psiho78 Пушкин Микс заметок 3 15

Расширенный островной корпус или цикл стихотворений (РОЦ) —
Анджело и моление поэта о Чаше

Весь РОЦ Пушкина  во всей его аспектации и со всеми его нюансами  дает почти исчерпывающую информацию от самого Гения о его психическом здоровье и его статусе. Гению вообще сложно в толпе с преобладанием в ней черни: Чезаре Ломброзо уверяет — гений это сумасшедший, а Мишель Фуко уверяет — гений уже жертва, ибо он не «как все». А для всех кто не как все уготована особая тюрьма - «дурка» придуманная вождями этих всех.
Весь РОЦ Пушкина — это цикл рассуждений о главном, что породило чистую фил-о-софию древних греков = о Сущем и Смерти. Приговоренному к жертвоприношению Поэту остается три года жизни. Душа уже не на месте (каждой твари Б-г дает ее место и ее миссию на Земле и каждой частице в этой твари ее место — Духу, Душе и Плоти; потеря места погибельна), а Дух завис над пропастью … безумия. Поэту страшно = он язычник-жизнелюб: он любит стих, поэзию, карты, женщин и вино. В 1836-ом он обращается для выражения своего психического состояния к редкому для него жанру элегии — он пишет «Безумных лет угасшее веселье», в которой есть слова:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Преодоление Смерти… Этот акцент приобретает особое выражение и значение в поэме Анджело. В подражании «из Пиндемонти» преодоление Смерти виделось в выборе ее вида чрез искупление, дающее надежду на воскресение и бессмертие. Это своеобразный Перекресток Судьбы на финишной прямой жизни и в преддверии казни и ухода в Вечность.
В Анджело тема иная = это поиск спасения от Приговора вообще и не там в Запредельном, а тут в реальной жизни с проявленном миру … 
В Анджело в условиях надвигающегося неотвратимого … как об этом поведано в 1828 :
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
поэт размышляет о силе Приговора, о порядке вещей, неминуемости и необратимости и реальной возможности его помилования — о милости Судии как главной черте царя  -истинного наместника Б-га не Земле.
Тема Анджело : Приговор — Жертва — Необратимость казни — Спасение по милости — Милость и Предел царской власти от Б-га. Пушкин, приговоренный старцами на жертвенную казнь и уже знающий  тайну «подлого» происхождения царя Никса-1, задает ему вопрос: если ты истинный царь от Б-га и его наместник на троне-престоле, то ты проявишь милость; в противном случае, мне отсекут голову (caput) у алтаря на юбилее Смены Династии и все убедятся — ты бастард!

В этом суть поэмы: спасение через милость царя богоподобного.

ATTENTION!  CAUTION!
Дальше можно не читать — это конспект дневника диалога на тему «как понимать Анджело»

