Первая загранкомандировка в Германию. 1989 г

        Расскажу, как я впервые в жизни оказался в капиталистической (по тогдашней советской терминологии) стране.
        Я был командирован в составе делегации от Министерства автомобильной промышленности СССР, где работал с 1983 года. До этого времени меня в загранкомандировки не пускали, хотя я довольно плотно работал с московскими представительствами некоторых инофирм и со Всесоюзным объединением “Автоэкспорт”. Возможно потому, что я не был членом КПСС или по другим каким-либо причинам.
        Но к концу 80-х годов началась горбачёвская перестройка. Многое в стране стало существенно меняться. В том числе несколько облегчился и порядок командирования наших специалистов в т.н. капиталистические страны. В Минавтопроме я к этому времени работал в Управлении конструкторских и экспериментальных работ, где занимался вопросами разработки и испытаний новых моделей автобусов.
        В 1988 году было получено несколько приглашений от крупных фирм ФРГ, занимавшихся производством автобусов. Вскоре был подобран состав нашей делегации для поездки в ФРГ и разработан план-график поездки. Руководством Минавтопрома были поставлены нашей делегации задачи по выявлению областей сотрудничества с целью выбора типа междугородного автобуса для воспроизводства в СССР и применения новых технологий в отечественном автобусостроении.
        В ходе командировки я вёл дневник, на основании которого я и написал этот очерк.
        Состав нашей делегации был из 8-ми человек – из Министерства автомобильной промышленности, института ВКЭИавтобуспром (г.Львов) и  двух автобусных заводов. В составе делегации был также переводчик.
        Загранпаспорта мы получили накануне в В/О “Автоэкспорт” (в обмен на наши внутренние паспорта), а вылетели утром 15 января 1989 года из аэропорта Шереметьево-2 (сейчас это терминал F).
        В самолете вскоре после взлёта мы открыли пару бутылок коньяка (тогда ещё можно было брать с собой в салон), разлили по стаканчикам содержимое, приняли внутрь и настроение стало приподнятым. В хвосте салона весело шутили со стюардессами, особенно изощрялся наш коллега Р.С.Асатрян.
        В 11-09 по среднеевропейскому времени мы прилетели в Гамбургский аэропорт Fuellsbuettel - старейший из действующих аэропортов Германии (построен ещё в 1911 г.), находящийся в пределах городской черты.
        В небольшом аэровокзале нас встречали представитель советско-германской фирмы “Дойче Лада” г-н Михайлов и 2 господина с одинаковой фамилией Шульце – один от фирмы МАN, другой от фирмы Renk. В обменном пункте аэровокзала мы получили немецкие марки (евро тогда ещё не было).
        На улице у автобуса нас ждал ещё один солидный господин в прекрасном костюме и галстуке. Сначала я подумал, что это президент какой-то фирмы, а оказалось просто водитель.
        Далее была поездка в автобусе по улицам Гамбурга, затем долгий обед в ресторане “Ueberseebruecke” на берегу Эльбы и беседы на общие темы с сопровождающими нас немецкими господами. Небольшая прогулка по набережной. В городе ветрено, сумеречно, но сухо, без снега. В Гамбурге запомнились 2 ультрасовременных небоскрёба – один филиала американского концерна IBM, другой - пивной компании “Аstra”.
        Из Гамбурга мы 2,5 часа ехали по автобану через Люнебургскую пустошь в г. Вольфсбург. Разместились в отеле “Holiday Inn”. Из окна моего номера были видны здание концерна “Volkswagen AG” и какая-то стройка. Мы оставили вещи в своих номерах, а потом нас повезли на 5 км от Вольфсбурга в дом-музей Г. Бюссинга (основателя нынешнего автобусного подразделения фирмы МАN). В помещении бывшей кузницы, входящей в состав дома-музея, нас ожидал обильный ужин с пивом и всякими немецкими блюдами. В качестве официанток были несколько женщин – сотрудниц фирмы МАN.
        На следующее утро состоялся переезд из Вольфсбурга  в г.Зальцгиттер. Там было посещение автобусного завода МАN, знакомство с производством. Помимо автобусов там делают также автомобили для бундесвера – 3-х и 4-х осные седельные тягачи и бортовые грузовики, зелёного цвета с камуфляжными разводами. К слову сказать, в годы нацистского режима фирма MAN поставляла грузовики в том числе для вермахта.         
