Зрячее сердце

      
      
     МАДОННА ПРЕСВЯТА   
    

   Илье было неудобно откровенно смотреть в их сторону. Он хоть и смотрел вперёд, но краем глаза наблюдал за женщинами.
   – Танюша, а откуда у тебя цветы? – спросила мама.
   – Ой, мама, пойдём домой, я потом расскажу.
   Они медленно направились в сторону Ильи, прошли мимо и пошли дальше по аллее парка, а он продолжал наблюдать, пока они не скрылись за поворотом.
    Илья ещё некоторое время продолжал сидеть, как завороженный. Почему-то защемило в груди, будто у него что-то сейчас украли. Он уже испытывал такое ощущение, но это было так давно, и вот оно повторилось, и поэтому ему хотелось побежать за ней, за Татьяной.
   «Хоть бы никто не подошёл из знакомых ребят», – думал Илья. Именно сейчас ему ни с кем не хотелось говорить, чтобы не прервать невидимую ниточку, которая была между ним и Татьяной. Он пересел на скамейку, где только что они сидели с девушкой. Ещё даже аромат её духов витал в воздухе. Илья глубоко вдохнул и закрыл глаза от такого удовольствия, улыбаясь самому себе. Если бы его сейчас кто-то увидел, то непременно подумал бы, что с парнем что-то не так. А с ним действительно было не так, как всегда, как раньше. Сердце стучало громко в груди, в висках. Она, Татьяна, стояла перед глазами. Было такое состояние, как будто он сейчас залпом выпил стакан водки и не мог перевести дыхание.
   «Чёрт возьми, что это со мной?» – возмущённо думал Илья о себе. Неужели это она, та, которую он так долго искал, ждал.
Запах духов почти развеялся, а он всё сидел и не мог собраться с духом, чтобы подняться и идти домой. Хорошо, что ребят не было.
  – Ну что, Татьяна, до завтра, – сам себе прошептал парень, поднявшись, пошёл в сторону своего дома, но почему-то оглянулся на пустую скамейку, где только что сидел он.
   Поднялся в квартиру, позвонил, так как, уходя, не взял ключи, зная, что родители будут дома. Открыла мама.
   – Сынок, ну что ты так долго гулял? – как маленького спросила мама.
   – Мама! Я уже давно не маленький, вырос, а ты по-прежнему волнуешься за меня.
   – Я буду волноваться за тебя до конца моих дней. Я – твоя мама. Вот когда будет у тебя жена, то она будет волноваться, а я буду отдыхать.
   – Родители, давайте лучше ужинать.
   Илья поужинал и пошёл в свою комнату. Он не стал ничего говорить родителям. Зачем? Телевизор смотреть не хотелось, а лёг просто отдыхать. Долго ворочался, не мог уснуть. Глаза то закроет, то откроет. Татьяна перед глазами кругом. Хорошо, что не курит, а то бы сейчас курил одну за одной, как это делают его друзья, когда ссорятся со своими жёнушками, когда жизненные неурядицы случаются. Он почему-то вспомнил песню: Незабудки, незабудки, не забуду никогда.
На другой день после работы Илья дома наспех поел, оделся во всё чистое, свежее и бросил родителям:
   – Я буду в парке с ребятами, – но не забыл перед выходом «окунуться» в мужской парфюм. Он делал это редко.
   – Вот чудной. Нарядился, как на свидание, даже наодеколонился и убежал, – с недоумением сказала мама вслед уходящему сыну.
   Мама была права. Сын действительно давно уже не ходил на свидания к девушкам, не лил на себя столько парфюма, который долго ещё ощущался в прихожей.
«А может, и правда на свидание», – мелькнула мысль у мамы, но она не стала делиться подозрением с мужем.
   А Илья тем временем шёл быстро в парк и мысленно представлял встречу с Татьяной. В мыслях – цветы. Он знал, где они продаются, и ускорил шаг. На цветочном маленьком рыночке он купил букет белых роз. Вот теперь настоящий букет, а не тот, что с клумбы ворованный. Когда Илья подходил к тому месту, где должна сидеть Татьяна, сердце стало учащённо биться. Оно чуть не выпрыгивало из груди. Увидел, что Татьяна уже сидит. Он остановился, чтобы перевести дух и собраться с мыслями. Полюбовался издали на девушку. Она была в розовом сарафане с кружевами, сама как роза. Но вот его ноги еле двигались. Он еле передвигал ими. Не мог понять, почему они не шли, не слушались. До этого они ведь шли, даже бежали, а здесь вдруг такой ступор. Как он ждал этого чувства. Желал и боялся. Неужели это – любовь?
   Илья всё-таки медленно подошёл к скамейке. Собаки не было видно, но вдруг она вышла и встала перед ним. Татьяна сидела, опустив глаза, а руки нервно теребили носовой платочек. Она почувствовала приближающиеся шаги и посмотрела в сторону Ильи.
   – Илья, это вы?
   – Да, это я. Здравствуйте, Татьяна!
   – Здравствуйте, Илья!
   – А как вы узнали, что это я? Ведь здесь проходит много людей.
   – Не знаю, но почувствовала, что это именно вы. Наверное, шестое чувство, интуиция. Мишель, спокойно, всё хорошо!
Собака не ушла, а легла рядом у ног хозяйки.
   – Разрешите, я присяду рядом.
   – Конечно, садитесь.
   – А я вам цветы принёс, розы. Возьмите. На этот раз я не воровал, а купил, – и Илья подал букет в протянутую руку девушки. Её рука едва дрожала, это было заметно: волновалась, как и Илья.
   – Они в бумаге, не уколетесь.