 
Анджело … Пушкин: «...ничего лучше я не написал». Поэма закончена в 1833,  опубликована - в 1834. Его внешняя тема - старт маскарада пары Ал1 и ЕА: проявленности ЕА-ВМ после затвора, как сигнал к началу дуэльной истории и духовного прозрения АСП. ФК еще не стартовал, но до Пушкина Сигнал от ВМ дошел и его смысл ему ясен: Пора, брат, пора ...
Анджело … Для всех без исключения пушкиноведов сия поэма осталась «черным ящиком» исчезнувшего с радаров и вовсе затем пропавшего  поэтического НЛО. Анджело - это бездна со сплетением тем. Эйнштейн: В (наблюдаемом = Я) мире есть две бесконечности: Вселенная и Глупость. Добавим третью: Анджело Пушкина – как развитие пиесы г. Марло (под вывеской псевдо-нима «Шекспир»)  «Мера за Меру».
Какую  из тем возьмем:
- библейский Суд Страшный  - страшность суда, его неизбежность и неотвратимость - Грех, его Мера и Мера Суда за эту Меру Греха -  Свобода Воли и Предопределенность…
- Уход до Времени и поиск решения Искупления (до Суда)
и какая является в поэме главной ?
прим. По нумерологии Библии: спасутся только 144 тыс христиан (помазанных! только ) и только по 12 тысяч из каждого 12-го колена Авраамового … Страшно, аж жуть …
Или смысл не в главности: один вопрос и его искомое решение порождают иной связанный системностью вопрос, не удовлетворяя его решение … итак в бездну тайны Бытия и НЕ-Бытия …Это и есть Космос ?
Прим. Эта задача - типичный пример многокритериальной оптимизаци, не имеющей теоретического решения и посему колеблющейся в беспределе условностей и допущений ради «хоть какого-то решения».
1833 – окончание поэмы,1834 – публикация. Ею открыт т. н. Каменноостровский цикл (КЦ).
Почему пушкинистика молчит, называя поэму «загадочной (Мейлах). Неужто КЦ - это признание бессилия формулы «Ты - царь, Живи один» перед: Мирской Властью -   неотвратимостью и Страхом Божьего Страшного Суда - Прозорливостью, Промыслом, Провидением и Властью Старцев  -  Властью плотской страсти к ЕА и, как следствие, ее всевластием над Пиитом, ее способностью призвать его к Искуплению и Жертвенности за лично по-мужицки оскорбленного им… Царя-Ангела (Ангелом он стал уже реально после того, как Ник1 поставил Александрийский столп - символ памяти о живом (!) императоре, ушедшем как Дук (Дюк = герцог) в Анджело … - и, в конце концов, пред осознанием Пустынности бытия, бесконечной пустынности Не-Бытия и … отсутствием разницы в «Быть или Не-быть».
Наш вопрос: Мера за меру = это не АСП ль за Ал1?  Как в задумчивости вопрошал-шептал наш Гамлет, принц гадский. Каким судом судили АСП Старцы?  И каковы были их доводы, что поэт сдался, согласился на казнь и уже не надеялся более на Милость?  Он лишь в духовном послании «Памятник» напомнил, что взывал к Милости … и всё. АСП абс. не был религиозен!  Анджело (начало), Странник и весь последующий духовный «КЦ» ничего общего с ритуальной культовой верой не имеют!  Это размышление АСП о Бытии, о дилемме  Евтифрона, над проблемой «объективной нравственности»: если (согласно АСП) нет Закона и Веры, адекватных Нравственности, что в природе вещей, если они потенциально (часто реально) равно преступны, то что тогда такое Суд Божий? Есть Третий Завет…Одна из его заповедей = Милость!
Прим. Дилемма Евтифрона — одна из проблем философии в форме дилеммы. Имеет основанием диалог «Евтифрон» Платона и формулируется словами Сократа так: Выбирают ли боги добро, потому что оно благое, либо же добро — благое, потому что выбрано богами?  Другими словами, поступок добродетелен, поскольку угоден богу, или он угоден богу, поскольку добродетелен сам по себе? В контексте «теории божественного повеления»  возможны два вывода:
1.Бог не является величайшим существом, ведь он основывает свое понимание блага на стандартах, которые превосходят это божественное понимание. Божьи приказы произвольны, основаны на его прихотях и Бог может назначить благом то, что мы бы посчитали отвратительным с моральной точки зрения.