        Недалеко от завода, у края леса видели старое кирпичное полуразрушенное сооружение. Нам объяснили, что это сохранившийся бункер времён Второй мировой войны.
        После небольшого переезда по Зальцгиттеру нас ждал обед в ресторане с участием руководства автобусного завода МАN и бургомистра г.Зальцгиттера. Последний оказался особенно приятным человеком, с большой симпатией относившийся к России и русским.
        Из Зальцгиттера мы переехали по автобану в г. Гёттинген, к ж/д вокзалу. Вокзал небольшой, но уютный и чистый. Никакой суеты и толчеи. Зала ожидания в нашем понимании нет. Пассажиры появляются за 1-2 минуты до прихода поезда, покупают билеты, садятся в него и уезжают. Вокзал опять пустой. Вообще поезда в Германии ходят очень точно, хоть часы проверяй.
        Мы приобрели билеты до Мангейма и сели на подошедший поезд Гамбург-Базель. В сидячем вагоне поразила чистота. Стеклянные двери из тамбура в салон и двери в туалет открываются нажатием кнопки. Есть отдельное место для чемоданов пассажиров. На тележке по вагону развозят всякие напитки, печенье, конфеты и др. Проезжали через горы Гарц, недалеко от границы с ГДР, через города Фульда, Франкфурт-на-Майне  и через 3 часа 10 мин. прибыли в г. Мангейм.
        Некоторое время мы сидели с нашими чемоданами на пустом перроне, даже были немного растеряны, но оказалось, что нас встречали не на перроне, как мы ждали, а на привокзальной площади. Там стоял роскошный, необыкновенно раскрашенный туристский автобус “Мерседес-Бенц О303”, возле которого находился представитель компании “Daimler-Benz”. Нас отвезли в старинный отель ”Мaritim” в центре города.
        После размещения в номерах мы были представлены в холле отеля руководству автобусного завода “Daimler-Benz”. После этого нас пригласили на ужин в банкетный зал ресторана. Зал имел овальную форму, стены были в шёлковых золотистых обоях. Потолок – зеркальный, с которого свисали 4 пирамидальные люстры. Стол был сервирован по высшему разряду. Ужин проходил в исключительно изысканной обстановке в непринужденный беседе с немецкими господами. Особое внимание они уделяли руководителю нашей делегации Б.В.Каминскому, т.к. понимали, что от него многое зависит. Запомнились официанты в белых перчатках, развозившие в тележках различные напитки, включая дорогие французские коньяки.
        По окончании ужина, уже поздним вечером мы вышли прогуляться по улицам Мангейма. На город опустился туман. Ходили и разглядывали яркие витрины различных магазинов. К нам пристал какой-то пьяный поляк, от которого мы с трудом отвязались.
        На следующий день после сытного завтрака в ресторане отеля нас повезли на том же шикарном туристском автобусе на автобусный завод “Daimler-Benz”. Там сначала была протокольная часть, где каждому из членов нашей делегации предложили расписаться в книге почётных посетителей. При этом каждого расписывающегося фотографировали (см. фото перед произведением)       
        Затем мы были приглашены в специальный зал, где был проведён симпозиум, посвященный истории и сегодняшней деятельности автобусного завода. Это сопровождалось показом слайдов. Переводчиком был сотрудник фирмы г-н Лангеберг, уже пожилой человек, прекрасно говоривший по-русски. Мы между делом поинтересовались этим фактом. Г-н Лангеберг признался, что после войны он несколько лет находился в плену в Советском Союзе, где и выучил русский язык.
        После обеда, организованном для нас в одном из помещений завода, нам дали возможность осмотреть основные цеха и лаборатории завода. Подробно и исчерпывающе отвечали на все наши вопросы. В одном из цехов к нам подошёл молодой рабочий. Оказалось, он русский. Несколько минут мы поговорили с ним, а потом пошли дальше.