   – Ой, спасибо! Я очень люблю розы. А какого они цвета?
   – Белые. Они очень красивые, поэтому мне захотелось купить именно их. А какие любите вы? В смысле, какого цвета предпочитаете?
   – Люблю любого цвета, лишь бы они пахли. Цвет никакого значения не имеет. Розы – самый прекрасный цветок. Мишель, будь спокойна за меня. Я чувствую, когда собака взволнована, вот как сейчас. – Девушка погладила по голове собаку, а та не ушла, но спокойно легла, уткнувшись носом в ноги своей хозяйки.
Татьяна обеими руками обхватила букет и стала вдыхать аромат цветов.
   – Какое это чудо – цветы. Вы не представляете, какую радость они приносят и удовольствие мне. Без них моя жизнь была бы серой, скучной. Наверное, Бог не зря их создал. Как вы считаете?
   – Я не очень разбираюсь в цветах, но они мне тоже нравятся. А ещё я люблю их дарить. Танюша, а можно мы будем на ты, как друзья? Вы не против?
   – Конечно, нет. Вот вам моя рука.
   – А вот – моя. – Молодые люди пожали друг другу руки. – Вот и договорились.
Почему-то после этого пропали все слова у Ильи. Наверное, её горячая рука обожгла всё тело. Он не мог выговорить ни одного слова. Он должен был поддерживать разговор, но язык прилип к гортани, и во рту стало очень сухо. Пауза затянулась, и надо было выходить из этого положения. Выручила Татьяна.
   – А что вы, то есть ты смотришь на меня как-то необычно? Со мной что-то не так?
    Да нет, Танюша, всё хорошо. Просто я очень давно не был на свидании. Забыл, о чём нужно говорить с девушкой. Пока шёл к тебе, все слова по дороге растерял. Даже не придумаю, о чём говорить.
   – А зачем придумывать. Просто говори. Расскажи о себе, о семье, о друзьях. У меня к тебе будет одна просьба – не рассматривай меня, как музейный экспонат. Я чувствую это, и мне неловко становится. Не знаю, куда отвернуться, чтобы не видели моих невидящих глаз. Пока не задавай об этом вопросы. Когда будет нужно, я сама расскажу. Хорошо?
   – Конечно, Танюша. Я и не думал об этом спрашивать. Поэтому я и молчал, не зная о чём говорить, чтобы тебя ненароком не обидеть. Я боюсь задать тебе бестактный вопрос. Я на всё согласен.
   – Если ты парень порядочный и у тебя нет плохих намерений по отношению ко мне, то я не против общения. У меня пока ещё нет друзей, но очень хочу, чтобы они были, и ты будешь моим первым другом. Вообще, мои друзья на магнитофонной ленте. Я слушаю в записи книги, стихи, песни. Сама немного играю на скрипке, пою. Но это так, для общего развития, для души, для родителей.
   – Я и смотрю, что у тебя такие красивые руки и длинные пальцы, музыкальные. Такие сразу бросаются в глаза, запоминаются.
   – Вот только маникюр не могу делать, а хочется. Он мне мешает в работе, ведь я много работаю руками. Родители меня многому научили по хозяйству в доме. Я даже стихи пишу, вернее мама пишет, а я ей диктую, хоть и сама умею писать, но маме нравится. Говорят, что неплохо получаются. А ты любишь стихи читать?
   – Честно говоря, редко когда приходится читать. Я работаю на заводе на токарном станке. Я – токарь. В цехе очень шумно, вот и приходится приходить в парк слушать тишину. Был бы рядом лес, я ходил бы в лес. Я очень люблю слушать музыку моря и леса. А ты была в лесу?
   – Конечно. Я с родителями ездила в лес часто, мне там тоже очень нравится. Люблю пение птиц, шорох трав. Часто выезжали на целый день на папиной машине, общались с природой, отдыхали, дышали свежим воздухом. Как здорово! А вот в Керчи почти нет леса, но зато есть море, которое я очень люблю. Любая природа по-своему хороша, правда?
   – Я с тобой согласен и тоже люблю море, ведь я здесь родился и вырос. С самого детства плаваю, ныряю, а с ребятами до сих пор гоняю в футбол, но редко. Живу с родителями. Я у них единственный сын. Не курю, не пью. Иногда с ребятами после работы приходим в парк выпить по бутылочке пива, немного отдохнуть, а затем идти домой. Люблю читать книги. Те, что дома, я уже перечитал. Папа приносит из библиотеки. Мама работает в детском саду воспитателем, а папа вместе со мной на заводе, даже в одном цехе. Я у них поздний ребёнок, но они держатся молодцом, хоть и до пенсии уже не далеко. Активные. Только уж внуков сильно хотят. А я от этого разговора убегаю в парк или к ребятам в гаражи.
Илья так разговорился, что даже сам удивился. Незнакомой девушке столько о себе рассказал. Возможно, он хотел произвести на неё хорошее впечатление, чтобы не испугалась, только чтобы не оттолкнула. Боялся этого больше всего. Очень надеялся на дальнейшее общение с Татьяной и как губка впитывал каждое её движение, каждое слово. Время свидания подходило к концу. Это почувствовала и Татьяна. Она достала из сумочки часы. Оставалось ещё несколько минут.
   – Ой, скоро мама придёт. Илья, сядь, пожалуйста, где-то недалеко. Я не хочу, чтобы увидела мама, а то расскажет папе, и начнутся расспросы. Хорошо?
   – Конечно, я так и сделаю. Только обещай, что придёшь завтра. Может, я немного припоздаю, ты не волнуйся. Мне надо после работы собраться. Можешь приходить чуть позже, но обязательно. Хорошо? А что скажешь за цветы?