Остается тайной: что это "вдруг" к концу октября 1833-го  АСП озадачился дилеммой Евтифрона, кинулся к Шекспиру, стал искать аналогии, уперся в тему греха, преступления и Меры за Меру (МЗМ) = мера преступления и его наказание, которое на проверку неизбежно оказывается преступлением … и как можно избежать его: а) проявлением в Наказующем Божественности = Милости  или б) Жертвоприношением (Казнь как ритуальная Жертва) и ушел потом в духовность: конец окт 1833... старт пушкинских страстей : он приговорен - это для него, жизнелюба и плута, удар ниже пояса ..  а) надо искать встречу с человеком, способным его ошарашить и пробудить в нем духовность или иное настроение  или встречу с  утаенной любовью = ЕА=ВМ -  приговор Судьбы  б) надо искать встречу со Старцами – она после приговора ЕА, т.е. утверждающий приговор мирской властью Духовников после апелляции-сомнения АСП: Дюк ПРОЩАЕТ  (и " Дук его простил") = Дук проявляет не судебный Закон, а Милость = Закон Божий - божественное в наместнике Бога на Земле = божественное в мирской власти ... если ты правильный престолонаследник и Его наместник по части Мирской власти и в тебе есть искорка Бога, то ты проявишь Милость: Вот о чем говорит пиит. Ему после двух приговоров остается уповать на Милость - на Божий Суд ... но он знает: Милость прописана только для 12000 из 12 колен (даже из потом потерянных) = 144 тысячам!
И поскольку с 1833 г  АСП все более убеждается - нет у Самовластных таких наместников = нет истинных Рюриков и даже Романовых (Кобыл) с Прусской стороны Великого Новгорода (представители знати столицы Восточной Провинции Атлантической Цивилизации - истинной родовой Руси!): то он все более погружается в мрак неизбежности исполнения приговора ... итак вплоть до суицида: Ник1 - это Анджело = временное существо
Фабула повести  Анджело такова = грех и преступление - в Природе вещей (как и Нравственность с 4 главы ЕО!) - существование этой пары взаимообусловлено, диалектично и ест-но = одного нет без другого, как Добра без Зла. Закон наказывает за грех (проступок или даже помысел?). Но в Наказании заложена преступность: (а) наказующий - тайный любодей, преcтупник, б) само наказание преступно - неадекватно  проступку, ритуально итп.  Т.е. Преступление наказуется преступлением =  цепная реакция Греха. Разорвать это кармическое тело греховных дел может  только Творец всего сущего своей божественной Милостью. Вот и вся не долга. Поэтому обращение с мольбой и напоминанием о Милости идет к Дюку (Герцогу) = местному наместнику (а к временщикам идти, в коих по роду нет божественности, это что быка доить — бессмысленно) - и об этом  АСП говорит Алу1 и Нику1 = каждому свое. Но Ал1 оказался не тем Дюком - без Бога, Милости и Благодати, он и не собирался быть вернувшимся на Трон Дюком … он реален, а не мифически литературен. Ника1 же этот укор в подлом происхождении еще более оскорбил и сделал его месть Пушкину неотвратимой.  Ник1 = это офицеришка - офицер = офисер - работник офиса. Это не игрок. Игроки – Старцы инквизиторы,  Ал1 - еще кое-как = все ж Наполеон в нем лукавство Скифа признавал ... ну ЕА - это агент АЦ. Приговор - только Старцы. ЕА = это их приманка для АСП: она ему лукаво - ты меня сгреб, иди в гроб (а сама искала замену любимому Ангелу = Ал1). Ну АСП, как всегда, и  влип … а остальное (как говорил Бодлер) = ЛИТЕРАТУРА!   Анджело  - слаб, ибо он никто = чиновник Закона и не понимает природы и кайф Милости, как проявление. Божественности … да в нем ее и нет и даже подыграть ей он не способен. Ничтожество на троне не от Бога – по случаю как Ник1... и взывать к нему - смешить попов ...   АСП понимал - на Милость способно только лицо с реальным (богоданным) правом престолонаследия ... Это ген Бога в человеке с правами Престолонаследия и наследия осн по образу и подобию черт.
Поэма замечательна и АСП взял за основу МЗМ Уильяма-нашего-понимаете ли -  не потому, что сам был слаб на выдумки, а, наоборот, чтоб спрятать свой автобиографизм и реальную проблему-ситуацию, за ширмой сцены Шекспира! Во всей галиматье (от аглицкого горлопанства собравшихся крикунов на марктплац)  о шексперизации и шексперизме АСП  никто не удосужился до такого додуматься  ...а ведь все просто
, если не мудрствовать ...   "Шекспировская ширма трагедии АСП"!
Из реальной  биографии все есть в Анджело:  Дук ушел (это Ал1), поставлен Анджело (реально - Ник1) Он  приговаривает - преступник приговаривает оступившихся в грехе казнью-преступлением итд = все реально и биографично по истории царства...а уж по семейной драме АСП = ну так будто он все провидел: Ник1 увел НН, но вслед за судом Старцев (казнь как жертвоприношение за Ангела - Ал1) также приговорил на казнь АСП, но уже мирской властью. И ни в ком нет Милости! Неоткуда взяться. Вот и вся поэма - матрица его жизни ...И вся недолга  = пиши автореферат и сдавай оппонентам в ун-т США с кафедрой Славистики, Русистики и пушкинистики.
alex: ты говоришь, что когда был написан Анджело всей драмы ещё не было и АСП просто предвидел что будет? это у тебя мысля - а я так сижу почитываю в качестве бедного родственника 
serjeo: драма уже началась ... в пушкинистике 1834  забит как год уже состоявшейся семейной драмы - разрыва, раскола, блудства фиксированного ...1833 - начало всей "дуэльной истории АСП".

