правильны и истинны, абсолютны и совершенны. Ибо, они установлены не людьми, а Высшими силами. Другой вопрос, что многие из них имеют такой высокий интеллектуальный уровень, а также высокую степень духовной зрелости, психологической изощренности, многогранности и многослойности, что мало кому доступны для полноценного и адекватного восприятия. Но их недоступность для большинства еще не означает того, что они бесполезны или бессмысленны, имеют малую ценность и важность. Выражаясь житейским языком, это такой уровень понятий высшей математики, что не только школьникам, но и студентам школы Жизни в принципе не доступен. Лишь кое-кто из профессоров способен кое-что в этом понимать.

Если у человека есть уровень одухотворенности, близкий к среднему уровню (не с житейской, а с духовной точки зрения) и он в своих умозаключениях опирается на психологические и духовные законы Жизни, то именно для него мнение окружающих может иметь и вполне второстепенную роль. Но на подобное положение вещей может претендовать, максимум один-два человека из ста. В сложных вопросах жизни (с духовной точки зрения), такую особенность за собой может предполагать лишь один человек  из тысячи.

Для достойного человека определенная независимость является просто-таки жизненно необходимой. Ибо, как показывает практика, в любом виде творчества мнение большинства людей (особенно из своего непосредственного окружения) не может в принципе считаться объективным даже на полупрофессиональном уровне, не говоря уже о профессиональном. Для этого каждый человек должен иметь хотя бы одного (в оптимальном варианте, двух-трех) истинного эксперта лично для себя в том или ином виде деятельности. И вот уже мнение именно такого эксперта должно быть особенно ценно и важно для творческой личности. Конечно, всем хочется думать, что они особенно талантливы. Как минимум, не менее способны, чем большинство окружающих. И это, по большому счету, соответствует реальной действительности. Ибо, большинство никогда особенными талантами не отличалось. И ближайшие две тысячи лет отличаться не будет. Другой вопрос, что сравнивать себя с человеком, действительно особенно одаренным, всерьез не стоит. Ибо, как показывают специальные комплексные исследования европейских ученых, минимальный талант имеет место быть лишь у одного человека из пяти тысяч. Другой вопрос, что большой талант человека в роли отца или матери, мужа или жены, друга и родственника – это тоже ценный момент жизни. И поэтому действительно достойное исполнение такого рода миссии не менее важно и ценно, чем талант художника или писателя.

В искусстве очень важен разумный момент независимости. У каждого свой уровень талантливости. И свое чувство интеллектуальной и психологической, духовной эстетики. В ряде случаев, очень высокого уровня изощренности. И то, что большинство не воспринимает (если не воспринимает) такой уровень адекватно и многогранно, еще не повод для большого расстройства. Вот когда творческие личности с хорошим интеллектом и изящным эстетическим чувством не видят в твоей работе какую-либо существенную ценность – это нередко реальный повод задуматься о самом факте наличия таланта в конкретном виде деятельности. Хотя, можно вспомнить и то, что в свое время Абдулова и Смоктуновского не приняли в Московские театры, как Родена в академию Художеств в Париже, как и художника Сурикова (ставшего классиком российской живописи). Не все гладко было и у Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

Существует два варианта мнений: индивидуально-субъективное мнение о чем-либо и совсем другое мнение, исходящее из классических канонов прекрасного. И, если первое может быть, в ряде случаев, и принципиально ошибочным, то второе – никогда, так, многие критики в свое время не признавали наличие большого таланта у Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но это не помешало им все же стать классиками не только российской, но и мировой литературы. А об этих критиках мало кто теперь помнит.