   – Я что-нибудь придумаю.
   – А мама поверит?
   – Пока верит, а дальше, если всё будет хорошо, придётся рассказать о тебе. Я не люблю обманывать вообще-то. Но сейчас, думаю, это можно, ради наших отношений.
   – Я тоже своим родителям ничего не рассказал. Но думаю, что они догадались, что я собирался на свидание. Я даже чаще улыбаться стал, и ты, Танюша, также чаще улыбайся. Тебе так идёт улыбка. Ты такая красивая, а особенно с улыбкой. Давай руку на прощание. Хотя не люблю это слово, но оно вырвалось. До свидания, Танюша! До завтра.
   – До завтра, Илья!
   Они обменялись рукопожатием, и Илья едва успел пересесть на другую скамейку, как показалась Танина мама. Он её узнал. Мишель подошла к своей хозяйке, завиляла от радости хвостом, видя, что идёт ещё одна хозяйка.
   – Мишель, моя умница. Сейчас наша мама придёт, и мы пойдём вместе домой.
   Татьяна протянула руку и погладила холку собаки, а та лизнула ей руку в знак благодарности.
   Вот и Татьянина мама пришла. Присела рядом с дочерью. Мишель обрадованно положила ей на колени свои лапы.
   – Танюша! А откуда у тебя цветы? Ты ничего не хочешь мне сказать? Розы, белые и так много. Незнакомым девушкам цветы просто так не дарят.
   – Мама, я встретила, то есть меня узнал мой одноклассник, хоть я и сильно изменилась, и вот мы с ним заново познакомились. Подарил мне цветы, что здесь такого?
   Девушка, чтобы успокоить маму, быстро сообразила, что сказать. Ложь во имя спасения – не грех. Татьяна это знала и поэтому решила так поступить.
   – Хорошо, доченька, поверю и на этот раз. Пойдём домой, там папа ждёт.
   Илья сидел, отвернувшись, и всё слышал. Боялся в их сторону взглянуть, чтобы не выдать себя. Ощущение было такое, как у нашкодившего школьника. Они медленно шли по аллее, а Илья всё так же провожал их взглядом, пока они не скрылись из вида. Как не хотелось уходить. Почему-то захотелось пойти следом за женщинами и узнать, где они живут. Илья резко поднялся и быстро зашагал следом за ними.
«Танина мама меня не знает, поэтому я осторожно буду идти сзади», – мысленно соображал Илья.
   Он готов был как собака бежать за ними, лишь бы не упустить их из вида. Илья почти их догнал, но близко подходить не стал. Женщины о чём-то разговаривали, но тихо, и он не слышал о чём. Татьяна по-прежнему держала маму под руку, а сзади шла Мишель, как бы обнюхивая дорогу и запоминая.
   «Какая умная собака, – подумал Илья, – не зря она поводырь. С такой не пропадёшь». Вскоре они повернули к пятиэтажному дому и вошли в первый подъезд. Илья запомнил улицу и дом, в котором жила Татьяна. Ещё немного постоял, посмотрел на окна, развернулся и пошёл домой. Ему действительно стало легче. С её разрешения он сможет её провожать домой. Но надо дождаться этого времени. Нельзя сразу настаивать. Она может испугаться.
Илья и не заметил, как уже оказался у своего дома. Вошёл в квартиру, где его уже ждали родители.
   – Илюша, а мы с папой тебя ждём, не ужинаем. Ты в кино ходил? – спросила мама.
   – Нет, мама, лучше, чем кино. Я на свидании был, – выпалил сын, хоть и не хотел говорить. – Всё, больше ни о чём меня не расспрашивайте. Когда придёт время, я сам всё расскажу, а пока – достаточно. Давайте лучше ужинать. Я от голода умираю, – с улыбкой сказал Илья.
   – Отец, ты слышал, что сын сказал, он на свидании был. Наконец-то!
   – Мам, пап, всё, довольно.
   – А как у него глаза блестят. Искры так и сыплются, – не унималась мама. – Может, скоро невестка появится?
   – Не скоро, – твёрдо ответил Илья.
   Поужинав, Илья ушёл в свою комнату. Ничего не хотелось делать. Включил телевизор, а сам смотрел в стену, на потолок, где отчётливо видел лицо, глаза Татьяны. А ночью она приснилась ему. На работе ребята заметили перемены в друге.
   – Ты что, влюбился? Ты какой-то не такой, как всегда. Постоянно улыбаешься, как будто перед тобой девушка, нет, красавица стоит.
   Хорошо, что папа не слышал. И если бы они знали, что это действительно так. Татьяна была рядом. Её глаза смотрели на него, следили за ним. Ему действительно казалось, что она видит его, даже здесь, на заводе у станка. День показался таким длинным, как никогда. Илья еле дождался конца рабочего дня. Не стал ждать отца, побежал быстрее домой, чтобы ребята не приставали с вопросами.
   Дома переодевшись, Илья положил в карман деньги, на ходу пробурчал маме, что опаздывает, и убежал. Его ждала Татьяна, и он не мог задерживаться. По дороге парень зашёл в магазин, чтобы купить конфет. Не знал, какие она любит, но уверен был, что конфеты все девушки любят. Купил коробку «Ассорти». Чтобы не быть как Буратино с букварём, купил по дороге газету, завернул и пошёл в парк. Когда подходил к скамейке, то увидел, что Татьяна с собакой уже были там. Илья приблизился, и Мишель встала с земли, как бы заслоняя собой хозяйку.
   – Мишель, это я, Илья.
