К юбилею Службы защиты кораблей по ФП

 Научный Совет по комплексной проблеме «Гидрофизика» при Президиуме АН СССР

К середине 60-х годов прошлого века Советский Союз и США не только освоили строительство атомных кораблей с огромным ядерным боевым потенциалом, но и приобрели немалый опыт их эксплуатации. Это привело к тому, что перед военно-морскими силами данных государств, и в первую очередь перед их ПЛА с баллистическими ракетами, оснащенными ядерными боеголовками, были поставлены задачи стратегического масштаба. Последнее в свою очередь вывело проблему противолодочной борьбы, наряду с противоракетной и противовоздушной оборонами, на уровень общегосударственного значения. При этом зона борьбы с ПЛА стремительно расширилась и стала охватывать пространство от нескольких сотен метров в глубину морей и океанов до более чем сотни километров в космос, откуда осуществлялось слежение за подлодками с помощью космических аппаратов. В сложившейся тогда ситуации основным критерием превосходства подводного флота стала его способность действовать скрытно, а противолодочных сил и средств, в том числе подводных, осуществлять не обнаруживаемое противником слежение за его ПЛА, что обеспечивало возможность нанесения упреждающего удара.
В научном отношении проблема организации противолодочной борьбы требовала проведения глубоких и широкомасштабных исследований в областях физических процессов формирования гидроакустического и других физических полей, создаваемых ПЛА, а также в области океанологии и физики моря, гидроакустики и гидрологии, гидрофизических особенностей водных акваторий и др. Поэтому в те годы Академия наук СССР признала комплекс научных проблем, связанных с обеспечением противолодочной борьбы, приоритетным и достаточно наукоемким для привлечения к нему внимания ведущих научно исследовательских институтов и виднейших ученых государства. Для координации их деятельности с Военно-морским Флотом и судостроительной промышленностью по инициативе академика А.П.Александрова и Главнокомандующего ВМФ С.Г.Горшкова при президиуме АН СССР был создан Научный совет по физическим проблемам борьбы с подводными лодками, иначе называемый Научным советом по комплексной проблеме «Гидрофизика», или проще – Советом по «Гидрофизике».
Положение об этом совете было утверждено президентом АН СССР М.В.Келдышем в 1965 г. С его созданием сформировалось новое научное поле деятельности, где соединялось рассмотрение принципов общей физики, океанологии, многих технических наук, включая теорию корабля. Этот комплекс и принято называть современной гидрофизикой, основой которой стала классическая гидродинамика и учение о колебаниях и волнах.
Следует заметить, что наиболее оправданным представляется создание в дальнейшем подобных советов на стыках фундаментальных и прикладных исследований, которые отличаются размытостью и близостью границ между построением физико-математических моделей различных явлений и инженерно-техническими методиками, а также решениями по практическому использованию этих явлений.
В создании Совета по «Гидрофизике» значительную роль сыграли Морская физическая секция (в настоящее время Секция прикладных проблем РАН) и Совет по «Гидродинамике» подводных лодок. Дело в том, что стремлению кораблестроителей создать «невидимые» подводные лодки предшествовали огромные усилия, направленные на повышение скорости их подводного хода. Поэтому образованный главным образом для решения этой проблемы Совет по «Гидродинамике» был создан существенно раньше Совета по «Гидрофизике». И хотя оба совета обладали одинаковым статусом, но, как справедливо отмечает контр-адмирал А.К.Усыскин: «Научный Совет по «Гидрофизике» охватывал почти весь комплекс проблем, связанных со строительством ПЛА, и пользовался несравненно большим влиянием (чем по «Гидродинамике», авт.) в ВМФ и промышленности, и часто по научным проблемам строительства подводного флота выступал от имени Академии наук, на что получил санкцию президента академии».
С созданием Совета по «Гидрофизике» потребовалось найти компетентных и заинтересованных ученых и специалистов для формирования его состава и аппарата. К числу первых военных моряков, активно участвовавших в этом, следует отнести Е.М.Кухаркова, А.П.Сагоя на, А.К.Усыскина. Большое значение для становления совета имела поддержка со стороны академика М.В.Келдыша, а также то, что в течение 11 лет он возглавлялся А.П.Александровым, даже в бытность последнего президентом АН СССР. Именно эти годы остаются периодом наиболее плодотворной работы совета в интересах Военно-морского Флота, чему в значительной степени способствовали тесные деловые взаимоотношения между А.П.Александровым и С.Г.Горшковым, много сил отдававшим работе совета.