Достойный человек относится к своей добродетельности диалектически. С одной стороны, он понимает величину значительной дистанции между качественным уровнем его личности и уровнем личности обычного человека. А, с другой стороны, он столь же отчетливо осознает тот момент, что даже если он проживет максимально интенсивно и насыщенно, сознательно и полноценно еще десять жизней по сто лет каждая, то в результате степень реального совершенства его личности будет, по большому счету, столь же далеко от идеального варианта, как и в настоящий момент времени. И потом, достойный человек четко понимает тот момент, что большой комплект редких достоинств и добродетелей, который ему достался, - это не есть его личная заслуга, а лишь аванс со стороны Высших сил. Который необходимо интенсивно и добросовестно отрабатывать всю оставшуюся жизнь. Это, по большому счету, не привилегия, а большая дополнительная многогранная и изощренная ответственность перед Высшими силами за полноценное исполнение своей персональной особой миссии на Земле в качестве их посланника.

И, как бы сильно не был одарен конкретный человек, он осознает то, что он не эксклюзивен (хотя очень многим обычным людям в это очень хочется верить) в силу того, что в мире есть еще определенное количество людей, имеющих, как минимум, ничуть не меньший уровень одаренности. И, как максимум, уровень гораздо больший. Ибо, и применительно к нему лично, и к другим людям на то имеется принципиальная воля Высших сил, совершенно не зависящая от воли и желания того или иного человека, не зависимо от того, что он думает о себе. И это наводит человека на ясную и конкретную мысль о том, что применительно к самому себе, в своем внутреннем мире, он должен проявлять принципиальную скромность, не впадая в чрезмерную самоуверенность и самовлюбленность, своего рода житейскую манию величия. Это, безусловно, отнюдь не означает того, что он не понимает истинной ценности задатков достоинств и добродетелей, что получил при своем рождении. Или склонен сознательно их обесценивать в угоду широкой публике или тем своим близким, которые не являются достойными людьми. Да и вообще имеют об этом весьма смутное представление. Более того, достойный человек стремится всеми силами ума и души, духа и тела всю свою жизнь отстаивать истинные классические достоинства и добродетели. Но не в силу того, что многие из них принадлежат ему лично, а в силу того, что они имеют вечную ценность сами по себе в системе духовных ценностей человеческого бытия.

Скромность является один из элементов, входящих в состав комплекта свойств хорошего и достойного человека и комплекта свойств, входящих в понятие «смирение». О котором, в связи с его актуальностью и многогранностью, будет разговор отдельный.

Скромность не означает того, что ее обладатель не имеет четких и конкретных фундаментальных принципов и убеждений интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Или того, что скромный человек сознательно отстраняется от отстаивания их в общении с окружающими. Или считает это отстаивание чем-то несущественным и второстепенным. Скромность необходима любому человеку, а достойному - вдвойне для проведения эффективного и полноценного процесса самовоспитания и самосовершенствования, для создания адекватной самооценки, для проведения постоянного и бдительного самоконтроля и самоанализа.

Достойный человек, имеющий, как правило, вполне конкретный уровень одухотворенности, понимает свою личную беззащитность перед темными силами, свою абсолютную несостоятельность перед ними. И поэтому старается рассчитывать на помощь светлых сил. Но не просто пассивно находиться в ожидании их помощи, а стараться оказаться достойным этой помощи. Он предельно скромно, это еще, мягко говоря, оценивает свои возможности в открытой борьбе с темными силами. А поэтому старается не питать особых иллюзий по этому поводу. Одновременно он осознает и тот момент, что для завоевания даже не обязательно большого, но даже некоторого расположения Высших сил к себе, он должен очень серьезно работать над собой, но повышать уровень гармонии не только своей личности, но и окружающего мира. И работать над собой не ради самого себя, а для того, чтобы иметь возможность максимально полноценно выполнять свою личную миссию на Земле. Конечно, это не исключает того, что вполне конкретные положительные результаты в работе над собой могут быть основанием для некоторого уважения и любви к самому себе. Хотя и в этом плане достойный человек проявляет скромность, не выпячивая своих даже самых больших и несомненных достоинств и добродетелей перед окружающими.
Скромность помогает любому человеку более адекватно воспринимать критику в свой адрес. Ибо, с одной стороны, абсолютное совершенство недостижимо в принципе. А, с другой стороны, каждый человек имеет право иметь свою собственную точку зрения по любому поводу. Как и право на иллюзию и ошибку, заблуждение и определенное несовершенство.