Собака продолжала стоять, пока её не погладила и не успокоила Татьяна, Илья подумал про себя – умница, правильно делает. Хозяйку надо охранять.
   – Здравствуйте, Танюша и Мишель. Можно присесть?
   – Здравствуй, Илья. Конечно, можно, садись.
   – Это тебе. – Парень протянул коробку конфет. – Это конфеты. Я думаю, что ты любишь их.
   Татьяна протянула руку, и Илья вложил коробку в неё.
   – Спасибо, Илья. Я, конечно, люблю конфеты, но не очень увлекаюсь сладким, боюсь поправиться. Я склонна к полноте. Как у те…
   – А как у тебя дела?
   Они почти в один голос спросили друг у друга, а затем громко рассмеялись.
   – Это хорошо, что мы думаем одинаково. Я целый день думал о тебе. Ты меня заворожила.
   – Как я могла тебя заворожить, если я даже не видела, как ты выглядишь, какой ты? И если бы видела, то всё равно я не умею ворожить.
   – Я шучу, Танюша. Но всё равно меня к тебе тянет, как к магниту. Ты, оказывается, очень сильный магнит. Думаю, что не смогу от тебя оторваться.
   – Илья, ну разве я похожа на магнит? Я обычная девушка, только невидящая. Вообще-то я хотела тебя спросить: зачем я тебе такая нужна? Ты можешь встретить зрячую девушку, красивую.
   – Танюша, красивую я уже встретил, а вот по другим качествам девушек мне решать. И вообще, пожалуйста, не говори мне больше об этом никогда. Я не хочу, не желаю об этом слушать. Мне лучше знать, какая девушка мне нужна. И тем более не я выбирал тебя, а сердце. Оно знает, какая девушка мне нужна. Наверное, я и не женился до сих пор, тебя ждал. Вот, наконец-то, и встретил. Я больше не хочу никого искать. Танюша, поверь, я спать не могу. Ты всюду у меня перед глазами.
   – Илья! Мы совсем не знаем друг друга. Мы едва знакомы, и ты мне такое говоришь. Мне и приятно, и неловко слышать такое. А вдруг ты изменишь свои намерения или тебе родители не разрешат на такой жениться. И тем более об этом ещё очень рано говорить.
   – А разве я сказал какую -то глупость. Я сказал правду. Теперь боюсь, что кто-то может увести тебя от меня, пока я буду ухаживать за тобой и стесняться признаться тебе в своих чувствах. Ты очень красивая, ну а я просто мужик как мужик. Конечно, немного красивей обезьяны. Шучу.
   Они вместе рассмеялись. Илья взял её руку в свою. Девушка не убрала и, кажется, этого ждала. Её глаза светились, улыбка не сходила с её лица.
   – Танюша, ты сегодня особенно красивая. С каждым днём ты расцветаешь, как цветок, раскрываешься. Тобой можно часами любоваться.
   – Илья, не вводи меня в краску. Мне даже неудобно, что ты так говоришь обо мне. У меня сердце стучит так, как будто хочет выскочить из груди.
   – Может, тебе отдать своё?
Илья придвинулся к девушке ближе и взял её руки в свои большие мужские ладони.
   – Танюша, не бойся, я не обижу тебя и никому не дам обидеть. Поверь, я теперь твой друг и защитник. Это ничего, что мы мало знакомы. Будем встречаться и лучше узнавать друг о друге.
   Девушка сидела молча и слушала Илью. Ей было очень приятно, что говорил парень, и вообще она впервые в жизни сидела вот так близко с парнем, её руки в его. При людях и впервые в жизни ей говорили такие слова, от которых закружилась голова. Видели бы её родители – не поверили бы. Татьяне было так хорошо и спокойно рядом с Ильёй. Она впервые в жизни испытывала то чувство, которое ей ещё не было знакомо и понятно. Страха не было, как когда-то раньше. Она всегда стеснялась своей неполноценности и часто надевала очки, чтобы спрятать лицо. Сейчас она их не надевала, чтобы лицо немного загорело, и, кажется, совсем о них забыла. Они были ей как защита, барьер от взглядов людей. Теперь она поверила в свою красоту, поверила словам Ильи. И больше она не будет бояться выходить на улицу без очков.
   – Илья, а я ведь только в Керчи не стала надевать очки. Я всегда стеснялась.
   – Вот, правильно. Если бы ты была в очках, я точно прошёл бы мимо и не увидел бы твоих прекрасных глаз. Ты была бы как все, а без них ты просто красавица. Я хочу повторять без конца это слово. Правда. Танюша, а кто твои родители? Ты не обидишься, если я спрошу?
   – Да нет, конечно. Папа у меня водитель такси, таксист, а мама раньше работала стоматологом, когда мы жили во Владимире. Когда переехали в Керчь, то на работу ещё не устраивалась. Пока я не адаптируюсь на новом месте жительства, папа будет работать один. Так решили родители. И они боятся оставлять меня одну на целый день. Её приглашают на работу, но она переживает за меня. Мама есть мама. Новая квартира, новый город. Когда со всем я познакомлюсь, тогда, может, и уговорю пойти на работу. Она совсем молодая, а уже поседела из-за меня. Я для неё, да и для отца тоже и горе, и счастье, как говорят они.
   – А можно, я спрошу, как это случилось? Если тебе не хочется вспоминать, то лучше не надо, – осторожно спросил Илья.
