Беседы по душам

  Погода в начале сентября была по-летнему теплой. Серебристые тонкие паутинки переливались в лучах солнца и подрагивали от нежных дуновений ветерка. Возле добротного деревянного дома с красивым резным крыльцом и замысловатыми наличниками, устроившись на лавочке, сидели бабушка и внучка. Бабушка вязала что- то большое из пушистых ниток, а девочка внимательно читала. Закрыв прочитанную книгу и поправив растрепавшиеся кудри, девочка задумчиво спросила:
- Долго тебе еще вязать эту шаль?
- Нет, уже недолго. Вот этот клубок закончится и готово, – спокойно и ласково ответила пожилая женщина, глядя на внучку поверх очков. А, что ты спрашиваешь? Что-то придумала сделать?
- Я-то? Ну да! Только сначала хочу тебе рассказать кое-что. Сегодня, когда я ночью спала, я была в далеком-предалеком месте. Все это место так и называли – Местечко. Там была большая река и много цветов.  Я видела огромное дерево, возле которого сидел старенький дедушка в большой шляпе. Он ждал меня там. Вот подошла я к нему, а он встал, и, улыбнувшись, подарил мне шкатулку. Я хотела ее открыть, но он не разрешил, рукой вот так остановил меня. Девочка показала, как было во сне. Он был чем-то похож на тебя, представляешь? - задумчиво сказала не по годам серьезная девочка.
- Чем же он был на меня похож? - поинтересовалась бабушка, продолжая бойко работать спицами.
- Ну он какой-то был родной. Только я его забыла, что ли. Вот у него тоже такой нос был, только побольше и такая же улыбка как у тебя. А еще он сказал, что он всегда со мной рядом, потому что мы с ним одного дерева ветки. Разве бывает такое, а? - нагнувшись и стараясь увидеть лицо бабушки, спросила девочка. Как такое может быть?
- Да, интересный твой сон, Милочка! А, не помнишь, как звали того дедушку? Не называли его там по имени?
Нет, не называли, но он сказал, что его зовут также, как и того, который дал нам всем жизнь. Вот думаю теперь, кто же это?
- Может быть это был мой отец – Эфраим? Его звали также, как и младшего сына Иосифа, помнишь, я рассказывала тебе историю из Ветхого Завета? Так вот от того Эфраима пошел род одного из двенадцати колен Израилевых. Учись рассуждать логично, ты уже взрослая. Почти все в жизни поддается логическому объяснению. Вот и в этом случае, рассуждение, с опорой на знание из Мудрой книги помогает понять и разгадать загадку. Ты молодец, что запомнила слова, услышанные во сне.
- А, что такое- «Местечко»? Разве так называют города и деревни?
- Почему же не называют, называют, конечно. Вот мои родители, когда были совсем маленькими, как раз и переехали в эти края из Местечка. Так раньше назывались многие поселения, в которых разрешалось жить евреям. Так было заведено в России. И, знаешь, даже если бы кто сильно захотел уехать оттуда, он бы не смог. Нельзя было. Запрещено было царем. Называлось это чертой оседлости. А вот когда царь приказывал войска пополнить воинами, тогда забирали из еврейских семей мальчиков для обучения военному делу, называлось это «забрать в кантонисты». Увозили ребят и больше их не могли увидеть ни родители, ни знакомые целые двадцать пять лет, а то и вовсе никогда. Для таких мальчишек сложной была жизнь в казарме в муштре, наказаниях и подчинении. Тяжелая эта история, детка!
А, зачем тогда ты ее мне рассказываешь, если она такая тяжелая? – поинтересовалась девочка, задумчиво глядя в даль.
- Рассказываю, потому что мой отец был сыном вот такого кантониста. Когда мой дедушка отслужил в царской армии, ему разрешили поселиться в любом месте, а не только в Местечке. А вот отец мой уже смог закрепиться здесь в этих благодатных и спокойных Сурских местах. Теперь мы тут все и живем.
- Интересно, что такого хотел мне рассказать во сне твой папа? Может быть он просто так мне приснился? – рассуждала вслух девочка.
- Может, просто так, а, может быть, предупредить тебя хотел о чем-то. Главное запомни, дорогая, что смысл любого сна зависит от того, как ты его истолкуешь. Про то и в Талмуде написано, что следует проявлять осторожность и никогда не говорить о виденном сне, что он плохой. Только праведникам посылают с небес плохие сны, чтобы они смогли глубже задуматься о своем пути и еще больше приблизиться к Творцу. Запомни такие слова: «Силен Господь в выси, пребывает в доблести. Ты мир и Имя Твое «Мир». Да будет воля Твоя дать нам мир!» - сказала бабушка, внимательно глядя на внучку. Эти слова помни и говори тогда, когда тебе понадобится поддержка и помощь. Мала ты еще, чтобы тебе посылались сны для раздумий о твоем будущем жизненном пути. Поэтому, скажи сейчас: «Хороший сон я видела» и тебя отпустит эта мысль.  Девочке понравилось предложение бабушки и на душе стало снова радостно и весело.
День клонился к вечеру, солнце - к закату. Довязанная шаль была красивой и большой. Развернув ее на всю ширину, бабушка показала внучке на просвет замысловатые узоры.
- Вот какая вещица получилась из обычных ниток! - восхищенно произнесла девочка, едва касаясь ажурной шали. Когда-нибудь я также сумею.
- Каждому - свое. Кто шали из ниток вяжет, кто сети плетет, а кто-то, словом владея, может создать мудрое литературное или музыкальное произведение. Порой книга может на помощь прийти страждущему и сомневающемуся. Так что раз уж ты полюбила слово, старайся учиться хорошенько и с интересом, чтобы знать много важного и нужного. Хорошо детка, в голове своей глубокие знания иметь и с другими, когда понадобится, поделиться. В этом и предназначение разумного человека – получение и обмен знаниями.
 Внучка внимательно слушала и старалась запомнить каждое слово мудрой бабушки, бывшей когда-то одной из лучших гимназисток Сердобольской женской гимназии прекрасного и тихого города Пензы.

26.05.2022, Санкт-Петербург 


Рецензии
Приветствую Вас, Людмила!
Хорошую беседу бабушки и внучки Вы написали.
Она и назидательная, и поучительная.
Не всем снятся вещие сны. А всяк человек чему-нибудь научается:
шали вязать или сети. А некоторые словом владеют. Для этого надо хорошо учиться! Так, рассуждая о сне девочки, ненавязчиво провела полезную беседу
бывшая гимназистка женской гимназии. Автору спасибо, что записала!
Всего доброго!
Василий.

Василий Храмцов   27.05.2022 12:44     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Василий! Вспоминаю вот своё детство все чаще. Какое было чудесное время!

Людмила Лазебная   27.05.2022 14:04   Заявить о нарушении