Достойный человек, как правило, в силу присутствия фундаментальной скромности и смирения, не страдает болезненной и обостренной амбицией. Что, однако, не исключает и даже предполагает присутствие развитого честолюбия. Скромность помогает человеку бороться со многими искушениями и соблазнами, например, не дает впасть в гордыню - источника самых больших и самых изощренных человеческих пороков.

Скромность помогает заниматься продуктивным и полноценным творчеством, не впадая в чрезмерные иллюзии и заблуждения относительно своей личной талантливости, как таковой, и относительно тех или иных конкретных результатов на определенном этапе творческой деятельности.

При этом скромность никак не влияет на то, что разумный человек (как и любой другой) может и должен давать принципиальную оценку творчества другого человека, особенно обладающего реальным талантом и элементами истинной гармонии личности. Другой вопрос, что отправной точкой для такого рода оценок должен быть не собственный талант в той или иной сфере деятельности, а критерии иерархии классических духовных ценностей. Не зависимо от того, присутствуют они в таланте конкретного аналитика или нет. Объективность и бесстрастность превыше всего. Правда, высказывание публичной оценки не должно превращаться в шоу, в спектакль по демонстрации своих особенных достоинств и добродетелей. Конечно, когда кто-то пытается выдать нечто откровенно деструктивное и дисгармоничное за эталон для общественного подражания, то в этих случаях есть реальная необходимость в принципиальной оценке реальной действительности. Но, по возможности, без перехода на личности. Если только, на самом деле, в ситуации нет сознательного и целенаправленного злого умысла со стороны человека (или группы людей), претендующего на обладание истиной в последней инстанции.

Скромность отнюдь не означает того, что ее обладатель может предполагать лишь относительную или частичную ценность явлений, относящихся к системе вечных духовных ценностей. Это находится за рамками его личности (да и любой другой). И поэтому понятие скромность на них в принципе не может распространяться.
Как бы скромен не был человек (и, тем более, разумный), это не освобождает его от добросовестной защиты вечных ценностей. Другой вопрос, что многие люди вкладывают в это понятие свои личные, весьма искаженные и нередко извращенные субъективные представления, которые нередко не имеют ничего общего с реальной действительностью.

Скромность - это удел не слабых и закомплексованных людей, глупых и примитивных (хотя и им она не помешала бы), а умных и сильных, оригинальных и талантливых, имеющих свою личную особую персональную миссию на Земле. Скромность - это необходимый элемент гармонии личности и истинной одухотворенности. Скромность уберегает человека от публичной демонстрации процессов своего внутреннего мира, в том числе, даже самого факта присутствия самовоспитания и самосовершенствования, не говоря уже о конкретных вещах в реализации этих процессов, проблемных или успешных моментах.

Скромность не означает того, что конкретный человек не считает нужным уважать или любить себя. Она предполагает серьезную осмысленность. Вполне конкретный уровень объективности и бесстрастности в оценке своей личности, жизни и творчества (хотя последний момент, на самом деле, очень труден в своей практической реализации). Конкретные достоинства и добродетели из числа классических ценностей, постоянно проявляющиеся на конкретном качественном уровне в практической жизни (а не являющиеся лишь плодом фантазии и воображения, как конкретного человека, так и его окружения) не должны обесцениваться ни в себе, ни в других людях.

Другой момент заключается в том, что большинство людей, к сожалению, когда слышат слово достоинство или добродетель, автоматически предполагает не только сам факт присутствия этого качества, даже очень-очень редкого (один-пять процентов от всего общества), но и высокий уровень развития этого свойства именно у него. Что в девяносто процентов случаев принципиально не соответствует реальной действительности. Почти поголовное духовное и психологическое невежество, даже среди формальной интеллигенции, создает мощную и конкретную предпосылку для принципиально неадекватной самооценки. К присутствию искаженных и извращенных элементов мировоззрения у широких масс людей. Например, наличие и подсознательной, и сознательной потребности в чувстве собственной значимости для создания даже относительно благополучного психологического и психического здоровья порождает идею о том, что «я должен быть не хуже других, а потому я и есть ничем не хуже других». Следующий логический шаг возникает следующий: «раз я не хуже других, значит и другие ничем не лучше меня, поэтому уважать их хотя бы на один процент больше, чем самого себя, нет никакого смысла; как и относиться к их мыслям и чувствам с особенным вниманием, как и к их личности, жизни и творчеству; одним словом, мало-мальски существенно напрягаться и стараться по этому поводу». Вот такие интересные виражи часто возникают в головах людей. И, в первую очередь, относительно неглупых и неплохих.