   – Ничего, конечно, я расскажу. Уже давно боль прошла, остались только горькие воспоминания. Мы ехали от родственников вечером на нашей машине 9 мая. Папа не пил, так как за рулём, а вот тот, кто сбил нас, был пьян в праздник. Я тебе рассказывала, что мы попали в автомобильную аварию. Потом я ничего не помнила. Очнулась только в реанимации. Папа просит маму, чтобы она выучилась водить машину, но мама боится после этого случая. Сказала, что ни за что не сядет за руль. У нас «Жигули». Папа всю жизнь за рулём. Он ничего другого и не умеет делать.
   – Извини меня, пожалуйста, за бестактный вопрос, но действительно хотелось узнать причину твоего несчастья.
   – Да ничего, я привыкла. Многие спрашивали, но я старалась не рассказывать, а вот тебе почему-то рассказала. Ты у меня вызвал доверие. Илья, я сейчас посмотрю, то есть послушаю, сколько сейчас времени, хорошо?
   – Я сейчас скажу. Зачем беспокоить девушку. Нам ещё можно полчаса сидеть спокойно. Ну что, Танюша, будешь приходить в парк?
   – Конечно, буду. Только если мама догадается, то придётся рассказать о тебе своим родителям. Я не умею врать, да и зачем. Мы взрослые люди. Я думаю, что мои родители будут не против наших отношений, но обязательно попросят тебя с ними познакомиться. Они будут рады, что у меня появился новый друг. А пока сядь или отойди в сторонку, чтобы мама не увидела тебя рядом со мной. Ещё пока рано тебя с ними знакомить. Я сначала дома им о тебе расскажу, а затем родители тебя пригласят в гости.
   – Хорошо, Танюша, я на всё согласен, лишь бы они не запретили тебе со мной встречаться.
   Илья нагнулся, взял её руки в свои и поцеловал, затем заглянул ей в глаза. Щёки её пылали огнём.
   – До свидания, Илья! Меня здесь не будет, если будет дождь. А завтра я обязательно приду.
   – До свидания, Танюша! Я с нетерпением буду ждать завтрашнего дня.
   Парень отошёл в сторонку, так как скамейки все были заняты, и стал ждать Танину маму. А вот и она. Как вовремя отошёл.
   Подошла с улыбкой на лице мама Татьяны, казалось, что она сияла от счастья, вероятно за свою дочь, что у неё появились друзья и она ходит весёлая, счастливая, часто смеётся, выбирает в гардеробе красивую одежду каждый день. Прихорашивается. Родители были рады такому изменению своей дочери. Переживали, что она долго будет скучать по потерянным друзьям. Но оказалось, что зря волновались. Так хорошо всё складывалось.
   – Танюша, ну как отдохнула, как настроение? Я вижу, что и сегодня приходил твой одноклассник? Коробку конфет он подарил? Ой, о чём я спрашиваю, конечно он, а кто же ещё?
   Мишель от радости виляла хвостом, улыбалась во всю собачью пасть, и казалось, что она хочет что-то рассказать. Хочет показать причину радостного настроения своей молодой хозяйки. А причина стояла недалеко и за всем этим наблюдала. Ей действительно хотелось отбежать в сторону и показать «одноклассника» Татьяны, но она собака мудрая, воспитанная, должна иметь выдержку, терпение.
   – Мама, а может, ты посидишь со мной немного? Отдохнёшь на свежем воздухе.
   – Пять минут, не больше. Папа скоро приедет с работы, нужно горячим ужином вас накормить, а то всё остынет. Да и Мишель проголодалась. Вот как радуется, что домой сейчас пойдём. Правда, Мишель?
Собака ещё больше обрадовалась, когда к ней обратились. Положила лапы на колени хозяйки и подставила голову, чтобы её погладили и потрепали за холку. Собаки это любят. Они же как дети радуются, когда их хвалят, и не любят, когда их ругают.
   – Сейчас, сейчас пойдём, милая. Ну что, доченька, пошли потихоньку.
Мишель соскочила и пошла первая, как бы показывая дорогу, что она уже запомнила, куда надо идти. За ней пошли её хозяйки. Татьяна почему-то оглянулась. Она почувствовала интуитивно взгляд, смотрящий ей в спину. Да, действительно, Илья смотрел вслед уходящим женщинам.
   Какая же, действительно, молодая совсем мама Татьяны. Такая же красивая, как и её дочь – подумал Илья. Он смотрел им вслед, пока они не скрылись за поворотом. Теперь можно было идти домой. Он медленно пошёл по аллее, как услышал, что его кто-то зовёт. Он оглянулся. Это были его друзья, Толик и Андрей.
   – Ты где это пропал? Сколько дней приходим на наше место, а тебя всё нет. Звоним, но почему-то берёт трубку мама и говорит, что ты в парке или в кино. Кино мы не проверяли, а вот в парке, действительно, тебя не было. Ты что, с друзьями не хочешь по пивку? Или какая другая причина? А ну давай выкладывай. Или какая зазноба появилась? Колись. И только правду.
   – Ой, мужики, не обижайтесь. Я не против с вами посидеть, но… – Илья замялся. Так не хотелось говорить.
   – Что но?.. – спросил Андрей. – Выкладывай. Ты друг или не друг?
   – Да, ребятки, появилась. В парке познакомились недавно. Такая девушка! Она только недавно с родителями в Керчь приехала. Больше я не хочу о ней ничего рассказывать, ещё не время. Когда я с ней поближе познакомлюсь, то обязательно всё расскажу, договорились? Пока ещё ничего не известно, нечего рассказывать. Потом, всё будет потом. Пожалуйста, никому не говорите обо мне. Идёмте лучше по домам.
   – Ладно, договорились. Только не так долго тяни, а то нам интересно, что за красавицу встретил наш дружок, – сказал Толик.