Небольшой аппарат Совета по «Гидрофизике» формировался из наиболее опытных офицеров ВМФ, ушедших в запас. В разные периоды в его состав входили известные на флоте и в научных организациях адмиралы и офицеры: А.К.Усыскин, В.М.Соловьев, Д.А.Гидаспов, Г.Ф.Надъярных, В. В. Коваленко, В. И. Чижевский, С. А. Барченков, Н.Г.Устинов, М.И.Лакшин, В.Ф.Гирко и др. С их помощью А.П.Александрову и возглавившему совет после него академику А.В.Гапонову-Грехову удалось обеспечить Совету по «Гидрофизике» огромный научный и организаторский потенциал. Он складывался из входивших в состав совета ведущих ученых и возглавляемых ими научных коллективов.
Вспоминая о деятельности Совета по Гидрофизике («Военное кораблестроение и атомная энергия» - Изд. РНЦ «Курчатовский институт», 1996 год) А.К.Усыскин пишет: «Научный Совет по гидрофизике был силен тремя сторонами своей деятельности:
– научной и научно-инженерной в силу того, что в его состав входили видные ученые и конструкторы академии Гапонов-Грехов, Ишлинский, Фролов, Бреховский, Бункин, Ковалев, Спасский, Ильичев, Савин, Христианович, Исанин, Белоцерковский;
– оперативно-тактическими и военно-географическими в силу того, что состав Совета входила группа влиятельных адмиралов и офицеров ВМФ – Котов, Новоселов, Буров, Филинович, Соломенко, Соловьев, Тынякин, Белышев, Будаев, Гидаспов, Пархоменко, возглавлявшаяся Сергеем Георгиевичем Горшковым;
– постоянным стремлением и успехам в укреплении научной и лабороторно-экспериментальной научной базы Академии наук, необходимой для решения научных проблем в интересах флота, в силу поддержки нужд Совета представителями военно-промышленного комплекса и планирующих органов.
Из числа ученых Академии наук повседневную организующую, ни с чем не сравнимую роль играли академики А.П.Александров и А.В.Гапонов-Грехов. Всегда проявляли интерес и принимали участие в решении отдельных научных проблем академики Е.П.Велихов, В.А.Котельников, А.Л.Яншин, Ю.А.Осипьян, В.Е.Соколов».
Известно, что успешное решение научно-технических проблем в значительной мере определяется их квалифицированной постановкой, которая сама по себе требует высокой научной компетентности. В этом отношении велика роль 1-го ЦНИИ МО и его сотрудников, участвующих в данной работе. Являясь главной научной базой военного кораблестроения, этот институт, пожалуй, ближе других подобных учреждений ВМФ находится к флоту. Его сотрудники, имевшие большой опыт эксплуатации и испытаний кораблей, не только хорошо знали достоинства и недостатки полученных тактико-технических характеристик новых кораблей, но и были способны грамотно определить пути дальнейшего совершенствования их боевых качеств. Постоянную связь совет поддерживал и с другими институтами ВМФ.
В формировании и выполнении программ и планов исследований под эгидой Совета по «Гидрофизике» участвовали многие видные ученые – военные моряки. Так, крупный вклад в это дело внес заместитель начальника 1-го Института академик контр-адмирал Н. С. Соломенко, около 40 лет прослуживший в данном институте. Из отраслевых институтов наиболее заметную роль в работе Совета по «Гидрофизике» играл также ЦНИИ им. А.Н.Крылова. Говоря же о вопросах скрытности подводных лодок по физическим полям, нужно сказать о секции № 6 совета, занимающейся данной проблемой, которую традиционно возглавляли крупные ученые из числа руководителей этого ЦНИИ. Эта секция – «Физические основы защиты и скрытности кораблей ВМФ» была образована решением рабочего бюро Научного совета АН СССР по комплексной проблеме «Гидрофизика» 27 января 1988 года. (Руководитель секции – д.т.н. Г.А.Хорошев, заместители руководителя – академик Н.Н.Исанин, д.т.н. В.Н.Пархоменко). В настоящее время ее работой руководит академик РАН, директор института В. М. Пашин. Существенный вклад в работу указанной секции внесли также ученые ЦНИИ: Г.А.Матвеев, Г.А.Хорошев, В.Е.Спиро, Э.Л.Мышинский, В.С.Иванов, Г.Н.Иванов, В.Т.Ляпунов, В.Н.Евсеев, С.В.Будрин и многие другие.