И в результате часто возникает не просто несколько завышенная самооценка, а мощная гордыня, создающая принципиально искаженную систему восприятия и самого себя, и окружающих и всех важнейших жизненных явлений интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. За что жизнь наказывает сурово и жестоко. Для достойного человека такой вариант развития событий исключен в принципе.

Созидательность - это очень важный элемент характера и мировоззрения человека. Требует от человека достаточно существенного уровня одухотворенности. Хорошего интеллекта, определённой общей культуры мысли и чувства, организованности многих процессов внутренней жизни, самодостаточности, уверенности в себе, трудолюбия и добросовестности ума и души. Созидательный человек четко понимает и мощно осознает то, что жизнь строится по вполне определенным принципам. Один из которых звучит следующим образом: «кому много дано, с того много и спрашивается». Такой человек явно или интуитивно понимает момент того, что он является на Земле посланником Высших сил. И это накладывает на него достаточно серьезные обязанности. Существенно более высокие, нежели у большинства других окружающих.
Собственно, созидательность человека состоит в том, что он сознательно и целенаправленно всеми силами ума и души, духа и тела стремится повысить уровень гармонии в себе и в окружающем мире. Он об этом специально никому не рассказывает. И не декларирует эту идею, как одну из основных в своей жизни. Он может в отдельных и весьма редких личности человека.

Как правило, такой человек бескорыстный альтруист. Он заботится не о своих личных интересах, а в первую очередь, о гармонии мира. Хотя, безусловно, понимает то, что низкий уровень гармонии в нем самом не позволит эффективно повышать уровень гармонии в мире. И именно поэтому он должным образом заботится и о самом себе, и о развитии своей личности.

Конечно, это только звучит просто – повышать уровень гармонии. А, на самом деле, это тяжелый труд, который мало кто вообще видит. Не говоря уже об адекватной оценке этого труда. Поэтому для достойного человека важно чувство собственного внутреннего удовлетворения тем, что он делает и тем, как он это делает. И его категорически не устраивает мысль «не хуже других». Ему гораздо более приятна мысль «гораздо лучше других». Конечно, это требует от человека вполне определенной самоотверженности, мужества, решительности, настойчивости, упорства, усердия, аккуратности, тщательности, внутренней силы и силы воли, высокой внутренней организованности и самодисциплины, самоконтроля и самоанализа, самокритичности, верности своим принципам и убеждениям, правилам и законам. Не говоря уже о серьезной и напряженной работе над собой. И не ради одобрения и поощрения окружающих, а ради самого себя. Ради максимально добросовестного исполнения своей миссии творческой личности, не говоря уже об интеллигентности или аристократичности.

Принцип созидательности автоматически означает отсутствие элемента деструктивности и дисгармоничности (в числе ведущих параметров личности), разрушительности. Даже чисто мысленной. В виде ревности и зависти, эгоизма и потребительского отношения к окружающим и к жизни, стервозности, наглости, хамства, подлости, пошлости, язвительности и саркастичности, авантюризма и интриганства и прочих многочисленных и разнообразных элементов дрянности человеческой натуры.