   – Пока, ребята! – Илья протянул ладонь для пожатия. Ребята разошлись.
   Дома Илью ждали родители и, как всегда, не садились ужинать без него. Так хотелось есть, но ещё больше узнать о причине долгого гуляния. Догадались, что их сын точно ушёл на свидание с девушкой. На встречу с друзьями так не одеваются, тщательно не бреются. Все глаза проглядели, в окно выглядывая. Отец несколько раз на балкон выходил смотреть, не идёт ли сын, а его всё нет и нет.
   – Илья, наконец-то. Я уже несколько раз ужин разогревала, а тебя всё нет. Ты же знаешь, что мы без тебя не ужинаем.
   – Так, родители. Теперь, если я буду задерживаться, ужинайте без меня. Я действительно ходил на свидание, если вы это хотели услышать. Я познакомился с девушкой. Пока могу только это сказать, больше ничего.
   Илья раздевался и одновременно говорил с родителями. Отец сидел молча.
   – Наконец-то, девушка появилась у нашего сына. Ты слышишь, отец? Какая радость. – Мама от радости чуть не захлопала в ладоши, как ребёнок, которому дали шоколадку.
   – Мать, ну хватит, не лезь к нему с расспросами. Сказал же, что сам потом расскажет, когда посчитает нужным. Давайте лучше ужинать.
   Илья после ужина ушёл к себе. Телевизор не стал включать, а просто лёг и закрыл глаза. Хорошо, что родители не мешали думать, вспоминать прошедший вечер. Он до мелочей стал вспоминать свидание с Татьяной, о чём говорили. Всё боялся некорректных вопросов с его стороны, чтобы не напугать девушку. Вдруг ей что-то бы не понравилось, и она могла не прийти. Его успокаивало то, что он знает, где она живёт, и если по какой-то причине она не придёт, то он сможет её навестить. Пусть даже было бы с его стороны неприлично, но он всё равно к ней пришёл бы.
«Таня, Танечка, Танюша», – мысленно повторял Илья и незаметно уснул с её именем на устах.
   Утром родители ни о чём не спрашивали. Спасибо им за понимание. Наверное, папа строго запретил маме лезть в душу своего сына.
   День прошёл как обычно. Друзей не встретил. Это хорошо, а то приставали бы с вопросами. Думал, что бы такое подарить Татьяне? И полезное чтобы было, и приятное. Пока ничего не придумал. А вот когда шёл на свидание, проходил мимо магазинов, то из одного послышалась музыка. Вот! Браво! Она любит музыку. Решено
– кассету с записями известных певцов. А каких она любит? Да всё равно каких – современных, самых модных. Вот и решено! На танцы я давно не ходок, а вот хорошую музыку послушать не против – размышлял Илья. Он купил кассету и быстрым шагом направился в парк. Татьяна была уже там. Но удивительно, что собака сидела у её ног и смотрела в сторону, откуда должен появиться Илья. Какая умница! Настоящий друг.
   Илья остановился, чтобы со стороны понаблюдать за Татьяной и её собакой. Татьяна сегодня была в очаровательной шляпке с цветами. Платье нежно-голубое в крупный белый горох. Невероятно красиво! «Ну почему я не художник? Какой портрет можно было бы нарисовать. Подожди! Стоп-кадр! Стоп-кадр! Откуда это? Стоп! Да это же фотоаппарат! Вот что мне надо! Уж фотографировать я смогу. Не зря остановился, хорошая мысль пришла в голову, и вовремя», – всё размышлял и смотрел на Татьяну Илья. Мысли приходили одна за одной. «Я завтра же куплю фотоаппарат. Какой же я всё-таки смышлёный, – сам себя похвалил Илья. – Как я правильно придумал».
   Когда Илья стал подходить ближе, то Мишель издала радостное повизгивание и стала вилять хвостом. Улыбка была во всю собачью пасть. Татьяна её спросила:
   – Что, Илья идёт? Ты не ошиблась?
   – Нет, нет. Она не ошиблась, это действительно я. Здравствуйте, девочки!
   Собака от радости что-то говорила на своём собачьем языке и энергично виляла хвостом, но ближе придвинулась к хозяйке, наверное так, на всякий случай.
   – Здравствуй, Илья! Присаживайся к нам. А мы с подружкой ждали тебя и скучали.
   – Это правда? – удивлённо спросил парень.
   – Конечно, правда. Подтверди, Мишель, что это правда, – улыбаясь, сказала Татьяна.
   Собака подошла к Илье и положила голову ему на колени, чтобы её погладили по голове, и в то же время обнюхивала, чтобы запомнить запах нового друга своей хозяйки.
Илья погладил по голове и холке собаку.
   – Не перестаю удивляться твоей сообразительности. Какая же ты умница, Мишель. Можно мне пообщаться с твоей хозяйкой? Разрешаешь? Вот и хорошо. Ты пока можешь отдохнуть, а я вместо тебя буду охранять. Договорились?
Собака поняла, отошла за скамейку и легла в тени.
   – Как твои дела, Танюша? Как провела день? – спросил Илья.
   – Хорошо, только вот мне пришлось родителям рассказать о тебе. Я не умею врать, да и родители меня этому не учили. Мы всегда в семье доверяем всё друг другу. Мама сказала, что придёт в воскресенье вместе со мной, чтобы с тобой познакомиться. Я думаю, ты не против будешь?
   – Конечно, нет, Танюша. Я не против. Я даже почти с ней знаком. Я же видел её, когда она за тобой приходила. А вчера ты специально задержала маму, чтобы я её хорошо рассмотрел, ведь так?