         Вечером того же дня немцы отвезли нас на автобусе в загородный ресторан “Pfeffer und Salz” (Перец и соль). В вестибюле на втором этаже сначала стоя пили аперитивы. Затем прошли в зал, где разместились за столами. Моим соседом оказался немец лет 55-60, лысый, румяный и очень общительный. Я использовал свои познания в немецком языке и рассказал ему, как в детстве жил с родителями в восточногерманском городе Галле. Он мне, помню, рассказывал о своей семье. Мне показалось странным, что почти все немцы приехали с нами на своих машинах (разумеется, “Мерседесах”), но пили, не особенно себя ограничивая.
         Утром следующего дня погода выдалась отвратительная. Позавтракав, мы выехали на автобусе из Мангейма в Штутгарт. В ходе поездки мы продолжали наши переговоры. Расстояние переезда относительно небольшое - километров 50-60. Запомнилось, что на автобане навстречу ехала американская военная автоколонна – перевозили танки на трейлерах.         
         На основном заводе концерна “Daimler-Benz” в Штутгарте мы знакомились со стендовым оборудованием для испытаний автобусных гидромеханических передач, рулей, подвесок и т.д.
         Интересным оказался осмотр испытательного полигона концерна. В конце осмотра нас посадили в автобус и прокатили по специальной трассе, где на вираже мы на большой скорости проехали почти по вертикальной стене. Ощущение довольно острое.            
         Чрезвычайно приятным и памятным оказалось для нас посещение музея концерна “Daimler-Benz”. В одном из самых роскошных автомобилей – ярко-красном 2-х местном кабриолете “Меrсеdеs-Benz 500К Special Roadster” образца 1936 г. - нам с Асатряном  в порядке исключения даже разрешили посидеть. Очень красивые были рулевое колесо и приборный щиток, а рукоятка рычага переключения передач, как нам сказали, была изготовлена из слоновой кости. Таких автомобилей было выпущено всего 342 штуки. Стоил такой автомобиль в то время, конечно, очень дорого. По престижности марки этот автомобиль впору современному “Меrсеdеs Maybach”.       
         Как я узнал позже, один из таких автомобилей принадлежал очень популярному в 20-40-х годах немецкому киноактёру и эстрадному певцу Гансу Альберсу.
         К сожалению, на осмотр нам дали всего 40 минут, хотя ходить там нужно, наверное, несколько часов - настолько интересные там экспонаты – от первых автомобилей Г.Даймлера и К.Бенца конца XIX века и до новейших (на 1988 год) гоночных моделей-рекордсменов.
         После этого в главном здании правления концерна (самом высоком в Штутгарте) нам устроили обед во внутреннем ресторане.
         Программа пребывания на фирме “Daimler-Benz” заканчивалась. На автобусе нас отвезли в пригородный район Штутгарта – Мёринген, к зданию известной автобусной фирмы “Neoplan”. Там нас лично встретил один из её руководителей – г-н Альбрехт Аувертер. Я с ним был уже знаком – весной предыдущего года он был в Москве и участвовал в переговорах в Минавтопроме. Г-н Аувертер сначала пригласил нас в один из офисов, где за круглым столом нам был предложен кофе. После непродолжительной беседы г-н Аувертер организовал нам экскурсию по цехам и конструкторскому бюро. В конференц-зале нам показали рекламные фильмы об автобусах “Neoplan” и представители фирмы ответили на наши вопросы.
         Вечером того же дня г-н Аувертер пригласил нас в небольшой пивной ресторан “Schwaben Brau Stube”, где с нами были особенно вежливы и внимательны портье и официанты.
         Ночлег нам был устроен в отеле “Stuttgart International”.
         В 6-30 утра, ещё затемно мы выехали из отеля на белом автобусе “Неоплан Н 314” в небольшой городок Пилстинг. Это довольно далеко от Штутгарта, в восточной части Баварии. Если в Штутгарте находится правление компании “Neoplan” и размещено производство городских автобусов, то в Пилстинге находится филиал, где выпускают туристские автобусы. Ехали мы долго. Погода была пасмурная, но сухая. Недалеко от Мюнхена проезжали мимо бывшего концлагеря Дахау. Объехав стороной Мюнхен, мы далее поехали на юго-восток по недавно построенному автобану № 92 и вскоре приехали в Пилстинг.
         Там нас встретил руководитель предприятия Конрад Аувертер – младший брат А. Аувертера.