Созидание означает не просто сотворение чего-либо. Это создание чего-то нового, более совершенного по своим основным качественным показателям. Хотя, конечно, в отдельных случаях бывает важным и полезным и улучшение определенных количественных параметров тех или иных явлений жизни. Поэтому как, в отдельных случаях, имеется проявление одного из основных диалектических законов жизни – перехода количества в качество. Хотя, безусловно, это получается далеко не всегда. Ибо, даже самое большое количество элементов третьесортного характера не может существенно повысить уровень гармонии и личности, и жизни. Это возможно только при наличии большого числа элементов первого сорта. Условно выражаясь. Еще лучше – высшего сорта. Когда в дело запрограммирован уровень качества не просто «хорошо», а «очень хорошо» или «прекрасно». Но часто такая постановка вопроса требует от человека очень больших усилий ума и души, духа и тела. И важным моментом при этом является то, что большинство окружающих твоих усилий и самоотверженности, скорее всего, никогда не оценит. И не только должным образом, но даже самым минимальным, символическим образом.

Собственно, даже иметь более строгие принципы и убеждения, нежели окружающие – это очень непростое дело. А сохранять им верность – это еще сложнее. Ибо, на человека воздействует масса моментов дезорганизующего и дестабилизирующего характера. Борьба не только с жизнью, с окружающими, но и с самим собой ждет самодостаточного человека. Конечно, быть может, мелкие и предельно банальные моменты такого человека могут уже и не волновать. Но это вовсе не значит того, что ему приходится легко и просто. Просто у него искушения еще более изощренные, нежели у большинства. Его сомнения и колебания могут быть существенно более значительными и изощренными, более масштабными и многогранными. Более глубоко осознанными, связанными с более выраженным чувством долга и ответственности.

По большому счету, жизнь созидательного человека, имеющего ряд конкретных моментов аристократичности ума и души (не говоря уже – духа!) – это почти непрерывный подвиг ради гармонии Вселенной. Это мало кому по плечу. Общество и государство, в подавляющем большинстве случаев, к таким людям относится, в лучшем случае, равнодушно. А иногда и достаточно негативно и агрессивно. Ибо, они порой мощно задевают амбицию многих людей, высвечивая ярким прожектором их глобальную и фундаментальную лень ума и души, их принципиальную личностную несостоятельность и неполноценность. Другой вопрос, что и чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью у такого человека существенно выше, чем у большинства окружающих. Вероятность возникновения счастья у такого человека гораздо выше. И это несмотря на многочисленные проблемы и неприятности. Да и Высшие силы достаточно хорошо помогают такому человеку выполнять свою миссию. Хороший человек имеет уже вполне определенный уровень созидательности, интеллигент – еще выше, творческая личность – еще выше. Самый высокий уровень созидательности наблюдается у истинного аристократа ума и души.

Требовательность к себе - это еще одно качество, которым достойный человек отличается от большинства обычных. Он, как правило, имеет высокий уровень требовательности к себе и умеренный уровень требований к окружающим. В то время, как представитель стандартного менталитета, в большинстве своем, проявляет к себе, в лучшем случае, умеренную требовательность, а к другим – повышенную. И видит в этом единственно правильное положение вещей. Хороший уровень требовательности к себе лежит в основе потребности в самовоспитании и самосовершенствовании. Без него невозможно достижение даже минимального уровня гармонии личности. Не говоря уже о чем-то большем.

Достойный человек стремится вполне сознательно проявлять к себе принципиальное более высокий уровень требовательности, чем большинство окружающих. И в этом ему важно не мнение тех или иных окружающих, а свое собственное. Ему важно ощущать чувство собственного удовлетворения от того, что он делает и как. Конечно, он стремится к тому, чтоб иметь два-три эксперта относительно своей личности и жизни, к мнению которых он старается прислушиваться особенно чутко и внимательно. Ибо, он, в той или иной, степени осознает факт значительной субъективности своего непосредственного окружения среди его большинства. Иначе это грозит массой проблем и недоразумений. А, в ряде случаев, даже серий драм и трагедий. Что тысячекратно наблюдал автор в своей обычной жизни и в профессиональной практике психиатра и психолога.