   – Ты прав. Действительно, я это сделала специально. Мне захотелось, чтобы ты увидел со стороны, какая у меня мама.
   – Вы такие красивые обе. Даже не скажешь, что вы мама и дочь. Как две сестры. Честное слово.
   – Я на маму похожа. Знаю, что она у меня красавица. Я её помню, когда я ещё видела. Вот такой я её и запомнила.
   – Ой, Танюша! Я с тобой заговорился и забыл тебе отдать то, что принёс. Ты говорила, что у тебя есть магнитофон и ты любишь слушать музыку. Так вот, я тебе принёс кассету с современными исполнителями. Думаю, что понравится. Послушаешь и завтра скажешь, понравилась ли запись. Хорошо?
   – Спасибо тебе большое. Я очень люблю музыку разную, песни и сама пою.
   Говорят, что неплохо получается. Учу текст песен и маме напеваю, чтобы ей не было скучно со мной.
   – Я непременно послушаю, как ты поёшь и играешь на скрипке. Я помню, ты говорила, что умеешь играть.
   – Да, я говорила. Но, кроме моей семьи и друзей, никто не слышал. Я стесняюсь. Мой преподаватель говорила, что неплохо получается, но мы переехали, и я всё забросила. Для себя научилась, и хватит. Хочу заниматься чем-то серьёзным, но пока ещё не знаю чем. Возможно, желание придёт ко мне спонтанно.
   – Я думаю, что твои родители гордятся тобой.
   – Да, ты прав, они очень любят меня и всё делают для того, чтобы мне было хорошо, уютно и не скучно. Папе приходится много работать. Троих ему нужно кормить. Ну ничего, скоро мама выйдет на работу, а я останусь на хозяйстве. А хозяйство у нас – это Мишель. Мне с ней не скучно. Она очень хорошая подруга, вот только говорить не умеет.
   – Теперь у тебя есть я. Ещё один друг. Я думаю, что тебе со мной не будет скучно. Правда, придётся поскучать, пока я буду на работе.
   Илья с Татьяной разговорились и не заметили, как пролетело время. Парню легко было с девушкой общаться, как будто они были очень давно знакомы. Татьяна то улыбалась, то искренне, звонко смеялась после того, как Илья рассказывал что-то смешное. Он хотел, чтобы девушка как можно больше смеялась, чтобы не была грустна. Илья в очередной раз посмотрел на часы и с испугом сказал:
   – Почти восемь. Скоро твоя мама придёт.
   – Илья, сегодня суббота. Мы с мамой договорились, что она познакомится с тобой в воскресенье. Тебе придётся и сегодня отойти на расстояние от меня. Не обижайся. Так надо. Я ещё и сегодня буду готовить родителей к знакомству. Мне сначала надо самой подготовиться. Я уже не могу без тебя провести ни одного дня. Жду каждый день нашей встречи. Мне так хорошо с тобой, как будто я тебя очень давно знаю. Спасибо тебе ещё раз за кассету. Буду слушать песни и тебя вспоминать. До свидания, Илья! До завтра!
   – До свидания, Танюша! До завтра!
   Илья нагнулся, взял её руки и поцеловал. У девушки тут же появился румянец на щеках. Как она была прекрасна в этот момент.
   – Мама идёт, я ушёл, – прошептал Илья на ухо Татьяне и медленно стал уходить вдаль по аллее парка.
  – Танюша, а не тот ли это парень, что сейчас отошёл от тебя? А чего он испугался?
   – Мама, это он, Илья. Мы же договорились, что вы завтра познакомитесь, вот я ему и сказала, чтобы он ушёл. Мама, я думаю, что он очень хороший парень. Мне с ним не скучно, он весёлый, много рассказал о себе. Мне с ним спокойно. Даже Мишель с ним подружилась. Сидит и ждёт, когда он будет идти по аллее. Встречает его, как друга. Собака в нём почувствовала друга, а это хорошо, они не ошибаются в выборе друзей. Вы меня сами этому учили. Мама, потерпи, завтра его увидишь. Я надеюсь, что он тебе понравится, хотя и очень волнуюсь. Хочется поскорей узнать, какой он, как выглядит. Мы оба стесняемся друг друга. Я это чувствую. Он скромный, не нахал. Посмотри, он мне сегодня кассету подарил, значит, он не скупой. Ой, поскорее бы завтра!
   – Доченька! Будет и завтра, и последующие дни. Если ты ему действительно понравилась, искренне, то он придёт. Будем все надеяться на его порядочность. Пойдём домой, а то Мишель мне уже ноги истоптала. Подгоняет меня.
   – Хорошо, мама, пойдём, – и собаке: – Пошли уже, подруга моя.
   Мишель от радости запрыгала и сама повернула в правильном направлении. Она уже хорошо запомнила дорогу и вполне могла сама водить свою хозяйку, но ей пока ещё не доверяли. Рано.
   Дома Илью встретили как долгожданного гостя. Мама накрыла стол, и пахло чем-то очень вкусным. Они посоветовались и решили: а вдруг приведёт невесту для знакомства неожиданно. Спорили. Папа убеждал, что сын не поступит так, не предупредив. Хотя от современных детей можно всего ожидать. А не терпелось её увидеть.
   – Мама, папа, а что, у нас сегодня гости будут?
   – С чего это ты взял, сынок? – спросила взволнованным голосом мама. – Просто папе захотелось чего-нибудь вкусненького. Да и тебя хотим немного побаловать. Поговорим за вкусным ужином, правда, отец? Я скоро от нетерпения лопну, а ты всё молчишь, как в рот воды набрал.