История имеет неск. страт: дуэль со Старцами и Роком, дуэль с Ник1, дуэль с Ал1 в затворе, дуэль с идеей семьи и НН... итд, завершившаяся суицидом – казнью - пистолетными выстрелами в сумерках... духовными страданиями на смертном одре ...и Милостью АСП к остающимся в грехе — царю и жене.
Да, драмы житейской еще не было, но Посвященный (звание) ее увидел и описал.  Клаудио соблазнил Джульетту, но... был прощен Дуком... это д-Антес... Дж-тта = не обязат. НН  это могла быть любая им ...  тут важен мифический смысл,  а не строгая логическая адекватность  она (адекватность - не суть, суть= Казнь и Милость = орел или решка в игре АСП).

Кому он поцеловал руку на смертном одре? Александрина была у постели агонизирующего лишь раз и с детьми. Цепочку ее он вернул чрез Вяземскую - ее он любил в Одессе… руку он поцеловал Карамзиной… за  ней он послал, когда ему увиделось  = Смерть идет: Буду дедком из Сказки о Золотой Рыбке (это сказ о несостоявшейся надежде АСП на укрытие от Грехов мира в семейной жизни), к 1833 г прозрел (см. его стих повесть Анджело), а в 1834 г уже осознал - быть ему казненным  без надежды на Милость. Начинается Дуэльная история (в шир. смысле) и духовный  КЦ стихов и настроений (см. о Странника и далее... )

Есть мнение — АСП знал Сенеку Луция ... он вполне своей моралистикой мог "достать " поэта  Письмами Сенеки и его Философскими трактатами. Совсем в тему "О милосердии".
 Тема Милости  делает скальп: к концу болдинской осени воспаленный Музой мозг АСП дошел до крайности, за коей виден иной Мир...там Духи бродят и в даль зовут. На горизонте видимости АСП узрел Старца и свой Рок. Все стало ясно и страшно. Уже осенью  1833 АСП сам себя казнил - это был суицид; все остальное = горделивая театральная поставка = за мастерством он обращается к штудиям Уильяма -н-п-ли/ Вот вам и повесть в стихах Анджело

А просто сигануть в Неву или сойти как Герман с ума = гордыня Гени. мешала ... вот и решил подуэльничать: Луций Анней Сенека. Письма о жизни и смерти. Начитался АСП в тиши осенней болдинской глуши таких письмен = крыша то неподготовленная и поехала... помчался к ЕА=ВМ и огреб у оной по полной ... поскакал к Старцам = услышал приговор духовников = Бери крест - будешь священной жертвой - плата за Милость на скором Божьем Суде ...
А может просто АСП поразило стих-ние декадента А. Вертинский. Самой нежной любви наступает конец.  "И что так вдруг поэт осенью поздней 1833 бросается на МЗМ Шекспира и, ухватив ее смысл (не справившись с переводом), переиначивает его… делает прогнозом своей биографии? В чем причина? И отчего такой ясный финал = литературного героя милуют, а значит реального – вряд ли? На этот вопрос ответа иного дать пока не могу... Но вряд ли Анджело просто забава. И вряд ли тема Суда и Милости не автобиографичны для АСП  http://pushkin.in-poetry.ru/sword-stareyts.html

 С 1833 у АСП в письменах стали присутствовать Старец ... как до этого Бес ...


***
пациент  убыл по приговору

Il disparu par le verdict

on peut le pardonnez .. , svp
ец ... как до этого Бес ...


Рецензии