         В сопровождении К.Аувертера мы осмотрели производственные цеха, где подробно ознакомились с технологией изготовления автобусных кузовов, а затем осмотрели склады, отделы и конструкторское бюро. Я обратил внимание, что на заводе работает много китайцев. Оказывается, они здесь проходят производственное обучение, а затем будут работать на недавно открытом предприятии “Neoplan” в Китае.
         После обеда мы обсуждали предметы возможного сотрудничества. Затем г-н К.Аувертер пригласил нас на свою виллу, которая находится рядом с заводом. Супруга  г-на Аувертера угостила нас пирогом со свежей малиной и кофе, а затем каждому из нас вручила подарки – книгу по истории немецкого автобусостроения с дарственными автографами супругов Аувертер и джемпер цвета морской волны с эмблемой фирмы “Neoplan”. Эти подарки сохранились у меня до сих пор. Затем мы вернулись на завод, где довольно долго и утомительно обсуждали текст памятной записки.
         Закончив это дело, нам был подан белый автобус “Неоплан Ситилайнер Н116”, за руль которого сел сам К.Аувертер. Его жена также поехала вместе с нами. Сначала г-н Аувертер прокатил нас по улицам Пилстинга – небольшому, но чистому и уютному городку. Затем мы выехали на автобан № 92 и поехали дальше на юго-восток. Следом за нами на автомобиле БМВ ехал старший сын супругов Аувертер. Проехали по мосту через Дунай, где видели стоящий у причала советский теплоход, и вскоре приехали в г.Деггендорф (примерно 25 км от Пилстинга). В этом городе мы разместились в отеле “Central Hotel”, а затем К.Аувертер пригласил нас в ресторан этого отеля.
         Во время ужина подвыпивший Р.С.Асатрян всё время делал комплименты супруге К.Аувертера (надо сказать довольно симпатичной женщине), а я был как бы переводчиком, хотя мне это удавалось с трудом, т.к. сам тоже был в легком подпитии (наш основной переводчик был в это время занят беседой Б.В.Каминского с К.Аувертером).
         После ужина супруги Аувертер с сыном уехали на своём БМВ в Пилстинг, а автобус остался у отеля. Мы прогулялись по вечернему городу. Кое-где лежали небольшие сугробы снега (в других городах, где мы были, снега не было). Почти не видели пешеходов, иногда лишь проезжали отдельные машины.
         В 8-30 следующего дня мы выехали из Деггендорфа. Автобус вел водитель, который приехал накануне с нами из Пилстинга. Путь наш лежал всё по тому же автобану № 92, но уже в обратном направлении – до Мюнхена. Расстояние до него 140 км. Но мы проехали чуть дальше Мюнхена, в его пригород Карлсфельд. Автобус привёз нас прямо на территорию завода МАN. На стоянке мы перегрузили наши вещи из автобуса Neoplan в автобус MAN. Мы снова увиделись с г-ном Шульце, который встречал нас в первый день в Гамбурге. На этом заводе мы осмотрели цеха по производству ведущих мостов и испытательные стенды. Погода между тем разгулялась, стало солнечно и тихо. Мы побывали на небольшом испытательном полигоне фирмы МАN и осмотрели новые модели городских автобусов.
         Затем нас пригласили в туристский автобус МАN. Каждому из нас выдали пакеты с сухим пайком и мы поехали по очень живописному автобану № 8 в г. Аугсбург. Это около 60 км от Мюнхена. В Аугсбурге мы прибыли на фирму Renk - одного из поставщиков фирмы МАN. Там мы знакомились с производством автоматических коробок передач. В конференц-зале нам показали 2 кинофильма, рекламирующих продукцию фирмы, а затем были переговоры с руководством фирмы.
          Нас разместили в расположенном в центре Аугсбурга отеле “Steigenberger Drei Mohren Hotel”. Я решил один прогуляться по улице возле нашего отеля. Зашёл в книжный магазин. С интересом осматривая выставленные книги, я увидел даже книгу М.С.Горбачева “Perestroyka”.
          Вечером руководители фирм МАN и Renk устроили нам торжественный ужин в ресторане нашего отеля. Мы расположились за большим овальным столом. После ужина мы пошли гулять по городу.