При этом нужно сказать, что по всем принципиальным вопросам, касающимся скрытности и защищенности кораблей, 1-й ЦНИИ МО и ЦНИИ им. А.Н.Крылова добивались единых позиций или достигали соглашений, не препятствующих реализации работ, направленных на внедрение передовых технологий в этой области.
Самым крупным из представленных в Совете по «Гидрофизике» академических институтов, ведущим исследования процессов, происходящих в Мировом океане, является Институт океанологии. Ученые этого института, возглавлявшегося длительное время членом-корреспондентом нынешней РАН А.С.Мониным, с использованием экспедиционных судов получили богатейший научный материал, который был использован в интересах обороны. Причем исследования института по мере исчерпывания параметров гидроакустических полей, как основных при идентификации подводных лодок, приобретают особые перспективы. Здесь ученые наиболее подготовлены к решению проблем гидрофизики и гидромеханики, связанных с движением объектов, создающих поля кильватерного следа в стратифицированной водной среде. В то же время этот институт внес весомый вклад и в области гидроакустики, особенно когда по инициативе Совета по «Гидрофизике» он был усилен отделом гидроакустики, сформированным за счет штатной численности Акустического института, переданного из Академии наук в Министерство судостроительной промышленности. Этот отдел возглавил академик Л.М.Бреховских, под руководством которого А.Л.Генкин, Ю.Ю.Житковский, Б.Ф.Курьянов и другие успешно развивали исследования по распространению звука в океане и разрабатывали донные приемники гидроакустических сигналов.
В составе институтов Академии наук, решающих физические проблемы борьбы с подводными лодками, определенное место занимал и Институт общей физики, где при помощи Совета по «Гидрофизике» была образована гидрофизическая лаборатория. Работы этого института непосредственно по тематике совета были начаты в 1980 г. и развивались по двум направлениям: гидроакустические исследования в северных морях и дистанционное зондирование океана и его поверхностного слоя микроволновыми и оптическими (лазерными) методами.
За истекшие годы в рамках первого направления была осуществлена серия натурных экспериментов, позволивших определить такие важные в прикладном отношении характеристики Баренцева моря, как затухание низкочастотных акустических сигналов на больших дистанциях, волноводная дисперсия, обратная реверберация, уровень естественных акустических шумов. Это послужило основой разработки принципов построения одной из разновидностей гидроакустических систем обнаружения подводных лодок. Работы по микроволновому зондированию Океана проводились как с борта самолетов («лазерных лабораторий»), так и с бортов судов и прибрежных платформ. Были разработаны и испытаны методики дистанционного измерения пространственных спектров морского волнения разных масштабов, созданы и испытаны лазерные флуориметры и батиметры. Эти работы в институте велись под руководством заведующего отделом волновых явлений академика Ф. В. Бункина и доктора физико-математических наук К.И.Воляка.
К числу институтов, деятельность которых координировалась Советом по «Гидрофизике», относится и Институт проблем механики, возглавляемый академиками А.Ю.Ишлинским и Д.М.Климовым. Работы в области механики в водной среде там курировал академик С.А.Христианович. В числе исследований, имевших наибольшее практическое значение, можно отметить разработки, выполненные под руководством профессора А.Л.Гольденвейзера лабораторией доктора физико-математических наук Г.Н.Чернышева. Учеными этой лаборатории в содружестве с учеными Института прикладной механики и математики Ростовского государственного университета (академик И.И.Ворович – руководитель, доктора технических наук А.С.Юдин и В.Г.Сафроненко, доктор физико- математических наук А.Я.Ционский) удалось установить связь между конструктивными особенностями корпусов подводных лодок и создаваемыми ими виброакустическими колебаниями. При этом Г.Н.Чернышев, кроме отмеченного, внес заметный теоретический вклад в разработку нетрадиционных конструктивных средств акустической защиты.
Большую научную деятельность по профилю Совета по «Гидрофизике » ведет, на первый взгляд, не имеющий прямого отношения к проблемам гидрофизики Институт машиноведения (директор – академик К.В.Фролов). В этом институте под руководством профессора М.Д.Генкина большой коллектив ученых несколько десятилетий плодотворно работал над проблемой улучшения гидроакустических характеристик механизмов, а также над созданием и внедрением активных систем подавления вибрации и шума.