Без требовательности развитие личности невозможно ни в психологическом, ни в интеллектуальном, ни в духовном, ни в эстетическом плане. Требовательность к себе – это яркий показатель степени адекватности человека по жизни вообще. Например, истинные аристократы ума, души и духа и классические интеллигенты всегда проявляют повышенную требовательность к себе. По крайней мере, во многих важнейших моментах бытия. Во всех, быть может, это и невозможно. Но желательно. Ибо, чем больший круг аспектов своей личности и бытия человек держит под постоянным и серьезным контролем, тем выше шанс получения действительно больших и ценных достижений и внутри себя, и вне себя.

Без высокой требовательности к себе невозможно возникновение правильной любви к себе, самоуважения. Именно поэтому ежедневно мы все сталкиваемся с разнообразными и многочисленными искажениями и извращениями в этом плане.  Ибо, правильная любовь к себе – это удел очень узкой части людей, своего рода избранной публики.
Требовательность к себе – это не каприз и не прихоть. Это осознанное понимание того, что для достойного выполнения своей персональной миссии в качестве посланника Высших сил, человек должен постоянно и пожизненно развиваться и совершенствоваться самым интенсивным и добросовестным образом. И это миссия любого типа и характера: хороший человек, муж или жена, отец или мать, руководитель или подчиненный, друг или приятель, близкий человек или родственник, профессионал высокого класса и т.д. Без требовательности невозможно осуществления полноценного творчества, развитие любых способностей и талантов, переход от любительского уровня к профессиональному в любой сфере деятельности. Минимальная требовательность к себе ведет, как минимум, к застою. А, как максимум, к психологической и духовной деградации личности.

Уважение к себе
Звучит это словосочетание достаточно просто. Но реальность жизни такова, что девять человек из десяти уважать себя не умеют. Как правило, люди впадают в крайности: или слишком мало себя уважают, в силу наличия слишком большой скромности, или, в той или иной степени, впадают в житейскую манию величия, основанную на громадной самоуверенности и самовлюбленности, низком уровне самокритичности и самоконтроля. Это, как минимум. А как максимум, к этому нередко прикладывается еще несколько десятков больших недостатков. В том числе, низкий уровень гармонии личности, одухотворенности, мудрости. Речь, собственно, идет лишь о людях со средним и высоким интеллектом. Ибо, каких можно ждать особых духовных ценностей от людей с низким интеллектом. Нет, бывают, конечно, и отдельные редкие исключения из этого правила. И автор лично видел отдельные элементы одухотворенности (преимущественно фрагментарного характера) у людей с официальным диагнозом «умственная отсталость легкой степени». Но эти редкие исключения, к сожалению, погоды в обществе не делают. Как и среди формально психически здоровых людей.

Уважение к себе может быть минимальным, средним и большим. В отдельных случаях, очень большим. Большинство людей, испытывающих большое и очень большое уважение к себе, - это далеко не самые умные, талантливые и замечательные люди. Из них, в лучшем случае, лишь одна десятая действительно умные, талантливые, достойные. А, скорее всего, лишь одна сотая. А, если брать людей с очень большим уважением к себе, то и вообще одна тысячная.

Собственно, из чего должно складываться уважение к себе? В первую очередь, из осознания в себе определенной добродетельности. И, чем она выше, тем лучше, тем больше повода считать себя одухотворенным человеком. Во вторых, это конкретные достоинства ума и души. Сам факт наличия которых, а также степень развития, выше средней, подтверждены рядом наиболее достойных людей из окружения конкретного человека. Ибо, в ряде случаев, некоторые родственники, исходя из своей безмерной любви к ребенку, создают ему совсем несусветную и неимоверную любовь к самому себе, что это нередко превращается в мощную и необратимую психологическую и духовную деградацию личности. А потом очень сильно удивляются тому, что из их чада вырос явный моральный урод, сознательно и целенаправленно несущий в мир только деструктивное и дисгармоничное (преимущественно). И берущий из него только все самое лучшее и замечательное самым непотребным и потребительским образом.
Отсутствие у большинства людей истинной иерархии ценностей приводит к многочисленным и разнообразным искажениям и извращениям интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Которые имеют характерную особенность очень быстро распространяться, стремительно развиваться, агрессивно завоевывать обширные территории в умах и душах духовно неокрепших и неразвитых людей. Люди, начинают очень сильно гордиться в себе какими-либо второстепенными и третьестепенными моментами, одновременно основательно игнорируя большинство фундаментальных классических достоинств и добродетелей вечного и универсального характера.

