От Сокольников до Парка
Наши годы длинные,
Мы друзья старинные,
Ты верна, как прежде, мне.
Леонид Утёсов (С). Песня старого извозчика.
15 мая 1935 года открыта первая ветка от Сокольников до Парка Культуры
…от Сокольников до Парка на метро...
В подземном мраморном дворце -11 километров двести метров первая линия.
Стены первых, да и не только первых, станций облицованы в дворцовом стиле: «Наше дело не только обследовать подземные храмы, но и создавать их для советских пассажиров»! Приписывается Кагановичу.
На Кольцевой линии каждая станция, через две минуты от предыдущей, уже свой отдельный зал музея подземного строительства. Плюс центральные станции – Маяковская с планерами, Кропоткинская с мраморными колоннами-светильниками, Арбатская, Площадь Революции с собакой пограничника…
Московский метрострой – отдельная тема. В 1931-м году началось строительство первой линии. Линию, подземную, клали поверху, между старыми домами. Часть зданий, не одних только развалюшек, пошла под снос – такое в 30-е годы прошлого века происходило запросто. Наверху остался «Дом с рюмкой» купца Филатова 1909-го года и многие другие, интересные своими жильцами и гостями.
Метростроевцы – совсем отдельная профессия. Династии в ней - с того же 1931-го. Из разных сёл целевым набором шли рабочие и инженеры. У них давно есть династии. На улице Метростроевской, до 1930-х, улице Остоженке, потом, опять, увы, Остоженке, в 2000-х. Парни из коммуналки на Метростроевской, бывшего доходного дома, пошли в МИСИ-мосты и тоннели, другие в МАДИ – проектировать поезда метрополитена. Сын Лысова Никанора Евграфовича из села под Вологдой, инженера с собственным автомобилем Москвич 401, Виктор, окончил МИСИ по специальности «мосты и тоннели».
Про тоннели - на самом деле на роскошно убранной станции основные затраты – проходка тоннеля и бетонные кольца, поддерживающие стены тоннеля. Под землёй текут подземные реки – плывуны. Облицуй стены чистым золотом – метро подорожает не сильно, процента на два.
Пишу, поскольку мой дед, ополченец – их не призывали в армию в Великую Отечественную, инженер Метростроя, Лохов Петр Петрович, погиб 8 марта 1942 года под Ржевом.
Отдельная уже профессия - машинист метро. У машинистов свои династии. Встретила на тренировке перед горным походом парня - подростка, рассказывавшего о деде – машинисте. Говорил, как говорил бы аристократ о своих предках – столбовых дворянах. Парни хотели получить высшее образование, но тут – а зачем оно? Главное – профессия. В пятнадцать лет уже так думает – уважаю.
Сначала московский метрополитен носил имя Кагановича, потом переименовали в метрополитен имени Ленина. Имя Ленина на многих и многих, не самых плохих, объектах - тоже история. Сейчас метро - транспорт для оперативного перемещения по Москве. Узнала недавно, что сине - серый поезд метро с рифлеными пластиковыми стенками вагона носит название ЕЖ-3 (ёжик), и кататься приходилось на еже.
Судя по тем отголоскам, которые можно найти в интернете и в бумажной прессе, метро в Москве как Ватикан в Риме, отдельное государство. А как же - полиция своя, прокуратура своя имеется. И на проходной нечто вроде пограничной службы, только талон вместо визы. А бывает ещё и невъездные граждане (под мухой могут и не пустить).
Осторожно, двери закрываются. Следующая станция Маяковская. Глубокого заложения. Чтобы подняться наверх, нужно сперва спуститься на эскалаторе ещё ниже. Поскольку Москва стоит не только на семи холмах, но и над плывунами (подземными речками), то довоенную (зелёную, Замоскваорецкую) линию метро приходилось замораживать. И в районе Маяковской стоит холодильное оборудование, удерживающее грунт от расползания по тоннелю.
Слышала по радио, что 1941-42 годах в метро родилось двести человек (матери спасались от налётов гитлеровцев под землёй). Интересно, признаются ли люди в этом?
Про легенды и тайны не писал только ленивый блогер: тайная ветка Сталина до дачи в Кунцево существует. А крыс размером с собаку в тоннеле нет – есть им там нечего.
И метро уже куда дальше первых одиннадцати километров растянулось. Сколько сейчас станций писать не буду – устареет число через полгода.
Моя привычка записывать в блокнот почти медицинским почерком в вагоне метро осталась. Еду и записываю, чтобы не забыть – планы на следующую встречу. Время экономит. Вагон трясётся, но, не сильно.
Только вот почерк… но память остаётся (студентам, готовившимся к экзаменам, может пригодиться, не каждый же будет машинистом московского, да и не только московского метро).
Но это уже совсем другая история.
Свидетельство о публикации №222052601137
Наше метро не устаёт удивлять,
и красотой и размахом. В Москве давно не был.
Но Питерское не менее грандиозно.
Василий Овчинников 12.07.2024 08:18 Заявить о нарушении
Елена.
Местиа-Тау 12.07.2024 15:12 Заявить о нарушении