О школе... и свободе

Конец учебного года постепенно наступает, поэтому я решил поделиться мыслями, которые считаю актуальными.

Так уж сложилось, что некоторые родители летом отправляют своих детей куда-нибудь в секцию, в лагерь, а то и вовсе... на "общественные работы". Якобы - чтобы дети не "болтались без дела". Якобы от этого все проблемы - что у детей слишком много свободного времени, вот они и начинают сумасбродить. Что, естественно, неправда. Дети отбиваются от рук не потому, что у них слишком много свободного времени; а, наоборот, потому что этого свободного времени... слишком мало. Или вы думаете, что отдавать значительную часть своей жизни школе, тратить внушительную часть дня на УМСТВЕННУЮ работу против собственной воли - это не стресс?.. Ну, знаете ли, с точки зрения ребёнка быть взрослым - тоже не стресс: учиться никто не заставляет, ты сам себе хозяин, сам выбираешь, чем заниматься и где работать! И потому нет никакого смысла употреблять алкоголь, пить антидепрессанты, ходить к психологу и прочее, и прочее! Улавливаете связь? Дети не знают, что значит быть взрослыми; а взрослые... забыли, что значит быть детьми. Человеческий мозг - не бездонная бочка; чем взрослее человек, тем хуже у него память, и тем "абстрактнее" он помнит прошлое. Ситуация усугубляется ностальгией по (в хорошем смысле) безответственному детству, ценность которого ТОГДА была не так очевидна. И вуаля: память о плохом притупляется, а о хорошем - сохраняется! Да, были какие-то плохие моменты, но теперь не так уж просто вспомнить, какие именно (уточню: психотравмы тут не учитываю; это отдельная тема!). В общем, именно такие люди начинают воспитывать собственных детей, не учитывая того, чего им самим не хватало в детстве. Т. е. свободы. Они осознали то, чего не ценили; но отказались от того, чего желали. Отчасти этому способствовала взрослая жизнь, оказавшаяся далеко не такой свободной, как воображалось в детстве; вот и пришлось на подсознательном уровне смириться с тем, что к свободе не так уж и надо стремиться. И даже больше - дескать, желание свободы способствует сумасбродству; а это уже совсем не есть хорошо! Ну, разве кто-то хочет, чтобы его дитя курило, распивало спиртное, а то и нюхало клей, занималось сексом, связывалось с плохой компанией и, в итоге, оказалось в полиции?! Нет! От жажды свободы сплошной вред, потому за детьми нужен глаз да глаз! Но, само собой, подобные родители не могут контролировать детей так часто, как хотелось бы, поэтому передают контроль другим. Вот вам и лагерь, и секция... Лишь бы чадо не болталось без дела. Но они не понимают: ограничения в свободе для человека, которому и так не хватает свободы, только ухудшают ситуацию. И, если вдруг такой ребёнок, которому даже вздохнуть не давали без присмотра, однажды бросится с балкона, возникнет искреннее недоумение:

"Мы же так старались этого не допустить! Что пошло не так?! Ах, ребёнок смотрел аниме... И, очевидно, впал в депрессию именно из-за просмотра аниме! Эх, недоглядели всё-таки."

Нет, вы только вдумайтесь в этот бред, в который на полном серьёзе верят некоторые! Депрессия возникает не из-за жизни в ПОДНЕВОЛЬНЫХ условиях, а из-за ДОБРОВОЛЬНОГО просмотра аниме! Да, связь же очевидна: человек делает то, что ХОЧЕТ, и впадает из-за этого в депрессию! (сарказм). Ну, а то, что это были ЛИШЬ драгоценные минуты свободы в мире, где почти ВСЁ приходится делать против воли, это, конечно, не учитывается. Ибо учесть это - означало бы признать за собой вину; а кому оно надо?.. Ни безмозглым родителям, вогнавшим ребёнка в депрессию, ни бездушному государству, создавшему первопричину проблемы - ущербную систему образования, учиться по которой, значит - страдать.

Выход лишь один - предоставить ребёнку больше свободы; ибо если пострадавшего от удара током лечить электрошоковой терапией - это тоже ничем хорошим не кончится! Конечно, может возникнуть вопрос: не обленится ли ребёнок, если не будет ничего делать? Ну, на самом деле лень, когда ребёнок отбивается от рук и из принципа не хочет ничего делать, - показательная (не путать с показной); это всего лишь проявление бунта против жизни в подневольных условиях. Если суть, которую я только что расписал, станет понятна и родителям, и детям, не будет ни шанса на то, что ребёнок вырастет ленивым и озлобленным. Человек - он тоже без деятельности не может; однако важно, чтобы от него не требовали больше, чем он готов дать.

А что касается секций, лагеря и прочего, то туда ребёнка нужно отдавать, только если он сам попросит. На этом всё.


Рецензии