Собственно, если вы - просто хороший и психологически адекватный человек, то это уже реальный и основательный повод для возникновения вполне определённого, минимально необходимого уважения. Как минимум, среднего уровня (средний, в данном случае, как и вообще применительно к достоинствам и добродетелям с духовной точки зрения совершенно не означает посредственный) уважения к себе. Большой повод для большого уважения к себе жизнь дает мало кому. И это естественно и нормально. Ибо, далеко не всем дано быть гениями или святыми. Конечно, каждый человек может уважать себя за определенные достоинства и добродетели, что Высшие силы вложили в него.

Но жизнь обстоит таким образом, что на месте ничего не стоит. И поэтому просто остаться прежним хорошим и достойным человеком в произвольном порядке не дано никому. Сохранить свою ценность человеческого и личностного плана можно только при условии наличия серьезной и целенаправленной работы над собой. Но никто из нас не рождается уже абсолютным совершенством. И поэтому задатки любых достоинств и добродетелей, как и способностей и талантов, даются нам не для самолюбования, а для интенсивного и максимально добросовестного, сознательного и целенаправленного развития. Для повышения, тем самым, гармонии своей личности, выполнения своей персональной миссии на Земле наиболее успешным и достойным образом. Для повышения уровня гармонии не только Земли, но и всей Вселенной. Все обстоит предельно серьезно. И поэтому требует к себе и соответствующего отношения со стороны каждого человека. Особенно достойного. Без какого-либо исключения из этого правила.

Именно поэтому человек имеет право иметь уважение к себе пропорционально тому, как именно он выполняет эту миссию. И тут категорически не подходит формулировка «не хуже других». Ибо, другие, как правило, делают это не только не самым лучшим образом а, чаще всего, самым отвратным образом. За что и имеют массу головной боли. В прямом и переносном смысле. Ибо, это не только масса очень больших проблем и неприятностей, но и драм, и трагедий.

Уважение к себе должно быть пропорциональным степени развития многогранной и изощренной самокритичности, постоянного комплексного самоконтроля за всеми своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, фантазиями и мечтами, произвольными и хаотичными идеями. В оптимальном варианте за всем, что мы говорим и делаем. Особенно, за тем, как мы это делаем. С каким выражением лица, жестами, интонацией голоса, стилистикой и лексикой речи. Насколько умно и достойно, тонко и изящно.

Не может быть уважения к себе даже среднего уровня, если уровень требовательности к себе (не зависимо от мнения окружающих по этому поводу) всего лишь низкий. Должен быть, как минимум, средний уровень добросовестности в работе ума и души, духа и тела. Это, кстати говоря, тема большая и сложная, требующая совершенно отдельного разговора. Большого и основательного. Если у вас уровень реальной внутренней, а не показной и демонстративной требовательности к себе средний, то и уважение к себе должно быть лишь средним. А если он высокий, то тогда есть определенный шанс создать и высокий уровень уважения к себе.

Хотя думается, что высокий уровень уважения к себе имеют право испытывать только классические интеллигенты и истинные аристократы ума, души и духа. Это некоторые деятели науки и культуры, мудрецы и святые. За всю история человечества аристократов было не более пяти тысяч человек. Их имена записаны золотыми буквами в книгу истории. Если даже самые мощные и уникальные достоинства и добродетели, способности и таланты не служат благу общей гармонии, то всем им «грош цена в базарный день» по выражению народной мудрости. Каждый человек имеет право на минимально жизненно необходимое уважение к себе хотя бы в силу наличия в себе Божьей искры, частички Абсолютного Духа. И вся его жизнь – это неутомимое и неустранимое стремление быть достойным носителем этой искры. И стремиться создать из нее максимально большое пламя.


Рецензии