Из других учреждений, без деятельности которых успешное решение научных проблем, стоящих перед Советом по «Гидрофизике», было бы невозможно, нельзя не упомянуть ВНИИФТРИ Госстандарта (создание специальных полигонов, оснащение их контрольно-измерительной и анализирующей аппаратурой), Вычислительный центр АН (работы по созданию физико-математической модели кильватерного следа ПЛ), Акустический институт, Морфизприбор и другие организации. И все же, не умаляя заслуг упомянутых выше организаций, следует признать, что наиболее заметный вклад в научный и особенно организаторский потенциал совета вносит Институт прикладной физики, возглавляемый академиком А.В.Гапоновым-Греховым. Если разработанные этим институтом теоретические основы и инженерные принципы построения систем дальнего гидроакустического обнаружения еще ждут своей реализации, то реализация его научного вклада в решение проблемы борьбы с подводными лодками не вызывает сомнений ни у нас, ни за рубежом.
Физические проблемы, возникающие при создании средств борьбы с подводными лодками, непосредственно затрагивают военное кораблестроение – его принципы проектирования и важнейшие качественные характеристики, закладываемые в перспективные подводные лодки. А потому Совет по «Гидрофизике» поддерживает непосредственную связь с проектными организациями. В этом плане трудно переоценить роль нынешних и бывших членов данного совета – академиков И.Д.Спасского, С.Н.Ковалева, С.Н.Исанина, генеральных конструкторов Г.Н.Чернышева, И.Л.Баранова, А.В.Кутейникова, Ю.Н.Кормилицина и других в создании нашего так называемого «Голубого пояса обороны».
Обращая внимание на многогранную деятельность Совета по «Гидрофизике», нельзя не отметить, что только благодаря его усилиям удается как ранее, так и сейчас концентрировать внимание на особенно актуальных проблемах борьбы за Океан. Одна из таких проблем – дальнейшее повышение скрытности ПЛА по гидроакустическому полю, снижение уровней их шумности – заслуживает особого внимания. Вряд ли найдется у нас морской офицер, который не знал бы имени основоположника атомного подводного флота США адмирала Н.Риковера, в то время как о заслугах в деле создания и совершенствования отечественного атомного подводного флота выдающихся наших адмиралов, к сожалению, известно немногое. Поэтому и приходится опираться на авторитет адмирала американского, который утверждал, что «создать малошумные подводные лодки труднее, чем сделать их атомными».
К слову сказать, решать проблему обесшумливания подводных лодок раньше других начали в Германии. И было это еще во Второй Мировой войне. Известно, что после Версальского договора Германии было запрещено строить подводные лодки. Однако и в этих условиях немецкие промышленники позаботились о сохранении наиболее квалифицированных и трудно восстанавливаемых кадров кораблестроителей, организовав для них на территории Голландии хорошо финансируемое проектно конструкторское бюро «ДЕШИМАГ». По-видимому, к числу таких кадров еще тогда относили специалистов в области обесшумливания подводных лодок, ибо на немецких ПЛ уже в 30-е годы предусматривалось широкое применение амортизации механизмов. Это, по оценкам специалистов, обеспечивало подводным лодкам 5–6 кратное преимущество в дальностях обнаружения целей с помощью шумопеленгаторов по сравнению с ПЛ, механизмы которых не амортизированы.
К сожалению, этому обстоятельству долгое время не уделяли должного внимания наши кораблестроители: до Великой Отечественной войны у нас лишь одна опытная ПЛ XII серии (М-92) имела полностью амортизированную энергетическую установку. Но и здесь, несмотря на достигнутые весьма хорошие результаты испытаний, полученный опыт установки механизмов на «мягкое» основание не был учтен при проектировании других ПЛ. В воюющей же фашистской Германии исследования и разработки в области акустической скрытности ПЛ продолжались, и новый шаг в этом деле связан с работами профессора Мейера и его сотрудников, создававших противогидролокационные покрытия и другие средства акустической защиты. Именно им немецкие подводные асы во многом обязаны своими тогдашними победами. Нас обратить внимание на жизненную потребность амортизации механизмов ПЛ заставил только опыт подводной войны на Балтике, причем уже в самом ее начале. В результате Балтийский завод получил заказ на соответствующую переделку фундаментов главных механизмов ПЛ, но такая переделка, да еще в условиях блокады, не могла дать эффект, адекватный строительству новых лодок в мирное время.