   – Мама, дайте я переоденусь, и за ужином поговорим, я всё расскажу.
   – Вот, я же чувствовала, что сегодня нам сын расскажет о своей девушке.
   – Нет, только после ужина. Дайте спокойно и вкусно поесть, а то уже слюнки текут.
   – Хорошо, хорошо, сынок, мы согласны.
Когда мама убрала посуду после ужина, Илья вспомнил и представил белозубую, красивую улыбку Татьяны, сам заулыбался и сказал:
   – Её зовут Татьяной. Она очень красивая девушка. Волосы светлые, волнистые, как у Джоконды, только худенькая, и ей всего 19 лет, скоро будет 20. Родилась в Керчи, но по семейным обстоятельствам с родителями уезжала во Владимир. Этим летом вновь вернулись в родной город. Она окончила школу, но не учится дальше и не работает пока. Мама стоматолог, папа таксист.
   Илья как мог оттягивал разговор о том, что она слепая. Не знал, как они отреагируют на это. Но отступать было некуда и надо было говорить, но как, он не знал. Он ведь сам принял такое решение, и родители должны будут поддержать его. Он ни за что не откажется от неё, если даже родители будут против. Это его жизнь, его судьба, и он уже не сможет без неё жить. Татьяна вошла в его жизнь так неожиданно, что он сам был удивлён.
   – Мама, папа, я много рассказал вам о ней, но не сказал самого главного. Я не знаю, как вы это воспримете, но прошу не делать скоропалительных выводов. Я решил, что она будет со мной навсегда, на всю жизнь. Я влюбился в неё с первого взгляда, но я не признался ей ещё в этом. Я скажу ей об этом завтра. Она необычная девушка, не такая, как все.
   – Сынок, ну не пугай ты нас. Чем же она необычная, какая не такая? Не томи.
   – Родители, не бойтесь, она очень хорошая, скромная, она вам понравится, но… она… слепая.
   – Батюшки мои, сынок! Как же это так? Такая красивая и слепая? Ты правду говоришь?
   – Правда, мама. После автомобильной катастрофы она ослепла. Врачи долго боролись за восстановление зрения, но всё оказалось напрасно. Это было давно. Поэтому они и уехали во Владимир в надежде, что, может, там помогут, да и учиться ей надо было в специализированной школе для слепых. У неё очень красивые глаза, но не видят. Я буду любить её такую, какая она есть. Поэтому я вам и не хотел говорить, чтобы вы меня не настраивали против неё. Это мой выбор. Наверное, я ЕЁ столько ждал и не женился. Теперь у меня есть любимая девушка. Родители, на сегодня хватит. Я завтра познакомлюсь с её мамой. Мне надо выспаться и хорошо выглядеть, а вы чтобы ничего не придумывали по поводу Татьяны. Она будет со мной, я так решил. Вы меня любите и её полюбите тоже, я в этом уверен, полностью. Спокойной ночи, родители!
   Да, родители были ошеломлены таким сообщением, долго молчали после ухода сына, переваривая сказанное им, но возражать не стали, зато долго шептались в своей спальне, чтобы сын не слышал.
   – Отец, ты бы хоть слово сказал. Что ты весь вечер молчал? Как тебе такое? – не унималась мама Ильи.
   – А что мне говорить. Сын выбрал, ему с ней и жить, а ты не паникуй зря. Мы её ещё не видели. Думаю, что будет всё хорошо и она не станет нам обузой.
   – Я же помощницу ждала, а теперь я буду ей помощницей, – всё бурчала женщина.
   – Не бурчи, уймись. Вот познакомимся и всё будем решать на семейном совете, что делать и как. У неё родители есть. Они подскажут, они молодые, а мы с тобой уже почти пенсионеры. Давай лучше спать ложиться. Утро вечера мудренее, – сказал своё любимое выражение отец Ильи.
 
   Воскресенье. Илья в выходной день всегда спал подольше, а затем лежал до тех пор, пока мама не позовёт к столу. Сегодня необычный выходной. Сегодня он познакомится ещё с одной женщиной, значимой для него. Он проснулся, как обычно на работу, в шесть утра. Сразу нахлынули мысли, как будто и ждали, когда Илья проснётся. И волнение. Оно было такое, как перед экзаменом, хоть и прошло уже много лет, но помнится. Казалось бы, чего волноваться, уже её видел.
Танина мама – нормальная женщина, но вот что-то беспокоит, какое-то необычное состояние. Он впервые будет знакомиться с мамой его девушки. Разрешат ли ему встречаться с их дочерью, достоин ли он её? А он уже влюблён в неё и не хочет никого другого, кроме неё – всё думал Илья.
   – Илюша, ты не спишь? – послышался голос мамы. – Вставай завтракать.
   – Не сплю. Сейчас иду, – сонно произнёс Илья.
   Не хотелось выходить, чтобы родители не приставали с вопросами. Наверное, вчера долго не спали, всё говорили о нём, о ней. Но что делать, выходить надо и надо будет отвечать на вопросы, которые будут задаваться. «Ладно, будь что будет», – мысленно проговорил Илья, встал, оделся и вышел на кухню.
   – Доброе утро, родители! Как вы тут после вчерашнего разговора? Думаю и надеюсь, что я вас не очень огорчил? Сейчас приведу себя в порядок, и будем завтракать.
   – Мать, а ты молчи, не задавай лишних вопросов. Пусть сам решает, он уже не маленький, – шёпотом, но строго сказал отец Ильи.
  – Хорошо, хорошо, я уже это слышала, – накрывая на стол, недовольно прошептала хозяйка.
     (продолжение следует)


Рецензии