          Следующий день мы начали с похода по магазинам, супермаркетам и частным лавкам. Надо было, наконец, что-нибудь купить для себя, а то командировочные деньги оставались неизрасходованными. Фирма Renk нам специально выделила человека, который нас сопровождал по городу и помогал делать покупки. Я купил себе магнитолу "Аiwa", а тогдашней жене Ирине - ажурные колготки. Потом мы сами разбрелись по городу. Погода стояла солнечная и тихая. В одном месте активисты компартии вручили мне какую-то листовку. В другом месте я первый раз в Германии увидел нищего, просящего милостыню.
          В целом Аугсбург мне понравился. Город очень красивый, почти не пострадавший от двух мировых войн. В нем преобладает старая архитектура.
          После обеда с немецкими господами в небольшом кафе напротив нашего отеля (жареные сосиски с баварским пивом, оживляя обед русскими и немецкими анекдотами), мы всё по тому же живописному автобану № 8 поехали в Мюнхен. Там мы остановились на стоянке возле олимпийского комплекса, рядом со зданием концерна BMW.
          Прогулялись по территории комплекса, даже заглянули в крытый бассейн. Затем все мы поднялись на телебашню. С открытой обзорной площадки любовались Мюнхеном, на который спускались сумерки. Затем проехали на автобусе по вечернему городу. Видели старинные каменные ворота, здание правительства Баварии, Триумфальную арку. Проехали по главной улице города – Мaximilianstrasse, где запомнилось здание известной пивной компании “Loewenbrau”. Проехали также мимо большого парка, по городскому кольцу и новому городскому району Швабинг.
         Поздним вечером нас привезли обратно в Аугсбург. В отеле я ещё допоздна смотрел телевизионную программу.
          На следующий день, 22 января мы должны были возвращаться домой. После завтрака были сборы чемоданов. Неожиданно к нам приехал представитель концерна “Daimler-Benz” г-н Сoбота, провёл c участием нашего переводчика дополнительные краткие переговоры с Б.В.Каминским и подписал с ним какую-то бумагу. 
          После этого состоялся наш отъезд на такси-микроавтобусе Фольксваген в аэропорт Мюнхена. Аэропорт больше и богаче, чем в Гамбурге. Хотел купить в дорогу банку баварского пива, но почему-то нигде его не увидел. Купил флакон французского мужского одеколона “De Capucci”, который потом понемногу расходовал в течение нескольких лет.
          Перед нашим рейсом шла регистрация на самолёт до Стамбула. Мы стали в общую очередь. Стоявший последним на предыдущий рейс пожилой турок обернулся и оказался лицом к лицу со стоявшим первым среди нас Р.С.Асатряном. Представители враждебных наций обменялись тяжёлыми взглядами.
          Наши чемоданы тщательно осматривали, в том числе с помощью рамки-миноискателя. Чемоданы уже забрали на погрузку, но выйдя уже на посадку, мы их снова увидели на лётном поле. Нам предложили опознать наши чемоданы, что мы и сделали. Только потом наши вещи погрузили на борт самолёта.
          Взлетели мы из мюнхенского аэропорта в 13-42 местного времени. С нами в самолёте летела также группа наших альпинистов.
          Приземлились мы в Шереметьево в 18-20 московского времени. Таможенного досмотра не проходили, как остальные пассажиры, а прошли через зелёный коридор как официальная делегация. Я боялся, что таможенники заставят меня открыть чемодан, а там у меня был неприличный (по тогдашним советским понятиям) журнал “Penthouse”, который я купил в мангеймском отеле “Maritim”. Журнал бы отобрали – это ещё полбеды. Но хуже было бы, если бы они ещё прислали “телегу” на работу. Но, к счастью, всё обошлось.
          Вот так закончилась моя первая командировка в буржуазный мир.
          Хочу сказать, что эта сложная командировка была хорошо организована, как со стороны Управления внешних сношений нашего Министерства, так и со стороны наших немецких партнёров. Основным результатом её стало строительство и ввод в эксплуатацию Голицынского автобусного завода под Москвой. Первым директором его стал Б.В.Каминский.
          Первые годы завод выпускал по лицензии автобусы “Мерседес-Бенц”, но затем в связи с организационными преобразованиями и изменившейся конъюнктурой стал выпускать автобусы с использованием агрегатов фирмы “Скания”.
 
 


Рецензии