В послевоенный период соперничество между ВМФ СССР и ВМС США в борьбе за морское могущество во многом стало зависеть от достижений в деле акустической скрытности ракетных и многоцелевых атомных ПЛ, и нужно сказать, что в целом оно складывалось не в нашу пользу. Американские специалисты раньше наших в полной мере осознали значимость виброизолирующего эффекта амортизаторов, которыми оснастили уже «Наутилус», вступивший в состав ВМС в 1955 г. Первая же отечественная атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» вышла в море 1 января 1958 г., дав, как писали потом газетчики, на турбину пар без угля и мазута. К этому следует добавить и то, что в море она вышла не только без угля и мазута, но и без эффективных средств акустической защиты.
На последующих этапах строительства отечественного подводного флота в области акустической скрытности ставились задачи лишь по ликвидации отставания от ПЛА ВМС США. Но и при их решении было допущено немало промахов и ошибок, хотя каждый осознанный из таких неверных шагов, по существу, становился для нас шагом вперед. О работах и достижениях в этом направлении достаточно подробно уже говорилось на страницах «Морского сборника ». Поэтому отметим лишь, что трудности приходилось преодолевать на имеющейся производственной базе страны, хотя работы финансировались в объемах, которые для этого были необходимы, и за ними существовал жесткий контроль со стороны самых высоких партийно-государственных инстанций.
В те годы трудиться приходилось, не щадя сил и руководствуясь принципом, что «всякое задание покажется более легким, если выполнение его является неизбежным». Оглядываясь сегодня на то время, мы можем с уверенностью сказать, что сравняться с ВМС США в области акустической скрытности атомных ПЛ мог только мощный военно-промышленный комплекс, которым обладал СССР, и для успешного завершения этих работ оставались считанные годы. Однако общественно-экономические формации, создаваемые и существующие на основе жестких авторитарных режимов, не только не обладают длительной жизнеспособностью, прежде всего потому, что зависят от деятельности отдельных личностей, но даже не имеют достаточной инерционности для длительного периода распада. Поэтому стремительный развал СССР вызвал быстрое разрушение его мощного ВПК.
Не вызывает сомнения, что нынешней России нужны новые Вооруженные Силы. Незыблемым, однако, остается тот факт, что строиться они должны, как и всегда, на базе современных достижений науки и техники и что Военно-Морской Флот остается самым наукоемким их видом. Сейчас мы вновь переживаем переломный период реформирования, период, когда не столько достижения научно-технического прогресса, сколько общественно-политические и экономические обстоятельства требуют пересмотра принципов и программ строительства флота, причем в условиях до конца не сформированной военной доктрины. И все же без глубоких научных обоснований работа в рассматриваемом направлении представляется малоперспективной. Поэтому еще важнее становится роль научно-организаторского авторитета Совета по «Гидрофизике», концентрирующего усилия на узловых проблемах в данной области.
Следует заметить, что после нескольких лет спада в деятельности этого совета она вновь активизировалась. Так в мае 1996 года было проведено выездное заседание бюро совета и его секции № 6. Затем в ЦНИИ им. А. Н. Крылова в Санкт-Петербурге и на Научно-исследовательском испытательном полигоне 1-го ЦНИИ МО в г. Приморске представители более 15 организаций, включая центральный аппарат и институты ВМФ, научно-исследовательские центры РАН, предприятия судостроительной и машиностроительной промышленности, обсуждали пути решения проблемы скрытности подводных лодок на современном этапе и до 2020 г.
Наконец, постановлением президиума Российской академии наук 1 июля 1997 г. был определен новый состав Научного совета РАН по комплексной проблеме «Гидрофизика». После этого, в ноябре, состоялся пленум совета с повесткой дня «Состояние и перспективы реализации комплексной целевой программы «Безопасность». Окончательное же решение о порядке внедрения предложений и рекомендаций, выработанных в течение 1997 г., принято Научно-техническим советом начальника вооружения ВС РФ в I квартале 1998 г. В его подготовке активно участвовали более 10 адмиралов и офицеров – членов Совета по «Гидрофизике», находящихся в рядах ВМФ. Таким образом, можно сказать, что Научный совет РАН по комплексной проблеме «Гидрофизика» по-прежнему сохраняет свою роль, оставаясь не только научным, но и нравственным центром российских ученых, не равнодушных к судьбе отечественного Военно-Морского Флота.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Пархоменко В.Н. «Решая проблему шумности атомных ПЛ». – Морской сборник, 1993. № 2;
2. Пархоменко В.Н «На страже децибелов». – Морской сборник, 1996. № 6.


Рецензии